Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Очарованье русского романса" | 2.98 МБ |
Конспект "Очарованье русского романса" | 50.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что за звуки! Неподвижен, внемлю Сладким звукам я: Забываю нежность, небо, землю, Самого себя. Всемогущий! Что за звуки! Жадно Сердце ловит их, Как в пустыне путник безотрадный Каплю вод живых! И в душе опять они рождают Сны весёлых лет И в одежду жизни одевают Всё, чего уж нет. М.Ю.Лермонтов
Романс (от испанского romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением
РОДИНА РОМАНСА-ИСПАНИЯ 15-16 века
Романсами назывались стихи, которые нараспев исполняли дамам своего сердца влюбленные поэты -трубадуры и менестрели
17-18 ВЕК -ФРАНЦИЯ
19 век -Россия
Композиторы романсов Пётр Ильич Чайковский Михаил Иванович Глинка Сергей Васильевич Рахманинов Цезарь Антонович Кюи Александр Сергеевич Даргомыжский и др.
Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).
Основные жанровые признаки романса В основе содержания лежит любовное переживание Одно лирическое настроение , но огромный спектр эмоциональных состояний Романс диалогичен в своем содержании Интимность, камерность.
СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНСА Простой сюжет, понятный каждому. Простота и доступность форм. Все чувства выражаются прямо, открытым текстом Предельно простые рифмы. На рифме не должно быть акцента. Техника слова должна быть проста и изящна. Чувствительность - способность вызвать человеческие чувства .Чем сентиментальнее романс, тем выше его популярность. Самое главное в романсе – доверительная интонация. В ней заключено неуловимое обаяние романса
У романса есть только одна тема – Любовь
Романсы на стихи А.С.Пушкина Тесно связаны творческие пути русских композиторов этой эпохи с творчеством А.С. Пушкина. Темы, образы, сюжеты, мысли и чувства А.С. Пушкина - источники творчества русских композиторов - классиков.
Александр Сергеевич Даргомыжский Романсы на стихи А.С.Пушкина «Ночной зефир» «Юноша и дева» «Вертоград» «Я вас любил»
Цезарь Антонович Кюи «Сожжённое письмо» (сл. А.С.Пушкина) «Царскосельская статуя» (сл. А.С.Пушкина)
Николай Андреевич Римский-Корсаков "Редеет облаков летучая гряда", "На холмах Грузии", "Не пой, красавица, при мне", "Что в имени тебе моём", "Анчар - древо смерти", "Пророк", "Поэт" , "Эхо".
Екатерина Бакунина - первая любовь поэта. Безответная любовь. Но она вдохновила Пушкина на прекрасные стихи
А.С.Пушкин «Певец» Слыхали ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца своей печали? Когда поля в час утренний молчали, Свирели звук унылый и простой Слыхали ль вы? Встречали ль вы в пустынной тьме лесной Певца любви, певца своей печали? Следы ли слез, улыбку ль замечали, Иль тихий взор, исполненный тоской, Встречали вы? Вздохнули ль вы, внимая тихий глас Певца любви, певца своей печали? Когда в лесах вы юношу видали, Встречая взор его потухших глаз, Вздохнули ль вы? 1816
"Я помню чудное мгновенье" А.П.Керн
Михаил Иванович Глинка «Я помню чудное мгновенье…» (слова А.С.Пушкина)
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье. И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье. И жизнь, и слёзы, и любовь.
А.С.Пушкин «Цветок» 1828 г
А.С.Пушкин «Цветок» Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я: И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя; Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тиши лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? ( 1828 )
Романсы А.С.Пушкина – неиссякаемый источник чувств, мыслей и переживаний http://music.lib.ru/m/matjuhin_a_b/alb12.shtml www.romanse.ru http://pesni.retroportal.ru/pushkin_pesni.shtml Познакомьтесь с другими романсами А.С.Пушкина
Они уносят дух – властительные звуки! В них упоение мучительных страстей, В них голос плачущей разлуки, В них радость юности моей! Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не властен утолить. Душа безумная томится и желает – И петь, и плакать, и любить … В.И. Красов "Звуки ” (1835г)
Домашнее задание ( по выбору) напишите отзыв на понравившийся вам романс напишите эссе на тему «Русский романс»
Спасибо за внимание!
