«Робинзонада» маленького героя». Обобщающий урок по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Интегрированный урок: литература. география, ОБЖ. Класс заранее поделен на 4 группы, у каждой группы свое домашнее задание. Это своеобразный урок-путешествие. В процессе урока происходит создание одноименной газеты. Изученный материал прикрепляется к листу ватмана, на котором уже заранее написан заголовок. А памятки по ОБЖ последняя группа готовит и не только прикрепляет материал на лист ватмана, но и раздает всем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.p.astafev.docx | 43.58 КБ |
59.pptx | 593.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Робинзонада» маленького героя». Обобщающий урок по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
План-конспект урока
Тема : «Робинзонада» маленького героя».
Обобщающий урок по рассказу В. П.Астафьева «Васюткино озеро»
Цели урока :
Обучающие: Расширить кругозор учащихся о биографии В. П. Астафьева, пробудить интерес к его творческой личности ; формировать навыки работы с ИКТ;
Развивающие: Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивать навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Задачи урока:
Обучающие: Обобщение знаний учащихся по прочитанному произведению; формирование умения работать с текстом и дополнительной литературой.
Развивающие: Развитие речи и творческих способностей учащихся
Воспитательные: Воспитание лучших человеческих качеств характера, как твердость духа, бережное отношение к природе, коллективизм.
Тип урока:
Урок обобщения знаний
Оборудование урока:
Слайдовая презентация, демонстрационный материал по географии, буклеты с памятками, кроссворды, тесты, учебники.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и целей урока. Слово учителя о форме проведения урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П.Астафьевым и с главным героем рассказа «Васюткино озеро» - Васюткой. Природа… Какая она? Какие отношения между природой и людьми? Георгий Скребицкий писал: «Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?»
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы пройдем Васюткиными тропками, от опушки Биографов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Спасателей, выйдем на просеку Юных натуралистов и, возможно, доберемся до берега Успеха. На группы разделились заранее. 1-ая группа – это биографы. 2-ая – литераторы, 3-я – юннаты и 4-я – спасатели. Каждая группа получила задание на дом. Вы должны продемонстрировать выполненную работу. А итогом нашей с вами работы будет создание газеты «Робинзонада» маленького героя». Итак, в путь, к знаниям.
3.Основная часть урока
Первый привал: «Опушка Биографов»
( вопросы и задания по биографии писателя)
-Учитель: Таких людей, как В. П. Астафьев, называют совестью нации. Это был чуткий, честный, непримиримый ко лжи и ко злу человек. Вы прочитали о нем в учебнике литературы, а вот чтобы лучше познакомиться нам с этим писателем, мы сделаем первый привал на «Опушке Биографов» и послушаем, что они нам расскажут.
- Что вы отыскали в архивных «закромах» о писателе и о его творчестве? (выступление биографов).
Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга. Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать, Лидия Ильинична, которую он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено одинокое сиротское детство. Довелось Астафьеву быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.
За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.
Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий». В качестве литературного сотрудника газеты он много разъезжает по краю, много видит. За четыре года работы в «Чусовом рабочем» В. Астафьев пишет более сотни корреспонденции, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, из которых и составляет две первые книги: «До будущей весны» (1953г.) и «Огоньки» (1955г.), а потом задумывает роман «Тают снега», который пишет более двух лет. За это время В. Астафьев издает две книги для детей ( «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот»). Печатает очерки и рассказы, которые в периодике встретили положительный отклик. Видимо, эти годы и надо считать началом профессиональной писательской деятельности В.П.Астафьева.
В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом. Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь - леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».
К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Произведения, созданные Астафьевым, хорошо известны. Это рассказы и повести "Перевал", "Стародуб", "Кража", "Звездопад", "Пастух и пастушка", "Последний поклон". Настоящим событием в литературе стало повествование в рассказах "Царь-рыба" и роман «Прокляты и убиты». Всего он создал 373 произведения о войне, о мире, о детях, о природе, и каждое из них пропитано радостной музыкой человеческой души.
В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П. Астафьева. Благодаря его усилиям в Красноярске создан литературный музей, там же В.П. Астафьеву поставлен памятник.
