4 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык». Тема: « Имя собственное»
план-конспект урока

Анна Левкина

Тема: « Имя собственное» Цель: Формировать навык правописания имён собственных. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умение различать название предметов и имена предметов? Совершенствовать навык правописания имён собственных; Развивающие: Развивать внимание , путем выполнения упражнений на нахождение данной буквы; Корригировать долговременную память; Развивать связную письменную речь при работе над деформированным текстом; Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность; прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения. Планируемые результаты Предметные: Минимальный уровень Достаточный уровень • воспринимать речь учителя; • называть предметы на картинках; • находить предметы, картинки в соответствии с образом, словом. • различать собственные имена и нарицательные имена; • правильно писать собственные имена. Личностные: • Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; • Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность; • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность. Регулятивные: • Формировать удерживать цель деятельности до получения ее результата; • Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); • Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные: • Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; • Уметь слушать и вступать в диалог, работать в коллективе; Познавательные: • Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы • Развивать внимание , путем выполнения упражнений на нахождение данной буквы; • Корригировать долговременную память; • Развивать связную письменную речь при работе над деформированным текстом; Основные понятия: Собственное имя. Межпредметные связи: Речевая практика, чтение. Ресурсы: основные, дополнительные Формы урока Ф - фронтальная, И – индивидуальная. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области

"Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"

Конспект открытого урока по предмету

«Русский язык»

4 класс

(2018-2019 год)

Составила: Левкина А.В.

учитель первой

квалификационной категории


Ф.И.О. учителя:  Левкина Анна Владимировна
Предмет: Русский язык
Класс:4
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тема: « Имя собственное»

Цель: 

Формировать навык правописания имён собственных.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать умение различать название предметов и имена предметов?

Совершенствовать навык правописания имён собственных;
Развивающие:

Развивать внимание , путем выполнения упражнений на нахождение данной буквы;

Корригировать долговременную память;

Развивать связную письменную речь при работе над деформированным текстом;

Воспитательные:

воспитывать усидчивость, самостоятельность;

прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

Планируемые результаты

Предметные:

Минимальный  уровень

Достаточный уровень

  • воспринимать речь учителя;
  • называть предметы на картинках;
  • находить предметы, картинки в соответствии с образом, словом.
  •  различать собственные имена и нарицательные имена;
  • правильно писать собственные имена.

Личностные:

  • Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность;
  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Регулятивные:

  • Формировать удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные:

  • Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
  • Уметь слушать и вступать в диалог, работать в коллективе;

Познавательные:

  • Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
  • Развивать внимание , путем выполнения упражнений на нахождение данной буквы;
  • Корригировать долговременную память;
  • Развивать связную письменную речь при работе над деформированным текстом;

Основные понятия:

 Собственное имя.

Межпредметные связи:

 Речевая практика, чтение.

Ресурсы: основные, дополнительные

 

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная.

Список источников информации:

https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-imena-sobstvennie-klass-shkoli-viii-vida-1052811.html

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1411710-personazhi-iz-troe-iz-prostokvashino-kak-zovut-foto-geroev-multfilma.html


Этапы урока

Содержание урока.

Деятельность
учителя

Время

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Формируемые БУД

Организационный момент

 Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь все удобнее,
Начнём скорей урок.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

- На столе у каждого листы – это «Лестница Успеха». Ваш человечек пока стоит на самой нижней ступеньке, но если вы все будете правильно и верно выполнять, красиво писать, делать задания без ошибок, то ваш человечек будет подниматься по этой лестнице.

- Слушайте меня внимательно , соблюдайте правила школьного поведения, и у вас все получиться.

3  мин

 

Формировать мотивационный компонент учебной деятельности;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения;

Коммуникативные

Обращаться за помощью и принимать помощь.

Личностные

Формировать положительное отношение к окружающей действительности;


Основная часть:

Проверка домашнего задания:

- Нужно было подобрать к каждому слову ряд признаков и записать по образцу «Яблоко (какое?) круглое, румяное, сладкое)».

