Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка (развития речи)
и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)
(описание одежды, костюма)
Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира.
Способствует созданию целостного представления о роли одежды, костюма в жизни русского народа.
Воспитывает умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту русского слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr_urok_opisanie_kostyuma.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка (развития речи)
и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)
(описание одежды, костюма)
МОБУ ООШ № 18 г.Кореновск Краснодарский край
Учитель изобразительного искусства Ядрышникова Лариса Александровна
Учитель русского языка и литературы Миронец Наталья Евгеньевна
Цели урока: формировать устную и письменную речь учащихся, умения выражать свое отношение к увиденному, учить художественному восприятию окружающего мира;
создать целостное представление о роли одежды, костюма в жизни русского народа;
закрепить знания, полученные на уроках трудового обучения и изобразительного искусства;
воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту русского слова.
Оборудование:
Выставка детских рисунков и кукол в национальных костюмах.
Презентация «Кубанский национальный костюм — произведение искусства», «Государственный академический Кубанский казачий хор», фонограмма песен Кубанского казачьего хора (или видеозапись).
С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
Электронные образовательные ресурсы.
Ход урока:
1. Слово учителей русского языка и изобразительного искусства.
Учитель русского языка. Ребята, сегодня у нас состоится очередное путешествие в мир знаний. Это будет не просто урок правописания, а урок нравственности, добра и красоты.
Нас окружает предметный мир: одежда и обувь, мебель и посуда, бытовые приборы и станки… Все это создал человек, чтобы облегчить себе жизнь, сделать её более удобной, целесообразной. Но человеку мало одной пользы, он требует ещё и красоты, человек по своей природе – «художник».
Учитель изобразительного искусства. Эта общечеловеческая потребность привела к возникновению в обществе декоративно-прикладного искусства. Оно по сути народное. Народ создает вещи, используя определенный цвет и цветовые сочетания, находит нужную форму и выражение, сохраняя найденную в них красоту, и передает их нам в наследство. Вам, ребята, сегодня предоставляется возможность быть не просто художником, а художником-модельером.
Учитель русского языка. И не только художником-модельером, но и писателем. Внимательно слушайте историю создания костюма, рассматривайте одежду кукол и записывайте свои впечатления, чтобы затем создать словесное описание одежды – миниатюру «Самый интересный костюм». Давайте учиться.
Вопросы адресованы всему классу:
- Какие стили речи вы знаете?
- С какими типами речи вы уже познакомились? (Рассуждение, повествование, описание).
- Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка).
П. Работа с текстами (Е.И.Никитина «Русская речь» (6 класс) на доске
- Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
- На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии. Шинель длинная, до пят, как юбка, круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом…
- Боевые знамёна полков и эскадронов овеяны немеркнущей славой казачьего войска. Во время Великой Отечественной войны Кубанские станицы в короткий срок обеспечивали казачьи сотни оружием, обмундированием, продовольствием, выделяли для них лучших коней. Казачьи части выделялись своеобразием и самобытностью. Это проявлялось уже в самом внешнем виде личного состава – традиционная казачья форма, которой гордились и носили с достоинством.
Эта форма делала казака стройным и подтянутым – ярко-красный бешмет, тёмно-синие брюки и такого же цвета черкеска с газырями, каракулевая шапка-кубанка с красным верхом, тонкий наборный пояс, казачий клинок, кинжал. А поверх всего – чёрная мохнатая бурка с пристёгнутым сзади красным башлыком.
Конечно, бешмет и черкеска относились к народной форме одежды, и казак носил их не всегда. Кубанка же была повседневным головным убором, а бурка всегда находилась под рукой, спасая казака от всех проявлений непогоды.
- Какой тип речи используется в этих текстах? Докажи.
- Объясни, что характерно для описания?
- Чем отличаются предложенные описания?
- Как вы понимание слова в третьем тексте? (Работа отдельных учащихся со Словарем русского языка С.И.Ожегова или этимологическим):
– Обмундирование – форменная одежда.
- Бешмет – стеганый полукафтан (у кавказских народов); верхняя распашная одежда с воротником, в талии собирается в складки и подпоясывается; обычно одевается под черкеску.
– Черкеска – у кавказских горцев и казаков: узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным вырезом на груди.