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ с.Талалихино » Гешко Елена Валентиновна
Предварительный просмотр:
Гешко Е.В.
Конспект урока литературы в 8 классе
Тема урока: «Очарованье русского романса»
Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В.
Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особенностями романса как произведения музыкально-поэтического искусства 19 века ;раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатленных в лирических произведениях;
Задачи:
1. образовательные:
- дать представление о жанре романса, о возникновении и развитии русского романса;
- расширить кругозор учащихся посредством знакомства с творчеством А.С.Пушкина 2. развивающие:
- развивать интерес обучающихся к изучению русского романса;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся; совершенствовать навыки восприятия, истолкования и оценки поэтического текста;
3. воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, гордость за национальную культуру;
- вызвать эстетическую и эмоциональную реакцию обучающихся путем сочетания образно-эмоционального восприятия и слухового впечатления.
- воспитывать любовь к русскому слову как неотъемлемой части культуры
Оборудование: компьютер, проектор, презентации, аудиозаписи и с романсами, раздаточный материал для учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Звучит музыкальное вступление - «Романс о романсе» (муз.Петрова сл.Ахмадулиной)
Учитель:
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я:
Забываю нежность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны весёлых лет
И в одежду жизни одевают
Всё, чего уж нет.
( М. Ю. Лермонтов « Звуки» )
Проблемный вопрос:
- Какие чувства человека может передавать это музыкальное произведение? Как называется такое музыкальное произведение?
2. Сообщение темы и цели урока: Да, это «Романс о романсе» на стихи замечательной русской поэтессы Б.Ахмадуллиной. Сегодня наш урок мы посвятим русскому романсу, явлению, несомненно, прекрасному и впечатляющему. В нем сочетаются несколько видов искусств. И первое из них – искусство поэтическое. Мы познакомимся с особенностями романса как жанра музыкально-поэтического искусства и услышим шедевры русского романса, попробуем проникнуть в суть его очарования.
3. Знакомство с новым материалом:
Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Особое, поэтическое видение мира находит отражение в форме лирического стихотворения. Соединение музыки и слова , лаконичность формы, доступность и простота восприятия и исполнения – всё это присуще русскому романсу.
Давайте поближе познакомимся с историей романса.
Сообщение учащегося об истории романса
Романс (от испанского romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Романсами назывались стихи, которые нараспев исполняли дамам своего сердца влюбленные поэты -трубадуры и менестрели Пелись или декламировались эти вдохновенные стихи на романском языке - праязыке испанского, французского... (в отличие от церковных песнопений, которые звучали только на латыни). Отсюда произошло слово "романс". Распространившись в других странах, термин "романс" стал обозначать вокальный жанр. Французский романс был любовной песней и с этим содержанием появился в России на рубеже 18-19 веков.
В России этот жанр получил распространение в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке. Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.
Жанр романса благодаря своему лирическому, интимному складу нашел благодатную почву и в творчестве русских композиторов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова. В романсах, вероятно, наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. Основателями жанра русского романса принято считать Н.С. Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гурилева, чье творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова.
В XIX веке романс становился одним из ведущих вокальных жанров, отражая характерную для эпохи романтизма тенденцию - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психологических нюансах. В России формируются национальные вокальные школы (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов).
Наряду с камерной вокальной классикой в XIX веке возникает и так называемый бытовой романс, стилистически близкий песне и рассчитанный на певцов - любителей (А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилёв, П.П. Булахов, А.И. Дюбюк).
Лишь немногие русские поэты писали преимущественно стихи, предназначенные для пения, или подражали народным песням, были поэтами-песенниками . Это М. Попов, Ю. Нелединский – Мелецкий, А. Мерзляков, А. Дельвиг, Н. Цыганов, А. Кольцов… Гораздо больше таких поэтов, чьи стихи стали популярными романсами, хотя сами авторы не прочили им песенную судьбу.
Слово учителя:
За два с лишним века существования романса в России сложилась определенная система образов и символов, ее можно назвать иллюзорно-конкретным миром или внутренним пространством романса. Здесь свои герои, пейзажи, законы развития ситуаций.
Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).