Слово учителя: Многие книги писателя посвящены детству. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении характера. А как вы понимаете, ребята, что значит «рассказы автобиографичны»? ( это значит, что в основе этих рассказов биография самого писателя. Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора). Вы правы, ребята. Детские воспоминания эти дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек. Перед нами рассказ «Васюткино озеро». Рассказ прочитан. Понравился ли он? А какова история его создания? Давайте заглянем на стр. учебника и прочитаем. (Читаем историю создания рассказа в учебнике).
Учитель: Ну что же, ребята, биографы прикрепляют информацию о писателе и об истории создания рассказа «Васюткино озеро» в газету, мы же отправляемся дальше. Скажите, что больше всего вам запомнилось в рассказе «Васюткино озеро»? ( ответы детей). Я вижу, что вы хорошо прочитали рассказ. Пора делать второй привал на «Поляне Литераторов». И сейчас мы узнаем, кто же из вас самый внимательный читатель. Литераторы подготовили для вас вопросы по содержанию рассказа. Ответы надо дать с использованием цитат из произведения.
Посмотрим, кто получит больше фишек за правильные ответы.
Второй привал: «Поляна литераторов»
(вопросы по содержанию рассказа. Ответы даются с использованием цитат из произведения)
Викторина «Кто самый внимательный читатель?»
- На какой реке происходили события?
- Почему стала плохо ловиться рыба?
-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
-Чем снабжал Васютка рыбаков?
-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
-Какую птицу первой увидел мальчик?
-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
-Когда Васютка понял, что заблудился?
-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
-Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он выстрелил в воздух?
-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
-Как Васютка выбрался к реке?
-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
Учитель: Спасибо литераторам. Ну что же, молодцы все, однако самым внимательным читателем признается … А теперь скажите, когда вы читали, встретились ли вам в рассказе непонятные слова? Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
Учитель: Вы действительно внимательно читали. Молодцы. И мы отправляемся дальше. Наш путь будет проходить через лес. (Слайд 10, 11, 12) Ой, смотрите, да это же не просто лес. Это настоящая тайга, совсем такая, в которой заблудился Васютка. А чем отличается простой лес от тайги, знаете? (ответы детей).
Третий привал «Юннаты» Мы добрались до просеки Юных натуралистов!
- В какой книге можно узнать лексическое значение слова «Тайга»? (Работа со словарем Ожегова)
Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:
“Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.
Учитель:
- Расскажите о тайге как о природной зоне России.
-Найдите описание тайги в тексте. (Стр. 129).Выразительно прочитайте. Какое описание дает более точное представление о тайге?
- Расскажите об обитателях тайги.
- Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 120 по тексту).
- Что вы знаете о реке Енисей?
- Расскажите об обитателях тайги.
- Страшна ли Заполярная тайга зверьем? (Стр. 127)
(Учащиеся сопровождают свой ответ показом слайдов, выполненных самостоятельно).
Учитель: Ну что же, я думаю, вы узнали о тайге и о ее обитателях много интересного. Группа юннатов прикрепляет найденную ими информацию к газете, а мы отправляемся дальше. А знаете ли вы, как вести себя в лесу, что нужно делать, если ты заблудился, как разводить костер? Обо всем об этом нам расскажут Спасатели. Нас ждет четвертый привал.
Эта группа изготовила буклеты с памятками:
«Советы идущему в лес»
«Если ты заблудился»
«Как вести себя в лесу»
«Как разводить костер»
Учитель: Спасатели прикрепляют памятки в газету, а наша экскурсия подошла к концу. Мы завершили свою плодотворную работу. Как я уже говорила, итогом нашей с вами работы будет создание газеты «Робинзонада» маленького героя». Газета создана, значит, с поставленной задачей мы с вами справились. Осталось записать домашнее задание: ответить на вопрос : «Чему я научился у главного героя?»
Приложение 1
Река Енисей - это природная граница между Восточной и Западной Сибирью. На левом берегу заканчиваются западносибирские равнины, а на правом начинается горная тайга. С этим связана резкая несимметричность его берегов. Правый берег выше левого больше чем в 5 раз. На протяжении своего течения от истока до устья Енисей пересекает все климатические зоны Сибири. Поэтому, в его верховьях можно встретить верблюдов, а спустившись вниз по течению к Океану – белых медведей.
Длина реки: 3 487 км, если считать от истоков Малого Енисея - то 4 102 км, от истоков Большого Енисея — 4 092 км. Длина водного пути: Идэр — Селенга — озеро Байкал — Ангара — Енисей составляет 5075 км. С этим фактом связаны споры о том считать ли Ангару притоком Енисея или наоборот. Площадь бассейна водосбора: 2 580 000 кв. км.
