Рабочая программа по литературе 9 класс Ланин
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №234 составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 года №1089, при условии выполнения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10)
- Учебного плана МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №234 на 2017-18 учебный год.
- Программы по курсу «Литература» для 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Б.Ланина
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Состав УМК для реализации рабочей программы: программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2015. Место курса в учебном плане: Программа рассчитана на 102часа Уроков развития речи -15(5к.онтр.сочинений),3(к.р).
Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Задачи - закладывать основы систематического изучения историко-литературного курса, продолжать развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные знания обучающихся:
:формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Содержание Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской и зарубежной классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
темы | |
Введение | |
Древнерусская литература.«Слово о полку Игореве» | |
Классическая литература XIX века.А.С.Грибоедов. «Горе от ума» | |
Дж.Г.Н.Байрон. «Паломничество Чайльд-Горольда» | |
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» | |
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» | |
Н.В.Гоголь. «Мертвые души» | |
Вечные образы в литературе. М. де Севантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» | |
У.Шекспир. «Гамлет, принц Датский» | |
И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот», «Гамлет Щигровского уезда» | |
Литература конца XIX века – начала XX века. А.П.Чехов. «Крыжовник», «О любви» | |
М.Горький. «Челкаш» | |
А.А.Блок | |
С.А.Есенин | |
В.В.Маяковский | |
Из русской и зарубежной литературы XX века. М.А.Булгаков. «Собачье сердце» | |
А.Камю. «Посторонний» | |
Дж. Оруэл. «1984» | |
Г.Н.Айги | |
А.И.Солженицын. «Матренин двор» | |
Уроки развития речи | |
Промежуточная аттестация |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должензнать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности учащихся по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;– выразительное чтение художественного текста;– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведен– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;– анализ и интерпретация произведения;– составление планов и написание отзывов о произведениях;– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы. тестирования (форму проведения определяет ПС)
Литература и средства обучения
1. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф», 2011.
2. Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2011.
3МР3-хрестоматия «М.Ю.Лермонтов», «Н.В.Гоголь», «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов», «Ф.М.Достоевский», «И.С.Тургенев», «А.И.Куприн».
4 Анализ произведений русской классики: школьный курс/ И.Е.Каплан. – М., Новая школа, 2010г.
5Тесты. Литература 9 – 11 классы: учебно-методическое пособие /Автор-составитель И.М.Михайлова. – М., Дрофа, 2009г.
ИКТ: компьютер, экранизация изучаемых произведений, видеоматериалы, музыкальные произведения,
Русская литература от Нестора до Маяковского, Русская поэзия 17-20вв., Русская драматургия.
Наглядные пособия: портреты изучаемых поэтов и писателей, иллюстративный материал по изучаемым произведениям (репродукции картин, фотографии, иллюстрации, рисунки учащихся), таблицы.Раздаточный материал:карточки,тесты
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
- Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф», 2011.
- Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,
2011.
Дополнительная учебная литература:
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2011.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2013.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО,
2012.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2012.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2012.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
ФГОС Рабочая программа по литературе по программе А.Д. Ланина. 5 класс.
«Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014) ...
Рабочая программа по литературе 5-9 класс. (По программе Б.А. Ланина.)
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. «Литература: программа...
Рабочая программа по литературе (программа Б.А. Ланина) 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа соответствует ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование на 102 учебных часа (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Б.А. Ланина "Литература. 10 класс"
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...