Рабочая программа по литературе (9 класс.Б.Ланин)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист» составлена на основе:
- Регионального базисного учебного плана, разработанного согласно Федеральному базисному учебному плану, утвержденному Приказом Минобразования и науки РФ от 09 марта 2004 года №1312
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 года №1089, при условии выполнения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10)
- Приказа управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 №385 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год»
- Письма Управления образования и науки № ЮТ-1064 от 16.04.2014.
- Учебного плана МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист» на 2014-15 учебный год.
- Программы по курсу «Литература» для 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Б.Ланина
- КУГ на 2014-15 учебный го д Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Состав УМК для реализации рабочей программы: программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2011. Место курса в учебном плане: Программа рассчитана на 102часа Уроков развития речи -15(5к.онтр.сочинений),3(к.р).
Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Задачи - закладывать основы систематического изучения историко-литературного курса, продолжать развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные знания обучающихся:
:формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Содержание Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской и зарубежной классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
темы | |
Введение | |
Древнерусская литература.«Слово о полку Игореве» | |
Классическая литература XIX века.А.С.Грибоедов. «Горе от ума» | |
Дж.Г.Н.Байрон. «Паломничество Чайльд-Горольда» | |
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» | |
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» | |
Н.В.Гоголь. «Мертвые души» | |
Вечные образы в литературе. М. де Севантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» | |
У.Шекспир. «Гамлет, принц Датский» | |
И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот», «Гамлет Щигровского уезда» | |
Литература конца XIX века – начала XX века. А.П.Чехов. «Крыжовник», «О любви» | |
М.Горький. «Челкаш» | |
А.А.Блок | |
С.А.Есенин | |
В.В.Маяковский | |
Из русской и зарубежной литературы XX века. М.А.Булгаков. «Собачье сердце» | |
А.Камю. «Посторонний» | |
Дж. Оруэл. «1984» | |
Г.Н.Айги | |
А.И.Солженицын. «Матренин двор» | |
Уроки развития речи | |
Промежуточная аттестация |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должензнать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности учащихся по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;– выразительное чтение художественного текста;– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведен– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;– анализ и интерпретация произведения;– составление планов и написание отзывов о произведениях;– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы. тестирования (форму проведения определяет ПС)
Литература и средства обучения
1. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф», 2011.
2. Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2011.
3МР3-хрестоматия «М.Ю.Лермонтов», «Н.В.Гоголь», «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов», «Ф.М.Достоевский», «И.С.Тургенев», «А.И.Куприн».
4 Анализ произведений русской классики: школьный курс/ И.Е.Каплан. – М., Новая школа, 2010г.
5Тесты. Литература 9 – 11 классы: учебно-методическое пособие /Автор-составитель И.М.Михайлова. – М., Дрофа, 2009г.
ИКТ: компьютер, экранизация изучаемых произведений, видеоматериалы, музыкальные произведения,
Русская литература от Нестора до Маяковского, Русская поэзия 17-20вв., Русская драматургия.
Наглядные пособия: портреты изучаемых поэтов и писателей, иллюстративный материал по изучаемым произведениям (репродукции картин, фотографии, иллюстрации, рисунки учащихся), таблицы.Раздаточный материал:карточки,тесты
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока. Цель урока. |
Теория литературы | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Мониторинг | ||||||
Базовый уровень (ЗУН) | Продвинутый уровень | |||||||||||
Введение. Историческое развитие русской литературы. | ||||||||||||
1-7 | 04.09 06.9 06.09 11.09 13.09 13.09 18.09 . | Историческое развитие русской литературы. Образ- послание автора читателям Общее понятие об истории литератры Этапы развития литературы. .Многозначность питературных образов Понятие об интерпретаии художественного произведения Р.р.Понятие интерпретации художественного произведения Литература средневековья.Поэтическое мастерство трубадуров,миннезингеров,вагантов От Древнерусской литературы к средневековой Обзор.пр. «Задонщина» Цель: дать понятие о литературе как искусстве слова, самосознании народа, воплощении героической биографии Родины, о специфике художественного отображения действительности | Литература как искусство слова. | Знать теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс. | Конспект | |||||||
Литература Древней Руси. | ||||||||||||
