Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Презентация и конспект открытого урока русский язык 5 класс ться и тся в глаголах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савельева Т.И.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№52» г.Ульяновска.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Класс: 5 Г
Предмет: Русский язык.
Учебник: «Русский язык 5 класс». Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2012.
Название раздела: Морфология.
Тема урока: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Тип урока: урок применения предметных умений.
Результативность урока: самостоятельное выполнение упражнений повышенной сложности отдельными учениками и коллективом класса.
Методы и приёмы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Вид урока: урок смешанного типа.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Краткое описание: Конспект урока новых знаний в соответствии с требованиями ФГОС.
Цели урока:
Обучающая: продолжить знакомство с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться, научиться задавать вопросы к глаголам, закрепить и углубить знания по теме «Правописание –тся и –ться в глаголах», формировать умение писать и произносить глаголы с –тся и –ться, закрепить знание соответствующего правила и владение способом действия при выборе соответствующей орфограммы.
Развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначить ее графически, объяснять правописание,
- развивать навыки работы в парах, в группах, а также навыки самостоятельной работы;
- формировать навык совместной проектной деятельности;
- развивать умение осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитывающая: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка, путем вовлечения каждого в активную деятельность.
- воспитывать бережное отношение к родному языку, культуру речи, внимание к слову;
- помочь осознать ценность совместной работы;
-воспитывать потребность к объективному анализу своей деятельности и работы товарищей.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к учению.
- развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, интерес к родной школе, к родной стране.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам, научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
1. Этап мотивации.
Цели этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация её достижения.
Создание проблемной ситуации!!!
- Почему вопрос вместо темы?
- Внимание! Проблема! - в чем разница написания слов?
Спица-спится
Переносица-переносится (на доске)
Водица-водиться
сделаем транскрипцию слов: спица-спится
[с п* и ц а - с п* и ц а]
- Что мы увидели?
- Как произносятся эти слова? (одинаково)
- Как пишутся? (по-разному)
- Как называются эти слова? (омофоны)
- Приведите примеры омофонов. (луг-лук, спеши-спиши, пруд-прут, сидеть-седеть, плод-плот).
- А зачем нам надо различать эти слова? (они пишутся по-разному).
- Что мы должны знать, чтобы определить их написание? (часть речи)
- Какую орфограмму изучаем сегодня? (-тся и – ться в глаголах)
- Что такое орфограмма? (Ошибкоопасное место)
- Определите тему урока. (Правописание –тся и –ться в глаголах)
(Слайд №1Правописание –тся и –ться в глаголах.)
(запись в тетрадях).
- Эта тема новая для изучения? (нет)
- Далее, что мы определяем? (Цели урока). (Познакомиться:
Научиться:) (продолжить знакомство с -тся и –ться, вспомнить правило, научиться правильно писать глаголы с этой орфограммой, находить слова на эту орфограмму в тексте, пополнить свой словарный запас…)
- Внимание на экран! (Слайд №2)
- Когда мы занимаемся активным туризмом, то развиваемся не только физически, но и совершенствуем своё духовное здоровье: замечаем удивительную красоту природы. Об этой красоте написала стихотворение поэтесса Наталья Шемятникова.
И сиреневый запах струится,
В темноте нежно грозди белеют,
Летней ночи спешат поклониться
Вековые усталые ели.
Новый день наступает на радость
Всем, кто жизнь собирает по каплям,
Кто умеет ценить даже малость -
Все рассветы хранит, все закаты.
Н.Шемятникова.
- Определите грамматические основы. (запах струится и ели спешат поклониться).
- Сформулируем правило по данной теме.
- Составим алгоритм правописания -тся и –ться. Глаголы в какой форме стоят: струится и поклониться? (форма 3 лица, ед. ч и н. ф.)
(Слайд №3 Алгоритм правописания –тся и ться)
Неопределённая форма глагола. Форма 3-го лица. Ед. числа.
(Что сделать?) (Что делает?)
Поклониться. Струится.
- Правильно ли мы сформулировали, сверим своё открытие с учебником. (Кто быстрее найдет страницу - прочитаем правило). стр.106, §110, орфограмма № 23.)
- Молодцы!
- Следующий наш шаг? Что мы делаем? (Закрепляем.)
- Знаем правило, вспомним цели (что делаем?) (Применяем правило на практике).
2. Актуализация новых знаний.
Цели этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа; развивать орфографическую зоркость, проверить усвоение теоретического материала.
(Слайд №4 – 7 тренеры. Сначала портреты, затем информация о них.)
- Кто эти люди?
- Кем являются?
- Что объединяет этих людей? (Знаменитые тренеры).
