Рабочая программа по литературе для 6 класса по учебнику Меркина Г. С.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Пояснительная записка, учебный план и календарно-тематическое планирование по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_literatura_ktp_fgos_merkin.doc | 400 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Осиновая Речка
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
УТВЕРЖДЕНО ПРИНЯТО
Директор МОУ СОШ с. Осиновая Речка педагогическим советом
О. И. Мироманова № 1 от 30.08.2014
05.09.2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА
Составил: учитель русского языка
и литературы
Тетерко Юлия Александрвна
2015г.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета русский язык 6 класс разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Примерной программы по учебным предметам по литературе с авторской программой Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
- С учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:
Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:
«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно- деятельностного подхода, который обеспечивает:
– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература»в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 6 классе -3 часа в неделю (102 часа).
Раздел II. Основное содержание тем учебного курса.
1. Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
2. Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
3. Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
4. Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
5. Из литературы XVIII века.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность словаи образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
6. Из литературы XIX века
6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
6.2 А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
6.4 Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
6.6 Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
6.9 А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
7. Из литературы XX века
7.1 И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы:стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
Для заучивания наизусть. И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
7.2 А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзывоб эпизоде
7.3C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Для заучивания наизусть
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
7.5 М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
7.6 Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
7.8 В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
8. Из зарубежной литературы
8.1Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
8.2 БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
8.3 ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Раздел III. Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты |
1 | Введение | 1 | Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
2 | Из мифологии | 4 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений мифологии. |
3 | Из устного народного творчества | 3 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. |
4 | Из древнерусской литературы | 2 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
5 | Из литературы 18 века | 2 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. |
6 | Из русской литературы 19 века | 33 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
7 | Из русской литературы 20 века | 16 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
8 | Из зарубежной литературы | 7 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог. |
9 | Итоговый урок | 1 | Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковыхсредств в создании художественных образов литературных произведений. |
ИТОГО: | 68 |
Раздел 6. Контрольно-измерительные материалы
1 четверть
Сочинение на тему «Моя любимая книга»
2 четверть
Домашнее сочинение на тему «Я читаю сказки Дальнего Востока»
Сочинение на тему «Письмо из XIII века»
3 четверть
Домашнее сочинение на тему «Продолжение романа «Дубровский»
Сочинение-повествование по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (рассказ от лица участника событий)
Тест по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
1. Это произведение имеет два названия – «Дети подземелья» и…
А) «Жизнь на развалинах» Б) «Обитатели трущоб» В) «В дурном обществе» Г) «Серый камень»
2. Рассказ в книге ведётся от лица…. А) Януша Б) Тыбурция В) Валека Г) Васи
3. Почему отец обращает внимание лишь на младшую дочь Соню?
А) Соня его любит больше, чем Вася Б) так просила его вести себя перед смертью жена
В) Соня очень похожа на свою умершую мать Г) Васю, разгильдяя и сорванца, любить не за что
4. В каком городке происходит действие книги? А) Москве Б) Киеве В) Варшаве Г) Княжье-Вено
5. Как все называли Васю? А) золотым ребёнком Б) нежным ангелом В) уличным мальчишкой и бродягой Г) капризным шалуном
6. Чего Вася не находил дома? А) денег Б) любви и ласки В) еды Г) исполнения своих капризов
7. Чей это портрет: «…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту…»? А) Алёнки Б) Дашеньки В) Маруси Г) Сони
8. В книге противопоставляются две девочки – сёстры Васи и Валека. Как называется такое противопоставление?
А) эпитет Б) гипербола В) антитеза Г) метафора
9. Что стало для Маруси «первой и последней радостью её недолгой жизни»?А) золотое колечко Б) алая лента для волос В) румяная булка Г) кукла
10. Чей это портрет: «… он был худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами…» А) Васи Б) Януша В) Тыбурция Г) Валека
4 четверть
Тест по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
1. Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в) сказка; г) сказка-быль.
2. Действие произведения происходит: а) до Великой Отечественной войны; в) после войны; б) во время Великой Отечественной войны; г) в наши дни.
3. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу: а) «мужичок в мешочке»; б) «мальчик с пальчик»; в) «золотая веснушка»; г) «носик-курносик».
4. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это: а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.
5. В чём смысл истории сосны и ели?
а) Это элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
б) Это рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота; в) Это предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
6. Собирая клюкву, Настя испугалась: а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.
7. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь: а) Настя; б) собака Травка; в) односельчане; г) ему самому удалось вылезти и спастись?
8. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда: а) принципа «Один за всех и все за одного»;
б) вековечной суровой борьбы людей за любовь; в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
9. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:а) богатых залежах торфа на болоте;б) душевном богатстве людей;
в) богатом растительном и животном мире лесов.
Домашнее сочинение на тему «Если бы я учился в одном классе с Леной Бессольцевой»
№ | Дата | Название темы | Когнитивный компонент (что узнают) | Операциональный компонент (что научатся делать) | Связь с межпредметными курсами | |||||||||||||||||||
план | факт | Чтение и работа с текстом | Информационная грамотность | |||||||||||||||||||||
01.09 | Введение. О литературе, писателе и читателе. | Литература как искусство слова. Писатель-книга-читатель. Особенности работы с учебной хрестоматией Литература, хрестоматия Форзац, титульный лист, обложка. | Формирование умения самостоятельно работать с художественной и учебной книгой; умения строить устное высказывание, отстаивать свою точку зрения; умения использовать разные виды выразительного чтения | Беседа по парам о прочитанном Словарно-лексическая работа. Составление рассказа на основе вопросов учебника (с.5-6).. | Поиск нужной информации: высказываний писателей о роли книг в жизни человека и общества | |||||||||||||||||||
Из греческой мифологии – 3 часа | ||||||||||||||||||||||||
03.09 | Миф «Пять веков» | Миф, легенда, античная мифология , предание; мифологический сюжет; мифологический герой; персонаж | Умение выделять главное в прослушанном тексте развитие навыков составления тезисного плана учебника | выразительное чтение фрагмента поэмы, Составление тезисных планов статьи учебника различные виды пересказа, словесное рисование, | Поиск и обработка информации, составление плана | |||||||||||||||||||
07 | Мифы о героях: «Прометей», | Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира | Формирование умения работать в парах; умения сопоставлять виды искусства; умение творчески домысливать ситуацию | выразительное чтение мифа, ; составление цитатного плана | Составление плана | |||||||||||||||||||
08 | Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид» | Образ Геракла в скульптуре, живописи, литературе | Умение сравнивать мифы с другими произведениями искусства. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры. | Поисковое чтение. | Составление цитатного плана | |||||||||||||||||||
Из устного народного творчества – 3 часа | ||||||||||||||||||||||||
10.09 | Легенда «Солдат и смерть» | Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды | Формирование умения работать в группе,формирование исследовательских навыков учащихся | Художественный пересказ. | Заполнение таблицы . | |||||||||||||||||||
14.09 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | Волшебная сказка | Формирование умения работать в парах | Поисковое чтение. Работа с иллюстрациями | индивидуальные сообщения учащихся. Заполнение таблиц | |||||||||||||||||||
15.09 | Сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности | Художественные особенности волшебной сказки. Сюжет волшебных сказок. Сказочные образы. Проблематика. | Художественные черты и условности волшебной сказки Формирование умения работать в парах; умение отбирать материал для таблицы | Исследовательская работа с текстом | Преобразование информации (составление таблицы) | |||||||||||||||||||
Из древнерусской литературы – 4 часа | ||||||||||||||||||||||||
17.09 | «Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе Первичные представления о древнерусской литературе Летопись житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой. | Формирование умения самостоятельно различать особенности древнерусской литературы; выявлять характерные художественные приемы. Формировать умение высказывать мнение о проблематике текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа. | Выборочное и поисковое выразительное чтение. Лексическая работа в группах Выразительное чтение. Различные виды пересказа Анализ художественных средств: | Поиск и обработка информации | |||||||||||||||||||
