Рабочая программа внеурочной деятельности по словесности для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности разаработана с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slov_6_kl_vneurochka.docx | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Опалиховская гимназия
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по словесности
для 6-х классов
Составитель рабочей программы:
учитель русского языка и литературы
Балабанова А.А.
Год составления рабочей программы: 2018
Рабочая программа внеурочной деятельности по словесности для 6-х классов разработана в соответствии с учетом:
-требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-программы основного общего образования по словесности для общеобразовательных школ Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. М., 2015.
-требования к результатам освоения учебного курса;
-объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МБОУ Опалиховская гимназия
Учебным планом МБОУ Опалиховская гимназия объем часов внеурочной деятельности по словесности рассчитан на 1 час в неделю, 34 рабочие недели, 34 часа в год;
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Словесность в средней школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. Словесность как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Читая и анализируя художественные тексты, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно - деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Личностные УУД:
- воспринимать искусство и словесность как значимую сферу жизни, нравственный и эстетический ориентир;
- формировать умение видеть красоту, ценность и хрупкость мира;
- развивать ценностное отношения к природе, окружающей среде, к культуре и искусству;
- научиться воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества;
- научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств;
- заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
- интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
- основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
- чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
- основы для принятия культурных традиций своей страны; - основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
- умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;
- потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
- осознания искусства и словесности как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
- ориентации в системе личностных смыслов;
- ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
- способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;
- понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств - вины, совести как основы морального поведения.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
- осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
- осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих;
- осознавать этапы организации учебной работы;
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
- вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Познавательные УУД:
- овладеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;
- формировать умения выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых);
- осваивать в ходе практических упражнений широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач;
- учиться воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты;
- овладевать навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе;
- использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- расширять сферы познавательных интересов; - вырабатывать умение ориентироваться в большом текстовом массиве, выполняя ряд специальных заданий для нахождения информации, постоянно возвращаясь к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях;
- формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст);
- развивать умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы;
- разрешать возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
Коммуникативные УУД:
- строить монологи и участвовать в диалоге;
- использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
- сотрудничать с учителем и сверстниками;
- грамотно формулировать вопросы;
- используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
- принимать участие в коллективных проектах;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
- открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
- проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
- использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
Предметные учебные действия:
- эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему и идею произведения;
- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
- выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
- давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
- находить известные средства художественной выразительности;
- отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
- осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;
- самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя;
- развивать различные виды речевой и читательской деятельности, такие как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения);
- уметь извлекать разного типа информацию в научном (понятие) и художественном тексте (образ);
- от общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение продвигаться к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами;
- формировать библиографическую культуру.
Предметные и метапредметные УУД
Данные уровни решаются комплексно:
- через работу над техникой и выразительностью чтения формировать умение смыслового анализа текста;
- развивать творческую речевую деятельность;
- формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе;
- развивать разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты;
- формировать выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации;
- формировать умение чтения по ролям, чтения наизусть, драматизации произведений;
- развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме;
- наблюдать за художественными особенностями текста, связывать понимание литературы с навыком осознанного чтения;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзывы и аннотации на прочитанные книги;
- вести читательский дневник;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
2. Содержание курса
1. Что такое словесность (1 час) Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
2.Употребление языка. (4 ч.) Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц. Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарем. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
3. Средства художественной изобразительности. (11 ч.) Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности. Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; выразительно читать тексты; употреблять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
4.Юмор в произведениях словесности.( 2ч.) Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь. Обучающиеся должны знать: особенности использования юмористических приемов при создании произведений словесности. Обучающиеся должны уметь: находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приемы. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
5.. Произведения устной народной словесности.( 2ч.) Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания. Обучающиеся должны знать: особенности эпических жанров устной словесности. Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; рассказывать и читать былины, легенды, предания. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
6. Эпическое произведение. ( 2ч.) Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения. Обучающиеся должны знать: особенности эпического произведения; способы создания литературного героя. Обучающиеся должны уметь: отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
7. Лирическое произведение. ( 4ч.) Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трехсложные. Аллитерация. Рифма. Обучающиеся должны знать: особенности лирического произведения; стихотворные размеры. Обучающиеся должны уметь: отличать лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать лирические произведения; создавать собственные лирические произведения словесности. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
8.Драматическое произведение. ( 2ч.) Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет. Обучающиеся должны знать: особенности драматическом произведения; стихотворные размеры. Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое произведение от эпического и лирического; исполнять пьесу по ролям; создавать собственные сценки. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
9.Язык как материал словесности ( 6ч.) Повторение и закрепление изученного. Экзамен по билетам
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Слово как единица языка и как словесное высказывание. | I неделя сентября | |
Употребление языка. (4 часа) | |||
2. | Общеупотребительные диалектные и специальные слова | II неделя сентября | |
3. | Заимствованные слова, неологизмы. | III неделя сентября | |
4. | Употребление в речи имен существительных, прилагательных, глаголов | IV неделя сентября
| |
5. | Употребление в речи имен существительных, прилагательных, глаголов | I неделя октября | |
Средства художественной выразительности (11 часов) | |||
6. | Сравнение, аллегория, эпитет | II неделя октября | |
7. | Метафора. | III неделя октября | |
8. | Олицетворение. | VI неделя октября | |
9. | Метонимия. | V неделя октября | |
10. | Синекдоха. | II неделя ноября | |
11. | Гипербола. | III неделя ноября | |
12. | Урок-игра по теме «Средства художественной выразительности». | IV неделя ноября | |
13. | Порядок слов в предложении. Инверсия. | I неделя декабря | |
14. | Контрольная работа по теме «Средства художественной | II неделя декабря | |
15. | Повтор, риторический вопрос, восклицание. | III неделя декабря | |
16. | Повтор. Антитеза. | IV неделя декабря | |
Юмор в произведениях словесности (2часа) | |||
17. | Что такое юмор. Комическая неожиданность. | III неделя января | |
18. | Соединение несоединимого. Остроумная речь. | IV неделя января | |
Произведения устной народной словесности (2 часа) | |||
19. | Былины, былинные стих. Особенности языка былины. | V неделя января | |
20. | Легенда, предание | I неделя февраля | |
Эпическое произведение (2 часа) | |||
21. | Отличие эпоса от лирики и драмы | II неделя февраля | |
22. | Литературный герой и его характер. Герой произведения и его автор. | III неделя февраля | |
Лирическое произведение (4 часа) | |||
23. | Лирическое произведение, его особенности. | IV неделя февраля | |
24. | Двусложные и трехсложные размеры стиха | I неделя марта | |
25. | Тестирование. | II неделя марта | |
26. | Аллитерация, рифма. | III неделя марта | |
Драматическое произведение (2 часа) | |||
27. | Особенности драматических произведений. | I неделя апреля | |
28. | Изображение характера героя в пьесе. Сюжет драматического произведения. | II неделя апреля | |
Язык как материал словесности. (6 часа) | |||
29. | Язык как материал словесности | III неделя апреля | |
30. | Повторение и закрепление изученного. | IV неделя апреля | |
31. | Произведение словесности. | II неделя мая | |
32. | Повторение изученного в 6 классе | III неделя мая | |
33. | Повторение изученного в 6 классе | IV неделя мая | |
34. | Заключительный урок. Повторение изученного | V неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах
Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности "Русская словесность"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русская словесность", разработана на основе программы Альбетковой с учетом требований ФГОС ООО...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...
Программа внеурочной деятельности "Русская словесность, 9 класс"
Программа внеурочной деятельности "Русская словесность, 9 класс"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....