8 | 20.09 .25.09 День здоровья | Литература Древней Руси.«Слово о полку Игореве». Цель: Общая характеристика древнерусской литературы. познакомить с исторической основой «Слова», историей открытия памятника, культурой Руси XII века, жанром «Слова», проблемой авторства | Жанры древнерусской литературы: житие, сказание, плач. | Знать общую характеристику древнерусской литературы Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. | Знать из дополнительных источников информации о древнерусской литературе. Знать из дополнительных источников информации о высочайшем уровне культуры Руси XII века. | Ответить на вопросы 1,2,3. | ||||||
9 | 20.09 27.09 | Идейный смысл «Слова...». Цель: показать авторское отношение к происходящему, раскрыть идейный смысл «Слова» | «Слово о полку Игореве» | Знать авторское отношение к происходящему в «Слове», знать роль изобразительно-выразительных средств Знать о художественном своеобразии «Слова», о связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. | Уметь найти нужную информацию Об отношении автора к происходящему в произведении Уметь найти нужную информацию о жизни «Слова» в искусстве, создать связный устный текст | Отрывок «Плач Ярослвны» выучить наизусть | Мини-сочинение | |||||
10 11-12 | 2710 02.10 04.10
| Поэтический мир и герои «Слова». Родина – основной образ «Слова». Цель: Дать характеристику героям и их поступкам, показать роль пейзажа в произведении. К.р.Зачет по Древнерусской литературе Р.р.Сочинение по «Слову…» | лирическое отступление | Знать теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление. Уметь формулировать идею, проблематику произведения. Знать об отношении русских князей к своей земле, о желании Святослава объединиться | Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | Ответ на вопрос: «Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему? | Чтение наизусть Тест | |||||
Литература 18 века. | ||||||||||||
13 | 04.10 | Литература 18 века. Общая характеристика. Понятие классицизма. Цель: дать характеристику литературного процесса 18 века, понятия Классицизм | Классицизм как литературное направление | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Продуктивный | вопросы. Биография Ломоносова. | |||||||
14 | 09.10 | Значение литературной деятельности М.В. Ломоносова. Цель: показать, как просветительские взгляды и патриотизм отражаются в лирике М. Ломоносова; показать новаторство М. Ломоносова как поэта | «Ода на день восшествия Елизаветы на престол» | Знать биографию М. В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение. | Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. «Ода на день восшествия...», «Разговор с Анакреоном». | Отрывок «Оды» выучить наизусть; отметить непонятные и устаревшие слова и выражения. | ||||||
15 | 16.10 | Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Заслуги поэта перед русской литературой: Цель: познакомить с личностью Державина, с основными темами его лирики, новаторством. (Введение в высокую лирику разговорной речи) | «Памятник», | Знать новаторство Державина, Жанр «Гневная ода», особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения классицизма | Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. | Вопросы в тетради. | Чтение наизусть | |||||
16 | 18.10 | Подвиг Радищева. Сведения о жизни и творчестве. «Путешествие из Петербурга в Москву» Карамзин «Бедная Лиза». Сравнительный анализ. Цель: познакомить с творчеством писателей, их взглядами, идейным и художественным своеобразием произведений | Понятие о жанре путешествия «Путешествие из Петербурга в Москву» | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, | Навыки интерпретации художественного текста | Прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза» | Чтение наизусть | |||||
17 | 18.10 | Контрольная работа по теме «Литература 18 века». Цель: проверка знаний и умений 1) по теории литературы; 2)умение анализировать произведение 3) знание содержания изученных текстов | Знать основные факты из жизни и творчества писателей. Знать проблематику и идейное содержание произведений. | Инд. задания о Батюшкове, Языкове, Баратынском, Рылееве, Вяземском. | Тест | |||||||
Литература первой половины 19 века. | ||||||||||||
18 | 23.10 | Литература первой половины 19 века. Романтизм и реализм. Цель: дать понятие о литературном процессе первой половины 19 века,. о романтизме и реализме как литературных направления. | Понятие о романтизме и реализме | Знать понятие «Золотой век» русской литературы, о двух способах изображения жизни в литературе. Знать основные черты романтизма и реализма как литературного направления. | Знать родоначальников романтизма в русской литературе (творчество Жуковского «Светлана») и реализма | Конспект лекции Инд. задания о Жуковском | ||||||
19 | 25.10 | В.А. Жуковский. Баллады.,К.Рылеев. Думы. Особенности жанра. Цель: . Формировать умение определять черты романтизма в произведении. | Баллада | Знать основные черты романтизма как литературного направления. Знать биографию поэта, особенности жанра баллады. Уметь находить черты романтизма в балладе. | ||||||||
20 | 25.10 | А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. «Горе от ума» Цель: познакомить с личностью писателя и его временем. | «Горе от ума» | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь записывать лекцию.
