Рабочая программа по литературе 7 класс Ланин
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
В работе представлена пояснительная записка и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass_lanin.docx | 86.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общая характеристика программы.
В основу программы положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.
Программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями
1. Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).
2. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред Б.А. Ланина. – М.: Вентана – Граф, 2013
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Концепция (основная идея программы).
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных этапах обучения произведений русской и зарубежной литературы, классических и современных произведений, а также их трактовке в других искусствах, что позволяет проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.
Реализация программы 7 класса предполагает максимальное погружение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности: не только в качестве источника информации, но и как средство развития интереса к изучению литературы. Новизна и «плюс» в том, что в программу для 7 класса включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами. Новаторство данной программы в том, что в ней сформулированы темы творческих и проектных заданий. Например, «Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе». Тема для ученического исследования включает школьника в проектную деятельность.
В программу заложены компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.
В какую образовательную область входит данный учебный предмет.
Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».
Общие цели учебного предмета для ступени обучения:
1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.
5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.
7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.
Сроки реализации программы.
Программа реализуется в течение одного года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
Основные критерии отбора художественных произведений:
Художественная ценность
Гуманистическая направленность
Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям
Культурно-исторические традиции
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.
Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.
Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.
Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.
Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.
1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.
3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.
4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).
Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов.
Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.
Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.
Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.
Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 7 класса (учебник под ред. Ланина Б.А.).
II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.
В 7 классе программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной
для внеклассного чтения, как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».
Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Ведущая тема.
7 кл. – литература и действительность.
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Содержание учебника 7 класса полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».
Основные виды деятельности учащихся.
- Познавательная деятельность: чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами.
- Творческая деятельность: создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы.
- Коммуникативная деятельность: умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.
- Исследовательская деятельность: создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения ООП самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и себя в этом мире». Поэтому чтение является ведущей деятельностью при освоении литературы.
Через систему тем для обсуждения, творческих работ и ученических проектов-исследований в программе реализуется системно - деятельностный подход. Изучение каждого произведения в 7 классе завершается темой для обсуждения. Например, тема «Русская литература в контексте мировой. Герои Гоголя и Мериме: национальные особенности и общечеловеческие черты характера».
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф» 2014 г.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №234.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме в 7классе – 68 часов (2 часа в неделю)
Предполагаемые предметные результаты.
В результате изучения литературы 7 класса ученик должен знать:
- главных героев изучаемых произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл назаавния;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь в познавательной сфере:
- воспроизводить содержание произведения, истолковывать проблему и систему образов-персонажей, выделять изобразительно-выразительные средства языка работать с книгой;
- рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать их основные черты, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать эпизод в связи с проблемой произведения, выражать свое отношение к прочитанному;
- различать авторский замысел и особенности его воплощения
в коммуникативной сфере:
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
- владеть различными видами пересказа;
- анализировать произведения:
- работать с литературно-критическим материалом;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать сочинения рзных жанров на литературные и свободные темы;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
В эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.
Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучающихся 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
- Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
- Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);
- Формулировать горизонт своих интересов;
- Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипртектсом
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
- Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
- Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
- Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
- Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения.
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
Предметные результаты:
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былину и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских былин, героических сказаний и народной песне, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
• пересказывать былины, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
• выявлять в былинах характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность былину, отличать её сказки;
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая былины, героические сказания, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными
способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
- Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
- Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
- Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
- Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
Учебно-методический комплект:
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
- Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
- Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
- Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными
способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Содержание материала, практические, письменные работы | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата | ||||||
личностные | предметные | метапредметные | По плану | Фактич. | |||||||
1 | Введение. Повторение: | Средства создания характера, лирический герой. Диагностика уровня литературного развития учащихся Автор – рассказчик – герой произведения – лирический геройл | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | Уметь пересказывать статью учебника, пользоваться аппаратом книги, знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, умение решать тесты | Познавательные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | 1 | |||||
Страницы классики. Литература XIX в. — 22 ч | |||||||||||
А.С. Пушкин (10 ч.) | |||||||||||
2 | А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников). | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа | Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | 1 | ||||||
3 | «Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»
| Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала, ирония и подлинный лиризм. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика. Гуманизм Пушкина. Сила творческого воображения. | Осознавать важность восприятия текста литературного произведения для развития личности | 1 | |||||||
4 | «19 октября 1825 года» | 1 | |||||||||
5 | «Няне». | Метафора. Стихотворная речь, двусложные и трёхсложные размеры стиха | Совершенствова ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. | Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | 1 | |||||
6 | Повесть «Дубровский» Замысел и история создания произведения. | Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | 1 | |||||||
7 | Образ романтического героя Владимира Дубровского. | Романтический герой. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Развязка повести. Открытый финал Художественный вымысел в литературе | уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов. | Выразительно читают заучивают наизусть, иллюстрируют. | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работа в группе. делают выводы, пишут сочинеие на литеартурном материале | 1 | |||||
8 | Ключевые моменты развития сюжета (анализ эпизода) | 1 | |||||||||
9 | Нравственный выбор героев. | 1 | |||||||||
10-11 | Развитие речи Контрольное сочинение № 1. «Благородство против подлости». | .Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | 2 | ||||||||
Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены по выбору учителя) | |||||||||||
12 | Ф. Шиллер «Разбойники». Выбор главного героя, его борьба за справедливость, обречённость на одиночество и непонимание. | Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель | Отмечают особенности русского романтизма нать определение термина драма, трагедия, романтическая трагедия. Знать текст произведения. Уметь составлять сравнительную характеристику. | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе., | 1 | ||||||
М.Ю. Лермонтов. Из биографии (Кавказ в жизни поэта). | |||||||||||
13 | М.Ю. Лермонтов Из биографии (Кавказ в жизни поэта). |
Средства создания характера, лирический герой | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). | Познавательные: сопоставляют литературные произведения, принимают решение и осуществляют осознанный выбор Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | 1 | |||||
14. | Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов. | Стихотворная речь, двусложные размеры мтиха | Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителями вырабатывать критерии оценки своей работы. | 1 | |||||||
15 | «Песня про купца Калашникова» Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова | Романтический герой | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Регулятивные: Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. | 1 | ||||||
16. | Приём сопоставления в изображении героев «Песни…». | Герой и его характеристика | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме | Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими наблюдения. Письменно оформляют результаты выступления. | ||||||
17 | Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; | Знать: основные характеристики героев Уметь: выразительно читать текст. | Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и работать в группе. | 1 | ||||||
18-19 | Контрольная работа № 2. Сочинение | 2 | |||||||||
Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба» | |||||||||||
20 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа произведения. | Язык произведения: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения | Осознают важность патриотического начала героев произведения | Определяют тематику и проблематику произведения, Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений | Ведут возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Дают письменный и устный ответ на вопрос | 1 | |||||
21 | Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа. Проблема нравственного выбора. | Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров: Остап и Андрий. | 1 | ||||||||
22 | Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести | Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента | выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем, | 1 | |||||||
23-24 | Развитие речи. Контрольное сочинение № 3 «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем» | Лирическое начало, выразительные средства языка, художественные образы | Уметь выражать мысли в письменной форме | 2 | |||||||
П. Мериме. «Маттео Фальконе» (2 часа) | |||||||||||
25 | П. Мериме «Маттео Фальконе». Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство. | Русская литература в контексте мировой. Национальные черты характера героев | Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознают важность общечеловеческих ценностей | Выполнять сопоставительный анализ произведений Знать определение новеллы, биографию писателя, текст произведения. Cоставляют словесный портрет героев (словесное рисование) оценивают и анализируют поступки героев Сопоставляют сюжеты, персонажей литературных произведений | освоение социальных норм, правил поведения, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности. . Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера | 1 | |||||
26 | Развитие речи. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме. | ||||||||||
1 | |||||||||||
27 | Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные общие черты характеров, общечеловеческие ценности | Проект | 1 | ||||||||
Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — 6 ч | |||||||||||
28 | Н.А. Некрасов. Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. | Своеобразие стиховой инструментовки: ритмичность и эмоциональная напряжённость поэзии. Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданская проблематика, публицистичность |
| Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений Знать факты биографии поэта | Читают и заучивают наизусть., обмениваются впечатлениями | 1 | |||||
29 | «Саша» Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме | Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения | Усвоение и активизация литературоведческих терминов: стиховая инструментовка, антитеза. | Читают и заучивают наизусть., обмениваются впечатлениями | 1 | ||||||
30 | Ф.И. Тютчев. Мастерство поэта в создании картин природы. | Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворённость образов природы | Осознанно и ответственно относятся к собственным поступкам. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения | Познавательные: Выявлять черты мастерства поэта в создании картин природы определять художественные особенности поэтических средств в литературном произведении. Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, | 1 | |||||
