Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Цели урока:
понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении;
выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся;
уметь аргументировать ответ на поставленный вопрос примерами из произведения;
развивать умения сравнивать черты характера героев художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_povesti_i.s.turgeneva_asya.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока литературы
учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.
Класс: 8
Предмет: литература
Название раздела, темы: Русская литература 19 века. И.С.Тургенев. Повесть «Ася».
Тема урока: "И.С. Тургенев. "Ася". "Тургеневская" девушка в повести".
Цели урока:
понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении;
выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся;
уметь аргументировать ответ на поставленный вопрос примерами из произведения;
развивать умения сравнивать черты характера героев художественного произведения.
Задачи:
1. Создать проблемную ситуацию, вызвать, используя проблемные вопросы, интерес учащихся к обсуждаемой теме урока, активизировать школьников для участия в дискуссии.
2. Учить подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях с опорой на текст художественного произведения.
3. Совершенствовать навыки элементов анализа эпизодов художественного произведения, выделять тропы речи, формировать умение применять литературоведческую терминологию.
Подготовка к уроку включает 3 этапа:
- Организационный: распределение учащихся на группы и определение тем минипроектов, организация работы творческих групп.
- Деятельностный: работа творческих групп над полученными заданиями, систематизация информации, проведение консультаций.
- Заключительный: подведение результатов работы групп.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: расширение знаний учащихся о творчестве И.С.Тургенева; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся;
регулятивные УУД: целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: текст повести И. Тургенева «Ася», портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к повести «Ася» (выведены на экран), компьютер, проектор.
Тип урока: урок-исследование по изучению нового материала с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Форма урока: круглый стол.
Ход урока:
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия. | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. | Обозначение темы, целей урока, психологический настрой на урок. | Самоопределе ние. |
Мотивация к учебной деятельности, организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. | личностные: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказыания, анализ; коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными целями; познавательные: анализ и синтез новой информации. | Вступительное слово учителя о теме и целях урока: - Сегодня на уроке мы будем вести разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Наш урок мы построим как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала свои пути решения предложенных задач. Предоставим слово литературоведам, они должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. | Выявление желания знакомиться с творчеством автора. |
Актуализация знаний | личностные: самоопределение, уважение к чужому мнению, праву человека на выбор; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; познавательные: усвоение новой информации. | 1. Выступление литературоведов. - Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести "Ася", соотнесенную с жизнью самого писателя. "В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть", - писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году. - Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих художественных произведениях. Одним из них стала повесть "Ася". Замысел "Аси" возник случайно… - "Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, - и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа". Вытканная из "особенного настроения" повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года. - После публикации повести в 1858г. в "Современнике" она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Вывод: повесть не оставила равнодушными читателей – современников Тургенева - и волнует сердца людей и в наши дни. | Отчёт группы литературоведов. |
Организация деятельности по восприятию содержания повести «Ася». Работа с эпизодом. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказыания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ текста, умение доказывать. личностные: нравственно-этическая ориентация; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация в тексте; коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание, саморегуляция. | 2. Выступление исследователей. - Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие "загадки" повести: 1. Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это "грация", "миловидность". АНАСТАСИЯ-это "рожденная заново". 2. Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н.? Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н. Хочется обратить внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди. 3. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой "маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами". Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю. Слово "печально" заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех. - А теперь вопрос к ребятам из обеих групп. - Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? (Знакомясь с портретами героев, м ы отмечаем: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это "мягкий", у Аси - "что-то особенное", и "черные светлые глаза".) - Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н. и приглашает его любоваться природой? Ведь в этой главе НЕТ описания природы! (Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси.) | Отчёт группы исследователей. Аналитическая беседа, выразительное чтение. Подтверждение примерами из текста. Работа с текстом повести «Ася». |
Организация работы по характеристике героя. | личностные: моральный выбор, самоопределение; регулятивные: составление плана, последовательность действий при характеристике героя; познавательные: структуирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения проблем; логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. | - Следующую часть урока назовём так: «тургеневская девушка» и выясним, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? - Назовите мне наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася», свои ответы подтвердите примерами из текста. - Душа, которую невозможно не полюбить; (В мире искусственных страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим) - Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чем говорят, что чувствуют? - Вспомните первый серьезный разговор Аси и Н. Н. К чему стремится Ася? (К счастью, она верит, что для человека все возможно, она хочет оставить за собой след, совершить «трудный подвиг»). - Как характеризует господина Н. Н. его слова: «Попытайтесь»? ( Н. Н. давно разуверился в таких мечтах) - Чем является для Аси любовь? Подберите прилагательные-эпитеты, характеризующие любовь Аси. (Любовь ее напряженно-тревожна, дисгармонична, как и вся ее душевная жизнь; каждое мгновение любви – единственное, решающее). - Как переживает возникшее чувство Н. Н.? (как художник, для него любовь – эстетическое наслаждение, его желание счастья не сочетается с высоким нравственным стремлением, как у А си). - Кто первый делает шаг навстречу? - Как вы оцениваете поступок Аси? Почему господин Н. Н. рассказывает Гагину о записке? Прав ли он? (Предательство, чужая тайна) - Проанализируем эпизод второго свидания. Какие детали помогают представить внутренне состояние героев? | Аналитическая беседа. Комментированное чтение. |
Рефлексия деятельности (итог). | личностные: оценивание результата учебной деятельности; регулятивные: соотнесение полученного результата с поставленной целью. | - Что вы узнали из повести «Ася» об отношениях героев к жизни, к людям и об их характерах? | Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образами героев. |
Подведение итога урока. | познавательные: самостоятельное выделение и формирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. | - Как вы понимаете выражение «тургеневская девушка»? | Каждый учащийся называет по одному качеству. |
Домашнее задание. | личностные: стремление к речевому совершенствованию; регулятивные: саморегуляция. | Письменный развёрнутый ответ на вопрос «Современна ли «тургеневская» девушка?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 8-ом классе «Любовь и жизнь Роберта Бернса – The Love and Life of Robert Burns»
Урок является заключительным в системе занятий по теме «Творчество Роберта Бернса», поэтому обучающей целью является обобщение материала по биографии и творческой деятельности Бернса. Урок тесно связа...
Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...
8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...