Стр.132 с.34. Интерактивная доска. Сл.1

- Я посмотрела ваши выполненные домашние задания. Ученики, которые выполнили лучше всех домашнее задание получили наклейки на полях (смайлики с улыбкой). Ученики в этих работах красиво, аккуратно и правильно прописали слова, соблюдая ширину и высоту букв. Старались не выходить за границу. Соблюдали орфографический режим.

 

5  мин.

 Дети по очереди читают слово, вопрос  и его признаки.

 

 

 Развивать речь;

Совершенствовать мыслительную активность, волю, внимание;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

  

Коммуникативные

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс)

Личностные

Формировать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и цели урока.

Интерактивная доска. Слайд.2.

- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами набор слов «магазин, Маша, Иванов, Фёдор, Александровна».

- Прочитает эти слова Миша.

- Найдите лишнее слово. Объясните, почему вы считаете, что это слово лишнее?

- Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы.

- Как называются эти слова?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего нашего урока?

- Тема нашего урока сегодня «Имена собственные». Мы вспомним, какие слова пишутся с большой буквы, будем учиться различать название предметов и их имена.

 Интерактивная доска. ( Герои мультфильма). Слайд 3.

- К нам на урок пришли герои мультика «Трое из Простаквашино». Кто помнит имена героев мультика?

- Герои мультфильма приготовили для нас много заданий. И я надеюсь, мы с вами справимся со всеми заданиями.

4  мин.

 Работа с интерактивной доской.

 Развивать умение исключать лишнее слово;

 Обогащать словарный запас;

Формировать коммуникативные функции. Учить овладевать словом как орудием коммуникации;

 Познавательные

Читать, наблюдать, работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение;


Коммуникативные

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;


Регулятивные

Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями.

Работа в тетради.

  1. Минутка чистописания.

- Приготовились к письму. Вспомнили,  как сидим за партой.  

- Запишем число, классная работа, день недели.

- Почтальон Печкин принес для нас задание.

- На доске спряталась буква, найдите какая буква спряталась.

-  Что можно сказать об этой букве?

(согласная и гласная, парная или непарная, звонка ли глухая)

Интерактивная доска. Слайд 4,

- Слава пропишет букву.

- Остальные ученики пропишут соединение букв «п» и «а».

Писали красиво, буквы не выходили из строчки, соблюдали высоту и ширину у ... Ваши человечки поднимаются выше по лестнице, обозначьте вашего человека на следующей ступеньке.

2.  Словарная работа:

- Кот Матроскин приготовил для вас следующие задания.

Интерактивная доска. Сл. 5,6.

- Зашумованная картинка «Корабль»

- Ребус  (обед).

-     Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несём в корзине

Мы в продуктовом ….

        (        Магазин)

- Что это?

- Как догадались? (появляется картинка)

- Зашифрованное слово (шофёр).

- Сломанный телефон (деревня)

- Андрей Киреев запишет слова на доске.

- Остальные запишут  слова в тетрадях.

-  Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.

- Прочитай Андрей , как написал слова с ударением, какие безударные гласные подчеркнул.

- ….. написали без ошибок. Правильно поставили ударение, подчеркнули безударную гласную. Поставьте вашего человечка в графике собственных достижений на следующей ступеньке.

7 мин.

7 мин.

Работа в тетрадях под руководством учителя.

Учитель на доске показывает соединение букв.

Дети самостоятельно ставят знак + в таблицы успеха .

Работа с интерактивной доской. Дети отгадывают неизвестное слово.

Дети отгадывают ребус.

Дети отгадывают загадку.

 

Ответы детей.

Дети отгадывают зашифрованное слово на доске.

Ученик работает у доски, все остальные дети работают в тетрадях.

Работа и разбор словарных слов.

Дети самостоятельно ставят знак + в таблицы успеха .

Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданием разной степени сложности;

Развивать логическое мышление, произвольное внимание;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Познавательные

Формировать умение читать, писать, наблюдать, работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение;


Коммуникативные

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;


Регулятивные

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями.