31 | А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…» | Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его способность к сочувствию и сопереживанию | |||||||||
1 | |||||||||||
32 | А.А. Фет. Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве. | Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Выразительно читать стихотворный текст | Познавательные: Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета | 1 | |||||
33 | А.Н. Майков. Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. | Изобразительно-выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения. | 1 | ||||||||
34 | Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета | 1 | |||||||||
Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв. — 7 ч | |||||||||||
35 | А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. | Приёмы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Деталь в ранней прозе Чехова | Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в. | Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. | 1 | ||||||
36 | Средства юмористической характеристики: | Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. | Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, формирование нравственных чувств | Познавательные: Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Коммуникативные: сотрудничают в группе, слушают друг друга, делают вывод | 1 | ||||||
37 | Внекл. Чтение. Рассказы Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | 1 | |||||||||
39 | А.И. Куприн. «Чудесный доктор» Тема служения людям и добру. Образ доктора. | Образ, персонаж, композиция | Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа | Коммуникативные: Формулировать вопросы по тексту произведения Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | 1 | ||||||
40 | Мотив чудесного в рассказе «Чудесный доктор» | 1 | |||||||||
41 | Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська» | Жанр «пасхального рассказа». Творческое задание. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору) | Осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. конкретного писателя | Коммуникативные: Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | 1 | |||||
42 | О. Генри. «Дары волхвов» | Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия. | Формулировать горизонт своих интересов | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | 1 | |||||
43. | Развитие речи. Тема для обсуждения. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX– XX вв.) | 1 | |||||||||
Страницы классики. Литература XX в. — 4 ч | |||||||||||
44 | И.А. Бунин. Природа в изображении И.А. Бунина. | Предметность и красочность образов | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа | Знать: определение понятий: «ямб»и «хорей», «ударение», «ритм»,«слог», «стопа», «стих»; уметь определять размер, Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации | 1 | |||||
45 | Развитие речи. Анализ стихотворения | Познавательные: Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета | 1 | ||||||||
46 | Н.А. Заболоцкий. «Журавли», «Одинокий дуб» Природа и человек. Природа и творчество | Персонаж, герой, лирика, строфа | 2 | ||||||||
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. — 5 ч | |||||||||||
47 | Тема войны в русской поэзии 20 века. Стихотворения А.А. Ахматовой, О.Ф. Берггольц, Ю.В. Друниной. | Исповедальность, патриотический пафос Тема памяти в лирике Размер стиха, односложные, двусложные размеры | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, осознание себя патриотами формирование ответственного отношения к учению, стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств | Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. | Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действий Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | 1 | |||||
48 | С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»; | 1 | |||||||||
49 | Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»; | 1 | |||||||||
50 | А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов | 1 | |||||||||
51 | Развитие речи Выразительное чтение стихотворений. Защита проектов | 1 | |||||||||
Национальный характер в литературе ХХ в. — 14 ч | |||||||||||
52 | А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Своеобразие жанра («книга про бойца»). Автор и герой. Образ солдата-победителя. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, | Познавательные: работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; формулировать выводы Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта. | 1 | ||||||
53 | Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ | 1 | |||||||||
54 | Изображение подвига народа. Тема памяти | 1 | |||||||||
55 | М.А. Шолохов. «Судьба человека» Андрей Соколов — воплощение национального характера... | Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа Жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. | Осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития | Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. | Проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе. Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий | 1 | |||||
56 | Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения Тема нравственных испытаний и военного подвига. | 1 | |||||||||
57-58 | Контрольное сочинение № 4 "А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются" | формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. | 2 | |||||||
59 | В.Г. Распутин. «Уроки французского» События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. | Автор и его герой | 1 | ||||||||
60 | Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости | 1 | |||||||||
61 | Развитие речи. Сочинение № 5 | Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. | 1 | ||||||||
62 | В.М. Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» | Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества | 1 | ||||||||
63 | «Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». | Какое впечатление произвело на вас стихотворение? | Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий | 1 | |||||||
64 | Развитие речи. Тема для обсуждения. Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство. | Творческое задание. Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Писать сочинение-описание | 1 | ||||||
65 | Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое» Встречи, переворачивающие всю жизнь. | Творческое задание. Психологический портрет на основе внутреннего монолога | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. | 1 | ||||||
66 | Моральная ответственность за поступки. | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Сопоставительная характеристика персонажей. | 1 | |||||||
67-68 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Читательская конференция. Защита проектов | 2 | |||||||||
Итого: 68 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
ФГОС Рабочая программа по литературе по программе А.Д. Ланина. 5 класс.
«Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014) ...
Рабочая программа по литературе 5-9 класс. (По программе Б.А. Ланина.)
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. «Литература: программа...
Рабочая программа по литературе (программа Б.А. Ланина) 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа соответствует ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование на 102 учебных часа (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Б.А. Ланина "Литература. 10 класс"
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...