Рабочая программа по литературе для 5 класс (Ланин Б.А.)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа для 5 класса по учебнику Б.А. Ланина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_lanin_5_klass.docx | 106.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от «__»__________20__г №_____ Руководитель ШМО ____________/______________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________/_________/ «__»__________20___г | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» ___________/____________/ «___»___________20___г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
для 5в класса
Учитель Чикалина Наталья Анатольевна
Квалификационная категория : нет
г. Котлас
2015 год
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9-х классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы Б.А.Ланина «Литература 5-9». Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2013 г.
Согласно требованиям к метапредметным результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации; на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
В основу программы положен принцип вовлечения обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».
Общие цели учебного предмета для ступени обучения:
1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.
5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.
7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение одного года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
Основные критерии отбора художественных произведений:
- Художественная ценность
- Гуманистическая направленность
- Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям
- Культурно-исторические традиции
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.
Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.
Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.
Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Новизна и «плюс» в том, что в него включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами (Л.А.Кассиль «Кондукт и Швамбрания», С.П. Алексеев «История крепостного мальчика», Мустай Карим, Ф.А.Искандер, В.Г.Губарев).
Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.
Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 5–9 классов (учебник под ред. Ланина Б.А.).
Iэтап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.
IIэтап (7 – 8 классы).Этап развития литературного вкуса.
IIIэтап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.
IVэтап (10 – 11 классы). Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.
К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».
Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Ведущая тема.
5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет.
6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.
7 кл.– литература и действительность.
8 кл.– литература в поисках героя.
9 кл.– личность – история – судьба.
10 – 11 кл.– литература XIX– XX веков в её историческом развитии
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».
Предполагаемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.
Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.
1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.
3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.
4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).
Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.
Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.
Методы обучения:
- ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
- ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
- ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Виды деятельности:
- восприятие,
- истолкование,
- оценку литературных произведений,
- различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.)
Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.
Место предмета «Литература» в учебном плане
Согласно Основной образовательной программе основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Надыма, продолжительность учебного года в 5-9-х классах составляет не менее 34 недель. Данная рабочая программа предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч (3 часа в неделю), в 6 классе — 102 ч (3 часа в неделю), в 7 классе — 68ч (2 часа в неделю), в 8 классе — 68 ч (2 часа в неделю), в 9 классе — 102 ч (3 часа в неделю).
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Введение (1)
Раздел «Устное народное творчество» (15)
Малые жанры фольклора (4+1)
Пословицы, поговорки, загадки
Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.
Раздел «Теория литературы». Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Сравнение и олицетворение.
Русские народные сказки (4+2)
Волшебные сказки
«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)
Бытовые сказки
«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)
Сказки о животных
«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и дейст-вительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повто-ряющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств. Чудесные предметы в сказках.
Раздел «Теория литературы».
Представление о сюжете. Событие как элемент сюжета. Сюжет и его отличие от фабулы.
Мифы Древней Греции (4)
Делъфы Боги свои и боги чужие
Античная мифология. Боги свои и чужие. Боги и герои.
Раздел «Из русской литературы XIX в.» (6)
Басни (5+1)
И. А. Крылов — баснописец
Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнѐнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)
Жанр басни, его корни и история развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определѐнных качеств человека. Сказки и басни. Сюжет в баснях. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы еѐ воплощения. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен.
Раздел «Теория литературы». Аллегория (иносказание). Аллегорический сюжет.
Раздел «Из русской литературы ХIХ-ХХ вв.» (25)
(От классики к современности)
Литературные сказки (19+6)
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)
«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий.
Раздел «Теория литературы». Художественный вымысел.
Х.-К. Андерсен «Снежная королева»
Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека.
П.П. Бажов «Синюшкин колодец»
Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств.
А.П. Платонов «Солдат и царица»
Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования.
В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?
Раздел «Теория литературы». Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказка-быль. Сказ. Сказка классическая и современная. Художественный вымысел в сказке.
Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?
Раздел «Из русской литературы XX в.» (2)
От сказки — к фантастике (2)
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Потери и приобретения героев, ищущих потерянное время.
Раздел «Теория литературы». Время в сказке. Фантастика и сказка.
