Интегрированная система развития речи и образного мышления (5-11 классы)
статья по литературе ( класс) по теме
Развитие речи является древнейшей целью педагогического процесса, ибо развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannaya_sistema_razvitiya_rechi_i_obraznogo.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В. Жукова
МОУ СОШ №4, г. Иваново
Интегрированная система развития речи и образного
мышления (5-11 классы)
Наметившееся в последние годы стремление к интегрированным курсам дает возможность учителю-словеснику развить в учащихся способность видеть литературное произведение как творение словесного искусства, увидеть, раскрыть его богатейшее содержание и художественное совершенство, продемонстрировать высокий уровень развития собственной речи и образного мышления в процессе анализа самой словесной ткани литературного произведения.
Развитие речи является древнейшей целью педагогического процесса, ибо развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей учащихся. Тем более в новый период развития общества слово стало средством выражения позиции человека. Интеграция как способ достижения указанных задач стала актуальной лишь в несколько последних десятилетий.
Работы М.Н. Скаткина, Г.Ф. Кумариной, Н.Г. Заволоки, С.И. Архагельского, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, В.Н. Янцена и других указывают на необходимость усиленного внедрения интеграций в педагогический процесс.
Для развития образно-логического мышления подрастающего поколения исключительно важен системный подход в расположении всего материала. Но этого недостаточно. Традиционное обучение ориентировано на системность в отдельно взятом учебном предмете. Модернизация процесса обучения предполагает нахождение линий интеграции разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла. Успешное решение задачи развития мышления учащегося зависит также и от того, будет ли найден надлежащий порядок в логической последовательности всех предметов как единого целого. Краеугольный камнем любой системы считается образное восприятие окружающей действительности при соблюдении основного принципа педагогики- принципа системности обучения.
Совершенно специфическая задача интегрированного подхода – всестороннее развитие личности на основе знаний, полученных в разных дисциплинах, организованных в единую систему. Необходимо либо осуществить действительный синтез ряда филологических дисциплин в рамках единой системы и единого курса, либо выстроить одну структурную модель учебных предметов, решающую единые педагогические задачи. Если это удастся сделать, то будет создано средство для осуществления познавательного синтеза в теоретическом и практическом планах.
Для опыта передовых учителей характерно, что они не сводят все задачи обучения только к сообщению определенной суммы знаний и формированию определенных навыков. Главное – поставить конкретные задачи в области системного развития личности учащегося, базируясь на новых подходах интеграции.
Следовательно, педагогическая наука в деле воспитания высокоразвитого, высококультурного человека наметила новые подходы к процессу обучения, которые обеспечили бы не только последовательные, но и параллельные системы усвоения учащимися знаний на основе достижений в области интеграции.
Мировая Художественная Культура | Русская речь | Русский язык | Литература |
Теоретический и практический материал, обеспечивающий тематическое единство курса. | Теоретический материал, обеспечивающий еженедельную отработку речеведческих понятий. | Программное усвоение грамматического материала при обязательной ежеурочной практической работе над словом по разработанной схеме | Программное усвоение литературного материала при системной работе над образцами художественного текста по указанной тематике. |
Данная система предложена нами для классов и школ гуманитарного направления, но может использоваться и в неспециализированных общеобразовательных школах.
Основная задача системы, реализуемой с помощью созданной авторской программы, - развитие речи и образного мышления учащихся.
Внедрение интегрированной системы предполагает использование целого ряда учебных предметов: мировая художественная культура, русская речь, русский язык, литература (в их системном привлечении).
Программа построена по принципу тематических блоков, решающих единую задачу развития речевой культуры учащегося с помощью кропотливого ежеурочного внедрения материала всех указанных предметов, начиная с 5 класса и далее во всех классах среднего и старшего звена.
Каждый тематический раздел может углубляться и расширяться в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровнем из подготовки и конкретными задачами обучения. Последовательность изучения тематических блоков желательно не менять, так как происходит постепенное углубление, расширение и качественное изменение речевого материала и требований в области знаний и навыков.
Ключевым в нашей системе обучения является принцип интеграции, который реализуется путем параллельной отработки и привлечения знаний и умений четырех изучаемых предметов. Это помогает системному восприятию материала и вырабатывает осознанный подход к повышению речевой культуры и развитию образного мышления, поэтапно подготавливая учащегося к восприятию литературного материала старших классов в единстве содержания и формы. Курс дает возможность учащемуся, идя от словесной организации произведения, понять и усвоить его истинное содержание, идею; вооружает учащегося знаниями, необходимыми для самостоятельного понимания и толкования смысла художественного текста.
Предлагаемая программа ориентирована также на формирование правильной, точной, богатой, выразительной речи. Курс включает работу над речеведческими понятиями, что позволяет дать сведения о языке как о «материале словесности» и о произведении как единстве идейно-смыслового содержания и его художественного выражения.
Курс призван объединить в единую систему сведения о литературе как искусстве слова не с помощью излишнего теоретизирования, а прежде всего путем отработки практических навыков учащихся, путем формирования их вкуса, литературного чутья и заинтересованного отношения к слову через целостную систему эмоционального восприятия материала.
Программа предполагает использование разнообразных форм совместной деятельности учителя с учащимися, направленных на создание на уроках атмосферы сотрудничества, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.