| Уметь писать эссе «Грибоедов в моем восприятии». | биография Грибоедова, 1 действие пьесы | ||||||
21 | 30.11 | Своеобразие жанра, Сюжет и композиции пьесы. Цель: проникнуть в атмосферу действия комедии, выявить экспозицию, особенности конфликта; обратить внимание на афористичность речи | Конфликт в драме экспозиция, завязка, конфликт. | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста. | Уметь составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы, Уметь выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, | 2 действие, Составить таблицу | ||||||
22 | 01.11 | «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума» Двойной конфликт комедии Цель: проследить дальнейшее развитие конфликтов, определить проблематику пьесы, жанр; выявить систему персонажей, противоборство двух лагерей; составить речевую характеристику Фамусова | проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. | Знать теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание. | Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. Продуктивный | 3 действие | ||||||
23 | 01.11 | Общественный и личный конфликт в комедии. Цель: разграничить понятия «ровесники» и «единомышленники»; дать характеристику персонажам, понятие о внесценических персонажах - единомышленниках Чацкого | Внесценичес кие персонажи | Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, в том числе речевую, выявлять авторскую позицию. | Уметь строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники - единомышленники?». | 4 действие Проследить, как родилась и распространи лась сплетня о сумасшествии Чацкого. | ||||||
24 | 06.11 | Чацкий в системе образов комедии. Судьба личности в русском обществе .Поражение и ли победа Чацкого. Цель: определить идейно-композиционную роль бала в комедии; понять смысл финальной сцены; познакомить с мнениями А. С. Пушкина и А. И. Гончарова о Чацком | Знать содержание комедии. Уметь сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой, создавать эскизы костюмов | Уметь презентовать проекты, посвященные идейно-художественному своеобразию пьесы, представлять историю «Горе от ума» в форме компьютер ной презентации | Характерис тика Чацкого и фамусовско го общества. | |||||||
25 | 08.11 | Художественные средства создания характеров. Анализ ключевых сцен. Язык комедии | Уметь делать выводы по изученному произведению, аргументировать свою точку зрения. | Уметь самостоятельно редактировать сочинение. | Выписать из текста комедии 10 крылатых выражений. | Характеристика героя | ||||||
26 | 08.11 | Р.р.Смысл названия комедии «Горе от ума».Сатира в комедии Цель: подвести итог изучения пьесы, выявить ее нравственно-философское звучание; учить проектной деятельности. | Прочитать статью Гончарова «Мильон терзаний», | Тест | ||||||||
27 | 13.11. | Р.р.И.А. Гончаров «Мильон терзаний».Комедия в русской критике Цель: обучить навыкам конспектирования. | Уметь конспектировать статью. | Подобрать материал к сочинению | ||||||||
28-29 30-31 | 15.11 15.11 27.11 29.11 | Р.р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: Формировать умение писать сочинение определенного жанра, отбирать материал, грамотно оформлять. Байрон «Поломничество Чайльд-Гарольда» | Уметь составить план к сочинению, подобрать материалы, систематизировать, последовательно расположить материал, подобрать цитаты. Уметь логически выстраивать подобранный материал, превращая в связный текст. | Прочитать статью о Пушкине Стр. 127-130, вопросы на стр.138-139 | Сочинение | |||||||
32 | 29.11 | Пушкин А. С. Жизнь и творчество. (Основные вехи) Цель: проследить основные этапы творческого пути поэта, осознать творчество А. С. Пушкина как выражение высочайшей духовной гармони | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина. Уметь создавать хронологическую канву лекции. | Уметь писать эссе «А. С. Пушкин в моем восприятии». | Стр. | |||||||
33 | 04.12 | Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. Цель: дать понятие о взглядах поэта на свободу как нравственный, социальный, философский идеал поэтический текст | «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Анчар» «Во глубине сибирских руд» | Знать, что свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. | Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. Уметь анализировать стихотворное | Подготовить сообщения об адресатах любовной лирики
| Анализ стихотворения | |||||
34 | 06.12 | Любовная и дружеская лирика А. С. Пушкина. Цель: показать настроение, глубину и культуру чувств лирического героя А. С. Пушкина | «19 октября» «На холмах Грузии» «Я вас любил» «Я помню чудное мгновение» | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Е.Бакунина, М.Н. Раевская. А.П. Керн , Е.К. Воронцова, Амалия Ризнич, Н.Гончарова А.Оленина, Ек.и Елиз. Ушаковы | Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов | Стих. наизусть «Анчар» | Анализ стихотворения | |||||
