Рабочая программа внеурочной деятельности по словесности для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности разаработана с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slov_6_kl_vneurochka.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Опалиховская гимназия

Согласовано
зам. директора по УВР:
Зеленцова А.А
__________2018   г.

Рассмотрено
на  заседании ШМО
Протокол № 1
от …………..2018  г.
Руководитель ШМО_________

Утверждаю
Директор
Филимонова И.А.
______________ 2018  г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по  словесности

для 6-х классов

Составитель рабочей программы:

учитель русского языка и литературы

Балабанова А.А.

Год составления рабочей программы: 2018

Рабочая программа внеурочной деятельности по словесности для 6-х классов разработана в соответствии с учетом:

 -требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-программы основного общего образования по словесности для общеобразовательных школ Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. М., 2015.  

-требования к результатам освоения учебного курса;

-объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МБОУ  Опалиховская гимназия

Учебным планом МБОУ  Опалиховская гимназия объем часов внеурочной деятельности по словесности рассчитан на 1 час в неделю, 34 рабочие недели, 34 часа в год;

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Словесность в средней школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. Словесность как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Читая и анализируя художественные тексты, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно - деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Личностные УУД:

- воспринимать искусство и словесность как значимую сферу жизни, нравственный и    эстетический ориентир;

- формировать умение видеть красоту, ценность и хрупкость мира;

- развивать ценностное отношения к природе, окружающей среде, к культуре и искусству;

- научиться воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества;

- научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств;

- заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;

- интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;

- основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

- чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

- основы для принятия культурных традиций своей страны; - основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

- осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;

- умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;

- потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;

- осознания искусства и словесности как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;

- ориентации в системе личностных смыслов;

- ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;

- способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;

- понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств - вины, совести как основы морального поведения.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);

- осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

 - проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

- осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих;

- осознавать этапы организации учебной работы;

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

- вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

 Познавательные УУД:

- овладеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;

- формировать умения выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых);

- осваивать в ходе практических упражнений широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач;

- учиться воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты;

- овладевать навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе;

- использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- расширять сферы познавательных интересов; - вырабатывать умение ориентироваться в большом текстовом массиве, выполняя ряд специальных заданий для нахождения информации, постоянно возвращаясь к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях;

 - формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст);

- развивать умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы;

- разрешать возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

Коммуникативные УУД:

 - строить монологи и участвовать в диалоге;

- использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

- сотрудничать с учителем и сверстниками;

- грамотно формулировать вопросы;

- используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

 - принимать участие в коллективных проектах;

 - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

- открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

- проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

- использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Предметные учебные действия:

- эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему и идею произведения;

- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

- выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

 - давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

- находить известные средства художественной выразительности;

- отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;

- осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;

- самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя;

- развивать различные виды речевой и читательской деятельности, такие как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения);

- уметь извлекать разного типа информацию в научном (понятие) и художественном тексте (образ);

- от общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение продвигаться к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами;

- формировать библиографическую культуру.

Предметные и метапредметные УУД

         Данные уровни решаются комплексно:

 - через работу над техникой и выразительностью чтения формировать умение смыслового анализа текста;

- развивать творческую речевую деятельность;

- формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе;

- развивать разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты;

- формировать выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации;

- формировать умение чтения по ролям, чтения наизусть, драматизации произведений;

- развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме;

- наблюдать за художественными особенностями текста, связывать понимание литературы с навыком осознанного чтения;

- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;

- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

- писать отзывы и аннотации на прочитанные книги;

- вести читательский дневник;

- работать с тематическим каталогом;

 - работать с детской периодикой.

2. Содержание  курса

1. Что такое словесность (1 час) Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.

