Открытый урок по литературе в 10 классе на Дне открытых дверей в школе № 1420 ЮВАО г. Москвы
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
УРОК ПО РОМАНУ
Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Тема «В Петербурге Достоевского»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_goroda.doc | 27.5 КБ |
klass_delitsya_na_gruppy.doc | 34 КБ |
urok_dostoevskiy.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗ ГОРОДА
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
Предварительный просмотр:
Группы исследуют следующие отрывки из романа:
Пейзажи:
ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня),
ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины);
ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»);
ч.2 гл. 6 («вечерний Петербург);
ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);
ч.4, гл. 6( грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
Сцены уличной жизни:
ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадями); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние),
ч.2, гл.6 ( шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту);
ч.5. гл.5 (смерть Катерины Ивановны).
Интерьеры:
ч.1,гл.3(каморка Раскольникова),
ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова),
ч.1, гл. 2 и ч.2, гл. 7( комната – «проходной угол» Мармеладовых),
Ч. 4, гл. 3 ( трактир, в котором исповедуется Свидригайлов),
ч. 4, гл. 4 ( комната – «сарай» Сони).
Первая группа:
Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова. « Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…». « Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиною, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик». Учащиеся отмечают удушающую тесноту помещения и указывают, что каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю её было видно из сеней. Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё…».
Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная обстановка трактира. И публика здесь соответствующая.
Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жильё: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, клетушки мастеровых - это тёмные, сырые «гробы».
Вторая группа:
Нечто общее есть и в описании городской обстановки. Одинаковое впечатление духоты. « На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу… Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных…». «В этом саду было одна тоненькая, трёхлетняя ёлка и три кустика – кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай…». «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного рода промышленников и лохмотников». « Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя….»
Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывает в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы : « небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». Но прекрасный простор давит, гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, «как в комнате без форточек».
Третья группа.
Школьники, исследовав публицистическую статью Ф.М. Достоевского, познакомившись с историей создания романа «Преступление и наказание», изучив «записные тетради» Достоевского, размышляют о том, почему Петербург Достоевского - это олицетворение европейской цивилизации, что-то противоестественное русской душе. Чтобы доказать эту мысль, школьники приводят основные тезисы программной статьи Ф.М. Достоевского, которой открывается первый номер начатого им совместно с братом журнала «Время» (1861, январь). Это итог многолетних размышлений Достоевского о судьбах и взаимоотношениях Европы и России, о назначении литературы».
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РОМАНУ
Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Тема «В Петербурге Достоевского?»
Цели:
- Выявить особенности изображения Петербурга Достоевским.
- Показать, что преступление героя предопределено образом Петербурга – тупика.
- Развивать навыки анализа художественного произведения.
- Совершенствовать навыки устного монологического высказывания учащихся.
Оборудование:
- Презентация «Петербург в романе «Преступление и наказание »
- Фрагменты видеозаписи фильма «Петербург глазами очевидцев».
- Аудиозапись (А. Вивальди. Концерт «Времена года: лето»(фрагмент). Л. Бетховен. Симфония №7 (II часть, фрагмент)).
Оформление доски:
Запись темы: «Петербурге Достоевского». Запись основной задачи урока: Выявить особенности изображения Петербурга Достоевским.
Эпиграф к уроку:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид.
Свод небес зелёно – бледный,
Сказка, холод и гранит. (А.С. Пушкин)
Схема: Петербург в романе
Городской пейзаж Сцены уличной жизни Интерьеры
Запись литературоведческих терминов, которые будут использоваться в ходе анализа.
- Метафора, сравнение, эпитеты, художественная деталь: предметная, словесная, сквозная деталь; художественный символ: цветовой, сквозной символ, градация, повторы, ключевые слова, контраст.
Ход урока:
- Организационный момент (Учитель приветствует детей, усаживает на места). Мы продолжаем знакомство с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Введение в тему урока, постановка задач:
(Слайд2) Звучит музыка (А. Вивальди. Концерт «Времена года: лето»).
Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» учителем:
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - "Онегина" глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский...
Учитель: Ребята, о каком герое романа «Преступление и наказание» будем говорить мы сегодня? (О Петербурге)
Петербург всегда играл важную роль в истории и культуре нашей страны. Этот город всегда имел большое значение в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Улицы Петербурга – это музей под открытым небом.
Запишите, пожалуйста, тему нашего урока «Петербург Достоевского»(Слайд3)
– Кто-то из вас был в Петербурге? Ваше впечатление об этом городе? Что ассоциируется в вашем представлении со словом «Петербург»?
-Как вы думаете, какие цели нашего сегодняшнего урока?
-Каков же Петербург Достоевского?(Слайд 4)
– Как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание»?
Эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Сегодня мы увидим Петербург Достоевского, гнетущую обстановку безысходности жизни человека, попробуем подойти к осмыслению многих вопросов. При этом будем опираться на хорошо знакомый вам метод – сравнение. В качестве материала для сравнения используем эпизоды из романа Достоевского; вспомним Петербург Пушкина, Гоголя, Некрасова.
Учитель: Конечно, красотой города нельзя не восхищаться. (слайд 5, 6, 7)
Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Давайте вспомним, каким видели этот город Пушкин, Гоголь, Некрасов.
Чтение наизусть учениками стихотворений:
а) Петербург в творчестве А. С. Пушкина; Слайд №8,9,10,11
б) Петербург в творчестве Гоголя; Слайд №12,13
в) Петербург в творчестве Некрасова. Слайд №14
Учитель: Да, Петербург не раз становился действующим лицом русской литературы. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал сумраки его белых ночей в «Евгении Онегине».
Учитель: Мы увидели парадный Петербург – гордость, лицо России, с его великолепными архитектурными ансамблями. Но есть у этого города и другая сторона. Пушкин чувствовал, что Петербург неоднозначен.
Петербург Гоголя – город, за парадной красотой которого скрыта крайне убогая жизнь. Петербург Некрасова- это город тружеников и бедняков.
- Петербург Достоевского: ( Слайд 15)
Учитель: Свой Петербург у Достоевского.
Звучит музыка.(Слайд 16) (минор Л. Бетховен. Симфония №7. ч.2 фрагмент)
Учитель: Вслушайтесь в эту музыку…Что слышите вы в ней? Какие чувства рождает она в душе?
Учащиеся: скорбь, тоска, одиночество, мрачное настроение, обреченность.
(Музыка готовит учащихся к восприятию Петербурга Достоевского).
Учитель: Эта музыка может служить фоном для нашего разговора о Петербурге Достоевского. Достоевский писал: « Признаюсь, Петербург… для меня всегда казался тайною… Я как-то все боялся его…».
Пройдемся же вместе с героями Достоевского по этому таинственному городу. Из чего же складывается образ этого города?
Обратимся к схеме на доске (см. схему на доске).(слайд 17)
- Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.
1. Чтобы полностью восстановить образ города, вам было дано задание разделиться на три группы, и каждая из групп получила возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.
2. Задания для групповой работы (проверка домашнего задания)
-Итак, перед Вами таблица, с которой мы будем работать. По ходу нашего обсуждения прошу записывать в нее характерные признаки пейзажа, уличных сцен, интерьеров. И все вместе мы сможем сделать выводы и обобщить сказанное.
Обращаемся к тексту романа. Пусть весь урок звучит слово Ф. М. Достоевского.
- Анализ эпизодов романа, содержащих описание интерьеров. (слайд 18-26)
(Выборка эпизодов выполняется учащимися, которые зачитывают эпизоды на уроке).
Ч.1.Гл.1. (каморка Раскольникова). (Слайд 18,19)
Учитель: Роман начинается описанием жилища Раскольникова. При этом автор обнаруживает душевное состояние героя, живущего в нем. Какие слова в этом описании можно назвать ключевыми?
Учащиеся: Каморка, шкаф.
Учитель: Что испытывает герой, проживая в этой каморке?