– Газыри – кармашки для патронов, нашитые на груди черкески.
– Бурка – длинный мохнатый плащ из тонкого войлока. Казак в бурке.
– Башлык – суконный тёплый головной убор с длинными концами, надеваемый поверх шапки.
Учитель изобразительного искусства. У выставки. Рассматривание куклы в костюме кубанского казака. Показ называемых предметов.(Слайды 1-4)
Учитель русского языка.
- Какие языковые приметы художественного стиля вы обнаружили?
- В каком стиле вы будете писать свою работу?
- Узнайте героя литературного произведения по описанию его одежды; расскажите о нём на основе этого описания.
- Рассказ учащихся о Дине из «Кавказского пленника» Л.Н.Толстого. (Словарь: монисто – ожерелье из бус, разноцветных камней.Слайды 5-6)
– Рассказ о маленьком гвардейце из повести В. Катаева «Сын полка». (Словарь: кавалерия – то же, что конница).(Слайды 7-8)
- Для чего автор показывает, во что и как одет герой произведения?
Учитель русского языка. Для того чтобы ярко, образно и выразительно описать костюм героя в художественном стиле, необходимо собрать богатый лексический материал. Постарайтесь и вы, ребята, сегодня быть очень внимательными и чуткими к каждому слову.
Учитель изобразительного искусства. Обществу не безразлично, как человек одет, каков его внешний вил. Поэтому композиции костюма, выбору его формы и линий, цвету и цветовым сочетаниям в нём всегда уделялось первостепенное значение.
Костюм несёт в себе образную характеристику не только отдельного человека, но и нации, народности и целой эпохи. Первой одеждой человека были шкуры животных. Первые «ткани», которыми обёртывали тело, создавались из пеньки и трав. Материалы и способы их производства диктовали формы одежды. Из грубых и жёстких материалов создавались несложные по конструкции формы, а появившиеся позже, более пластичные и тонкие ткани, дали возможность обратиться к более сложным силуэтам костюма.
Одним из первых элементов одежды, который играл большую роль, был пояс: к нему прикреплялись орудия труда, необходимые в походе предметы. Шкуры, листья, ткань, подвешенные к поясу, создавали первую юбку. Постепенно, в ходе общественного развития, усложнялась и совершенствовалась одежда, расширялся спектр её назначения.
Костюм – произведение искусства, он всегда отражал определенный этап развития культуры, был связан с архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой, театром. Историческое развитие костюма можно проследить по смене художественных стилей в искусстве. Во все времена это было удивительное рукотворное мастерство. (Слайды 9-12)
Учитель русского языка.
- Как вы понимание значение слова «рукотворный»? (Сделанный руками, образовано от слова «творить»).
- Запишите однокоренные слова к слову «рукотворный» (творчество, творец, творить, творческий).
Учитель изобразительного искусства. У нас сегодня своеобразная выставка музея костюмов. Работы учащихся. Предлагаю пройти по его залам. С его экспонатами вас познакомят экскурсоводы.
Учитель русского языка. Ребята, во время экскурсии ведите записи самого интересного. Так вы накопите материал для своего сочинения-описания костюма.
Ш. Выставка костюмов.
1 экскурсовод. В наши дни художники-модельеры всё чаще обращаются к народным традициям. Они не копируют национальный костюм, а берут от него богатство колористических сочетаний, разнообразие орнаментов. Использование современными художниками-модельерами элементов народного костюма нашей Родины придает сегодняшним модным формам новый художественный образ, живость, нарядность, необыкновенность фасонов костюмов. Для этой цели применяют разнообразные виды изобразительного декора.
Учитель русского языка.
- Как вы понимание, что означает слово «декор»? (Декор – украшение).
2 экскурсовод. Познакомимся с наиболее распространенными видами отделок: вышивкой, тесьмой, бахромой, складками и защипами, воланами и оборками, кружевами и кантом.
В нашей стране искусство вышивки имеет древнюю историю. Ею украшали иконы и книги, одежду и кошельки, обувь и пояса, конскую сбрую и жилище. Восхищает красотой и сложностью рисунка вышитая мужская рубаха кубанских казаков. Она выполнена на холсте стежками и строчками, в основном, красным цветом. Стежки ложатся вплотную, создавая сплошной ковровый настил. В других местах они образуют ромбики, сплетающиеся звёздочки и стебельки, похожие на звёздочки. Такой вышивкой украшался воротник и перед рубахи, манжеты.
