Рабочая программа по литературе 9 класс Ланин
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Шведова Екатерина Сергеевна

В работе представлена пояснительная записка и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lanin_moya.docx84.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №234  составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 года №1089, при условии выполнения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10)
  • Учебного плана МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №234  на 2017-18 учебный год.
  • Программы по курсу «Литература» для 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Б.Ланина

                                                                                                                                                                                                                           Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского          литературного языка.

Состав  УМК для реализации рабочей программы:  программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,  2015.                                                                                                                                                                                 Место курса в учебном плане: Программа рассчитана  на 102часа  Уроков развития речи -15(5к.онтр.сочинений),3(к.р).

Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.                                                                                                               развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

Задачи - закладывать основы систематического изучения историко-литературного курса, продолжать развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные  знания обучающихся:

:формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;                                                                                         формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование основных эстетических  понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Содержание Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской и зарубежной классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

темы

Введение

Древнерусская литература.«Слово о полку Игореве»

Классическая литература  XIX века.А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

Дж.Г.Н.Байрон. «Паломничество Чайльд-Горольда»

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»

Вечные образы в литературе.  М. де Севантес Сааведра.  «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

У.Шекспир. «Гамлет, принц Датский»

И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот», «Гамлет Щигровского уезда»

Литература конца XIX века – начала  XX века.          А.П.Чехов. «Крыжовник», «О любви»

М.Горький. «Челкаш»

А.А.Блок

С.А.Есенин

В.В.Маяковский

Из русской и зарубежной литературы XX века.  М.А.Булгаков. «Собачье сердце»

А.Камю. «Посторонний»

Дж. Оруэл. «1984»

Г.Н.Айги

А.И.Солженицын. «Матренин двор»

Уроки развития речи

Промежуточная аттестация

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должензнать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности учащихся  по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;– выразительное чтение художественного текста;– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведен– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;– анализ и интерпретация произведения;– составление планов и написание отзывов о произведениях;– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы. тестирования (форму проведения определяет ПС)                                                                                                                                                                                                                                                               

Литература и средства обучения

1. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф»,  2011.

2.  Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,  2011.

3МР3-хрестоматия «М.Ю.Лермонтов», «Н.В.Гоголь», «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов», «Ф.М.Достоевский», «И.С.Тургенев», «А.И.Куприн».

4 Анализ произведений русской классики: школьный курс/ И.Е.Каплан. – М., Новая школа, 2010г.

5Тесты. Литература 9 – 11 классы: учебно-методическое пособие /Автор-составитель И.М.Михайлова. – М., Дрофа, 2009г.

ИКТ: компьютер, экранизация изучаемых произведений, видеоматериалы, музыкальные произведения,

Русская литература от Нестора до Маяковского, Русская поэзия 17-20вв., Русская драматургия.

Наглядные пособия: портреты изучаемых поэтов и писателей, иллюстративный материал по изучаемым произведениям (репродукции картин, фотографии, иллюстрации, рисунки учащихся), таблицы.Раздаточный материал:карточки,тесты

        

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Примечание

Введение. Литература –история-судьба.

1.

Личностный характер художественного

1

творчества

Древнерусская литература.«Слово о полку

2.

Игореве» - величайший памятник древнерусской

3

литературы

3.

Идейно-художественное значение «Слова…»

4.

Художественные особенности «Слова…»

Классическая литература XIX

42

5.

века.А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество

8+2

писателя

Повторение. Классицизм как литературное

6.

направление. Просветительский реализм.

Романтизм. Драма как род литературы. Трагедия.

Комедия классицизма

«Горе от ума». Традиции просветительства и

7.

черты классицизма. Сюжет и композиция.

Двойной конфликт комедии

8.

Столкновение «века нынешнего» и «века

минувшего»

9.

Чацкий в системе образов комедии. Судьба

личности в русском обществе.

10.

Художественные средства создания характеров.

Анализ ключевых сцен

11.

Язык комедии. Сатира в комедии

12.

Комедия в русской критике. Подготовка к

написанию эссе

13.

Р/Р  Эссе по комедии «Горе от ума»

14.

Вн/чт. Ю.М.Поляков «Работа над ошибками»

15.

Дж.Г.Н.Байрон. Из биографии.

2

«Паломничество Чайльд-Гарольда»

16.

«Мировая скорбь». Байронический тип героя

17.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество

11+1

18.

Роман «Евгений Онегин». История создания.

Композиция. Сюжет. Жанр. Онегинская строфа

19.

Изображение высшего света и поместного

дворянства

20.

Евгений Онегин

21.

Онегин и Лениский

22.

Татьяна

23.

Сравнительный анализ писем: Татьяны к

Онегину и Онегина к Татьяне

24.

Автор романа и лирический герой

25.

Роль лирических отступлений в романе

26.

Особенности стиля романа

27.

Споры об Онегине в русской критике

28.

Р/Р  Творческая работа по роману «Евгений

Онегин»

29.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество

10+2


«Герой нашего времени» . История создания

30.

романа. Своеобразие сюжета и композиции.