Разделы «Из русской литературы Х1Х-ХХ вв.»,
«Из зарубежной литературы»,
«Из литературы народов России» (39)
Среди ровесников (32+7)
Н. А. Некрасов
«Крестьянские дети»
Образы крестьянских детей, средства их создания. Многоголосие стихотворения, речевая характеристика, роль диалогов в стихотворении. Авторские размышления о радостях и го-рестях детей. Авторское отношение к героям. Тревога и боль автора за судьбу русского народа.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых (Том Сойер и окружающие его люди). Серьѐзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Проделки Тома Сойера.
Раздел «Теория литературы». Главный герой в сюжете литературного произведения. Юмор и комическое в литературе.
В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера.
Раздел «Теория литературы». Тема и идея произведения.
И.С. Шмелѐв «Лето Господне» (главы из романа)
История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребѐнка. Ребѐнок и национальные традиции. Особенности повествования.
М. Карим «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)
Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести.
Раздел «Теория литературы». Эпитет.
Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа.
Раздел «Теория литературы». Рассказ как литературный жанр. Пейзаж.
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)
Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лели и Оси. Картины дореволюционного гимнази-ческого быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении.
Раздел «Теория литературы». Рассказ от первого лица.
С.П. Алексеев «История крепостного мальчика»
История глазами ребѐнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести.
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
Приключенческая основа рассказа.
Ф.А. Искандер «Мальчик и война»
Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.
Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества? Мир детства и мир взрослых в художественной литературе.
Разделы «Из русской литературы XIX в.»,
«Из русской литературы XX в.»(11)
Наедине с поэтом (9+2)
Стихи о природе
А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою...»
А.А. Фет. «Осенняя роза»
Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный...»
С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты...»
О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах….»
Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»
Картины природы в стихотворениях русских поэтов. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов Х1Х-ХХ вв. Настроение автора, средства его выражения. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.
Раздел «Теория литературы». Особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме, рифме. Повторение и обобщение: эпитет, метафора, олицетворение и сравнение.
Интернет. Знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения.
Повторение и обобщение (4+1)
Круг чтения
Русская литература
П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»
В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»
А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»
Зарубежная литература
В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»
А. Дюма. «Три мушкетѐра»
Дж.Р. Киплинг. «Маугли»
Дж.Ф. Купер. «Зверобой»
А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все...»
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мѐд»
Раздел 3. Критерии оценивания.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание
- При оценке сочинения необходимо учитывать
- самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:
в изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
- употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
- неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
- нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
- употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
- пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
- стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
- неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
- неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
- смешение лексики разных исторических эпох;
- употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
- бедность и однообразие синтаксических конструкций;
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
- стилистически неоправданное повторение слов;
- неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
- неудачный порядок слов;
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %
Раздел 4. Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Планируемые результаты | Контроль | Дом. задание | |||
план | факт | Должен знать | Должен уметь | ||||||
1 | Введение. Книга в жизни человека РС: литература Севера в духовной жизни человека | 1 | роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека. | владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | с. 3-4 | |||
Устное народное творчество 8 | |||||||||
2 | Фольклор. Малые жанры фольклора | 1 | малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. | Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы в устных и письменных высказываниях. | Стартовая проверочная работа. | Соч. историю, объясняющую смысл пословицы | |||