Учитель изобразительного искусства. Основную декоративную нагрузку в русском народном костюме несёт орнамент. Он является средством отражения духовного мира человека, его вкусов, его понятий о красоте (от латинского «орнаментум» - украшение). Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Изобразительными элементами русского орнамента являются самые разнообразные мотивы, которые называют «травкой», «яблочком», «ягодкой», «листком», «древком». В глубинном понимании в орнаменте человек собрал воедино свои представления о наблюдаемых им в природе ритме, пропорциях, уяснил их и выразил в форме художественного образа. Он выразил также свои надежды, свои стремления, свои радости и печали, состояние своей души, свой быт.(Слайды 13-15)
1 экскурсовод. В Краснодарском краевом историко-краеведческом музее хранятся наряды наших предков. (Слайды 16-20)
Яркость, весёлость, независимость характера казачки отражает её костюм. Широкая цветная юбка с широкой оборкой по низу, богато вышитая рубаха с оборками и воланами на рукавах, зипун или «кохта», на ногах – сапожки или кожаные тапочки-чувяки.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.
Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а значит, жизни.
3 экскурсовод. Вот почему по-прежнему со сцен художественной самодеятельности предстаёт перед нами народный южнорусский костюм из рубахи, украшенной вышивкой или сшитой из узорной ткани и понёвы из полотнищ шерстяной ткани. Или стоит казак в темно-синей черкеске с газырями, кубанке с красным верхом, черной бурке с пристёгнутым сзади красным башлыком.
Рассмотрите эти удивительные по красоте костюмы на исполнителях Государственного академического кубанского казачьего хора и послушайте песню в их исполнении. (Видеоролик)
(На фоне исполнения песни). И мелодия, и замечательные костюмы на исполнителях дают нам возможность постичь характер русской души, стать просветлённее и чище. В их лицах, в их костюмах – наша славная история, наша гордость, наша индивидуальность.
Учитель изобразительного искусства. К сожалению, мы рассмотрели не все экспонаты одежды, находящиеся в нашем «музее». Что же интересного запомнилось вам?
Учитель русского языка. Ребята, а какие записи вы сделали в тетрадях? Сделайте словесное описание костюма на основе своих записей. (3-4 ученика представляют свои работы).
Учитель русского языка. Ребята, вы хорошо справились с этой работой: нашли много ярких слов, словосочетаний, говорили красивыми предложениями, но ваш рассказ был не всегда последовательным, поэтому мы сейчас составим план вашего сочинения.
IV. Работа над композицией и планом сочинения.
Чтобы описание одежды, костюма было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания обычно состоит из трёх частей. Для нашего сочинения он может быть таким (запись в тетради. План в электронном виде на доске):
1. Вступление: кратко рассказать об истории создания одежды, национальном костюме, обращении современных художников-модельеров к национальным традициям.
2. Основная часть: описание кубанского народного костюма (мужского или женского).
1) Общий вид костюма (материал, форма, цвет), назначение костюма.
2) Описание деталей костюма (композиция одежды, виды декора: вышивка, складки, строчки, кант, оборки, кружево; украшения, орнамент в элементах костюма).
3) Впечатление от одежды, костюма.
3. Заключение: моё отношение к кубанскому народному костюму, к мастерству художников-модельеров).
V. Материал для словарной работы.
Словарная работа проводится на всех этапах урока, тематическая лексика включена в предварительную работу и отражена на доске.
VI. Написание сочинения-миниатюры «Самый интересный костюм».
VII. Выборочное чтение детских работ. Подведение итогов урока.
Сочинения сдаются на проверку.
VIII. Домашнее задание.
По русскому языку: 1 группа – написать сочинение-описание другого костюма (озаглавить); П группа – составить словарный диктант (15 слов) из новой лексики, прозвучавшей на уроке.
По изобразительному искусству: нарисовать понравившийся костюм, подготовить эскиз своего костюма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...
Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)
Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО
Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...
Урок русского языка (развития речи) в 5 классе.
Приводится план-конспект урока русского языка (развития речи) в 5 классе...
План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.
В период обучения русскому языку в ООШ следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...