Физкультминутка

Дидактическая игра «Ванька-Встанька»

(Учитель произносит слова, если они пишутся с большой буквы, то ученики встают, если с маленькой, то садятся на корточки)

2 мин.

Дети работают с дидактическим материалом.

  1. Актуализация новых знаний.

Интерактивная доска (почтальон Печкин и собака Шарик).Слайд 7.

- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз собакой, а другой  - Шарик?»

- Как вы думаете, что ответил на это

почтальон?

- А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем слово «собака». А если среди многих собак нам нужна только одна , то мы её называем по имени , например Шарик».

Шарик – «Значит  кличка Шарик – это моё собственное имя?»

Печкин – верно.

Своё собственное имя имеют и другие предметы.

Интерактивная доска.Сл.8

- Прочитайте слова на экране. Определите где название предметов, а где имена собственные.

- Как пишутся названия предметов?

- Собака Шарик приготовил для вас задание. Подберите каждому предмету его имя. (На доске к каждому названию предмета подводится стрелка к имени предмета)

Интерактивная доска.Сл.8, 9

- Назовите из указанных слов клички животных.

- Назовите из указанных слов имена, фамилии и отчество людей.

- Назовите название деревни и речки.

- Итак мы пришли к выводу.

Правило напечатано на листах.

Правило. Имена, отчества, фамилий людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл и улиц – это имена собственные.

- Как пишутся имена собственные?(ответы детей)

Имена собственные пишутся с большой буквы. (на слайде появляется последняя строчка).

….. поднимали руку, правильно отвечали на вопросы и успешно справились с выполненными заданиями. Поставьте вашего человечка на следующей ступеньке.

  1. Закрепление.

-  Ребята, а вы помните как звали мальчика? ( дядя Фёдор)

- Куда уехал дядя Фёдор? ( в деревню)

- В деревне не было школы и все домашние задания дяде Федору присылали по почте . Дядя Фёдер забыл очень много правил, давайте поможем ему выполнить задания.

- На доске написаны предложения. В предложениях пропущены буквы и слова.

1 предложение. Кот …… любит сметану.

- Почему первое слово с большой буквы? Какое слово пропущено? Как пишется это слово? Почему оно пишется с большой буквы? (это имя предмета, имя собственное)

- Запишите это предложение.

2 предложение. Пёс ….. грыз кост...

- Почему слово пёс с большой буквы? (это начало предложения). Какое слово пропущено? Как напишите это слово? почему это слово пишется с большой буквы? (это имя собственное)

-Запишите это предложение.

3 предложение. В д..ревне ….. з..ма.

- В каких словах пропущены буквы? В слове «деревне» какую надо вставить букву? В слове «зима» какую надо вставить букву? Как проверить? Какое слово пропущено?  Как напишите это слово? почему это слово пишется с большой буквы? (это имя собственное)

-Запишите это предложение.

4 предложение. Дядя ….  купил  ….  …… .

Какое слова пропущены?  Как напишите это слово? почему это слово пишется с большой буквы? (это имя собственное).

- …. найдёт картинку коровы и поставит вместо пропущенного слова.

Самостоятельно запишите это предложение.

…  правильно отвечали на вопросы и успешно справились с выполненными заданиями. Поставьте вашего человечка на следующей ступеньке.

5 мин.              

                 

10 мин.

Дети слушают рассказ учителя.

Ответы детей.

Дети подбирают имя предметам.

Дети называют клички животных, имена , фамилии и отчество людей, название деревни и речки.(на экране происходят изменения).

(Индивидуальная работа с учеником)….  среди картинок находит только картинки детей.

……  обводят только имена детей.

Дети самостоятельно ставят знак + в таблицы успеха .

Ответы детей.

Работа в детрадях.

Дети самостоятельно ставят знак + в таблицы успеха .

Развивать избирательность восприятия, выделять среди многообразия объектов только определенный, на который направлено наше внимание;

Развивать грамматический строй речи;

Развивать логическое мышление;

Коммуникативные

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;


Регулятивные

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями

Домашнее задание

 - Дядя Фёдор написал своим родителям письмо. Письмо это у меня, но вот беда,  в письме стерлись некоторые буквы. Помогите восстановить письмо. Я скопировала это письмо, чтобы мы все могли помочь дяде Фёдору.

