Рабочая программа по литературе для 11 класса (заочный класс)
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.– 7-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.-200с. и федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089, с учетом рекомендаций примерной программы, в свою очередь выполненной на базе федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе, а также «Методических рекомендаций по использованию учебников В.И.Сахарова, С.А.Зинина «Литература XIX века» (10 класс); В,А.Чалмаев, С.А.Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. Профильное обучение» прод редакцией С.А.Зинина. Авторы предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе ХХ века, чётко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Цели данной программы:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко - литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_-_ktp.doc | 0 байтов |
poyasnitelnaya_zapiska_11_klass_literatura.docx | 54.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.– 7-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.-200с. и федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089, с учетом рекомендаций примерной программы, в свою очередь выполненной на базе федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе, а также «Методических рекомендаций по использованию учебников В.И.Сахарова, С.А.Зинина «Литература XIX века» (10 класс); В,А.Чалмаев, С.А.Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. Профильное обучение» под редакцией С.А.Зинина. Авторы предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе ХХ века, чётко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Цели данной программы:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко - литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:
- дать представление об историко-литературном процессе на основе постижения системных понятий и категорий;
- усилить исторический аспект изучения литературы;
- рассмотреть художественные произведения, изучаемые в данном курсе, в контексте эпохи;
- раскрыть индивидуальные способности, дарования обучающегося и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор;
Изменения, внесённые в авторскую программу.
В соответствии со стандартами среднего (полного) общего образования по литературе рекомендовано изучение одного автора из раздела «Литература народов России», трёх авторов из раздела «Зарубежная литература» (проза) и двух авторов из раздела «Зарубежная литература» (поэзия), что учтено в календарно-тематическом планировании.
Так как действующая программа рассчитана на 2-х годичный курс очного обучения. я корректирую и адаптирую её для очно-заочной формы обучения (3-х годичный курс). в сторону увеличения следующим образом:
Класс | По программе в год | По программе в неделю | По учебному плану школы в год | По учебному плану | Количество зачётов в год |
10 | 102 | 2 | 72 | 2 | 3 1пол.-1зач. 2пол.-2зач. |
11 | 102 | 2 | 72 | 2 | 3 1пол.-1зач. 2пол.-2зач. |
12 | - | - | 70 | 2 | 4 1пол.-2зач. 2пол.-2зач. |
Итого: | 204 | - | 214 | - | 6 |
В течение учебного года проводится 3 зачета (1 зачет в I полугодии и 2 зачета во II полугодии)
Согласно Положения о промежуточной аттестации основная форма контроля - зачёт.
Тематическое планирование скорректировано следующим образом:
п/№ | Наименование раздела | По программе | По учебному плану | Количество часов |
1 | Введение. "Прекрасное начало" (К истории русской литературы 19 века). | 10 класс 102 часа | 10 класс 72 часа | 2 |
2 | Литература первой половины XIX века | 14 | ||
3 | Литература второй половины XIX века | 56 | ||
4 | Введение. | 11 класс 72 часа | 2 | |
5 | Литература второй половины XIX века | 27 | ||
6 | Из литературы народов России | 1 | ||
7 | Из зарубежной литературы | 2 | ||
8 | Русская литература XX века | 17 | ||
9 | Серебряный век русской поэзии. Символизм и другие поэты-символисты Преодолевшие символизм. | 11 класс 102 часа | 12 | |
11 | Введение. | 12 класс 70 часов | 2 | |
12 | Литература 20-х годов XX века | 16 | ||
13 | Литература 30-40 х годов XX века | 28 | ||
14 | Литература периода ВОВ | 4 | ||
15 | Литература 50-80-х годов | 12 | ||
16 | Литература 80-90-х годов | 8 | ||
17 | Омские поэты и писатели | 1 | ||