21.09 | «Повесть о разорении Рязани Батыем». | Формирование умения отстаивать свою точку зрения; умения создавать устные монологические и диалогические высказывания | Диалоги обучающихся друг с другом, с учителем, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ | Создание иллюстраций | ||||||||||||||||||||
22.09 | «Поучение Владимира Мономаха» | Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения | Формирование умения работать в парах; Формирование умения отбирать материал на заданную тему; умение отстаивать собственную точку зрения; умение создавать устные монологические и диалогические высказывания | Исследовательская работа с текстом | работа с таблицей, комментирование иллюстраций. | |||||||||||||||||||
24.09 | Подготовка к сочинению. | Составление рабочих материалов для сочинения. | Составление плана, защита творческих работ. Домашнее сочинение | |||||||||||||||||||||
Из литературы XVIII века – 3 часа. | ||||||||||||||||||||||||
28.09 | М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина. | Биография и литературное творчествоМ.В.Ломоносова. иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение | Формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение анализировать текст. Особенности композиции и сюжета; Понимание ключевых проблем изученных произведений | Выразительное чтение. Составление плана. Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова | Преобразование информации (составление таблицы) | |||||||||||||||||||
29.09 | «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | Формирование умения самостоятельно давать оценку результатам, умение редактировать тексты, умение создавать устные монологические и диалогические высказывания | Лексическая работа в парах. Выразительное чтение | Преобразование информации (составление таблицы) | ||||||||||||||||||||
01.10 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий» | Биография и научная деятельность, творчество М.В.Ломоносова | Формирование умения отстаивать собственную точку зрения; умение выделять главное; умение правильно формулировать вопросы к статье. Формирование умения работать в парах; умение сравнивать разные виды искусства, умение отбирать материал для таблицы | Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа Самостоятельная работа с книгой, иллюстрациями и оглавлением | Составление таблицы Составление вопросов по статье учебника. | |||||||||||||||||||
Из литературы XIX века - 23часа. | ||||||||||||||||||||||||
5.10 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | реальное, фантастическое; фабула; баллада | Умение анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать язык 18 столетия и современ. рус. яз. | выразительное чтение поиск ключевых слов и выражений . Работа в группах над лексическим значением слова. | Преобразование информации (составление таблицы) | |||||||||||||||||||
6.10 | Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского Светлана». Творческая история баллады. Анализ баллады. | Особенности композиции и сюжета; элегия | Умение анализировать текст, выбирать ключевые слова умение правильно, бегло и выразительно читать художественный текст; | Анализ произведения, исследовательская работа Работа с ключевыми слова и словосочетаниями, определение нравственной позиции автора, | Составление цитатного плана. | |||||||||||||||||||
8.10 | ||||||||||||||||||||||||
12.10 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. | Фактор, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей | Осознанное построение речевого высказывания, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, умение сформулировать проблему и определить способы её решения | Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение. Работа с иллюстрациями | ||||||||||||||||||||
13.10 | А.С. Пушкин «Деревня» | Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло | Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтения, формирование навыков многоуровневого анализа текста | Выразительное чтение, анализ стихотворения лексическая и терминологическая работа | Овладение навыками анализа содержания (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств) | |||||||||||||||||||
15.10 | А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». | Жанр басни в творчестве Крылова, народные истоки И.Крылова, его мировосприятие. Сравнение | Формирование умение работать в группах; умение задавать вопросы классу и отвечать на вопросы; умение осознанно строить речевое высказывание; умение сопоставлять разные виды искусства | Выразительное чтение, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями | ||||||||||||||||||||
