Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
материал (литература, 6 класс) по теме

Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира;

Способствует созданию целостного представления о роли одежды, костюма в жизни русского народа.

Воспитывает умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту русского слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr_urok_opisanie_kostyuma.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка (развития речи)

и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)

(описание одежды, костюма)

МОБУ ООШ № 18 г.Кореновск Краснодарский край

Учитель изобразительного искусства Ядрышникова Лариса Александровна

Учитель русского языка и литературы Миронец Наталья Евгеньевна

Цели урока:         формировать устную и письменную речь учащихся, умения выражать свое отношение к увиденному, учить художественному восприятию окружающего мира;

        создать целостное представление о роли одежды, костюма в жизни русского народа;

        закрепить знания, полученные на уроках трудового обучения и изобразительного искусства;

        воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту русского слова.

Оборудование:        

        Выставка детских рисунков и кукол в национальных костюмах.

        Презентация «Кубанский национальный костюм — произведение искусства», «Государственный академический Кубанский казачий хор», фонограмма песен Кубанского казачьего хора (или видеозапись).

        С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

        Электронные образовательные ресурсы.

Ход урока:

1. Слово учителей русского языка  и изобразительного искусства.

        Учитель русского языка. Ребята, сегодня у нас состоится очередное путешествие в мир знаний. Это будет не просто урок правописания, а урок нравственности, добра и красоты.

          Нас окружает предметный мир: одежда и обувь, мебель и посуда, бытовые приборы и станки… Все это создал человек, чтобы облегчить себе жизнь, сделать её более удобной, целесообразной. Но человеку мало одной пользы, он требует ещё и красоты, человек по своей природе – «художник».

        Учитель изобразительного искусства. Эта общечеловеческая потребность привела к возникновению в обществе декоративно-прикладного искусства. Оно по сути народное. Народ создает вещи, используя определенный цвет и цветовые сочетания, находит нужную форму и выражение, сохраняя найденную в них красоту, и передает их нам в наследство. Вам, ребята, сегодня предоставляется возможность быть не просто художником, а художником-модельером.

        Учитель русского языка. И не только художником-модельером, но и писателем. Внимательно слушайте историю создания костюма, рассматривайте одежду кукол и записывайте свои впечатления, чтобы затем создать словесное описание одежды – миниатюру «Самый интересный костюм». Давайте учиться.

        Вопросы адресованы всему классу:

        - Какие стили речи вы знаете?

        - С какими типами речи вы уже познакомились? (Рассуждение, повествование, описание).

        - Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка).

П. Работа с текстами (Е.И.Никитина «Русская речь» (6 класс) на доске

  1. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
  2. На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии. Шинель длинная, до пят, как юбка, круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом…

  1. Боевые знамёна полков и эскадронов овеяны немеркнущей славой казачьего войска. Во время Великой Отечественной войны Кубанские станицы в короткий срок обеспечивали казачьи сотни оружием, обмундированием, продовольствием, выделяли для них лучших коней. Казачьи части выделялись своеобразием и самобытностью. Это проявлялось уже в самом внешнем виде личного состава – традиционная казачья форма, которой гордились и носили с достоинством.

        Эта форма делала казака стройным и подтянутым – ярко-красный бешмет, тёмно-синие брюки и такого же цвета черкеска с газырями, каракулевая шапка-кубанка с красным верхом, тонкий наборный пояс, казачий клинок, кинжал. А поверх всего – чёрная мохнатая бурка с пристёгнутым сзади красным башлыком.

        Конечно, бешмет и черкеска относились к народной форме одежды, и казак носил их не всегда. Кубанка же была повседневным головным убором, а бурка всегда находилась под рукой, спасая казака от всех проявлений непогоды.

  1. Какой тип речи используется в этих текстах? Докажи.
  2. Объясни, что характерно для описания?
  3. Чем отличаются предложенные описания?
  4.  Как вы понимание слова в третьем тексте? (Работа отдельных учащихся со Словарем русского языка С.И.Ожегова или этимологическим):

 – Обмундирование – форменная одежда.

 - Бешмет – стеганый полукафтан (у кавказских народов); верхняя распашная одежда с воротником, в талии собирается в складки и подпоясывается; обычно одевается под черкеску.

 – Черкеска – у кавказских горцев и казаков: узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным вырезом на груди.

