Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению "Русская словесность"
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Александрова Марина Александровна

Программа внеурочной деятельности по направлению "Русская словесность" (адаптирована на основе ФГОС основного общего образования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_slovesnost_6_klass.docx52.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной образовательной деятельности «Русская словесность» составлена в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС  к результатам основного  общего образования в рамках вариативной части «Внеурочная образовательная деятельность» и относится к программам общеинтеллектуальной направленности.

Актуальность программы

Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства.

Школьники увидят, что русский язык — это не только категории и законы, не только правила, это богатейшие возможности для выражения любого содержания. На занятиях словесности шестиклассники будут рассматривать язык как материал словесности, познакомятся с некоторыми его  свойствами. Читая и анализируя произведения словесности, ребята увидят, какими словесными средствами достигается наиболее точное, живое, яркое и красивое выражение содержания. Это поможет им освоить богатства русского разговорного языка и законы употребления различных стилей литературного языка, активно использовать эти возможности в собственных высказываниях.

Целесообразность программы

Занятия словесности помогут   возродить интерес к чтению. Ведь громадные духовные сокровища нашей литературы оказываются невостребованными, потому что дети просто не читают книг, ибо не умеют это делать! Творчески работающие учителя ищут пути пробуждения интереса к книге. Это возможно, только если ребята смогут воспринять произведение словесности как явление искусства, откроют для себя эстетическую роль языка, красоту художественного слова, полюбят его. А красота и любовь — могучая созидательная сила, недаром И. С. Тургенев утверждал, что любовью держится и движется жизнь. Любовь к родному слову поможет учащимся проникнуть в смысл произведений, самостоятельно понять выраженные автором мысли. И тогда детям станут доступны богатства общечеловеческой культуры.

На занятиях словесности большое место занимает творчество. Школьники учатся создавать собственные художественные произведения в прозе и стихах, составлять сочинения-рассуждения. Это необходимо для развития творческих возможностей ребенка. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало, способность к творчеству, которые есть в каждом. Творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится непременно и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Проявится оно и в чтении произведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.

Задачи изучения словесности:

-творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств;

-формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму;

-развитие творческих способностей учащихся.

Курс включает 34 часа по 1 занятию в неделю.

Основной принцип:

- системно-деятельностный подход. В курсе словесности обучающиеся 6 класса осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях. Шестиклассники развивают и углубляют представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка; рассматривают особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Предполагаемые результаты реализации программы

Обучающиеся должны:

-различать слова по их стилистической окраске; лирические, эпические и драматические произведения; размеры стихов; героя, автора и рассказчика в эпическом произведении;

-понимать роль общеупотребительных, областных, специальных, заимствованных слов в произведениях словесности; значение средств художественной изобразительности; значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении; значение ритма, рифмы и аллитерации в лирическом произведении; роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев в драматическом произведении;

-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, имеющие различные средства художественной изобразительности; юмористические произведения, былины; эпические, лирические и по ролям драматические произведения;

-употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской; различные средства художественной изобразительности; средства создания комического; различные формы словесного выражения;

рассказывать юмористические рассказы, легенды, предания;

находить в тексте средства художественной изобразительности;

уметь создавать собственный юмористический рассказ или сценку, рассказ по собственным впечатлениям, драматическую сценку, употребляя в ней ремарки, монологи и диалоги;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.

Формы проведения занятий

- беседа,

- слово учителя,

- исследование  по заданиям дополнительной литературы,

- урок-игра,

- ролевые и деловые игры,

- моделирование,

- тренинги.

- практическая работа,

- творческие письменные работы в печатных тетрадях,

-  работа с произведениями изобразительного искусства,

- сочинение собственных  произведений,

-  презентация творческих работ (индивидуальные проекты «Составление юмористического произведения» или «Составление лирического произведения на свободную тему» и др.)

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Введение. Употребление языка.

10

8

2

Средства художественной изобразительности

7

6

1

Юмор в произведениях словесности. 

4

3

1

Произведения устной народной словесности.

4

3

1

Эпическое произведение

3

2

1

Лирическое произведение

3

2

1

Драматическое произведение

3

2

1

Всего

34

26

8

Содержание программы

Введение. Употребление языка. (10ч.)

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола.

 Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц.

Обучающиеся должны уметь:

Средства художественной изобразительности (7 ч.)

Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.

Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности. Обучающиеся должны уметь:

Юмор в произведениях словесности (4ч.)

Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь.

Обучающиеся должны знать: особенности использования юмористических приёмов при создании произведений словесности.

 Обучающиеся должны уметь: находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приёмы.

Произведения устной народной словесности (4ч.)

Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.

Обучающиеся должны знать: особенности эпических жанров устной словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; рассказывать и читать былины, легенды, предания.

Эпическое произведение, его особенности (3ч.)

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.

Обучающиеся должны знать: особенности эпического произведения; способы создания литературного героя.

Обучающиеся должны уметь: отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности.

Лирическое произведение, его особенности (3ч.)

Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.

Обучающиеся должны знать: особенности лирического произведения; стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать лирические произведения; создавать собственные лирические произведения словесности.

Драматическое произведение, его особенности (3ч.)

Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.

Обучающиеся должны знать: особенности драматическом произведения; стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое произведение от эпического  и лирического; исполнять пьесу по ролям; создавать собственные сценки.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и  тем

Сроки прохождения

план

факт

Стилистическая окраска слов и предложений

08.09

Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

15.09

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика.

22.09

Стилистические возможности лексики. Диалектизмы.

29.09

Стилистические возможности лексики. Профессионализмы.

06.10

Стилистические возможности лексики. Заимствованные слова.

13.10

Стилистические возможности имени существительного.

20.10

Стилистические возможности имени прилагательного.

27.10

Стилистические возможности глагола

10.11

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях

17.11

Понятия о средствах художественной изобразительности.

24.11

Метафора.

01.12

Олицетворение

08.12

Метонимия

15.12

Синекдоха

22.12

Порядок слов в предложении. Инверсия. Лексический повтор

29.12

Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Антитеза

12.01

Юмор в жизни и в произведениях словесности

19.01

Средства создания юмора. Комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев

26.01

Средства создания юмора. Нарушение смысловой сочетаемости слов. Соединение несоединимых явлений, предметов,  признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической

02.02

Значение употребления средств создания юмора в произведениях

09.02

Былина как героический эпос. Герои и сюжеты.

16.02

Особенности словесного выражения содержания в былине.

Легенда как создание народной фантазии.

Предание о реальных событиях

Что такое эпическое произведение

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя.

Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении.

Лирическое произведение, его особенности

«Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении

Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма; мужские, женские, дактилические рифмы.

Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении.

Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка.

Способы повествования и описания в пьесе. Сюжет драматического произведения.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Виды деятельности обучающихся

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

1

Стилистическая окраска слов и предложений

Знакомятся  с учебником под редакцией Р.И.Альбетковой,  читают вступительную статью, обсуждают высказывание М.Карима о русском языке.

Выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

2

Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Изучают  закон употребления слов языка в зависимости от условий высказывания. Сравнивают рисунки, тексты разных стилей.  Работают  с толковым словарем,  с таблицей.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика.

Изучают терминологию. Выписывают  общеупотребитель-ные слова из стихотворения Н.Наджми «Аленушка». Изменяют   нейтральные слова с помощью суффиксов оценки. Работают с синонимами, имеющими стилистическую и эмоцианальную окраску.

Использование знаково-символических средств представления информации.

Развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

4

Стилистические возможности лексики. Диалектизмы.

Наблюдают  над лексическими единицами. Знакомятся  с диалектными словами. Находят диалектные слова в отрывке из сказки П.Бажова. Работают со словарём.

Активное использование речевых средств  для решения коммуникативных задач.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

5

Стилистические возможности лексики. Профессионализмы.

Выписывают  из словаря иностранных слов заимствованные слова из немецкого, французского, английского языков, составляют таблицу. Разграничивают  слова  по стилистической окраске. Работают  в рабочих тетрадях по репродукции картины Г.Нисского «На путях»

Активное использование речевых средств  для  решения познавательных задач.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

6

Стилистические возможности лексики. Заимствованные слова.

Наблюдают над ролью имен существительных в тексте (имена собственные). Работают по книге З.Биишевой «На берегах большого Ика». Понятие об олицетворении. Выписывают  олицетворения из стихотворения «Урал говорит мне». Наблюдают над формой падежных окончаний.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

7

Стилистические возможности имени существительного.

Наблюдают  над употреблением прилагательных в художественных текстах (полные и краткие формы). Работают  с отрывком из повести М.Карима «Радость нашего дома». Оценивают стилистическую и эмоциональную окраску прилагательных.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

8

Стилистические возможности имени прилагательного.