3 | Пословицы и поговорки. РС. Северные пословицы и поговорки. | 1 | Дневники, достижений, ответы на вопросы, Создание текста на основе пословицы, инсценирование | ||||||
4 | Загадки РС. Частушки. загадки | 1 | Ответы на вопросы, работа со словарями Составление словарной статьи | Сочинить 3 загадки | |||||
5 6 | Понятие о сказке и её особенностях. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» РС: слово о М.Д.Кривополеновой | 2 | жанровые особенности сказки, схему построение волшебной сказки, | отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Пересказ; карта-схема путешествия Ивана -царевича | |||
7 | Сказки о животных. | 1 | жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки
| отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | пересказ | |||
8 | Бытовые сказки. | 1 | жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки
| отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки. | Пересказ, Составление плана характеристики сказочного персонажа и рассказ о нем по плану. | Пересказ, иллюстрации, стр. 43 (вирт. кладовочка) | |||
9 | РС. Северные варианты русских народных сказок «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка». | 1 | Северные варианты русских народных сказок | Уметь различать варианты русских народных сказок | Составление плана сказки. Художественный пересказ фрагмента. Инсценирование текста сказки | Чтение мифов | |||
Мифы 4 | |||||||||
10 | Понятие о мифе | 1 | мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа. | отличать миф от сказки, легенды и былины. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету. личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Мифы о подвигах Геракла; | |||
11 | Мифы Древней Греции. Дельфы. | 1 | происхождение мифов, их отличительные возникновения и цель создания особенности; своеобразие | различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества | Личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Знать значения крылатых выражений из мифологии | |||
12 | Боги свои и боги чужие | 1 | Знать происхождение мифов, их отличительные возникновения и цель создания особенности; своеобразие | составление проектов, строить устные и письменные высказывания | Проверка техники чтения и понимания текста | Проект - презентация | |||
13 | Проектная работа. О мифах Древней Греции, славянских божествах. | 1 | Умение отбирать материал, составлять презентацию | презентация | Найти сведения о Крылове | ||||
Басня 6 | |||||||||
14 | О жизни и творчестве И. А. Крылова | 1 | художественные особенности басни; | уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Самостоятельная работа, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. | Выразительное чтение басен | |||
15 | Басня «Свинья под дубом» | 1 | содержание прочитанного произведения | воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям | Выразительное чтение. | Наизусть басню | |||
16 | Басня «Демьянова уха» | 1 | содержание прочитанного произведения | Выразительное чтение. | Стр. 67 (творч. задания) | ||||
17 | Басня «Волк на псарне» | 1 | содержание прочитанного произведения | Чтение наизусть. | иллюстрации | ||||
18 | Защита проектов по творчеству Крылова | 1 | что высмеивает автор в басне, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их | сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов | проект | Инд. задание на тему – басни Эзопа и Лафонтена | |||
19 | Вн. чт. Басни Эзопа и Лафонтена. | 1 | Истрию развития жанра басни, известных баснописцев, басни Эзопа и Лафонтена | анализировать текст, находить основные признаки басни. | Выразительное чтение. | Басню наизусть | |||
Литературная сказка 26 | |||||||||
20. | Литературные сказки. Жизнь и творчество А.С. Пушкина | 1 | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, о лицейских и детских годах жизни писателя, | владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Работа со словарем литературоведческих терминов. | Знать сходство и различия народных и литературных сказок | |||
21. 22. 23. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» Песнь первая. Образы богатырей. Песнь вторая, третья. Образ Людмилы. | 3 | содержание прочитанного произведения | воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила» | определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения | Беседа по содержанию первых эпизодов поэмы и знакомство с литературными героями. | ||
24. | Песни четвертая – шестая. Финал поэмы. Поэма и сказка. | 1 | Закрепление понятия о литературной сказке | развитие навыков пересказа текста, выразительного чтения, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Выразительное чтение | Наизусть отрывок из поэмы | |||
25. | Составление характеристики героя. | 1 | Знать содержание поэмы, ее особенности | анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям | тест | Чтение сказок Пушкина | |||
26. | РР. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. | 1 | основные нормы русского литературного языка | создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Сочинение. | Инд. задание – подготовить сообщение о жизни и творчестве Ломоносова | |||