1. Содержание романса посвящено любовному переживанию.
2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением, но спектр эмоциональных состояний в романсе может быть велик.
3.Романс изначально диалогичен в самом своём содержании.
Одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
Специфическими чертами, присущими романсу, можно считать:
1.простой сюжет, ограниченный сферой человеческих переживаний: встреча , боль расставания с любимым, - то, что доступно пониманию каждого человека.
2.простота и доступность форм. Все чувства выражаются прямо, открытым текстом; в стихах романса чувства как бы сконцентрированы, за каждым из них целая история.
3.предельно простые рифмы. На рифме не должно быть акцента. Техника слова должна быть проста и изящна.
4.Чувствительность - способность вызвать человеческие чувства - еще одна обязательная черта русского романса. Чем сентиментальнее романс, тем выше его популярность.
5.Самое главное в романсе - интонация, доверительная, но не фамильярная по отношению к слушателю; она - достоинство русского романса. В ней заключено неуловимое обаяние романса. Интонация эта находится на стыке двух культур: первая - европейская, от нее галантность и благородство, вторая - русская, от которой неподдельная глубина и искренность переживаемых чувств.
У романса только одна тема – любовь.
Романсы на стихи Пушкина
Тесно связаны творческие пути русских композиторов этой эпохи с творчеством А.С. Пушкина. Темы, образы, сюжеты, мысли и чувства А.С. Пушкина - источники творчества русских композиторов - классиков. Они волновали ряд музыкальных поколений, побуждали к созданию совершенных образов романса, музыкальной драмы и лирики. С той же силой они волнуют и наших современников. Узнаем подробнее о романсах на стихи Пушкина.
Сообщение ученика:
К середине 20-х годов XIX века поэзия А.С. Пушкина получила своё воплощение в вокальных произведениях.
Русские композиторы создали при жизни поэта на протяжении почти пятнадцати лет (начиная с 1823 года) более 70 романсов на тексты лирических стихотворений А.С. Пушкина. Большинство этих произведений принадлежит популярным в то время композиторам во главе с Верстовским: Алябьеву, Титову, молодому Глинке.
Один из первых романсов на стихи А.С. Пушкина "Чёрная шаль" Верстовского с огромным успехом был интерпретирован в театральной обстановке при участии любимого в те годы певца Булахова.
Романсы А. Даргомыжского на стихи А.С. Пушкина общеизвестны: "Ночной зефир", "Я Вас любил", Юноша и дева", "Вертоград" и др. По сравнению с М. И. Глинкой, музыка Даргомыжского отличается большей драматичностью и декламационностью. "Я Вас любил": это романс - раздумье.Элегически-напевная мелодия полна душевной красоты, благородства и выражает сдержанную скорбь. Мелодия сочетает в себе и широкие напевные интонации, и элементы декламационности; паузы как бы "разрывают" широкие фразы на отдельные реплики. Эти приёмы приближают музыку к разговорной речи и придают ей характер монолога, полного глубоких. сосредоточенных размышлений.
Большую художественную ценность представляют романсы Ц.И. Кюи. на стихи А.С. Пушкина Их характеризуют искренность лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с русской народной песней и бытовым романсом. Во всём романсовом наследии композитора выделяются романсы "Сожжённое письмо" и "Царскосельская статуя" на стихи А. С. Пушкина.
Романсовое творчество на стихи А.С. Пушкина достаточно обширно представлено в композиторском наследии Н.А. Римского-Корсакова. На его стихи композитором написано одиннадцать романсов. Самыми популярными из них являются: "Редеет облаков летучая гряда", "На холмах Грузии", "Не пой, красавица, при мне", "Что в имени тебе моём", "Анчар - древо смерти", "Пророк", "Поэт" , "Эхо".
Музыкальный язык этих романсов отличается яркой выразительностью, красочностью и оригинальностью .
Учитель:
Высокое искусство русского классического романса, соединённое с золотой россыпью пушкинской лирики, составляют единое гармоничное целое. Порою кажется, что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали именно этого музыкального воплощения, какое мы видим в романсах Глинки, Римского-Корсакова, Даргомыжского и др.