35 | 06.12 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Цель: дать представление о поэте как христианине и философе, глубине его философских взглядов | «Я памятник себе воздвиг нерукотвор ный» «К морю» «Пророк» «Арион» | Знать философские и христианские мотивы в лирике А. С. Пушкина. Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции | Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. | прочитать стихотворение «На холмах Грузии…» | Чтение наизусть | |||||
36 | 11.12 | Р.рОбучение анализу лирического стихотворения. «На холмах Грузии..» | романтизм | Уметь анализировать стихотворение | Характеристика героя | |||||||
37 | 13.12 | «Евгений Онегин». История создания романа в стихах. Цель: познакомить с историей создания романа, отзывами критиков о романе, «онегинской строфой», лирическими отступлениями | Понятие о романе в стихах. «Евгений Онегин» | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы» | Понятие о романе в стихах. уметь находить лирические отступления | Прочитать статью «Реализм» . 1 часть. Образ Онегина. | ||||||
38 | 13.12 | Сюжет и композиция романа. Автор н его герой Онегинская строфа. Цель: сравнить поведение героя в 1 -й и 8-й главах в сходных ситуациях.. Понять причины хандры героя. Что отличает автора от героя? | Сюжет и композиция романа. | Уметь выделять смысловые части текста. | Уметь узнавать тропы в тексте и интерпретировать их | Части 2,3 Подготовить сообщения о дружбе Онегина и Ленского | ||||||
39 40 | 18.12 20..12 | Формирование характера Онегина. Изображение высшего света и поместного дворянства Онегин и Ленский. Цель: показать героя в различных ситуациях: Онегин и природа, Онегин и поместное дворянство, Онегин и Ленский. | Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном. | Уметь самостоятельно формулировать тему сочинения | Части 4,5 Подготовить сообщения о Татьяне, Ольге. | Характеристика героя | ||||||
41 | 20.12 | Образ ТатьяныЦель: показать нравственное совершенство Татьяны, богатство ее внутреннего мира, самостоятельность суждений | Понятие о литературном типе | Уметь интерпретировать роль стилистических фигур в тексте. | Уметь составлять цитатную характеристику персонажа | Части 6,7 | Мини-сочинение | |||||
42 | 25.12 | Татьяна и ОнегинЦель: показать Онегину и Татьяну как героев основной сюжетной линии | Уметь давать сравнительную характеристику Татьяны и Онегина. | Уметь составлять цитатную характеристику персонажа. | Часть 8 | Характеристика героя | ||||||
43 44-45 | 27.12 27.12 | Р.р.Сравнительный анализ писем:Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне Автор и лирический герой Евгений Онегин» – первый реалистический роман. Оценка романа в русской критике. Цель: доказать обоснованность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман «Энциклопедией русской жизни» | Белинский о романе. | Уметь составлять вопросы по теме урока. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений. | Подготовиться к итоговому тесту по творчеству Пушкина. | Чтение наизусть | |||||
46 |
Контрольная работа. по творчеству А.С. Пушкина. Цель: дать понятие «онегинской строфы» | Понятие «онегинская строфа» | Уметь определять «Онегинскую строфу», определять ее построение | Подготовиться к сочинению | Тест | |||||||
47-48-49 | Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Цель: выявить степень усвоенного материала, правильность речевого оформления, умение осмыслить тему, определить границы. | Композиция сочинения | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения | Уметь самостоятельно редактировать сочинение. Развитие письменной речи, обогащение словаря. | Сочинение | |||||||
50 | М.Ю Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов. Цель: познакомить с биографией поэта, особенностями времени. | «Смерть поэта», «Пророк». | Знать основные факты жизни и творческого пути Лермонтова Уметь анализировать стихотворения двух авторов, объединенных одной темой. | Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций. | Стихи «Смерть поэта» и «Нищий» | |||||||
51 | Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Цель: исследовать тему одиночества лирики М. Ю Лермонтова, судьба поколения 30-х годов в лирике. | «И скучно и грустно», «В минуту жизни трудную» «Дума» | Знать основные тропы, уметь находить их в тексте. | Уметь определять стихот. размер, анализировать текст на фонет. уровне. | Стихи « | Анализ стихотворения | ||||||