27. | РС: Беломорский Север – родина М.В.Ломоносова | 1 | Основные этапы жизни и творчества Ломоносова | анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям | Самостоятельная | Стр. 152 – 157 - чтение | |||
28. | Х.К.Андерсен Сведения о жизни великого сказочника. | 1 | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг. Понимать и объяснять Смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы | Чтение сказки «Снежна королева» | |||
29. | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева» Реальное и фантастическое в сказке. | 1 | содержание прочитанного произведении. | Ответы на вопросы. | Стр. 190 – 191 | ||||
30. | «Снежная королева» Внутренняя красота героини. Друзья и враги Герды. | 1 | Содержание текста, ориентироваться в нем. | воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Ответы на вопросы. | Чтение сказок Андерсена | |||
31. | Вн.чт. Сказки Андерсена. | 1 | Содержание произведений | Уметь пересказывать | Сочинение, мини-размышления, | Чтение сказок Писахова | |||
32. | РС. С.Г.Писахов. Жизнь и творчество.Сказки «Северное сияние», Сахарная редька». | 1 | Знать произведения Писахова, особенности поэтики его сказов. | Умение находить связь между сказками Писахова и народными, видеть особенности языка писателя, определять нравственные основы сказок писателя | Дневники достижений, ответы на вопросы. | Чтение сказок Шергина | |||
33. | РС. Б.В.Шергин.Жизнь и творчество.Сказки о Шише, «Рифмы». | 1 | Знать своеобразие фольклоризма Шергина, его ориентировку на народное творочество, особенности поэтики сказок Шергина | воспринимать и анализировать текст | Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. | Инд. задание – подготовить сообщение о жизни Бажова | |||
34. | П.П.Бажов Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. | 1 | Знать содержание сказов П.П. Бажова, | уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы | Чтение сказа «Синюшкин колодец» | |||
35. | Особенности сказа как литературного жанра. «Синюшкин колодец». Честность и бескорыстие - важные человеческие качества. | 1 | содержание прочитанного произведении. | воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Комментированное чтение Аналитическая беседа | Стр. 210 (виртуальная кладовочка); чтение сказов | |||
36. | Вн. Чт. Сказы П.П.Бажова. | 1 | содержание сказов П.П. Бажова | уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Чтение сказки «Солдат и царица» | |||
37. | А.П.Платонов Сказка-быль «Солдат и царица» | 1 | содержание прочитанного произведении; понятие сказка-быль | воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | личное наблюдение учителя, ответы на вопросы | Стр. 222 | |||
38. | Вн.чт. Рассказ «Никита» А.Платонова | 1 | Сюжет и содержание рассказа А.П.Платонова «Никита». | Выразительно читать фрагменты рассказа; характеризовать героев и их поступки. | Мини-размышление, ответы на вопросы | Чтение сказки Губарева «Королевство кривых зеркал» | |||
39. 40. 41. | В.Г.Губарев. «Королевство кривых зеркал». Жители королевства кривых зеркал. Образы Оли и Яло. Развязка сказки. | 3 | Знать жизнь и творчество В.Г. Губарева, отличительные черты повести-сказки, содержание произведения, способы создания образов | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки-были | Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, просмотр фильма, отзыв. | Стр. 284; составление плана | |||
42. | РР.Сочинение по сказке «Королевство кривых зеркал» | 1 | Средства описания героев, грамотно высказывать свои мысли. | Развитие умения письменно излагать свои мысли. | Сочинение. | Чтение Л.Кэролл «Алиса в стране чудес» | |||
43. | Вн. чт. Л.Кэролл «Алиса в стране чудес» | 1 | Знать жизнь и творчество Л. Кэролла, содержание сказки «Алиса в стране чудес» | Пересказ эпизода. | Беседа, мини-размышления. | Чтение сказки Погорельского «Черная курица» | |||
44. | Вн. Чт. А.Погорельский «Черная курица, или подземные жители» | 1 | факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки | Выразительное чтение эпизода сказки | Выразительное чтение, пересказ | Чтение Одоевский «Городок в табакерке» | |||
45. | Вн. Чт. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки | Умение строить письменные высказывания в связи с изученным произведением | отзыв | Чтение сказки Шварца «Сказка о потерянном времени» | |||
От сказки – к фантастике 4 | |||||||||
46. | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» . Фантастическое и реальное в сказке. | 1 | Знать жизнь и творчество Е.Л. Шварца, содержание произведения | самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; инсценировать фрагмент; обмениваться читательскими впечатлениями. | уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы | Стр. 299 | |||
47. | Сказочные образ потерянного времени и его поиска. | 1 | Понятие «сюжет», «фантастика». | беседовать по содержанию прочитанного текста; инсценировать фрагмент; обмениваться читательскими впечатлениями. | Пересказ, ответы на вопросы | Стр. 301 | |||
48. | РР. Сочинение сказки. | 1 | Развитие умения письменно излагать свои мысли. | Сочинение. | Чтение сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | ||||