Рассматривают употребление глаголов в переносном смысле. Работают  с отрывком из повести А.Бикчентаева «Сколько лет тебе, комиссар?» Наблюдают  над грамматической формой глаголов. Показывают  на примерах из отрывка повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» стилистические возможности глаголов.

Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

9

Стилистические возможности глагола

Выполняют практическую работу.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Развитие самостоятель-ности на основе представлений о нравственных нормах.

10

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях

Знакомятся со средствами художественной изобразительности. Изучают два способа выражения сравнения. Анализируют стихотворение М.Карима «На берегу осенней Дёмы». Рассматривают аллегорический смысл пословиц, басен. Оценивают роль эпитетов в отрывке из книги И.С.Соколова-Микитова «Русский лес» и книги Г.Рамазанова «Многоцветье».

Выразительно читать тексты; употреблять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Формирование целостного, социально ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

11

Понятия о средствах художественной изобразительности.

Изучают метафоры в русских и башкирских загадках, в отрывке из повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка». Работают  со стихотворением М.Карима «Птиц выпускаю» для выявления роли олицетворений в тексте. Составляют предложения с выразительными средствами языка. Работают  по картине А.Лентулова «Овощи»

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

12

Метафора.

Наблюдают  над материалом для исследования по теме  «Пословицы и крылатые слова, основанные на синекдохе». Составляют  таблицу. Вспоминают гиперболические образы в литературе, в живописи.

Составлять тексты в устной и письменной формах.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

13

Олицетворение

Изучают  три правила построения предложений в тексте. Рассматривают роль инверсии в тексте на примере  стихотворения «Подарки». Выписывают  примеры инверсии из текста. Сопоставляют виды повторов в тексте (синтаксические и лексические).

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Развитие самостоятель-ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

14

Метонимия

Вспоминают фигуры речи и их роль в художественном тексте. Подбирают  иллюстративный  материала по теме.

Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Формирование чувства гордости за свою Родину.

15

Синекдоха

Выполняют творческую работу: письмо другу с использованием антитезы.

Использование знаково-символических средств представления информации.

Формирование эстетических и этических ценностей.

16

Порядок слов в предложении. Инверсия. Лексический повтор

Сочиняют  описание осеннего леса (поля, реки, города) с использованием изобразительных средств языка. Сочиняют  загадки со словами - омонимами. Работа с «бестолковым» словарем.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Осознавать культуру работы с книгой.

17

Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Антитеза

Выявляют значение слова «юмор». Указывают несоответсвие  между понятиями, создающими юмористическую ситуацию. Работают по иллюстрации к басне И.Крылова «Кот и повар». Работают  с отрывком из книги К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» и М.Карима «Долгое, долгое детство». Наблюдают над способами создания юмора в художественной литературе

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

18

Юмор в жизни и в произведениях словесности

Выявляют нарушение смысловой сочетаемости (один из способов создания юмора в произведениях словесности). Работают со стихотворением Даниила Хармса. Рассматривают сочетание слов с разной стилистической окраской.

Овладение логическими действиями классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

19

Средства создания юмора. Комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев

Практикум. Наблюдают над примерами из художественных текстов.

Поиск средств  осуществления коммуникативной задачи.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

20

Средства создания юмора. Нарушение смысловой сочетаемости слов. Соединение несоединимых явлений, предметов. признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической

Изучают былину как героический эпос русского народа.. Работают с отрывком из былины об Илье Муромце. Выразительно читают. Наблюдают над стихотворным ритмом. Исследуют  язык былин (устаревшие и диалектные слова, гиперболы). Творческая работа «Мой любимый былинный герой».

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

21

Значение употребления средств создания юмора в произведениях

Изучают легенду как повествование о событии. Слушают легенды о родном крае.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

22

Былина как героический эпос. Герои и сюжеты.

Сравнивают  легенды и предания. Работают  с отрывком из «Повести временных лет». Учатся художественному пересказу. Беседуют по картине В.М.Васнецова «Боян», составляют рассказ по картине. Участвуют в викторине «Былины. Интересные семейные предания».

Использование различных способов поиска (в справочных источниках) и интерпретации информации.

Формирование ценностей многонациональ-ного российского общества.

23

Особенности словесного выражения содержания в былине.

Беседуют  по ранее прочитанным повестям и рассказам.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

24

Легенда как создание народной фантазии.