Сюжет и фабула. Жанр романа

31.

Печорин и другие

32.

Любовь в жизни Печорина

33.

«История души» Печорина

34.

Печорин и Онегин

35.

Судьба и случайность (гл. «Фаталист»)

36.

Художественное описание природы Кавказа.

Поэтичность языка романа

37.

Споры вокруг романа М.Ю.Лермонтова в

русской критике

38.

Печорин и лирический герой Лермонтова

39.

Р/Р  Творческое задание

40.

Вн/чт. К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой»

41.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя

10+1

42.

«Мертвые души». История создания. Замысел и

композиция. Жанр.

43.

Чичиков как герой нового времени

44.

Тема пошлости в произведении: образы

помещиков

45.

Групповой портрет чиновников

46.

Средства создания портрета. Особенности стиля

47.

Лирические отступления в «Мертвых душах»

48.

Обучение анализу эпизода

49.

Образ автора в поэме.Смысл названия поэмы и

споры о жанре «Мертвых душ»

50.

Поэма Гоголя в русской критике

51.

Р/Р  Творческое задание

52.

Повторение. Романтизм и реализм

Вечные образы в литературе.

М. де Севантес Сааведра. Из биографии.

8

53.

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот

2

Ламанчский» Конфликт мечты и реальности в

романе

54.

Дон Кихот и Санчо Панса. Роль двойничества в

композиции романа

55.

У.Шекспир. Из биографии

4

56.

Трагедия «Гамлет» как трагедия личности

57.

Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя

58.

Одиночество Гамлета. Сравнительный анализ

переводов «Гамлета»

59.

И.С.Тургенев. Речь «Гамлет и Дон Кихот»

2

60.

Рассказ«Гамлет Щигровского уезда»

61.

Литература конца XIX века – начала XX

16

века. А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя

4

62.

Образы «футлярных людей»

63.

Рассказ «Крыжовник»

64.

Рассказ «О любви»


65.

М.Горький. Жизнь и творчество

4+1

66.

Рассказы о босяках. «Челкаш».

67.

Челкаш и Гаврила

68.

Символический образ моря в рассказе

69.

Р/Р Творческая работа

70.

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Понятие о

3

символизме.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». «Вхожу я в

71.

темные храмы…», «Предчувствую тебя. Года

проходят мимо…»

«Мы встречались с тобой на закате…», «Мне

72.

страшно с тобою встречаться…» и др. Теория

«Вечной Женственности»

73.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество

3+2

Лирический герой и мир природы. «Задымился

74.

вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели

тесаные дроги…», «Зеленая прическа…» и др.

75.

Особенности поэтики Сергея Есенина

76.

Вн/чт. В.М.Маяковский «Сергею Есенину»

77.

Р/Р  Эссе-рассуждение

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

78.

«Пощечина общественному вкусу». Эстетика

2

футуризма

Противопоставление лирического героя толпе

79.

обывателей. «Нате!», «Кофта фата», «Дешевая

распродажа», «Хорошее отношение к лошадям»

и др.

80.

Р/Р Устное сообщение о модернистских течениях

в русской литературе

Из русской и зарубежной литературы XX

15

81.

века.М.А.Булгаков. Жизнь и творчество

4+1

писателя

82.

«Собачье сердце». Идея переделки человеческой

природы

83.

Шариков и Швондер. Образ «грядущего хама»

( Д.С.Мережковский)

84.

Сатирическое изображение действительности

85.

Р/Р Аналитическое сочинение

86.

Г.Н.Айги. Из биографии. Лирика разных жанров

1

87.

А.И.Солженицын. Из биографии

4+1

88.

«Матренин двор». Тема праведничества в

рассказе

89.

Образ Матрены

90.

Образ рассказчика. Особенности сказа. Язык и

стиль рассказа

91.

Р/Р  Эссе «Литературные корни образа Матрены»

92.

А.Камю. Из биографии. Цитаты и афоризмы

3

Камю


Роман«Посторонний».История создания и

93.

проблематика романа. Понятие об

экзистенциализме

94.

Суд над Мерсо. Загадка Мерсо

95.

Дж. Оруэл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла

3

96.

Роман «1984». Понятие о жанре

антиутопии.Проблематика романа

97.

Государство Океания. Судьбы главных героев

98.

Вн/чт. Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол»

1

99.

Повторение и обрбщение изученного

1

100.

Р/Р Контрольное сочинение

1

101.

Анализ сочинений

1

102.

Итоговый урок. Задания для летнего чтения

1

Список литературы

  1. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф», 2011.

  1. Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,

2011.

Дополнительная учебная литература:

  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2011.
  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО,

2012.

  1. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2012.

  1. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2012.

  1. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс

Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе  авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

ФГОС Рабочая программа по литературе по программе А.Д. Ланина. 5 класс.

«Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова;  под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014) ...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс. (По программе Б.А. Ланина.)

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю.  «Литература: программа...

Рабочая программа по литературе (программа Б.А. Ланина) 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа соответствует ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование на 102 учебных часа (3 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Б.А. Ланина "Литература. 10 класс"

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...