52 | Любовная лирика. Тема поэта и поэзии. Цель: дать понятие об особенностях раскрытия темы любви в творчестве М.Ю. Лермонтова. | «Нет, не тебя я так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет» «Поэт». | Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (архаизмы, историзмы) | Уметь интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова. | Стихи «Родина» | Анализ стихотворения | ||||||
53 | Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова. Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины в лирике М. Ю. Лермонтова формировать умения анализировать стихотворный текст | «Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива» | Уметь выделять смысловые части текста. Уметь создавать письменный текст-анализ стихотворения. | Уметь формулировать микротемы, анализировать текст на морфологическом уровне. Знать морфологичес. выразительные средства, уметь находить их в тексте. | Стих. «Родина» наизусть | Мини-сочинение | ||||||
Философская лирика Лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы. Цель: выявить: возвышенное и трагическое в лирике Лермонтова формировать умения анализировать стихотворный текст | «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу» | Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы) | Уметь анализировать текст Знать выразительные средства языка, уметь находить | Стих. «Выхожу один я на дорогу» наизусть Выборочный пересказ главы «Бэла» | Чтение наизусть | |||||||
54 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман. Своеобразие сюжета и композиции романа. Сюжет и фабула Цель: дать понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, ее общем принципе: от загадки к загадке | Повесть «Бэла», | Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования) | Уметь выявлять смысл названия художественного произведения. | Печорин в представлении Максима Максимыча Выборочный пересказ главы «Максим Максимыч» | |||||||
55 | Противоречивость характера Печорина. Цель: помочь почувствовать романтическую загадочность и «демонизм» главного героя, его трагедию и индивидуализм; исследовать взаимоотношения с Бэлой, Максим Максимычем, контрабандистами | Повесть «Максим Максимыч» | Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей. Знать особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе. | Уметь интерпретировать события с точки зрения разных персонажей. Знать, отличие путевых записок от дневника. Уметь излагать события в форме дневниковых записей | Выборочный пересказ главы «Тамань» | Характеристика героя | ||||||
56 | «Тамань» Анализ эпизода. Цель: формировать умения анализировать часть текста, | «Тамань» | Уметь определять границы эпизода, тем, роль эпизода в раскрытии идеи произведения. | Уметь создавать письменный текст – анализ эпизода (самостоятельно выбранного) | Выборочный пересказ главы «Княжна Мери» Ответить на вопрос: Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким? | Мини-сочинение | ||||||
57 | Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина. Цель раскрыть конфликт Печорина и водяного общества | «Княжна Мери» | Уметь владеть различными видами пересказа, видеть причины конфликта главного героя. | Уметь давать сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего. | Выборочный пересказ главы «Фаталист» Ответить на вопрос: Сделался ли Печорин фаталистом? (словами автора) | |||||||
58 | Тема судьбы и случая в повести «Фаталист». Цель: показать, особенности композиции романа: Показать, что тема судьбы и случая является центральной в повести «Фаталист». | «Фаталист» | Знать об особенностях композиции романа: нарушение последовательности повествования. | Уметь приводить аналогичные примеры из других произведений или жизни. | Подготовиться к сочинению | Тест | ||||||
59-60 | Р.р. Сочинению по роману «Герой нашего времени». Цель: формировать умения высказывать свою точку зрения по предложенной теме | Уметь логически излагать подобранный материал, правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения | Уметь осмысливать роль и значение произведения в историко-литературном аспекте. Умение писать сочинение-рассуждение по поднятым в романе нравственным проблемам | А.С. Серафимович «Степные люди». | Сочинение | |||||||
61 | Н.В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи. Цель: дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости. | Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное | Задания по группам. «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» | |||||||||
62 | «Мертвые души». История создания поэмы. Своеобразие жанра. Цель: дать понятие об особенностях жанра, композиции, роли авторских отступлений, внесюжетных элементов, эпизодических персонажей. | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие | Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи. | Характеристика Манилова и Коробочки по плану | ||||||||
