Методическая разработка урока по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Самоанализ урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
«Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Цель урока:
- Познакомить учащихся с историей создания и сюжетом рассказа
- Показать, как раскрывается характер главного героя в экстремальной ситуации
- Формирование навыка составления сиквейна
- Показать творческие работы учащихся (рисунки) в форме презентации
Учитель делит класс на 3 группы
- Задания и вопросы для класса:
- Расскажите об истории создания рассказа
- Что произошло с главным героем? (Васютка заблудился в тайге)
- Сформулируйте проблемные вопросы, на которые мы должны ответить, исходя из того, что Васютка заблудился в тайге
Вопросы учащихся:
- Как Васютка выбрался из тайги?
- Почему Васютка не погиб?
- Как мальчик выжил в тайге?
Учитель:
- На сколько частей можно разделить рассказ? (на 3 части)
- Обозначьте начало и конец каждой части
(1часть – Васютка собирается в тайгу – Васютка понимает, что заблудился;
2 часть – Первая ночь в тайге – Васютка нашёл озеро;
3 часть – Путь от озера к Енисею – Васютка показывает путь к озеру)
Учитель:
1 группа учащихся составляет вопросы по 1 части текста
2 группа учащихся составляет вопросы по 2 части текста
3 группа учащихся составляет вопросы по 3 части текста
Учащиеся озвучивают вопросы и отвечают на них
Вопросы 1 группы:
- Почему приуныли рыбаки из бригады Шадрина?
- Как Васютка собирался в тайгу?
- Как Васютка охотился на глухаря?
- Как мальчик осознал, что заблудился?
Вопросы 2 группы:
- Как Васютка пережил первую ночь в тайге?
- Как мальчик определил, в какую сторону ему идти?
- Как главный герой вышел к озеру?
Вопросы 3 группы:
- Как Васютка действовал, когда обнаружил озеро?
- Расскажите о пути Васютки к Енисею
- Расскажите о спасении Васютки
- Как мальчика встретили дома?
Учитель:
- Как раскрывается характер Васютки, когда мальчик понимает, что заблудился? (самостоятельный; знает жизнь леса; знает, как определить стороны света, найти по типу леса реку, понять проточный характер озера, выбрать направление выхода из тайги в тундру, предсказать погоду на завтра; умеет развести огонь, подстрелить и запечь птицу, подготовить ночлег, экономить заряды, хлеб, добывать кедровые орехи)
Учитель:
- Составьте сиквейн о Васютке
Сиквейн 1 группы
Главный герой
Самостоятельный, умный
Выживал, охотился, готовил
Именем Васютки названо озеро
Сиквейн 2 группы
Главный герой
Отважный, самостоятельный
Бродил, искал, выживал
Васютка пытался найти выход из тайги
Сиквейн 3 группы
Главный герой
Храбрый, самостоятельный
Не растерялся, собрался, выбрался
Васютка знает таёжные законы
Учитель:
- Ответьте на главный вопрос, поставленный в начале урока (Почему Васютка не погиб в тайге?)
1. Васютка не погиб в тайге, потому что знал таёжные законы
2. Васютка вспомнил закон тайги: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»
3. Васютка использовал навыки, полученные в общении со взрослыми
4. Смекалка, сноровка, вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях
Просмотр творческих работу (рисунков) учащихся в форме презентации
Викторина для учащихся по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(вопросы подготовлены ученицей)
- Сколько лет Васютке?
- Как звали отца Васютки?
- Что собирал Васютка в тайге?
- На кого охотился Васютка?
- Как звали собаку Васютки?
- Что такое затесь?
- Кого мечтал увидеть Васютка, когда укладывался спать?
- Сколько пароходов проплыло перед Васюткой, перед тем, как его забрали на бот?
- Что такое Енисей?
- Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?
Домашнее задание: написать отзыв о рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Самоанализ урока литературы Курышовой Е. В.
Данный урок проводился в 5в классе. В классе 26 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе Коровиной В. Я.
Тема урока «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Цели урока реализовала через следующие аспекты:
- Образовательный: формирование представления о понятии «характер героя»
- Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
- Воспитательный: привитие любви к родине и природе; формирование нравственно-этических понятий
Использовала на уроке презентацию, рисунки детей.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Осуществляла данные подходы:
- Текстоориентированный (выбор эпизодов, характеризующих героя)
- Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
- Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)
Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (пословица). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод, применяя познавательные УУД. При формулировке целей урока учениками - регулятивные УУД.
На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического мышления.
На уроке проводилась работа в группах как важный аспект развития коммуникативных УУД.
При работе с произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, характеристика главного героя, поиск языковых средств.
На заключительном этапе урока письменный мини-вывод (сиквейн) способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД. Викторинные вопросы использовала как метод эмоционального стимулирования.
Поставленные цели удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»
Урок по рассказу А.Куприна. Мы познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...
Методическая разработка урока по рассказам В.Набокова
Урок литературы в 11 классе...
«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…» Методическая разработка урока по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"
«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…»Урок литературы, 9 класс...
Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"
В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"...
Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"
В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"...
Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»
Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....
Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"
Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора, особенности личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...