Рабочая программа по биологии для 9 (заочного) класса
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учебно (календарно) - тематическое планирование по биологии для 9 (заочного) класса
№ | Название тем, разделов | К-во час. | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
«Введение» - 1 час | ||||||
1 | Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого. | 1 | Урок изучения нового материала. | опрос | ||
Раздел I «Уровни организации живой природы» - 25 часов | ||||||
Тема 1 «Молекулярный уровень» - 3 часа | ||||||
2 | Молекулярный уровень. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Нуклеиновые кислоты. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | ||
3 | АТФ и другие органические вещества. Биологические катализаторы. | 1 | Комбинированный урок | опрос | ||
4 | Вирусы. | 1 | опрос | |||
Тема 2 «Клеточный уровень» - 6 часов | ||||||
5 | Основные положения клеточной теории. Клеточная мембрана. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | ||
6 | Органоиды цитоплазмы. Ядро. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | ||
7 | Изучение клеток растений и животных. Строение прокариот. | 1 | опрос | |||
8 | Практическая работа № 1 по теме: «Изучение клеток растений и животных». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | практич. работа | ||
9 | Метаболизм. Ассимиляция и Диссимиляция. Энергетический обмен. Фотосинтез. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | ||
10 | Биосинтез белков. Деление клетки. Митоз. | 1 | опрос | |||
Тема 3 «Организменный уровень» - 7 часов | ||||||
11 | Размножение организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | ||
12 | Онтогенез. Эмбриональный период. Постэмбриональный период. | 1 | опрос | |||
13 | Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. | 1 | опрос | |||
14 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | опрос | |||
15 | Модификационная и мутационная изменчивость. Основные методы селекции. Работы Н.И Вавилова. | 1 | опрос | |||
16 | Зачёт № 1. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | зачёт | ||
17 | Обобщающее повторение. | 1 | Уроки обобщения и систематизации знаний | тест | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Тема 4 «Популяционно - видовой уровень» - 1 час | ||||||
18 | Критерии вида. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | ||
Тема 5 «Экосистемный уровень» - 4 часа | ||||||
19 | Сообщество, экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообществ. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | ||
20 | Потоки вещества и энергии в экосистемах. Составления схем передачи веществ и энергии. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | ||
21 | Саморазвитие экосистем. | 1 | опрос | |||
22 | Практическая работа № 2 по теме: «Выявление типов взаимодействия для разных видов в конкретной экосистеме» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | практич. работа | ||
Тема 6 «Биосферный уровень» - 4 часа | ||||||
23 | Биосфера. Эволюция биосферы. Круговорот веществ в биосфере. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | ||
24 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природоиспользования. | 1 | опрос | |||
25 | Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. | 1 | опрос | |||
26 | Практическая работа № 3 по теме: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | практич. работа | ||
Раздел II «Эволюция» - 5 часов | ||||||
27 | Развития эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | ||
28 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | ||
29 | Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания. | 1 | опрос | |||
30 | Практическая работа № 4 по теме: «Выявление приспособленности к среде обитания» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | практич. работа | ||
31 | Направление эволюции, закономерности эволюции. | 1 | Комбинированный урок | опрос | ||
Раздел III «Возникновение и развитие жизни» - 5 часов | ||||||
32 | Современные гипотезы происхождения жизни. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | ||
33 | Основные этапы развития жизни на земле. Эра древнейшей жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое. | 1 | Комбинированные уроки | опрос | ||
34 | Эволюция человека. | 1 | опрос | |||
35 | Зачёт № 2. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | зачёт | ||
36 | Обобщающее повторение. | 1 | Уроки обобщения и систематизации знаний | тест |
Учебно - тематический план
по биологии для 9 (заочного) класса
Названия разделов и тем. | Количество часов | ||
всего | теории | практики | |
Введение | 1 | 1 | |
Раздел I «Уровни организации живой природы» | 25 | 20 | 5 |
Тема 1 «Молекулярный уровень» | 3 | 3 | |
Тема 2 «Клеточный уровень» | 6 | 5 | 1 (прак.раб) |
Тема 3 «Организменный уровень» | 7 | 5 | 1 (зачёт) 1 (тест) |
Тема 4 «Популяционно - видовой уровень» | 1 | 1 | |
Тема 5 «Экосистемный уровень» | 4 | 3 | 1 (прак.раб) |
Тема 6 «Биосферный уровень» | 4 | 3 | 1 (прак.раб) |
Раздел II «Эволюция» | 5 | 4 | 1 (прак.раб) |
Раздел III «Возникновение и развитие жизни» | 5 | 3 | 1 (зачёт) 1 (тест) |
Всего: | 36 | 28 | 8 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
Программа рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
зачётов – 2;
практических работ – 4.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Примерная программа основного общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312); программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006.
Учебник:
- Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменски , Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 303, [1] с.: ил.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МОУВСОШ № 4 в форме: зачёта, опроса, тестирования.
Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование:
В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 09.02.1998 г. № 322 для заочной формы обучения на изучение предмета отводится 1час в неделю (36 часов в год).
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растения ми, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
рабочая программа по биологии для заочной формы обучения
Целью составления рабочей программы является приведение часового объёма примерной, авторской программ в соответствии с количеством реального времени предназначенного для изучения биологии в 6-9 ...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения.
Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года), авторской программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...