63 | Образы помещиков-дворян в поэме «Мертвые души». Цель: показать способы и приемы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приемы в поэме | Образы помещиков. Манилов и Коробочка. | Знать содержание, уметь характеризовать персонажей поэмы. Знать представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и др. Уметь находить типичные черты у представителей помещичьей России | Уметь анализировать художественный текст. | Характеристика Ноздрева, Собакевича по плану | Характеристика героя | ||||||
64 | Образы помещиков-дворян в поэме «Мертвые души». Цель: показать способы и приемы типизации при создании характеров. | Образы помещиков. Ноздрев Собакевич. | Уметь анализировать художественный текст. | Характеристика Плюшкина по плану | Характеристика героя | |||||||
65 | Художественная деталь как средство создания образа. Цель: показать способы и приемы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приемы в поэме | Образы помещиков. Плюшкин | Знать понятие художественная деталь. Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России | Мини-сочинение «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина» | Биография Чичикова по плану | Характеристика героя | ||||||
66 | Идейно-композиционное значение образа Чичикова.. Цель: показать сатирическое изображение нового «героя» эпохи, раскрыть способы характеристики персонажа. | Чичиков - новый «герой» эпохи. | Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова, оценивать поступки главного героя с нравственных позиций | Мини-сочинение «Есть ли чичиковы в наше время?» | Характеристика героя | |||||||
67 | Образ автора. «Мертвые души» в оценке русской критики. Цель: дать понятие о взглядах писателя на судьбы России, его христианской позиции; о мастерстве и новаторстве Гоголя | Лирическое отступление | Знать позицию русских критиков на поэму «Мертвые души» | Уметь высказывать свою точку зрения на поэму | Подготовиться к сочинению | Тест | ||||||
68-69 | Р.р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему и полно ее раскрыть; выявить правильность речевого оформления | Уметь составлять план сочинения, в соответствии с планом расположить материал, соблюдая композицию сочинения. | Самостоятельно выбрать тему, составить план. | Ф.Д Крюков «Казачка». | Сочинение | |||||||
70 | Контрольная работа по теме «Литература первой половины 19 века». Цель: проверка знаний и умений 1) по теории литературы; 2)умение анализировать произведение 3) знание содержания изученных текстов | Знать основные факты из жизни и творчества писателей. Знать проблематику и идейное содержание произведений. | Пьеса Островского «Бедность не порок». | Тест | ||||||||
Литература конца 19.века- 20 века. | ||||||||||||
71 | Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова. | Художественная деталь | Биография Чехова, «Анна на шее», | |||||||||
72-73-74 | Рассказы А.П. Чехова Образы « футлярных людей». Рассказ « Крыжовник» Рассказ «О любви» | Индивидуаль ные задания | ||||||||||
75-76 | Горький. Жизнь и творчество Рассказы о босяках «Челкаш» | Знать основные факты из жизни и творчества писателей. Знать проблематику и идейное содержание произведений. | Тест | |||||||||
77-78 | 20 век. Литература великих и трагических лет А. А. Блока Сведения о жизни и творчестве. Своеобразие лирики. Символизм. «Стихи о Прекрасной Даме!» Теория Вечной Женственности Цель: познакомить с многообразием жанров и направлений в литературе XX века, раскрыть понятие «поэзия серебряного века»; познакомить с творческой биографией поэта | Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале Уметь конспектировать лекцию | Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века | Стр | ||||||||
79 | Стихотворения «О, весна без конца и без краю», «Родина». Цель: показать своеобразие патриотической лирики поэта. | «О, весна без конца и без краю», «Родина». | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Уметь воспринимать творчество А. А. Блока в контексте эпохи | наизусть «Отговорила роща золотая...» Инд. задания о Есенине | Анализ стихотворения | ||||||
81 | С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Цель: познакомить с творчеством С. А. Есенина. | «Клен ты мой опавший», «С добрым утром!» «Я покинул родимый дом» | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Уметь анализировать цветную лексику в канве стихотворения. | Стр. Стихи читать выразительно | Чтение наизусть | ||||||
82 | Родина и родная природа как источник лирических переживаний Цель: показать своеобразие раскрытия темы любви и образа России в творчестве С. А. Есенина | «Отговорила роща золотая», «Низкий дом с голубыми ставнями» «Собаке Качалова» | Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях | Биография Маяковского. Наизусть | Анализ стихотворения | ||||||