19.10 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений | Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтения, умение задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; умение сопоставлять разные виды искусства | работа в парах с учебником, конкурс на лучшее прочтение стихотворения. | ||||||||||||||||||||
20.10 | Р.Р Конкурс выразительного чтения | |||||||||||||||||||||||
22.10 | А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. | Знакомство с исторической эпохой, | формирование навыка анализа | различные виды пересказа, цитатный план, | Преобразование информации. Составление таблицы | |||||||||||||||||||
26.10 | А.С. Пушкин «Дубровский» . Причины ссоры Дубровского и Троекурова | система образов и основной конфликт в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе; Вызвать интерес к творчеству поэта | Формирование умения самостоятельно давать оценку | Лексическая работа в парах. | Преобразование информации. Составление сопоставительных таблиц. | |||||||||||||||||||
27.10 | Отец и сын. | Формирование умений аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Подбор цитат. Краткий пересказ от лица героя | |||||||||||||||||||||
29.10 | А.С.Пушкин. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник | Гуманистическая направленность. Нравственная проблематика. Благородство, чуткость, выдержка, мужество. | Формирование умения выразительно читать текст, оценивать отношение автора к герою, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, | Выразительное чтение Групповая работа по выявлению роли художественно-изобразительных средств в произведении, работа с иллюстрациями в учебники | Работа с таблицами. | |||||||||||||||||||
09.11 | А.С. Пушкин Дубровский и Маша Троекурова | Гуманистическая направленность. Нравственная проблематика. | Формирование умения выразительно, бегло, правильно читать ; умение давать характеристику геро. | Выразительное чтение формулирование ответов на вопросы учебника словарно-лексическая работа: определение значения слов | Преобразование информации. Составление сравнительной таблицы | |||||||||||||||||||
10.11 | Р. Р. Мастерская творческого письма. Сочинение Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | Формирование умения отбирать материал для сочинения | Диалоги друг с другом, с учителем, запись ключевых слов, Индивидуальная работа | Создание собственного текста | ||||||||||||||||||||
12.11 | ||||||||||||||||||||||||
16.11 | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове | Анализ стихотворения Пейзажная лирика, мотив одиночества, внутренний монолог героя «Зимняя дорога». | Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания , умения работать в группе; умения выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, умения определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины Формирование умений аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А.Алябьева | Преобразование информации. Составление хронологической таблицы | |||||||||||||||||||
Пейзажная лирика, художественная идея стихотворения. трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе работы над темой | письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. | |||||||||||||||||||||||
17.11 19.11 23.11 | «Тучи», «Парус», «На севере диком…»,«Листок» М.Ю. Лермонтов Многозначность художественного образа. | Выразительное чтение наиз. стих. Создание иллюстраций. | лексическая работа, составление таблиц.Создание иллюстраций | |||||||||||||||||||||
работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы | Самостоятельный отбор материалов для таблицы | |||||||||||||||||||||||
создание рабочих материалов к сочинению по стихотворению М.Лермонтова, конструирование начала и финала сочинения. Работа с таблицей | ||||||||||||||||||||||||
24.11 | Р.Р Конкурс творческих работ | Формирование умения строить устное высказывание, отстаивать свою точку зрения; умения использовать разные виды выразительного чтения | ||||||||||||||||||||||
26.11 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести | Биография и литературное творчество. Героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). | Формирование умения отстаивать собственную позицию ; умения грамотно строить монологическую речь | Работа с таблицей | ||||||||||||||||||||
30.11 | Н.В.Гоголь. «Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя. | Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; Умения аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве | Составление таблицы. Групповая защита проектов Заполнение таблицы. Индивидуальные сообщения учащихся. Исследовательская работа с текстом. изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод. | |||||||||||||||||||||