 – Газыри – кармашки для патронов, нашитые на груди черкески.

 – Бурка – длинный мохнатый плащ из тонкого войлока. Казак в бурке.

 – Башлык – суконный тёплый головной убор с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Учитель изобразительного искусства. У выставки. Рассматривание куклы в костюме кубанского казака. Показ называемых предметов.(Слайды 1-4)

Учитель русского языка.

  1. Какие языковые приметы художественного стиля вы обнаружили?
  2. В каком стиле вы будете писать свою работу?
  3. Узнайте героя литературного произведения по описанию его одежды; расскажите о нём на основе этого описания.

 - Рассказ учащихся о Дине из «Кавказского пленника» Л.Н.Толстого. (Словарь: монисто – ожерелье из бус, разноцветных камней.Слайды 5-6)                        

  – Рассказ о маленьком гвардейце из повести В. Катаева «Сын полка».        (Словарь: кавалерия – то же, что конница).(Слайды 7-8)

  1. Для чего автор показывает, во что и как одет герой произведения?

Учитель русского языка. Для того чтобы ярко, образно и выразительно описать костюм героя в художественном стиле, необходимо собрать богатый лексический материал. Постарайтесь и вы, ребята, сегодня быть очень внимательными и чуткими к каждому слову.

        

Учитель изобразительного искусства. Обществу не безразлично, как человек одет, каков его внешний вил. Поэтому композиции костюма, выбору его формы и линий, цвету и цветовым сочетаниям в нём всегда уделялось первостепенное значение.

        Костюм несёт в себе образную характеристику не только отдельного человека, но и нации, народности и целой эпохи. Первой одеждой человека были шкуры животных. Первые «ткани», которыми обёртывали тело, создавались из пеньки и трав. Материалы и способы их производства диктовали формы одежды. Из грубых и жёстких материалов создавались несложные по конструкции формы, а появившиеся позже, более пластичные и тонкие ткани, дали возможность обратиться к более сложным силуэтам костюма.

        Одним из первых элементов одежды, который играл большую роль, был пояс: к нему прикреплялись орудия труда, необходимые в походе предметы. Шкуры, листья, ткань, подвешенные к поясу, создавали первую юбку. Постепенно, в ходе общественного развития, усложнялась и совершенствовалась одежда, расширялся спектр её назначения.

        Костюм – произведение искусства, он всегда отражал определенный этап развития культуры, был связан с архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой, театром. Историческое развитие костюма можно  проследить по смене художественных стилей в искусстве. Во все времена это было удивительное рукотворное мастерство. (Слайды 9-12)

        

Учитель русского языка.

        - Как вы понимание значение слова «рукотворный»? (Сделанный руками, образовано от слова «творить»).

        - Запишите однокоренные слова к слову «рукотворный» (творчество, творец, творить, творческий).

        

Учитель изобразительного искусства. У нас сегодня своеобразная выставка музея костюмов. Работы учащихся. Предлагаю пройти по его залам. С его экспонатами вас познакомят экскурсоводы.

        

Учитель русского языка. Ребята, во время экскурсии ведите записи самого интересного. Так вы накопите материал для своего сочинения-описания костюма.

Ш. Выставка костюмов.

        1 экскурсовод. В наши дни художники-модельеры всё чаще обращаются к народным традициям. Они не копируют национальный костюм, а берут от него богатство колористических сочетаний, разнообразие орнаментов. Использование современными художниками-модельерами элементов народного костюма нашей Родины придает сегодняшним модным формам новый художественный образ, живость, нарядность, необыкновенность фасонов костюмов. Для этой цели применяют разнообразные виды изобразительного декора.

        Учитель русского языка.        

  1. Как вы понимание, что означает слово «декор»? (Декор – украшение).

2 экскурсовод. Познакомимся с наиболее распространенными видами отделок: вышивкой, тесьмой, бахромой, складками и защипами, воланами и оборками, кружевами и кантом.

В нашей стране искусство вышивки имеет древнюю историю. Ею украшали иконы и книги, одежду и кошельки, обувь и пояса, конскую сбрую и жилище. Восхищает красотой и сложностью рисунка вышитая мужская рубаха кубанских казаков. Она выполнена на холсте стежками и строчками, в основном, красным цветом. Стежки ложатся вплотную, создавая сплошной ковровый настил. В других местах они образуют ромбики, сплетающиеся звёздочки и стебельки, похожие на звёздочки. Такой вышивкой украшался воротник и перед рубахи, манжеты.