Где протекает: Река Енисей берет начало в месте слияния рек Малый Енисей и Большой Енисей. Река протекает по территории Монголии (Малый Енисей), Тувы, Красноярского края, Таймырского автономного округа и впадает в Карское море Северного Ледовитого океана.
Главные Притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска - все три являются правыми притоками. Вообще, правые притоки Енисея доминируют над левыми как по количеству приносимой воды, так и по площади водосбора, что связано с несимметричностью берегов.
Биологические ресурсы, обитатели: в Енисее водится большое количество рыбы. Наиболее важные для рыбной промышленности это: стерлядь, нельма, муксун, осетр, белуга (наиболее часто попадается в устье и куда реже в среднем течении).
Интересные факты:
1)В месте слияния Большого и Малого Енисеев расположен географический центр Азии;
2) В 2002-2007 годах был разрушен и здан в металлолом уникальный мост через реку в Красноярске, построенный еще в 1985 году. И это при том, что ЮНЕСКО назвало его «вершиной человеческой инженерной мысли».
3) В литературе Енисей часто упоминается как символ загадочного края, каторги и ссылки.
Вот что пишет Н.А. Некрасов:
«…Луна плыла среди небес
Без блеска, без лучей,
Налево был угрюмый лес,
Направо — Енисей. …»
Приложение 2
Тайга, природная зона, простирается на территории Евразии с запада на восток на 7 тыс. километров, а в Северной Америке – на 5 тыс. километров. Российская тайга является самой большой по площади ландшафтной зоной страны. Она начала формироваться задолго до наступления ледников. Климат ее отличается очень холодной зимой и достаточно прохладным летом. В этой природной зоне выпадает большое количество осадков. Почвы в тайге подзолистые и мерзлотно-таежные. Все эти условия благоприятствуют произрастанию хвойных деревьев. На европейской территории России в тайге растут ель, пихта, сосна, кедр. Это – темнохвойные леса. Травянистый покров здесь нельзя назвать богатым: в основном представлены ягодные кустарники – голубика, черника, брусника. В светлохвойной тайге Восточной Сибири растут ель, лиственница и низкорослые деревья (ольха, полярная ива, полярная береза), ягодные кустарники. На Дальнем Востоке тайга преимущественно лиственничная, редкостойная.
По сравнению с тундрой животный мир тайги более разнообразен. В ней можно встретить рысь, бурундуков, росомаху, соболя, зайца, бурозубку. Тайга с древних времен была местом добычи пушнины. Здесь обитают и некоторые представители копытных животных: лоси, благородные и северные олени, косули. Из грызунов в тайге живут мыши, полевки, различные виды белок. Разнообразен таежный мир пернатых: здесь можно встретить глухаря, кедровку, клеста, рябчика. Климатические условия тайги для животных достаточно благоприятны. Здесь обитает самое большое количество пушных зверей в мире. В холодное время года снижается активность животных, потому что многие из них впадают в спячку.
Тайга России, а именно таежные массивы Сибири по праву считаются зелеными «легкими» планеты: эти леса поддерживают углеродный и кислородный баланс нижнего слоя атмосферы. Поэтому здесь создают национальные парки и заповедники, чтобы иметь возможность досконально изучить уникальную флору и фауну этой природной зоны. Тайга является источником древесины. Кроме этого, в ней сосредоточены многочисленные месторождения полезных ископаемых, необходимых человеку – угля, газа, нефти.
Памятка № 3 «Как разводить костер»
- Найдите подходящее место для разведения костра: открытое, но защищенное от ветра.
- Приготовьте растопку для костра, собрав сухие ветки и хворост диаметром до 3 см, бересту, сухой мох или древесные стружки. В качестве растопочного материала идеально использовать сухие еловые ветки.
- Снимите с земли слой дерна с помощью лопаты или топора, если вокруг нет старых кострищ или уже вытоптанных площадок.
- Отнесите на безопасное расстояние от костра все, что может легко загореться: сухую траву, листья, ветки и хвою. Сложите мелкий хворост шалашиком, уложите под него подготовленную растопку и подожгите ее. Поверх мелкого хвороста положите более крупный и другие дрова, представляющие собой поленца, диаметр которых превышает 3 см.