49. | Вн. Чт. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», содержание произведений. | факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место»; использовать текст повести | Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», план повести | Краткий пересказ содержания повести | |||
Среди ровесников 38 | |||||||||
50. | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». | 1 | о детстве поэта, условиях, в которых формировался его характер | создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Выразительное чтение. | Выразительное чтение стихотворения | |||
51. | Образы крестьянских детей. | 1 | Знать определения – эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. | уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику героев | Беседа, письменный ответ на вопросы. | Наизусть отрывок | |||
52. | Вн. Чт. Д. Лондон «Сказание о Кише» | 1 | сведения о жизни и творчестве Дж. Лондона; сюжет и содержание «Сказания о Кише». | Пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа. | Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. | Чтение романа «Приключения Тома Сойера» | |||
53 54 55 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Тема дружбы. Тема взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. | 3 | Сведения о жизни и творчестве М. Твена; сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». | Выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. | Стр. 68 (вопросы) | |||
56. | В.Г. Короленко «Дети подземелья» | 1 | факты жизни писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи | определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему | Чтение «Дети подземелья» | ||||
57. | В.Г. Короленко «Дети подземелья» | 1 | определение понятия «композиция» | Выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | Чтение повести «Слепой музыкант» | ||||
58 59 60 | В.Г.Короленко. «Слепой музыкант» Мальчик и природа. Мальчик и музыка. Дружба Петруся с Эвелиной. | 3 | факты жизни писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи | определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему | Составить план; краткий пересказ | ||||
61. | РР. Тема становления человеческого характера | 1 | содержание произведений; этапы и приёмы работы над сочинением. Понимать: нравственную проблематику произведений, отношение авторов к изображаемому. | логично и последовательно излагать свою точку зрения | Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. | Стр. 114 (творческие задания) | |||
62. | Тестовая работа по произведению В.Г.Короленко «Слепой музыкант» | 1 | Знать содержание произведения, образы герое, проблематику произведения. | строить развёрнутые высказывания на основе прочитанного, характеризовать героев и их поступки, аргументировать свою точку зрения | Тест | Найти материал о православных праздниках (пасха, чистый понедельник, благовещенье) | |||
63. | И.С .Шмелев «Лето Господне» (главы из романа). Глава «Чистый понедельник» | 1 | Знать жизнь и творчество И.С. Шмелёва | строить устные и письменные высказывания | Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. | Стр. 132 | |||
64. | Главы «Благовещенье», «Пасха». | 1 | Что такое роман, проблема, национальные традиции, портрет, пейзаж. | Уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя и его поступкам, поведению | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы | ||||
65 66 67 | М.Карим «Радость нашего дома». Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. | 3 | сведения о писателе; историю создания произведения, содержание повести. | строить устные и письменные высказывания | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы | Дочитать повесть; стр. 158 (на выбор) | |||
68 69 | Вн. Чт. Война как воплощение зла. (художественные произведения о войне). | 2 | Произведения о Великой Отечественной войне, их авторов, содержание. | Уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя и его поступкам, поведению | Пересказ , выразительное чтение. | Чтение произведений о войне | |||
70 71 | Ю.Казаков. «Тихое утро». Испытание Яшки критической ситуацией - основное сюжетное событие. Володя и Яшка. | 2 | сведения о жизни и творчестве Ю.Казакова; сюжет и содержание рассказа «Тихое утро» | анализировать рассказ; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев | Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. | Пересказ эпизода | |||
72. | РР. Работа с текстом произведения. | 1 | этапы и приёмы работы над сочинением. | логично и последовательно излагать свою точку зрения, сопоставлять произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом. | сочинение | Подготовиться к написанию сочинения | |||
73. | Вн. Чт. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» «Трагические события повести» | 1 | автора и факты его биографии и творческой деятельности; сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение, эпизод, фабула. | ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; | Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания. | Чтение стр. 175 –187 | |||