1.12 | Н.В.Гоголь Андрий и Остап. | Художественная деталь, портрет, речевая характеристика. | Формирование умения подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы; умения использовать разные виды пересказов | Выразительное чтение фрагментов повести, художественный пересказ, анализ фрагментов, устное сочинение об Оксане, словесное рисование, анализ средств художественной выразительности. Диалог друг с другом, учителем о прочитанном. Работа в парах по выполнению заданий № 8-10 с.216. Запись ключевых слов, словосочетаний, передающих колорит народной речи. | ||||||||||||||||||||
3.12 | Н.В.Гоголь Андрий и Остап. | Типы речи и разнообразие лексических пластов. | Выразительное чтение, художественный пересказ | Составление плана | ||||||||||||||||||||
5 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | Герой | Формирование умения подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы; умения использовать разные виды пересказов | Выразительное чтение, конкурс планов рассказа о герое. | Переработка информации. | |||||||||||||||||||
8.12 | Р.Р Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника. | Формирование умения работать в парах; умения сопоставлять виды искусства; умение творчески домысливать ситуацию | Выполнение коллективных творческих заданий: создание иллюстраций, текстов по предложенному началу | Создание собственных текстов ( возможно с гипотетическим изменением социальной функции ученика) Домашнее сочинение | ||||||||||||||||||||
10.12 | ||||||||||||||||||||||||
14.12 | И.С.Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | Биография и литературное творчество Тургенева, Цикл рассказов | Формирование умения подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы; умения использовать разные виды пересказов | Поисковое чтение, Лексическая работа Работа с иллюстрациями | Работа с разными видами информации. | |||||||||||||||||||
15.12 | И.С.Тургенев. «Бирюк» | Позиция автора, образ рассказчика, идея и замысел произведения. | Формирование умения задавать вопросы классу и отвечать на вопросы; умение осознанно строить речевое высказывание; умение сопоставлять разные виды искусства | Художественный пересказ, работа с иллюстрациями. | Работа с разными видами информации | |||||||||||||||||||
17.12 | И.С.Тургенев. «Бирюк» | |||||||||||||||||||||||
21.12 | «В дороге» | Формирование умения задавать вопросы классу и отвечать на вопросы; | Выразительное чтение наизусть | Работа с таблицей. | ||||||||||||||||||||
22.12 | Н.А.Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…» | Биография и литературное творчество Некрасова. Трёхсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест. | Формирование умения работать в парах; умения самостоятельно подбирать материал для таблицы; умения осознанно строить высказывание; умения аргументированно высказывать собственное мнение. | Выразительное чтение, аналитическое чтение | Составление тезисного плана | |||||||||||||||||||
24.12 | Н.А.Некрасов. «Великое чувство…» | |||||||||||||||||||||||
11.01 | Л.Н.Толстой в 30-50 гг. 19 в. | Биография и литературное творчество Л.Н.толстого | Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; умения аргументированно высказывать собственное мнение. | Выразительное чтение статьи, выразительное чтение фрагментов рассказа, формулирование ответов на вопосы. | Работа в парах по составлению вопросов к статье учебника | |||||||||||||||||||
12.01 | Анализ глав повести «Детство» | Автобиографическая проза. Доброта, любовь, нежность, избранность, милосердие, сострадание. | Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; умения аргументированно высказывать собственное мнение. | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, характеристика героев, исследовательская работа. | Переработка информации. Составление сравнительной таблицы | |||||||||||||||||||
14.01 | ||||||||||||||||||||||||
18.01 | Анализ глав повести «Детство» | Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; умения аргументированно высказывать собственное мнение. | Художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями | формулирование вопросов товарищу по парте и ответов на вопросы | ||||||||||||||||||||
19.01 | Р.Р. Мастерская творческого письма. Сочинение «Уроки доброты Л.Н.Толстого» «Бедные люди» | Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Л.Н.толстого | Работа со словарём | |||||||||||||||||||||
21.01 | ||||||||||||||||||||||||
25.01 | Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Отец и сын. | Биография и литературное творчество | Формирование умения составлять рассказ о писателе; умения формулировать собственное мнение | Выразительное чтение статьи учебника. Комментирование статьи. | Исследовательская деятельность. Работа по составлению таблицы. | |||||||||||||||||||