Стыд, болезненное, трусливое ощущение.
Учитель: найдите метафору, передающую психологическое состояние героя
Учащиеся: «Он был задавлен бедностью».
Учитель: Как перекликается эта метафора с ключевыми словами «каморка», «шкаф»? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «шкаф» ?
Учащийся: «Шкаф» ассоциируется у меня в сознании с теснотой, темнотой, ящиком.
То есть, Раскольников был не только «задавлен бедностью», он был «задавлен» этим шкафом, в котором жил.
Учитель: Раскольников говорит Соне, продолжив мою фразу: «Тесные комнаты…(ум и душу теснят)».
Есть в романе более подробное описание комнаты героя.
Ч 1, ГЛ 3 (Комната Раскольникова). (Слайд 19)
Анализ по вопросам:
- Каким словом обозначена комната героя? (клетушка).
- Что ассоциируется с этим словом? (теснота, бедность, ветхость, убогость, грязь).
- Какая оценочная лексика подтверждает эту мысль, какие ассоциации она вызывает? (крошечная, низкая, жалкий вид…).
- Что символизирует здесь желтый цвет? (старость, увядание).
- Как обозначено ощущение высокого человека, попадающего в эту клетушку? (жутко). А Раскольников ростом выше среднего.
- Сделайте вывод о душевных ощущениях героя. (ему тоже жутко…).
- Какое общее впечатление оставляет эта «клетушка»? (убогое, мрачное, тесное жилище; ощущение нечистоты, беспорядка).
Учитель: А где живут Мармеладовы?
Ч 1, ГЛ 2. Жилище Мармеладовых. (Слайд 22, 23)
Анализ по вопросам:
- Какая оценочная лексика передает состояние этого жилища? (беднейшая, разбросано в беспорядке, тряпьё, дырявая простыня…)
- В каких цветовых тонах представляется вам «угол» Мармеладовых? (желтый – слабое освещение огарком свечи; черный – закоптелая дверь, очень темная лестница).
- Какая сквозная предметная деталь сближает это описание с предыдущим (лестница такая же темная, мрачная).
- Что она символизирует? (это словно путь к «вратам ада»).
- Какова главная мысль в описании? (крайне бедное, жуткое, мрачное жилище).
Обращение к слайдам презентации: ( Ф.М. Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. Под ред. В.С. Нечаевой, изд-во «Просвещение», М., 1972)
Учитель: Эти слайды дополнят ваше представление об интерьерах Петербурга. Вы видите «угол» Мармеладовых, крайне тесный, убогий коридор Раскольникова, над ним так и нависает потолок, давя героя; мрачную лестницу, ведущую в комнаты героев…
Вывод: (Слайд 27) Жилища героев убоги и бедны. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдохнуть.
- Анализ отрывков, содержащих описание городских пейзажей. (Слайды 28-34)
Учитель: И вот из этих клетушек, каморок, сараев, шкафов, полураздавленные ими, выходят наши герои на улицы Петербурга. Какой пейзаж открывается им и что они чувствуют при этом?
Ч 1, Гл. 1; Ч 1, Гл 2 (Пейзажи в романе).
Анализ по вопросам:
- Какое выражение можно считать в описании этого пейзажа ключевым? (отвратительный грустный колорит).
- Найдите повтор. Какова его роль? («Вонь». Подчеркивает крайнее отвращение).
- Усиливается ли ощущение брезгливости, отвращения в ч.1 гл.2? (Безусловно. Повторяются те же слова: жара, духота, пыль, вонь. Они помогают сохранить первоначальное впечатление).
- Какова роль повтора «опять»? (Подчеркивает типичность, привычность такого пейзажа).
Ч 2 Гл. 6
- Найдите в этом описании градацию (вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха).
- Какую мысль усиливает этот градационный ряд? (Город нездоров нравственно, им заражен воздух, которым дышит герой).
- Можно ли считать этот градационный ряд в описании ключевым? (Безусловно).