Романс позволяет глубже и ярче понять творчество великого поэта, равно как и ощутить особенности музыкального стиля каждого композитора. Мы познакомимся с тремя романсами на стихи Пушкина. У вас на столах есть тексты этих стихотворений и рабочие таблицы, куда мы будем заносить результаты своих наблюдений за этими произведениями.
Работа по анализу стихотворения «Певец»
Учитель: Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством поэтов Жуковского и Батюшкова. Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение «Певец», созданное в 1816 году. Екатерина Бакунина - первая безответная любовь поэта.. Но она вдохновила Пушкина на эти стихи. Необходимо учесть, что 17-летний поэт уже успел постичь горечь любовного разочарования, поэтому пребывал в угнетенном душевном состоянии. Он слишком близко воспринял к сердцу свой мимолетный летний роман, поэтому главного героя стихотворения изображает, как «певца любви, певца своей печали».
Прочитаем стихотворение.
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?
Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?
Анализ стихотворения:
- Какая картина встает перед вами?
– Какова общая интонация произведения? (Интонация грусти, печали , любовной тоски)
- Какой теме посвящено это стихотворение?
- Как построено стихотворение? (стихотворение представляет собой отдельные куплеты, с вопросом )
-Какую роль играет в стихотворении рефрен в виде вопроса? К кому взывает автор?(Привлечь внимание к образу страдающего юноши)
- Каким вы представляете певца любви? (печальный ,тихий взор, исполненный тоской, тихий голос, потухшие глаза)
Автор хочет донести до людей душевную боль и поделиться чувствами , переживаниями, которые испытывает ,разочаровавшись в любви.
- Какие средства художественной выразительности помогают почувствовать это?
– Отметьте песенные особенности стихотворения. (Рефрены, повторы слов.)
Что же касается смысловой нагрузки, то в этом произведении Пушкин делает упор не только на повторяющийся рефрен, который играет роль припева, но и на внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого сам и является.
Послушайте романс и прочувствуйте душевную боль лирического героя.
Звучит романс «Певец»
Романс «Певец» до сих пор входит в репертуар эстрадных исполнителей, так как бессмертные строки этого произведения находят отклик в душе тысяч слушателей.
Работа по анализу стихотворения «Я помню чудное мгновенье»
Учитель:
Главная тема романса - это тема любви, а всё остальное лишь в той или иной мере связано с ней. Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта Пушкина и композитора Глинки, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
Сообщение ученика.
«Я помню чудное мгновенье»
Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очаровательной женщиной. Как будто тяжёлый груз давил её, а в огромных глазах затаённая грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого человека. Прошло 6 лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить её и подарил недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла ещё не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновение», посвящёнными ей. Это стихотворение навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.
В 1838 г. Спустя почти 20 лет на одной из семейных вечеринок у своей сестры великий русский композитор Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн . Она пела. Он слушал её голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, ещё не осознанное, рождалось в душе. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на слова Пушкина. И опять эти слова зазвучали признанием в любви.
Встреча с Екатериной Керн принесла композитору большую радость. Чуткость, одухотворённость, образованность девушки поразили М. И. Глинку. Благодаря глубокому, чистому чувству композитора к Екатерине Керн появился вдохновенный поэтический романс «Я помню чудное мгновенье».
Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».
– Ваши впечатления от пушкинских строк?
-Как исполнитель романса передал через интонацию чувства лирического героя? ( вначале романс звучит тихо , умиротворенно, показывая восхищение героя, в кульминации звучит громко, символизируя пробуждение души героя, его счастья)
Произведение является гимном женской красоте, которая, по мнению поэта, способна вдохновить мужчину на самые безрассудные подвиги. В шести коротких четверостишьях Пушкин сумел уместить всю историю знакомства с Анной Керн и передать те чувства, которые испытал при виде женщины, которая на долгие годы пленила его воображение. Перечитайте стихотворение
Чтение учащимися
«Я помню чудное мгновенье…» Александр Пушкин
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
– Как построено стихотворение? Сравните начальную и заключительную строфы, соотнесите их со стихотворением в целом.
– Каким представляется образ любимой? Каково отношение к ней?
– Как в сюжете пушкинского стихотворения передается развитие любовного чувства? Какие чувства испытывает лирический герой? (проследите по тексту)
Тайна звуков у Пушкина – в гласных и даже согласных.