74. 75 76 77 | Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» Страна, придуманная детьми. Конфликт между взрослыми и детьми. Образы главных героев | 4 | Знать жизнь и творчество Л. Кассиля, Термины – повесть, рассказ; Познакомить с понятием конфликт в литературном произведении | Различать повесть и рассказ по их признакам. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.). Писать сочинение – сравнительную характеристику двух героев. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы | пересказ глав Дочитать произведение Составить план | |||
78. | О жизни и творчестве С.П. Алексеева. Повесть «История крепостного мальчика». | 1 | Знать жизнь и творчество С.П. Алексеева; термин – повесть. | пересказывать и анализировать эпизоды рассказа, характеризовать героев и их поступки, объяснять значение просторечных слов, аргументировано доказывать свою точку зрения | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы Сочинение - рассуждение | Чтение повести «История крепостного мальчика» | |||
79. | Сюжеты рассказов и сюжет повести «История крепостного мальчика». | 1 | Сюжет, историческое время | Составить цитатный план | |||||
80. | РР. « Кем станет крепостной мальчик?» | 1 | этапы и приёмы работы над сочинением. Понимать: нравственную проблематику произведений, отношение авторов к изображаемому. | Создавать письменные высказывания | Стр. 245 (творческие задания) | ||||
81. | 1 | биографические данные о писателе, | дать характеристику главному герою (поэтическая натура Никишки). | Выразительное чтение, отзыв. | Чтение рассказа «Васюткино озеро», пересказ | ||||
82 83 84 | В.Астафьев «Васюткино озеро» | 3 | автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев; | охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы | Сочинение «Что помогло Васютке выжить в тайге?» | |||
85. | Ф.Искандер. «Мальчик и война» Мир взрослых как мир жестокости и насилия. | 1 | Знать жизнь и творчество Ф. Искандера | Составлять цитатный план | Пересказ, беседа. | Чтение рассказа «Мальчик и война» | |||
86. | Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак. | 1 | Знать содержание произведения. | строить устные и письменные высказывания | мини-размышления, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. | Подготовиться к написанию сочинения | |||
87. | РР. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». | 1 | Понимать: нравственную проблематику произведений, отношение авторов к изображаемому. | строить устные и письменные высказывания | Сочинение. | Стр. 290 – чтение, план | |||
Наедине с поэтом. Стихи о природе 11 | |||||||||
88. 89. | А.С Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро». | 2 | Знать жизнь и творчество А.С.Пушкина, особенности его лирических произведений, содержание изучаемых произведений. | определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, | наизусть | |||
90. 91. | Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…»; А.А.Фет «Осенняя роза». | 2 | биографические сведения о Фете, Тютчеве, содержание их стихотворений;
| личное наблюдение учителя. | Выразительное чтение стихотворений | ||||
92. 93. | РС. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина», «Родная деревня». | 2 | Знать сведения о жизни и творчестве Н.М.Рубцова, содержание стихотворения, настроение, выраженное автором | овладеть навыками анализа поэтического произведения | ответы на вопросы. | наизусть | |||
94. | С.А.Есенин, стихи о природе, «Пороша» | 1 | биографические сведения о Есенине, содержание его стихотворений; | овладеть навыками анализа поэтического произведения | Выразительное чтение. | Выразительное чтение стихотворений | |||
95. 96. | Дети и война. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». РС. К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети. «Сын артиллериста» | 2 | Сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. | Выразительно читать стихотворения; сопоставлять литературные произведения друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений. | дневники достижений | наизусть | |||
97. | Н.А.Заболцкий «Лебедь в зоопарке» | 1 | содержание стихотворений Заболоцкого о родной природе | выразительно читать стихотворения; оценивать актёрское чтение; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Чтение наизусть. | Выразительное чтение стихотворений | |||
98. | Б.Л.Пастернак «Золотая осень» | 1 | Содержание стихотворений Пастернака о природе | Выразительное чтение. | Выразительное чтение стихотворений | ||||
Повторение и обобщение изученного в 5 классе 4 | |||||||||
99 -101 | Резервные уроки | Повторить пройденный материал | |||||||
102 | Итоговый урок. Список литературы на лето. |
Количество часов – 102 ч., из них вн. чт. – 12 ч., РС – 11 ч., РР – 6 ч.
Список тем для исследований и проектов по литературе.
- Каталог пословиц о счастье.
- Сочиняю сказку.
- Карта путешествия литературного героя.
- Серия иллюстраций к литературному произведению.
- Виртуальная экскурсия по литературным местам города Архангельской области. .
- Виртуальная экскурсия по биографии писателя.
- Крылатые выражения из Библии.
- Дневник от имени литературного героя.
- Сборник стихов о школе и школьной жизни.
- Круг чтения моей семьи (соц. Опрос).