- Какие слова передают болезненное состояние героя? (Голова кружится, воспаленные глаза, дикая энергия, исхудалое, бледно-желтое лицо).
Обращение к стенду с иллюстрациями видов Петербурга в романе.
Вывод: (Слайд 35) Городские пейзажи вызывают «чувство глубочайшего омерзения», оставляют впечатление духоты, тесноты, жары и грязи.
Герой задыхается в этом мире. Прекрасный простор тоже давит и гнетет Раскольникова.
- Сцены уличной жизни. (Слайды 36-38)
Учитель: Кого же встречает Раскольников на улицах Петербурга?
Ч 1 Гл 1. Уличная публика: (Слайд 36)
Анализ по вопросам:
- Каким словом названы те, кто может встретиться Раскольникову на улице? (Субъекты).
- Какой смысл кроется за этим словом? (Люди, морально не устойчивые, способные нарушить нравственные законы…).
- Как подчеркивается теснота, скудость жизни в серединных улицах города? (Словами «пестрили, скученное»).
- Кто из общей массы «субъектов» встретился Раскольникову? (Пьяный, которого везли в телеге).
- Каково душевное состояние героя после встречи с подобными субъектами? (Он утрачивает чувство стыда; не стыдился своих лохмотьев; злобное презрение…)
Учитель: Герой озлоблен на всю эту пеструю толпу, смотрит на людей с отвращением, отстраненно. Но контакт между ним и уличной публикой всё же происходит на Николаевском мосту.
Ч 2 Гл 2. Удар кнутом на Николаевском мосту.
Анализ сцены:
- Что заставило героя очнуться? (Удар кнутом).
- Был ли это только физический удар или?.. Продолжить мысль. (Это был не только физический удар, более всего это был удар психологический: по нервам Раскольникова, по его душе, больной, чувствительной…).
- Какова реакция Раскольникова? (Страшное, крайнее озлобление).
- Каким словом передано отношение публики к этой сцене? (Смех).
- Найдите словесную деталь, которая дополняет картину отношений публики. (Разумеется)
- Что подчеркивает эта деталь? (Типичность, привычность таких отношений между людьми)
- Кто в этой сцене сочувствует герою? (Пожилая купчиха с девушкой).
- Но чем является для Раскольникова их сочувствие? (Моральным унижением…).
- Как он поступит с подаянием? (Выбросит в реку).
- Найдите перифраз. Какова его роль? («Настоящий собиратель грошей на улице». Подчеркивает жалкое состояние героя…)
Учитель: Мы не только видим, но и слышим всю эту пеструю публику. Вспомните, что слышит герой, когда проходит мимо увеселительных заведений? (Стук, гам, треньканье гитары, звуки шарманки, уличное пение, громкий смех…)
Обращение к стенду с иллюстрациями, на которых изображены некоторые представители «пестрой публики»: шарманщик, пьяные возле кабака, нищие, просящие о подаянии, очередь в столовую для бедных.
Учитель: на улицах Петербурга разыгрываются не просто сцены уличной жизни, но человеческие трагедии. Вспомните встречу Раскольникова с пьяной девочкой (ч. 1, гл. 4). Начало её трагедии разыгралось ещё до встречи с Раскольниковым, а развивается она на глазах героя, когда появляется новый «злодей» в этой трагедии – франт, который не прочь попользоваться девочкой.
Учитель: Вспоминаем другую трагедию, с утопленницей. (ч. 2 гл. 6) (Зачитывается эпизод). (Слайд 37)
- Что ощущает Раскольников, став свидетелем всего происходящего? (Странное ощущение равнодушия, безучастия, ему «противно», «гадко». Это не вызывает в нем сочувствия…)
Учитель: На улице раздавлен Мармеладов, на улицу выходит обезумевшая Катерина Ивановна. (ч. 5 гл. 5).
Анализ по вопросам: (Слайд 38)
- Кого призывает Катерина Ивановна в свидетели? (Пусть все видят! Весь Петербург!...)