– Как образные средства стихотворения передают замысел автора?
Работа по анализу стихотворения Пушкина «Цветок»
Романс – драматический монолог, который исполняется от первого лица, и позволяет своему автору выразить все те чувства и размышления, переполняющие его. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу своего героя.
Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в самые разные мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили их душу и чувства.
1828 год, время написания стихотворения «Цветок», в судьбе Пушкина стал переломным, знаменуя собой пору прощания с «юностью лёгкой». Время, проведённой «В безумстве гибельной свободы», должно уйти в прошлое, уступив место гармонии духа. Стихи, написанные в 1828 году, полны глубокого элегического чувства, разлада с окружающим миром и самим собой. И вдруг - дивный талант поэта воззвал к жизни стихотворение, ставшее одним «из вечно живых и благоухающих цветов мировой поэзии». (Д. Благой)
В руках каждого из нас оказывались книги, между страниц которых мирно покоились засушенные цветы, листья, но лишь Пушкину было дано сказать: «Цветок засохший, безуханный...». О чем думал в этот момент поэт? Пушкин вспоминает свои одинокие прогулки в окрестностях Михайловского, свою последнюю встречу с А.П. Керн, у которой выпросил как-то веточку гелиотропа с синими цветами, и, засушенная, она долго стояла в кабинете поэта... Мы не знаем, ветка ли гелиотропа, трогательная ли фиалка, скромный василёк или терпкий чабрец побудили поэта взяться за перо. Цветок – это, безусловно, выражение чувств. «Неведомый» цветок лишь напомнил Пушкину о собственных чувствах.
Прочитаем стихотворение
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я:
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя;
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тиши лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
- С каким чувством вы читали это стихотворение?
Чтобы проникнуть в глубину авторского замысла, рассмотрим композицию стихотворения. Что необычного в построении «Цветка»? как начинается и как заканчивается стихотворение? Какой в этом смысл? (Стихотворение Пушкина начинается и заканчивается словом «цветок». Такое композиционное «кольцо» настраивает читателя на мысль о важности образа цветка, сообщает некую законченность, гармонию всему стихотворению)
-Каким вы видите лирического героя?(Герой - мечтатель, человек с «обнажённой» душой и чувствами. ) – О чем он думает?
Опишите цветок .Как его характеризует автор? (цветок-то не только «засохший», но и «безуханный», давно утративший даже аромат)
- Почему «засохший, безуханный» цветок вызвал глубокие раздумья поэта?
- О чем заставили задуматься авторские настроения? Понятны ли они вам? Близки ли?
- Какова роль вопросительных предложений в стихотворении? Как они характеризуют героя?
Послушайте романс «Цветок». Какие чувства он у вас вызывает?
Итог урока:
Как бы не изменилась жизнь на протяжении последнего времени, всегда остаются вечные ценности. Романсы остаются ничем не заменимой частью русской художественной культуры.
Романсы А.С.Пушкина – неиссякаемый источник чувств, мыслей и переживаний.
Потребность в романсе сейчас не иссякла, и, вопреки бытующему мнению, духовная жажда у молодых ничуть не меньше, чем у старшего поколения.
Романс - это неожиданное познание себя . Доступный самым широким кругам общества, он в равной степени волнует и тех, кто равнодушен к другим видам искусства, и людей, искушенных в философии, науке, поэзии, музыке. Вот этим и определяется ценность , неповторимость и очарование русского романса для современного человека.
- Что, по-вашему ,является главным в романсе? (искренность, простота, чувствительность)
- Какой романс, из прослушанных сегодня, более всего вам понравился?
- Что вы почувствовали,слушая романсы? (легкую грусть, радость, умиротворение и т.п.)
- Хотелось бы вам услышать другие романсы на стихи Пушкина?
Надеюсь, что ваше знакомство с русским романсом ещё продолжится. Хочется закончить наш урок следующими строками
Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить…
В.И. Красов "Звуки” (1835г)
Благодарю вас за сотрудничество. (Оценки)
Домашнее задание: по выбору напишите отзыв на понравившийся вам романс или напишите эссе на тему «Русский романс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...
План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс
Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...
Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".
Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....