- Словарь нравственных понятий (создание словарной статьи с примерами и иллюстрациями).
Произведения для заучивания наизусть:
Пословицы, поговорки.
В. А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пушкин. «У лукоморья…», «Няне».
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...», «Крестьянские дети» (отрывок из сти-хотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору...»)
А. А. Фет. «Весенний дождь».
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Твардовский, К. М. Симонов и др.).
Из раздела «О Родине и родной природе» (1— 2 стихотворения)
Раздел 5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
- основные литературные понятия и термины (фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);
- учитывать жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества;
- тексты художественных произведений;
уметь
- выбирать, описывать и объяснять существенные признаки литературных текстов и художественных приемов;
- выделять сюжетные линии и значимые композиционные элементы;
- использовать в речи характерные для народных сказок художественные приемы;
- различать фольклорные и литературные произведения;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения литературы;
- приводить примеры из прочитанного текста для доказательства суждения;
- выразительно читать и пересказывать художественный и научный текст;
- видеть черты русского национального характера в героях русских народных сказок;
- составлять краткую и подробную характеристику литературных героев;
- выделять нравственную проблематику художественных текстов;
- давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного обучения другим учебным предметам;
- подготовки, оформления и защиты проекта или исследования;
- обогащения словарного запаса;
- понимания и оценки других художественных объектов (фильмов, произведений живописи);
- оценки собственных действий и поступков окружающих людей; для характеристики личностных качеств окружающих;
- формирования нравственного и эстетического идеала.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе
Личностные результаты изучения курса:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей установка на здоровый и безопасный образ жизни;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, выводы;
- проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.
- использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание
- проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
- самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала;
- давать определения понятиям;
- обобщать понятия;
- пользоваться изучающим видом чтения;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- строить рассуждения;
- осуществлять сравнение;
- излагать содержание прочитанного текста выборочно;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять анализ;
- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять классификацию.
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков;
- строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы;
- учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- контролировать свои действия ;
- строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью и диалогической формой речи.
Предметные знания:
- знать биографические сведения о писателе;
- знать содержание прочитанных литературных произведений;
- понятие о приключенческой литературе и литературном герое;
- знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе;
- знать, что такое литературный портрет;
- знать отличительные признаки стихотворной речи;
- знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе;
- знать изученные теоретико-литературные понятия.
Предметные умения:
- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
- уметь характеризовать героев;
- определять роль портретной характеристики героя;
- видеть в тексте средства создания характера героя;
- узнавать приключенческую литературу по её признакам;
- уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы;
- уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- уметь писать сочинения разных жанров;
- уметь анализировать литературное произведение;
- уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
- уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка;
- создавать устное монологическое высказывание;
- уметь отличать литературный портрет от обычной биографии;
- уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- уметь сопоставлять героев;
- уметь понимать ключевые проблемы произведения;
- уметь сопоставлять произведения;
- уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;
- читать выразительно наизусть стихотворения;
- уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам;
- уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы;
- уметь узнавать детектив по его жанровым признакам;
- уметь различать повесть и рассказ по их признакам;
- уметь различать в произведении автора и рассказчика;
- определять стихотворный размер;
- понимать русское слово в его эстетической функции
Предметные результаты изучения литературы:
- формирование представления о специфике литературы как искусства слова,
- развитие и укрепление стремления к чтению художественной литературы;
- развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей.
Раздел 6. Информационно – методическое обеспечение.
- Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 класса общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – М. : Вента-Граф, 2013.
- standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Надыма», 2013.
- УМК: 1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2013 г.
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013г.
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
- Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
- Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе (9 класс.Б.Ланин)
Рабочая программа...
рабочая программа по литературе, 5 класс, под редакцией Б.А. Ланина
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана-Граф, 20...
Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Ланина
Рабочая программа по литературе по учебнику Ланина : 6 класс...
Рабочая программа по литературе 5 класс Ланин
В работе представлена пояснительная записка и КТП...
Рабочая программа по литературе 7 класс Ланин
В работе представлена пояснительная записка и КТП...
Рабочая программа по литературе 8 класс Ланин
В работе представлена пояснительная записка и КТП...
Рабочая программа по литературе 9 класс Ланин
В работе представлена пояснительная записка и КТП...