- Какова роль Петербурга в этой сцене? (Петербург превращается в свидетеля человеческой трагедии…)
- Найдите театральную лексику (уличная публика, зрелище, петь, плясать, хлопать в такт, нарядить в костюм).
- Чем является Петербург в связи с использованием в этом эпизоде театральной лексики? (Огромным театром с его страшными декорациями, на сцене его разыгрываются трагедии).
- Как воспринимает это зрелище публика? (Иные смеялись, другие качали головами, всем вообще было любопытно поглядеть…)
- Кто из всех участников этой сцены заставляет более всего содрогнуться сердце читателя от сочувствия и скорби? (Дети, которые, взявшись за ручки, перепуганные, убегают).
- Вывод: (Слайд 39) Сцены уличной жизни показывают, что Петербург - город униженных, оскорблённых, в этом городе происходит насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в Петербурге. Мир, который показывает Достоевский, - это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
- Выводы по теме урока:
Учитель: Заканчивая беседу о Петербурге Достоевского, подведем итог всему сказанному.
- Во-первых, чьими глазами мы видим Петербург в романе? (Глазами героев).
- В связи с этим, какую особенность можно отметить в авторской манере изображения Петербурга? (Каждое описание пропускается через восприятие героев, соотносится с их душевным состоянием…)
- В каких цветовых тонах изображен Петербург в романе? (серый, черный, желтый). (Слайд 39)
- Каков Петербург Достоевского по отношению к человеку? (Слайд 41) -((Видео) (Слайд 42)
Вывод: Враждебен, толкает на скандалы и даже преступления…
Как можно назвать Петербург, на улицах которого происходят человеческие трагедии? (Город можно назвать огромным театром, на сцене которого разыгрываются трагедии…).
- Что чувствуют герои, когда выходят на улицы Петербурга? (Одиночество, равнодушие, уныние, озлобленность…).
(Слайд 44)Звучит музыка Л. Бетховена Симфония №7 (II часть, фрагмент)
Передает ли музыка, которую мы слышим, эти чувства? (Да. В начале урока мы назвали те же самые ощущения. Сейчас, когда слышим ее повторно, эти ощущения еще более усиливаются…)
Учитель: Анализируя эпизоды из романа, мы отмечали такие образно-выразительные средства, как: метафора, сравнение, художественная деталь (словесная, предметная, сквозная), повторы, градация. Мы говорили о ключевых словах, символах и, наконец, о контрасте.
Если вы заметили, наш сегодняшний урок тоже строился на контрасте. В чем вы увидели контраст? (Контраст между парадным Петербургом Пушкина, серым, мрачным Петербургом Достоевского.. Контраст передан также музыкой).
Учитель: Контраст, как известно, усиливает впечатления. Сегодня мы сполна прониклись картинами и атмосферой Петербурга в романе «Преступление и наказание».
V. Рефлексия. ..
Предлагаю Вам продолжить:
Петербург Достоевского – это…(Слайд 45, 46)
- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
- Петербург Достоевского – это город одиночества
- Петербург Достоевского – это город разврата и порока
- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.
Вывод:
Итак, Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных».
Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников
V1. Обобщение по уроку
- Итоговое слово учителя
1. Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте) Сейчас мы с вами попытаемся «вырваться» из этого города.( Слайд 47) (видео «ВЫХОД»). Понаблюдайте за своими эмоциями. Как меняется ваше настроение? Полагаю, что еще долго будет звучать голос Достоевского, призывая к человечности.
2. Заканчивая наш разговор, спрашиваю вас:
1) Что дала вам работа на уроке
2) О чем заставила задуматься?
3) Все ли ответы найдены?
- Домашнее задание: (Слайд 48)
Напишите сочинение на одну из тем:
- Почему Петербург Достоевского желтый?
- Трущобы Петербурга.
- Петербург – двойник Раскольникова?
- Прогулка по Петербургу Достоевского.
- На столе у вас индивидуальная карта обратной связи, заполните ее дома, Это поможет мне соориентироваться в дальнейшем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....