26.01 | ||||||||||||||||||||||||
28.01 | Дружба Васи, Валека и Маруси | Повесть, художественная деталь, портрет, характер | Формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать | Исследовательская деятельность: составление словарика смысловых групп существительных, определение темы Лексическая работа. работа с репродукциями | составление таблицы, Создание собственного текста Р.Р Домашнее сочинение. | |||||||||||||||||||
01.02 | Дети и взрослые в повести. | Поступок, проступок | ||||||||||||||||||||||
02.02 | Р.Р. Анализ письменных работ. | Формирование умения самостоятельно давать оценку высказываниям товарищей; умения создавать устные монологические и диалогические высказывания; | ||||||||||||||||||||||
4.02 | Сатирические и юмористические расск5азыА.П.Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» «Шуточка» | Биография и литературное творчество А.П.Чехова Юмор, комическое, сатира, ирония | умение правильно, бегло, выразительно читать произведение; умение сжато пересказывать сюжет; умение анализировать эпизод; умение давать характеристику герою; умение определять жанровое своеобразие произведения. | Художественный пересказ. | Инсценировки | |||||||||||||||||||
8.02 | ||||||||||||||||||||||||
9.02 | ||||||||||||||||||||||||
11.02 | Р.Р. Творческая мастерская. Сочинение «Смешной случай из жизни» | Приёмы создания комического | Развитие монологической письменной речи Формирование умения строить письменную монологическую речь | Письменная работа | Создание собственных информационных объектов | |||||||||||||||||||
15.02 | ||||||||||||||||||||||||
16.02 | Р.Р Анализ письменных работ | Формирование умения самостоятельно давать оценку высказываниям товарищей; умения создавать устные монологические и диалогические высказывания; | ||||||||||||||||||||||
Из литературы ХХ века - 56 | ||||||||||||||||||||||||
18.02 | Мир природы в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. « Не видно птиц…» | Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении Художественное богатство стихотворения. Второй план стихотворения. Стихотворение-размышление. Образ-пейзаж | Формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения | Комментированное чтение статьи «В мире художественного слова И.Бунина». Исследовательская деятельность: составление словарика смысловых групп существительных, определение темы | Самоконтроль, лексическая работа, исследовательская деятельность, работа с репродукциями Письменный ответ на вопрос. | |||||||||||||||||||
22.02 | ||||||||||||||||||||||||
25.02 | И.А.Бунин «Лапти» | Биография и литературное творчество И.А.Бунина | Формирование умения правильно, бегло, выразительно читать текст; умения высказывать собственное мнение | Монологи. Выразительное чтение. | ||||||||||||||||||||
29.02 | Краткие сведения об А.И.Куприне. «Тапёр» | Детали портрета героя. Язык героя как средство создания образа | Умение давать; умение давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; умение определять тему произведения, составлять вопросы к прочитанному | Выразительное чтение фрагментов рассказа, различные виды пересказа | формулирование вопросов товарищу по парте и ответов на вопросы письменный ответ на вопрос | |||||||||||||||||||
01.03 | ||||||||||||||||||||||||
03.03 | ||||||||||||||||||||||||
7.03 | ||||||||||||||||||||||||
10.03 | Р.Р Анализ письменных работ | Формирование умения самостоятельно давать оценку высказываниям товарищей; умения создавать устные монологические и диалогические высказывания; | ||||||||||||||||||||||
14.03 | Краткие сведения о С.А.Есенине. «Песнь о собаке» | Биография и литературное творчество С.Есенина | умение составлять рассказ о писателе; умение высказывать собственное мнение об иллюстрации | Работа с учебником. Комментированное чтение отрывка из биографии поэта. | ||||||||||||||||||||
15.03 | песнь | Формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения | Выразительное чтение, чтение наизусть | |||||||||||||||||||||
17.03 | С.А.Есенин «Разбуди меня завтра рано…» | Самостоятельная исследовательская работа с текстом | Работа с иллюстрациями | |||||||||||||||||||||
21.03 | Краткие сведения о М.М.Пришвине. | Биография и литературное творчество Пришвина. | Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтения | Работа с учебником. Комментированное чтение отрывка из биографии | Работа с таблицей | |||||||||||||||||||
22.03 | «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра. | Сказка-быль | Биографические сведения о писателе и его литературном творчестве | Самостоятельное чтение. Лексическая работа | ||||||||||||||||||||