Конечной целью курса является подготовка выпускника, владеющего культурой слова, мышления, способного справиться на высоком уровне с различными видами устной и письменной речи, умеющего излагать, аргументировать, доказывать свои мысли, воспринимающего текст в идейно-художественном единстве, проявляющего языковое чутье и интерес к художественному слову как основной единице литературного текста.
Каждый раздел программы построен по единой схеме. Он включает основные теоретические сведения, систему рабочих и творческих практических занятий, итоговые работы по определению уровня развития речи на каждом этапе. Отработка практических навыков производится на уроках русского языка, литературные образцы с точки зрения словесности рассматриваются на уроках литературы; теоретические понятия речи, элементы риторики проводятся на уроках русской речи; тематическое единство завязывается на материале мировой художественной культуры (МХК). Каждый тематический раздел программы состоит из 2 частей: «Основные сведения» и «Практические занятия». В первой части приводятся темы и относящиеся к ним основные понятия. Во второй части дается примерный перечень работ, которые рекомендуются при изучении указанных тем. Здесь возможны творческие изменения, вводимые в зависимости от интересов учителя и учащихся. При изучении разделов особое внимание следует обратить на связь теории и практики. Занятия должны носить ярко выраженный обучающий, практический характер.
Система позволяет использовать два подхода в развитии речи:
- от анализа художественного произведения к осуществлению его словесной ткани;
- создание собственных словесных произведений и их анализ, самооценка.
Данная программа при правильном её внедрении, в основе которого лежит четкое следование интегрированной системе с варьированием часов и форм занятий, дает высокие результаты.
В помощь учителю и учащимся в конце программы даны список литературы, тематическое планирование и методические разработки. Приведем в качестве образца один из разделов программы.
Пейзаж.
МХК. Основные сведения.
Понятие о пейзаже. Виды пейзажа. Личность художника. Настроение. Колорит. Понятие о прекрасном. Имена известных художников-пейзажистов. Шишкин, Левитан (Творческое «Я». Манера). Айвазовский. Коллекция Бурылина- основа фондов Художественного фонда музея города Иваново.
Практические занятия.
Устные индивидуальные сообщения. Как рассказать о картине-пейзаже?- анализ картины. Левитан «Над вечным покоем». Работа по трафарету. Левитан « Осенний день. Сокольники». Практическое занятие по открыткам- субъективная призма художника. Экскурсия в художественный музей- записи в блокноте. Зачет- групповая работа. Создание пейзажа- ассоциации. (Печаль. Горе. Радость. Спокойствие. Тревога). Мазковая техника. Творческий проект. Защита.
Русская речь. Основные сведения.
Форма речи. Слово- инструмент речи. Речевой этикет. Монолог. Диалог. Литературные примеры. Беседа. И.А.Бунин, И.С.Тургенев, С.А.Есенин- мастера слова. Мастерство русских писателей. Подбор слов. Точность сочетания звуков, настроение, атмосфера, глубина мысли и чувств.
Практические занятия.
Экскурсия по открыткам. Игровые ситуации. Инсценирование. Составление предложений. Составление карточек- образцов. Соревнование с литературными образцами. Составление монолога, диалога. Тезисы. Организация беседы по карточкам (групповая работа). Проверочная работа «Письмо в 2000 год». Работа с учебником Е.И.Никитиной § 1-44.
Русский Язык. Основные сведения.
Слово- инструмент речи. Понятие об этюде. Подбор слов в предложении. Художественные образы. Этикет. Образец.
Практические занятия.
Образец- этюд. «Мимозы». Коллективное сочинение «Яблоко». Словотворчество. «Картина осеннего сада». Подробное изложение (картина К.Моне «Стог сена в Живерии»). Редактирование. Составление предложений и миниатюр. (Сосна. Листья. Ива. Мухомор. Ромашка. Роза. Сад. Снег. Звезда. Дождь. Луна. И т.п.).
Литература. Основные сведения.
Фольклор. Художественный образ. Метафора. Образность. Сказывание. Олицетворение. Мифология. Современная поэзия.
Практические занятия.
Фольклорная мастерская. Образец художественного текста- анализ. Разбор отдельных предложений. Экскурсия в лес. Стихи об осени. «Подарок осеннего леса». Сочинение- миф по трафарету метаморфоз- «Роза».
Фрагмент тематического планирования.
Месяц | МХК (связь с литературой) | Русская речь (связь с русским языком) |
1. «Искусство вечно!» | 1. Для чего нужна людям речь? | |
Сентябрь |
2. Понятие о пейзаже | 2. Формы речи (Подготовка к подробному изложению- этюду «Мимозы») |
3. «Я» художника: И.И. Шишкин и И.И. Левитан | 3. Слово- красивейший инструмент речи. | |
4. Как рассказать о пейзаже?
| 4. Этюд «Яблоко». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».
Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...
Семинар для учителей начальной школы. "Кинезиология. Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления".
"Кинезиология. Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления"....
Педализация как средство выразительности в воспитании образного мышления учащихся в классе фортепиано
В фортепианной исполнительской практике огромная роль принадлежит педализации, которая является важнейшим средством выразительности и играет значимую роль в формирования музыкально-художественного обр...