18 | Из литературы народов России. | 1 | ||
19 | Из зарубежной литературы. Д.Б.Шоу | 1 | ||
20 | Э.М.Хемингуэй | 1 | ||
21 | Э.М.Ремарк | 1 | ||
204 | 214 | 214 |
10 класс
п/№ | Содержание материала | Кол-во часов | Прим. | Добавлены часы |
1 | Введение. "Прекрасное начало" (К истории русской литературы 19 века). Входной контрольный тест. | 1 | ||
Из литературы первой половины XIX века | ||||
2 | А.С.Пушкин | 5 | 1 | |
3 | М.Ю.Лермонтов | 6 | Соч-2 | |
4 | Н.В.Гоголь | 4 | П\Р-1 | |
Из литературы второй половины XIX века | ||||
5 | Литература и журналистика 50-80 годов XIX века | 2 | ||
6 | А.Н.Островский | 8 | Соч-2 | |
7 | И.А.Гончаров | 6 | П\Р-1 | |
8 | И.С.Тургенев | 8 | П\Р-1 | |
9 | Н.Г.Чернышевский | 3 | ||
10 | Н.А.Некрасов | 9 | Соч-2 | |
11 | Ф.И.Тютчев | 3 | ||
12 | А.А.Фет | 4 | П\Р-1 | |
13 | Н.С.Лесков | 3 | ||
14 | М.Е.Салтыков –Щедрин | 7 | Соч-2 | |
15 | А.К.Толстой | 2 | ||
16 | Обобщающий урок за курс 10 класса | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 72 часа | 72 | ||
11 класс
п/№ | Содержание материала | Кол-во часов | Прим. | Добавлены часы |
1 | Повторение. Входной контрольный тест. Введение. Обзор русской литературы первой половины XIX века | 1 | ||
Из литературы второй половины XIX века | ||||
2 | Л.Н.Толстой | 14 | Соч-2 | |
3 | Ф.М.Достоевский | 6 | ||
4 | А.П.Чехов | 7 | Соч-2 | |
5 | Из литературы народов России. М. Джалиль. | 1 | 1 | |
6 | Из зарубежной литературы ( Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Аполлинер. Стихотворение «Мост Мирабо» А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль») | 2 | 2 | |
Русская литература XX века | ||||
7 | Русская литература ХХ века. | 1 | ||
8 | Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века. | 1 | ||
9 | И.И.Бунин | 3 | ||
10 | А.М.Горький | 7 | Соч-2 | |
11 | А.И.Куприн | 2 | ||
12 | Л.Н.Андреев | 1 | ||
13 | У литературной карты России (творчество В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского) | 1 | 1 | |
14 | Серебряный век русской поэзии. | 1 | ||
15 | Символизм и русские поэты-символисты | 1 | ||
16 | Поэзия В.Брюсова, К.Бальмонта, И.Анненского | 3 | ||
17 | А.А.Блок | 7 | Соч-2 | |
18 | Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии) | 2 | ||
19 | Н.С.Гумилев | 2 | ||
20 | А.А.Ахматова | 3 | ||
21 | М.И.Цветаева | 3 | П\Р-1 | |
22 | А.Аверченко и группа "Сатирикон" | 1 | ||
23 | У литературной карты России (творчество М.М.Пришвина и М.А.Волошина) | 1 | 1 | |
24 | Обобщающий урок за курс 11 класса | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 72 часа | 72 |
12 класс
п/№ | Содержание материала | Кол-во часов | Прим. | Добавлены часы |
1 | Повторение. Входной контрольный тест. Русская литература XX века (обзор) | 1 | 1 | |
2 | Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов | 2 | ||
3 | В.В.Маяковский | 5 | ||
4 | С.А.Есенин | 7 | Соч-2 | |
5 | Литературный процесс 30-х-начала 40-х годов | 2 | ||
6 | А.Н.Толстой | 2 | ||
7 | М.А.Шолохов | 8 | Соч-2+1ч | |
8 | У литературной карты России (творчество С.Н.Маркова, Б.В.Шергина, А.А.Прокофьева) | 1 | 1 | |
9 | М.А.Булгаков | 7 | Соч-2 | |
10 | Б.Л.Пастернак | 3 | ||
11 | А.П.Платонов | 2 | ||
12 | В.В.Набоков | 3 | П\Р-1 | |
13 | Литература периода ВОВ | 2 | ||
14 | А.Т.Твардовский | 2 | ||
15 | Литературный процесс 50-80-х годов | 5 | ||
16 | Н.А.Заболоцкий | 1 | ||
17 | В.М.Шукшин | 2 |
| |
18 | А.И.Солженицын | 2 | ||
19 | У литературной карты России (творчество Е.И.Носова, В.Т.Шаламова, В.Д.Федорова, В.А.Солоухина) | 1 | 1 | |
20 | Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов | 4 | ||
21 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы | 2 | ||
22 | Омские поэты и писатели | 1 | 1 | |
23 | Из литературы народов России. К. Хетагуров | 1 | 1 | |
24 | Из зарубежной литературы. Д.Б.Шоу | 1 | 1 | |
25 | Э.М.Хемингуэй | 1 | 1 | |
26 | Э.М.Ремарк | 1 | 1 | |
27 | Обобщающий урок за курс 12 класса | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 70 часов | 70 |
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Расколь-никова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольни-кова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пиме-нова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
Из литературы народов России.