- Прочитает письмо …….

- Первое предложение читает …. . Как напишешь слово папа. (По щелчку на слайде появляется нужная буква).

Саша, Алина должны будут выписать только имена детей.

Слава должны будет обвести в именах большую букву, и обозначить гласную и согласную букву синим или красным цветов.

3 мин.

 

 

 

 Развитие познавательной деятельности;

 

 

 Познавательные

Работать с информацией ,понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях.

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Контроль

- Ребята, давайте вспомним как называлась тема сегодняшнего урока?

- Какие предметы называются именами собственными?

- Как пишутся названия предметов, слова - деревня, город, кличка?

- Как пишутся имена этих предметов – Шарик, Приморск, Владимировна?

- Мне понравилось,  как работали на уроке….

3 мин.

 

 

 Развивать  навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

Развивать  произвольную память;

Коммуникативные

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.


Регулятивные

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Личностные

Готовность к безопасному и бережному поведению обществе;

Рефлексия

- Теперь возьмите ваши листики «Лестницу успеха». Прочитайте на какой ступеньку оказался ваш человек.

Ваши человечки очень высоко поднялись, если вы и так же будуту работать то ваши человечки будут подниматься еще выше…

 На ваших столах смайлики .Если вам понравился урок, то  покажите улыбку, если не понравился – покажите  грустную гримасу.

2 мин.

 Дети оценивают свои результаты.

Дети оценивают урок с помощью смайликов.

  Развивать  навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения;

Коммуникативные

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Регулятивные

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.

http://doshkolenok.net/ldimg/536-raspechatat-raskrask.jpg

Письмо дяди Фёдора.

        Дорогие мама и (П,п)апа! Я живу в (Д,д)_ревне (П,п)ростоквашино. Я живу хорошо! У меня есть друз_я – (К,к)от (М,м)атроскин, (С,с)обака (Ш,ш)арик. Вчера мы купались в (Р,р)_ ке  (Т,т)ихая. Мы купили (К,к)орову (М,м)урку. Мама и папа я по вам очень скуч_ю. Ваш (Д,д)ядя (Ф,ф)ёдор.

О – бед, шо – фёр,

 маа-зин.

кот                      https://www.ejin.ru/wp-content/uploads/2018/10/s1200-16-1.jpg

со-ба-ка               https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/905548/2b222ccf-ac16-44c8-b0f2-5eaa07f075a6/s1200?webp=false

ко-ро-ва              https://i.ytimg.com/vi/VFBWgrtNG38/maxresdefault.jpg

ма-ма                      http://old.sakha.gov.ru/sites/default/files/24/images/9807686.png 

Лида                  https://www.ejin.ru/wp-content/uploads/2018/10/s1200-16-1.jpg

Шарик                        http://old.sakha.gov.ru/sites/default/files/24/images/9807686.png

Матроскин           https://i.ytimg.com/vi/VFBWgrtNG38/maxresdefault.jpg     

Мурка                     https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/905548/2b222ccf-ac16-44c8-b0f2-5eaa07f075a6/s1200?webp=false

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл и улиц – это имена собственные.

Имена собственные пишутся с большой буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 6 «А» класса по предмету: Русский язык Тема урока: «Глагол. Составление рассказа по картинке».

Урок разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида в соответствии ФГОС...

Конспект открытого занятия по предмету "Английский язык" , тема "В зоопарке" в Школе раннего развития.

Конспект разработан для детей 1 года обучения, посещающих занятия "Английский язык" в рамках Школы раннего развития. Представленный конспект включает в себя повторение ранее пройденных тем: "Знакомств...

2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»

Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...

4 класс Конспект и презентация по предмету «Русский язык» Тема : « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»

Тема: « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»Цель:Закреплять умение  различать слова обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.Задачи:Образов...

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...