конспект открытого урока по теме "Загадка русской души в рассказе И.А.Бунина "Птицы небесные""
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Чулковская ООШ
Конспект открытого урока литературы по рассказу И.А.Бунина «Птицы небесные». 9 класс.
Учитель: Стрелова И.В.
Тема: « Загадка русской души в рассказе И.А.Бунина «Птицы небесные»»
Задача: помочь ученикам понять, в чём загадка души русского человека, какова идея рассказа
Цели:
1. Побудить учеников вслед за автором осмыслить нравственные ценности жизни.
2. Продолжить работу по развитию критического мышления в работе с текстом.
3. Помочь ученикам понять смысл названия, проследить средства раскрытия характеров, провести сравнительную характеристику главных героев, выявить авторскую позицию.
УМК: программа под ред. Г.И.Беленького, учебник – практикум и хрестоматия по этой программе М.: Мнемозина, 2011
Оборудование: проектор, экран и ноутбук для показа презентации
Раздаточный материал: памятки для написания синквейна и эссе, заготовки кластера на листах
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии: развитие критического мышления, ИКТ
Приёмы: чтение с пометами инсерта, составление таблицы «З…Х…У…», использование «тонких» вопросов, составление синквейна, завершение готового кластера
Ход урока
Стадия вызова (слайд 1)
Слово учителя: сегодняшний урок по рассказу Бунина «Птицы небесные» - часть более широкой темы («Загадка русской души в рассказах И.А.Бунина «Косцы», «Сверчок», «Птицы небесные», «Молодость и старость» »). Рассказы «Сверчок» и «Косцы» мы читали в 8 классе. Давайте вспомним, о чём они и что хотел сказать в них автор.
- ответы учеников
Учитель: - итак, тщедушный Сверчок поразил нас огромной внутренней силой, которая шла от любви, долга, привязанности и самоотречения. Косари – радостью труда, гармонией слияния с природой, бескорыстной любовью к Родине. Сейчас мы будем говорить о рассказе «Птицы небесные». Как вы думаете, есть в нём своя загадка?
- ответ учеников
Учитель: - что является целью нашего урока?
- ответ учеников
Учитель: зачитываю слова литературоведа Ю.Мальцева из учебника (стр.286-287) – « непонятное равнодушие к смерти русского человека». Слайд 2.
Стадия осмысления содержания.
Накануне урока было дано домашнее задание:
- прочитать рассказ с пометами инсерта, обратить внимание на детали, повторяющиеся слова, смыслонесущие фразы;
- заготовить «тонкие» вопросы, начертить в тетрадях таблицу «З…Х…У», заполнив 1 и 2 графы;
- индивидуальные задания: одному ученику – смысл выражения «птицы небесные», другому – значение слова « блаженный».
Учитель:
прошу зачитать 1 ученицу, что она написала в графу «Знаю», другую – в графу «Хочу узнать», третьей предлагаю задать четвёртой «тонкие» вопросы по рассказу.
Учитель: давайте попробуем разобраться в поступках героев и обстановке сюжета. Слайд 3
В классе 6 человек, делю на три группы, даю задания:
1-ая группа – характеристика нищего странника
- внешность
- отношение к деньгам
- отношение к предложению о ночлеге
- отношение к Богу, людям, жизни
- отношение к смерти
2-ая группа – характеристика студента
- внешность
- отношение к деньгам
- отношение к нищему страннику
- отношение к Богу, людям, жизни
3-я группа – что окружает студента и странника
- время года, время суток, погода
- место
- жильё
- близкие
Через 5 минут – опрос
Слайд 4
Здесь предполагаются эвристическая беседа, дискуссия.
Во время опроса 1группы задаю1-ый вопрос из учебника: что подчёркивает автор в описании нищего странника, в чём необычность его внешнего вида для студента?
После ответа 1 группы по внешности нищего задаю 2 группе 2-ой вопрос из учебника: почему так поразило студента равнодушие нищего странника к деньгам и предложению о ночлеге?