2.Употребление языка. (4 ч.) Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц. Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарем. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

3. Средства художественной изобразительности.  (11 ч.) Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности. Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; выразительно читать тексты; употреблять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

 4.Юмор в произведениях словесности.( 2ч.) Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь. Обучающиеся должны знать: особенности использования юмористических приемов при создании произведений словесности. Обучающиеся должны уметь: находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приемы. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

5.. Произведения устной народной словесности.( 2ч.)  Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания. Обучающиеся должны знать: особенности эпических жанров устной словесности. Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; рассказывать и читать былины, легенды, предания. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

6. Эпическое произведение. ( 2ч.)  Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения. Обучающиеся должны знать: особенности эпического произведения; способы создания литературного героя. Обучающиеся должны уметь: отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

7. Лирическое произведение. ( 4ч.)  Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трехсложные. Аллитерация. Рифма. Обучающиеся должны знать: особенности лирического произведения; стихотворные размеры. Обучающиеся должны уметь: отличать лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать лирические произведения; создавать собственные лирические произведения словесности. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

8.Драматическое произведение. ( 2ч.)  Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет. Обучающиеся должны знать: особенности драматическом произведения; стихотворные размеры. Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое произведение от эпического и лирического; исполнять пьесу по ролям; создавать собственные сценки. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

9.Язык как материал словесности ( 6ч.)  Повторение и закрепление изученного. Экзамен по билетам

3. Календарно-тематическое планирование

  №

Тема  урока

Дата

проведения

по

плану

по

факту

1.

Слово как единица языка и как словесное высказывание.

I неделя сентября

Употребление языка.  (4 часа)

2.

Общеупотребительные диалектные и специальные слова

II неделя сентября

3.

Заимствованные слова, неологизмы.

III неделя сентября

4.

Употребление в речи имен существительных, прилагательных, глаголов

IV неделя сентября

 

5.

Употребление в речи имен существительных, прилагательных, глаголов

I неделя октября

Средства художественной выразительности (11 часов)

6.

Сравнение, аллегория, эпитет

II неделя октября

7.

Метафора.

III неделя октября

8.

Олицетворение.

VI неделя октября

9.

Метонимия.

V неделя октября

10.

Синекдоха.

II неделя ноября

11.

Гипербола.

III  неделя ноября

12.

Урок-игра по теме «Средства художественной выразительности».

IV неделя ноября

13.

Порядок слов в предложении. Инверсия.

I неделя декабря

14.

Контрольная работа по теме «Средства художественной

II неделя декабря

15.

Повтор, риторический вопрос, восклицание.

III неделя декабря

16.

Повтор. Антитеза.

IV  неделя декабря

Юмор в произведениях словесности  (2часа)

17.

Что такое юмор. Комическая неожиданность.

III неделя января

18.

Соединение несоединимого. Остроумная речь.

IV неделя января

Произведения устной народной словесности (2 часа)

19.

Былины, былинные стих. Особенности языка былины.

V неделя января

20.

Легенда, предание

I неделя февраля

Эпическое произведение (2 часа)

21.

Отличие эпоса от лирики и драмы

II неделя февраля

22.

Литературный герой и его характер. Герой произведения и его автор.

III неделя февраля

Лирическое произведение  (4 часа)

23.

Лирическое произведение, его особенности.

IV  неделя февраля

24.

Двусложные и трехсложные размеры стиха

I неделя марта

25.

Тестирование.

II неделя марта

26.

Аллитерация, рифма.

III неделя марта

Драматическое произведение (2 часа)

27.

Особенности драматических произведений.

I неделя апреля

28.

Изображение характера героя в пьесе. Сюжет драматического произведения.

II неделя апреля

Язык как материал словесности. (6 часа)

29.

Язык как материал словесности

III неделя апреля

30.

Повторение и закрепление изученного.

IV неделя апреля

31.

Произведение словесности.

II неделя мая

32.

Повторение изученного в 6 классе

III неделя мая

33.

Повторение изученного в 6 классе

IV неделя мая

34.

Заключительный урок. Повторение изученного

V неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах

Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности "Русская словесность"

Рабочая программа   внеурочной деятельности "Русская словесность", разработана на основе  программы Альбетковой  с учетом требований ФГОС ООО...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...

Программа внеурочной деятельности "Русская словесность, 9 класс"

Программа внеурочной деятельности "Русская словесность, 9 класс"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....