- Какое словарное слово будет на уроке? (Тренер)
- Дежурные по словарю (Словарь Ожегова, иностранных слов, словообразовательный).
- Дайте определение этому слову (пока дежурные по словарю ищут его значение)
- Как вы думаете: слово исконно русское? (на доске).
- Запишем определение сжато.
- Зачитаем.
Тренер-(англ.) -специалист по тренировке спортсменов. (Ожегов.)
- Подбираем однокоренные слова.
- Тренер
Тренирова ть ся
Тренировочн ый
Тренерск ий
- Обратим внимание на орфограмму-И-(тренИроваться)
- А какие слова вы вспомните с суффиксом –ер-? (ДирижЁР, стажЁР).
- Составим и запишем предложение с этим словом.
- Зачитаем.
- Ребята, а наша школа какая? (спортивная)
- А знаете ли вы тренеров (выпускников) нашей школы?
- Вот сейчас мы и познакомимся.
(Слайд №8. Тренеры школы №52)
1.Седышев С.В.- заслуженный главный тренер по футболу Ульяновской «Волги».
2. Морозов В.В.- тренер по плаванию, бассейн «Спартак».
3. Меншутин В.А.- тренер по гимнастике. «Торпедо».
4. Мельникова М.А.- тренер по плаванию. «Торпедо».
5. Прохоров С.В.- тренер по плаванию.
6. Долгов Э. А- председатель Областной Федерации по гимнастике.
7. Лаврушина С. А.- тренер по гимнастике, директор ДСШ№6.
8. Полян А. Д.- тренер по гимнастике.
9. Воронцов А.А.- тренер по хоккею с шайбой, директор спорткомплекса «Лидер».
10. Афанасьев В. А.- тренер по футболу, «Авангард».
11. Буланов С. С.- судья международной категории по баскетболу.
12. Рожков С.Н.- тренер по хоккею с мячом. «УЗТС». «Волга».
- Конечно, это ещё не все тренеры….
3. Первичное закрепление.
Цели этапа: самостоятельное выполнение учащимися задания, организовать самопроверку.
- Динамическая пауза.
Потянуться, отдохнуть.
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться.
И опять начать трудиться.
- Кто был внимательный!
- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили?
- Запишите. Можно посовещаться в парах - помоги товарищу!
(Слайд №9. Потянуться, посмеяться, покружиться, покачаться, поклониться, распрямиться, трудиться?)
- Самопроверка.
4. Применение новых знаний.
Цели этапа: Организовать работу в парах, коррекционную работу со взаимопроверкой.
(Слайд №10: Готовиться, заботиться, беспокоиться, упражняться, тренироваться, прыгать, плавать, соревноваться, состязаться, закаляться, стараться.)
- Сформулируйте задание к этому упражнению.
(Слайд №11: Составить предложения или связный текст, используя данные глаголы, на тему «Если хочешь стать футболистом, теннисистом…) (3-4 предложения).
- Ваши предложения по форме работы? (в группах).
- Сколько времени нам потребуется на эту работу? (5 минут) (следит за работой хранитель времени.)
Слайд №12 Критерии отметки.
- «5» -0 ошибок.
- «4» -1-2 ошибки.
- «3» -3-4 ошибки.
- «2» -5 ошибок и более.
- Поменяемся тетрадями и проверим друг у друга.
- Если допущена ошибка, объясни товарищу.
- Вам понятна теперь ваша ошибка?
- У кого были допущены ошибки, кто может объяснить?
- Кто может поделиться своим текстом? (Зачитываем).
- У кого, на ваш взгляд, текст получился интересным?
6. Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.
- Кто помнит цели урока? (Обобщение материала с помощью вопроса.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах?
- Что было интересным на уроке?
- Трудным?
- Что мы должны делать постоянно, ежедневно, чтобы стать успешными людьми? Назовите глаголы, соответствующие теме урока. (Заниматься, тренироваться, учиться, трудится, увлекаться, не лениться…)
Слайд №13. Самооценка.
«5» - Я все понял (а) и могу объяснить другому.
«4» - Я понял(а), но не могу объяснить другому.
«3» - Я не понял(а) ничего…
7. Домашнее задание. (Слайд №14). (Записано на листочках у каждого ученика) (разноуровневое).
1. §110 упр.637.
2. §110 Составить памятку на тему «Утренняя зарядка», используя глаголы, соответствующие теме урока.
3*. Исследовательская работа (на неделю). Собрать информацию и записать о тренере нашей школы (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"
Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...
Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."
Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Юный рекламист". Презентация.
Урок русского языка в 6-м классе по теме «Юный рекламист» Цели урока:Познакомить учащихся с особенностями языка рекламы.Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас; продолжать фор...
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Морфологический разбор глагола"
План-конспект урока по русскому языку (5 класс)...