Даю высказаться остальным группам.
Учитель: мы рассмотрели средства раскрытия образов. Сколько частей можно выделить в рассказе?
- ответы учеников
Учитель: итак, в рассказе есть сопоставление любознательной, отзывчивой молодости и мудрой, мужественной старости, богатства и бедности. Чтобы понять, в чём смысл такого сопоставления, обратимся к 3, 4 и 5 вопросам учебника.
После ответа на 3 вопрос – слайд 5
Перед ответом на 5 вопрос слушаем небольшое сообщение ученика о смысле библейского выражения «птицы небесные». Слайд 6
- сообщение ученика
Учитель: птицы небесные свободны, терпеливы, блаженны в великой борьбе за жизнь.
- другой ученик комментирует значение слова «блаженный» (в высшей степени счастливый).
Учитель: я зачитаю финал рассказа, подумаем вместе, что он нам открывает.
Слайды 7-8
Учитель: читаю текст, потом задаю вопрос: какие чувства вы испытывали, когда слушали это?
- Облегчение, восхищение красотой, хочется воскликнуть: «Чуден мир Божий!»
Учитель: автор вёл нас к трагическому финалу (описание природы предупреждало нас о беде). Как сказано о смерти? (скупо, просто, а предшествующий пейзаж придаёт ей величие). Так в чём же загадка отношения к жизни нищего? В чём смысл его жизни? Слайд 9
- он терпеливо, легко и спокойно несёт свой крест, долю нищего странника.
Учитель: что поддерживает его?
- вера, она даёт ему душевное богатство, умение радоваться малому, внутреннее спокойствие и величие. Слайд 10.
Учитель: что мы теперь запишем в 3 часть таблицы «Узнал»?
(См. приложение №1)
- ученики заполняют 3 колонку таблицы
Рефлексия
Учитель: итак, 1909год, «Птицы небесные» - размышление автора о смысле жизни, о загадке души русского человека, о богатстве и бедности. Какой герой вас более всего поразил?
- Лука
Учитель: составьте в группах синквейн о нём.
- через 3 минуты зачитывают, смотрим синквейн на слайде 11
(См. приложение № 3)
Итоги.
Даю словесную оценку всем работавшим, собираю тетради с таблицей и синквейнами, прошу в конце страницы нарисовать оценку настроения на уроке в виде смайлика, поставить себе предполагаемую оценку.
Домашнее задание:
прочитать рассказ «Молодость и старость», написать эссе о смысле этой притчи, закончить кластер, данный учителем (см. приложение № 2).
Приложения
Приложение № 1
Таблица « З…Х…У…»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Автора | Почему нищий не гонится за деньгами и не пошёл ночевать в поместье к Вороновым? | Вера делает его богатым, живёт как птицы небесные |
Героев | Почему студент плохо спал ночью, 3 раза вставал и выходил в сад? | Необычный странник глубоко поразил его, он переживает за него. |
Сюжет | О чём рассказ? | О смысле жизни |
Дату написания | Какова идея рассказа? | Вера даёт человеку душевное богатство, радость жизни спокойствие и величие. |
Приложение № 2
Кластер
Приложение №3
Синквейн о страннике
Лука
Нищий, терпеливый, спокойный
Бредёт, любуется, верит
Живёт, как птицы небесные
Блаженный странник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе
Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...
Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах
Презентация и конспект открытого урока русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...
Конспект открытого урока по дисциплине "Русский язык"
Основная цель урока сформировать знания о фразеологизмах, источниках их происхождения, научиться использовать фразеологические обороты в речи и привить любовь к устному народному творчеству....
2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»
Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...
4 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык». Тема: « Имя собственное»
Тема: « Имя собственное» Цель: Формировать навык правописания имён собственных. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умение различать название предметов и имена предметов? Совер...
Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"
На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...
Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.
Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...