М. Джалиль.
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века. ( 2 ч.)
Основные тенденции и направления в литературе первой половины 20 века. Реализм и модернизм.
Г. Аполлинер
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо».Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики.
Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье».
Жизнь и творчество (обзор).
А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»
Жизнь и творчество (обзор).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА Введение
Сложность и самобытность русской литературы XX века отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры » (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.
Русская литература начала XX века
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Писатели-реалисты начала XX века.
И.А. БУНИН Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею... » и др. по выбору.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового челе века со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И-С Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы СВ. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».
М. ГОРЬКИЙ Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору.
Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.
Повесть «Фома Гордеев».
Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма ».
Пьеса «На дне».
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений »).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».
А.И. КУПРИН Повести: «Олеся», «Поединок».
Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.
Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
Рассказ «Гранатовый браслет».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.
Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) Largo Appassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»).
Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».
Л.Н. АНДРЕЕВ Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.
Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.
Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева; традиции житийной литературы в «Житии Василия Фивейского».
Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена», «Баргамот и Гараська».
У литературной карты России
Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я. Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).
Серебряный век русской поэзии
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).
В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.
К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой» стихотворений К.Д. Бальмонта.
Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А. Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).
А.А. БЛОК Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.
Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».
Преодолевшие символизм
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И.Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.
Н.С. ГУМИЛЕВ
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.
Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С. Гумилева.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как конквистадор в панцире железном...», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».
А.А. АХМАТОВА Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в? исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.
Поэма «Реквием».
Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.
Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.
Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Requiem В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».
М.И. ЦВЕТАЕВА Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».
«Короли смеха из журнала «Сатирикон»
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.
У литературной карты России
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина, В.К. Арсеньева — по выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина. Этнографическая проза В. Арсеньева.
II. Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 11 классе являются следующие:
● воспринимать и анализировать художественный текст;
● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
● определять род и жанр литературного произведения;
● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
● давать характеристику героев;
● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
● выявлять авторскую позицию;
● выражать своё отношение к прочитанному;
● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
● владеть различными видами пересказа;
● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В этой связи необходимо акцентировать внимание на формирование у учащихся следующих умений:
- обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении или в иных источниках, привлекаемых для написания сочинения;
- логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;
- подбирать убедительные аргументы;
- выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;
- осуществлять обоснованный/мотивированный выбор языковых средств;
- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
- объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
- писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
- писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
IV. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
Оценка устных ответов.
1.При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
-уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся, с помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
4. Оценка зачетных работ.
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.
V. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект.
1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-6-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.-200с.
2. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ В.И.Сахаров, С.А. Зинин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
3. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.
Методические пособия:
1. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично». В помощь школьникам и абитуриентам/Т.В.Алексеева. – С.- П., 2004. -193с.
2. Алиева Л.Ю.Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка/ Л.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова. – М.: Айрис – пресс,2003. - 189с.
3. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы.9-11 классы. Метод пособие/ М.В.Амфилохиева.-СПб.:Паритет, 2003.-234с.
4.Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. (Методологические очерки о методике)/Г.А.Гуковский. – М.: Просвещение, 1966. -193с.
5. Диденко С.А. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе: сочинение. Изложение с элементами сочинения, ЕГЭ/С.А.Диденко. –М.-Ростов –на-Дону: Издательский центр «МарТ» - 2003.-218с.
6. Зинин С.А.Сдаём ЕГЭ. Литература/ С.А.Зинин, Э.А.Красновский, Л.Н.Гороховская.– М.: ФИПИ, 2007.-175с.
7. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов/И.А.Книгин. – Саратов.: Издательство «Лицей», 2006.-286с.
8. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс/В.А.Крутецкая. – С.-П., 2008.-139с.
9. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе: Метод.пособие для учителя/ В.Г.Маранцман.-2-е издание.- М.:Просвещение,1994.
12. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь/М.И.Мещерякова. – М.: Айрис – пресс,2003.
13. Мостовская Н.Н. « П.В.Анненков и И.С.Тургенев. История одной творческой дружбы».- Орёл, 2007.-187с.
14. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь/В.П. Москвин. – Ростов - на – Дону «Феникс», 2007.-219с.
15.Меркин Г.С.Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя/Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. - М.: «Русское слово», 2008.-273с.
16.. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи – М. Айрис – пресс,2007. Ист.-лит.материалов/Сост.И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев.- М.: Просвещение,1993.-283с.
17. Русская литература: 10 класс. Хрестоматия ист.-лит. материалов/Сост.И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев.- М.: Просвещение,1993.-321с.
18. Шпека И.И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы/И.И.Шпека.- М.: Чистые пруды, 2007. – 167с.
19. Шапиро Н.А. Опыты анализа художественного текста/Составитель Н.А.Шапиро. - М. : МЦНМО, 2008. – 232с.
Наглядный материал, оборудование и приборы
Альбомы с иллюстрациями к произведениям изучаемых писателей, портреты писателей.
Фильмы:
» (М., 1989)
Фильм «Преступление и наказание» (реж.Л.Кулиджанов,1969).
Фильм «Идиот» (реж.В.Бортко, 2003 г.)
Фильм «Вишневый сад» (реж.Л.Хейфец, 1986).
Фильм «Дама с собачкой»(реж.И.Хейфиц, 1960).
Фильм «Душечка» (реж.С.Колосов, 1968).
Фильм «Крыжовник» (реж.Л.Ишимбаева, 1967).
Литературно-музыкальные композиции:
Театр одного актера. «Рассказы А.П.Чехова» (1980).
Мультимедийное оборудование:
1.Мультимедиапроектор.
2. Интерактивная доска SMARTBORD
3. Ноутбук
VI. Электронные ресурсы.
1. «Русская виртуальная библиотека» http://www.rvb.ru
2.«Литература» (http://www.litera.ru)
3. Литературный сайт «Точка зрения-ЛИТО.РУ» http://www.litera.ru/slova/ring/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7-9 классов (заочная форма обучения)
Рабочая программа по физике для 7-9 классов (заочная форма обучения)...
Рабочая программа по химии для 12 заочного класса
Программа учитывает специфику адаптивного обучения в образовательном учреждении: разный уровень подготовки обучающихся, большой перерыв в обучении, пробелы в знаниях и умениях, психологические о...
Рабочая программа по литературе для 10 (заочного) класса
Рабочая программа по литературе для 10 (заочного) класса...
Рабочая программа по литературе для 11 (заочного) класса
Рабочая программа по литературе для 11 (заочного) класса...
Рабочая программа по литературе для 12 (заочного) класса
Рабочая программа по литературе для 12 (заочного) класса...
Программа по литературе для 10 заочного класса
Программа по литературе для 10 заочного класса на первое полугодие 2016 года и начала второго полугодия 2017 года...