Рассматривают как средства языка позволяют раскрыть характер литературного героя. Беседуют о любимых литературных  героях (личные качества ,мысли чувства героя, выражаемые в поступках и присущей только ему речи).

Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование  мотивации к творческому труду, к работе на результат.

25

Предание о реальных событиях

Разграничивают автора и повествователя в литературном произведении. Изучают средства  создания художественного образа.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

26

Что такое эпическое произведение

Рассматривают особенности языка эпического произведения,  формы словесного выражения в эпическом произведении. Находят диалоги и монологи  в художественных текстах. Сочиняют сказку.

Практикум. Лингвистическая игра. Учатся составлять шарады. Инсценируют шарады.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

27

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя.

Изучают ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Рассматривают особенности силлабо-тонического стихосложения.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

28

Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении..

Изучают двусложные  размеры стиха. Работают по определению размера стиха на примерах художественных текстов.

Умение работать в в информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Планировать учебную задачу и её пошаговое выполнение.

29

Лирическое произведение, его особенности 3ч.

Изучают трёхсложные  размеры стиха. Работают по определению размера стиха на примерах художественных текстов.

Умение работать в в информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета

Планировать учебную задачу и её пошаговое выполнение.

30

«Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении

Рассматривают систему звуковых повторов. Определяют роль аллитерации в стихотворном тексте. Работают  по нахождению в текстах аллитерации, ассонанса. Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значения. Работают с художественными текстами по выбору.

Использование знаково-символических средств представления информации.

Формирование  мотивации к творческому труду, к работе на результат.

31

Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма; мужские, женские , дактилические рифмы.

Учатся  отличать драматическое произведение от эпического и лирического. Исследуют «живую речь» действующих лиц, авторские ремарки.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Формирование целостного, социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

32

Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении.

Творческая мастерская. «Ролевой диалог». Самостоятельная работа по составлению отзыва по увиденному драматическому произведению.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

33

Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка.

Работают  с художественными текстами (подобранными самостоятельно).

Активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

Формирование положительного отношения к выполняемым действиям.

34

Способы повествования и описания в пьесе. Сюжет драматического произведения.

Творческая мастерская.

Активное использование речевых средств  для решения коммуникативных задач.

Осуществлять самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение

(для учителя)

  1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р. И.Альбеткова, М., Дрофа, 2015.
  2. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р. И.Альбеткова, М., Дрофа, 2005.
  3. Рабочая тетрадь для учащихся «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р. И.Альбеткова, М., Дрофа, 2015.
  4. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.
  5. Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.
  6. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998.
  7. Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. — М., 1984.
  8. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.
  9. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. – М., 1996.
  10. Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.
  11. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.
  12. Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.
  13. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
  14. Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. — М., 1983.
  15. Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, — М., 1990.
  16. Шанский Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения // Русский язык в школе. — 1994. — №5.

Для обучающихся

  • Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
  • Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.
  • Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
  • Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
  • Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.
  • Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
  • Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)
  • Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)

Для родителей

  • Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970.
  • Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
  • Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)
  • Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.

Словари и справочники

  1. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. — 9-е изд. — М., 1998.
  2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
  3. Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: — М., 1998.
  4. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.
  5. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М., 1993.
  6. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998.
  7. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. — М, 1998.
  8. Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. — СПб.. 1996.
  9. Даль В. И. Пословицы русского народа.— М., 1994. - Т. 1-3.
  10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
  11. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
  12. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
  13. Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. — М., 1996.
  14. Изобразительное искусство. Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. — М., 1997. (Словари школьника).
  15. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
  16. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М. 1997.
  17. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 1998.
  18. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.
  19. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.
  20. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.
  21. Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. — СПб., 1998.
  22. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)
  23. Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. — М., 1994.
  24. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 1996.
  25. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1997.
  26. Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.
  27. Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.
  28. Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. — Ростов-на-Дону; М., 1997.
  29. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — 2-е изд. — М., 1997.
  30. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 2-е изд. — М., 1997.
  31. Шипов Я. Православный словарь. — М., 1998. (Словари школьника).
  32. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., доп. — М., 1994.
  33. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. – Новосибирск, 1995. – Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)
  34. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 – 11 кл. – М., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

рабочая программа внеурочной деятельности "Русская словесность"

Рабочая программа   внеурочной деятельности "Русская словесность", разработана на основе  программы Альбетковой  с учетом требований ФГОС ООО...

Рабочая программа внеурочной деятельности по словесности для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности разаработана с учетом требований ФГОС...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...