83-84 | В.В. Маяковский – поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви.Противопоставление лирического героя толпе. «Нате!». !Дешевая распродажа» Цель: познакомить с творчеством поэта, его лирикой, работать над чтением «лесенки» поэта. | Поэтическое новаторство Маяковского | Знать теоретико-литературные понятие сатира. Уметь выделять смысловые части. | Знать о роли рифмы в творчестве Маяковского. Уметь самостоятельно делать выводы о реальном и фантастическом в тексте | Инд. задание о Булгакове. | Наизусть стих | ||||||
85 | М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор) Сатирическое изображение действительности. Цель: Познакомить с биографией писателя и его творческой деятельностью, раскрыть особенности булгаковской сатиры | «Собачье сердце» | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, | Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. уметь определять нравственную проблематику повести | Прочитать повесть, характеристика профессора Преображенского, Шарикова | |||||||
86 | Художественные особенности повести. Образ Шарикова.Образ «грядущего хама» Цель: анализ образа Шарикова. | Стр. 377-383. | Характерис тика героя | |||||||||
87 | Основные события творческой биографии Г.А.Айги , программные произведения.(Лирика) Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Уметь анализировать цветную лексику в канве стихотворения. | Стих наизусть на выбор. | Анализ стихотворения | ||||||||
88 | А.Солженицын. Слово о писателе. Тематика произведенй Цель: познакомить с жизнью и творчеством , ранним периодом творчества, осознать его пророческий дар, предощущение будущей трагедии. |
| Знать основные события творческой биографии поэта, программные произведения. Уметь анализировать текст, выделяя стилистические приемы | Уметь анализировать отрывки из произведений | Стр. 397. Стр. 384-386. | Чтение наизусть | ||||||
89 | «Матренин двор» Тема праведничества в рассказе Цель: познакомить с особенностями стиля писателя | Знать основные события творческой биографии , программные произведения. Уметь анализировать текст, выделяя стилистические приемы | . | |||||||||
90 | Р.р.Литературные корни образа Матрены. «Цель: выявить смысл названия рассказа, тему, идею. | Знать содержание произведения, основную тему, идею. | Уметь давать пространственно-временную характеристику. текста | Характеристика героя | ||||||||
91 | А.Камю .Из биографии. .Афоризмы Камю | Уметь определять роль детали в тексте. | ||||||||||
92 | Роман «Посторонний» История создания и проблематика. Понятие об экзистенциализме | Знать жизнь писателя ,повторить тему романтизм. | Уметь анализировать текст. | |||||||||
93 | Суд над М ерсо. Загадка Мерсо | Знать содержание рассказа Уметь характеризовать образ главного героя | Уметь анализировать художественный текст. | |||||||||
94 | Р.Р. Сочинение .Вечные темы и вечные образы | Знать содержание рассказов | Подготовиться к сочинению | |||||||||
95 | Дж.Оруэл .Афоризмы Оруэла | . | Знать основные события творческой биографии писателя, программные произведения. Уметь анализировать текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Уметь анализировать лексику в канве произведения | Анализ отрывка | |||||||
96 | Роман «1984» Государство Океания. Судьбы главных героев Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, его романом | Знать основные события творческой биографии , программные произведения. Уметь анализировать текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Уметь анализировать лексику в канве произведения | Стр. Вопросы 3-6 | ||||||||
97-98 | Романсы и песни на слова русских и зарубежных поэтов писателей 19 - 20 веков. Цель: знакомство с жанром романса | Уметь анализировать стихотворный текст. | Наизусть любое произведение | Анализ стихотворения | ||||||||
| ||||||||||||
99. | От Шекспира до Хемингуэя | Сравнительный анализ | Уметь раскрывать мотивы поступков героев. | |||||||||
100. 101 102 | Р.р.Сочинение.Мотив дороги в русской и зарубежной литературе Ц е л и: знать основные литературоведческие термины; уметь анализировать произведения, привлекая литературоведческие знания Промежуточная итоговая аттестация | З н а т ь: изученные теоретико-литера-турные понятия. У м е т ь: анализировать художественный текст (фор-мулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев, ха-рактеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая программа по литературе для 7 класса (учебник Ланина Б.А.)
Рабочая программа по литературе для 7 класса по ФГОС (учебник Ланина Б.А.) включает планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание, тематическое и календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....