        Учитель изобразительного искусства. Основную декоративную нагрузку в русском народном костюме несёт орнамент. Он является средством отражения духовного мира человека, его вкусов, его понятий о красоте (от латинского «орнаментум» - украшение). Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Изобразительными элементами русского орнамента являются самые разнообразные мотивы, которые называют «травкой», «яблочком», «ягодкой», «листком», «древком». В глубинном понимании в орнаменте человек собрал воедино свои представления о наблюдаемых им в природе ритме, пропорциях, уяснил их и выразил в форме художественного образа. Он выразил также свои надежды, свои стремления, свои радости и печали, состояние своей души, свой быт.(Слайды 13-15)

        

        1 экскурсовод. В Краснодарском краевом историко-краеведческом музее хранятся наряды наших предков. (Слайды 16-20)

        Яркость, весёлость, независимость характера казачки отражает её костюм. Широкая цветная юбка с широкой оборкой по низу, богато вышитая рубаха с оборками и воланами на рукавах, зипун или «кохта», на ногах – сапожки или кожаные тапочки-чувяки.

        Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.

        Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а значит, жизни.

        3 экскурсовод. Вот почему по-прежнему со сцен художественной самодеятельности предстаёт перед нами народный южнорусский костюм из рубахи, украшенной вышивкой или сшитой из узорной ткани и понёвы из полотнищ шерстяной ткани. Или стоит казак в темно-синей черкеске с газырями, кубанке с красным верхом, черной бурке с пристёгнутым сзади красным башлыком.

        Рассмотрите эти удивительные по красоте костюмы на исполнителях Государственного академического кубанского казачьего хора и послушайте песню в их исполнении. (Видеоролик)

        

        (На фоне исполнения песни). И мелодия, и замечательные костюмы на исполнителях дают нам возможность постичь характер русской души, стать просветлённее и чище. В их лицах, в их костюмах – наша славная история, наша гордость, наша индивидуальность.

        Учитель изобразительного искусства.  К сожалению, мы рассмотрели не все экспонаты одежды, находящиеся в нашем «музее». Что же интересного запомнилось вам?

        Учитель русского языка. Ребята, а какие записи вы сделали в тетрадях? Сделайте словесное описание костюма на основе своих записей. (3-4 ученика представляют свои работы).

        Учитель русского языка. Ребята, вы хорошо справились с этой работой: нашли много ярких слов, словосочетаний, говорили красивыми предложениями, но ваш рассказ был не всегда последовательным, поэтому мы сейчас составим план вашего сочинения.

IV. Работа над композицией и планом сочинения.

        Чтобы описание одежды, костюма было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания обычно состоит из трёх частей. Для нашего сочинения он может быть таким (запись в тетради. План в электронном виде  на доске):

        1. Вступление: кратко рассказать об истории создания одежды, национальном костюме, обращении современных художников-модельеров к национальным традициям.

        2. Основная часть: описание кубанского народного костюма (мужского или женского).

        1) Общий вид костюма (материал, форма, цвет), назначение костюма.

        2) Описание деталей костюма (композиция одежды, виды декора: вышивка, складки, строчки, кант, оборки, кружево; украшения, орнамент в элементах костюма).

        3) Впечатление от одежды, костюма.

        3. Заключение: моё отношение к кубанскому народному костюму, к мастерству художников-модельеров).

V. Материал для словарной работы.

Словарная работа проводится на всех этапах урока, тематическая лексика включена в предварительную работу и отражена на  доске.

 VI. Написание сочинения-миниатюры «Самый интересный костюм».

VII. Выборочное чтение детских работ. Подведение итогов урока. 

Сочинения сдаются на проверку.

VIII. Домашнее задание.

        По русскому языку: 1 группа – написать сочинение-описание другого костюма (озаглавить); П группа – составить словарный диктант (15 слов) из новой лексики, прозвучавшей на уроке.

        По изобразительному искусству: нарисовать понравившийся костюм,  подготовить эскиз своего костюма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...

Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...

Урок русского языка (развития речи) в 5 классе.

Приводится  план-конспект урока русского  языка (развития речи) в 5 классе...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...