- Соорудите прикрытие, чтобы разжечь костер в дождливую погоду. При сильном дожде или ветре старайтесь укладывать растопочный материал как можно плотнее.
Памятка «Как вести себя в лесу». - В лес дети ходят только в сопровождении взрослых.
- Костѐр разводят только взрослые, они же готовят и обед.
- Дети играют только на поляне, играть около костра опасно.
- В лесу не ломать веток, не рвать цветов, трав.
- Не разорять птичьих гнѐзд, не брать из гнезда птенцов
- Осторожно вести себя на берегу ручья и у озера.
- Убирать после себя мусор: бумагу сжигать на костре, а банки и бутылки класть в ящики для мусора.
- Костѐр заливать водой или засыпать песком .
- Помни! После тебя на этом месте будут отдыхать другие люди.
4.Проверка знаний
-В завершение нашего путешествия вы проверите свои знания содержания произведения
1.Жанр произведения
А) рассказ;
Б) повесть;
В) сказка-быль.
2. В основе произведения лежит:
А) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
Б) изображение природы Сибири;
В) повествование о приключениях героя.
3. Васютка бродил по лесу:
А) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
Б) выполняя поручение отца;
В) ради удовольствия
4. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
А) тетерев;
Б) глухарь;
В) кедровка.
5. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
А) горько плакал;
Б) запаниковал;
В) решил не сдаваться.
6. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
А) в озере есть водоворот;
Б) озеро проточное;
В) ветер принесёт непогоду.
7. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
А) речка;
Б) болото;
В) озеро.
8. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
А) его заметили с бота;
Б) его не заметили с бота;
В) он был очень рад рыбакам.
9. Родные Васютки:
А) были уверены в том, что он сам найдется
Б) потеряли надежду найти его;
В) продолжали искать и надеяться.
10. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
А) богатейшей флоре и фауне;
Б) теплой осенней погоде;
В) умениям и навыкам таежного жителя.
11. Найдя озеро, Васютка:
А) стал известным на всю страну;
Б) зазнался;
В) принес пользу стране.
12. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
А) «С тайгой надо дружить!»;
Б) «Тайга хлипких не любит!»;
В) «В тайге одному делать нечего!».
Самопроверка и самооценка
Проверь и оцени себя
1-а 2-в 3- а 4-б 5- в 6- б 7-а 8-а 9-в 10- в 11-в 12- в
«5» - 12 б. «4» - 8- 11 б, «3» - 7б
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Может быть, главное очарование почти всех произведений Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), работавшего в разных жанрах, от рассказов для детей вроде «Васюткина озера» (1956) до лиро-эпического романа «Прокляты и убиты» (1992-1994) или «Последнего поклона» (1958-1978), эпохального полотна о своем детстве и родовом древе, в сущности романа, «притворившегося» мемуарами, - в том, что он угадал обостренное ожидание читателя, утомленного беллетристикой и журнализмом, предельно исповедального страстного Слова. И при этом слова, тесно смыкающегося с автобиографией художника. В.А.Чалмаев
Сибирь – родина В.П. Астафьева
Овсянка – родное село писателя
Скульптор В.М.Клыков и писатели В.П.Астафьев и В.И.Белов близ Новгорода. 1988 г.
«Царь-рыба» Памятник писателю возле автодороги Красноярск - Абакан
Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Составление и запись композиционного плана рассказа Экспозиция: Рассуждение об озерах и их названиях. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия: Страх и отчаяние Васютки. Решительные действия по своему спасению. Просвет в пути. Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка: Васютка дома. Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
Выводы 1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро. Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. «С памятью – к памяти». 2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.
Домашнее задание Выбрать в тексте эпизоды, описывающие общение взрослых или Васютки с миром природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Конструкт урокаПредметлитератураКласс5Тип урокакомбинированныйТема урокаВ.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. Цель урокаОбучение анализу прозаического текста, развитие нав...
Процесс формирования характера ( заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Урок по рассказу В.П. Астафьева является заключительным. Его можно провести как интегрированный с уроком ОБЖ....
Методическая разработка урока по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
Конспект урока по теме "Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Самоанализ урока....
конспект урока по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Урок - мастерская по рассказу В. П. Астафьева " Васюткино озеро"....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...
Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""
Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-v-tayge-glavnogo-geroya-rasskaza-vp-astafeva-vasyutkino-ozero-konspekt-uroka-prezentatsiya.html...
Презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"...