24.03 | Настя и Митраша | Эгоизм | Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтения | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. | Интерпретация информации. Создание иллюстраций | |||||||||||||||||||
04.04 | Смысл названия сказки-были | Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтения | Выразительное чтение фрагментов рассказа, формулирование ответов на вопросы. | |||||||||||||||||||||
5.04 | В мастерской художника. | Формирование умения анализировать фрагменты текста; умения составлять цитатный план; умения высказывать собственное мнение | Самостоятельная исследовательская работа с текстом | Интерпретация информации. Составление цитатного плана | ||||||||||||||||||||
7.04 | ||||||||||||||||||||||||
11.04 | Краткие сведения об А.А.Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа» | Биография и литературное творчество А.А.Ахматовой. Анафора | Формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения | Выразительное чтение статьи учебника., стихотворений Комментирование статьи. | Работа с различными источниками информации | |||||||||||||||||||
12.04 | ||||||||||||||||||||||||
14.04 | Литературно-музыкальная композиция «Сороковые-роковые…» | Овладение разными типами выразительного чтения | Изучающее чтение. Чтение наизусть. Прослушивание муз. пр-й. | Работа с разными источниками информации | ||||||||||||||||||||
18.04 | ||||||||||||||||||||||||
19.04 | Краткие сведения о В.П.Астафьеве. | Слово о писателе.. | Умение правильно, бегло, выразительно читать текст; | Индивидуальные сообщения учащихся. | Создание иллюстраций | |||||||||||||||||||
27104 | «Конь с розовой гривой» | Автобиографичность прозы. Пейзаж. Внутренний монолог. Искушение, искушать | умение определять тему произведения; умение давать характеристику герою | Выразительное чтение Лексическая работа | Подбор цитата к иллюстрациям | |||||||||||||||||||
25.04 | «Конь с розовой гривой» Бабушка и внук. | Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтения | Подбор деталей , раскрывающих характер героя | Составление собственных текстов | ||||||||||||||||||||
26.04 | Краткий рассказ о событиях из жизни Витьки Потылицына, включая оценку поступков героя. Р.Р Домашнее сочинение | |||||||||||||||||||||||
28.04 | Р.Р Анализ письменных работ | Формирование умения самостоятельно давать оценку высказываниям товарищей; умения создавать устные монологические и диалогические высказывания; | ||||||||||||||||||||||
03.05 | Краткие сведения о Н.М.Рубцове. «Звезда полей» | Краткий рассказ о писателе. Полынья, потрясение. | умение составлять рассказ о писателе; умение создавать собственное мнение об иллюстрации. | Выразительное чтение статьи. Анализ образно-выразительных средств. Лексическая работа. | Работа с таблицей. | |||||||||||||||||||
05.05 | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» | Тихий | Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтения | . Анализ образно-выразительных средств. Лексическая работа. | Работа с таблицей | |||||||||||||||||||
Из зарубежной литературы - 10 | ||||||||||||||||||||||||
10.05 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. | умение составлять собственное суждение об иллюстрации; умение составлять план статьи. Умение давать характеристику герою. | Различные виды чтения. Выборочный и сжатый пересказ. Письменный отзыв о герое. | |||||||||||||||||||||
12.05 | Интерпретация информации. | |||||||||||||||||||||||
16.05 | Краткие сведения о братьях Гримм. «Снегурочка» | Биографические сведения о писателе и его литературном творчестве | Умение сравнивать народную и литературную сказки. умения создавать устные монологические высказывания; | Различные виды чтения. Выборочный сжатый пересказ. | Составление вопросов к викторине | |||||||||||||||||||
17.05 | Краткие сведения об О. Генри. «Дары волхвов» | Биографические сведения о писателе и его литературном творчестве | умение составлять рассказ о писателе; умение составлять собственное суждение об иллюстрации; умение составлять план статьи. Умение давать характеристику герою. | Создание словесного портрета, лексическая работа, выразительное чтение, работа с таблицей, | Переработка информации. Заполнение таблицы | |||||||||||||||||||
97 98 | 19.05 23.05 | О.Генри. «Вождь краснокожих» | Закладная, стяжательство, ханжа | Работа с различными источниками информации | ||||||||||||||||||||
99 100 | 24.05 26.05 | Краткие сведения о Д. Лондоне. «Любовь к жизни» | Биографические сведения о писателе и его литературном творчестве. Человечный, | Умение составлять письменную характеристику героя, используя портрет, умение составлять рассказ о писателе; | Самостоятельная исследовательская работа с текстом | Переработка информации: начертить маршрут, восстановить хронологию событий | ||||||||||||||||||
101 102 | 30.05 31.05 | Р.Р Анализ письменных работ. Рекомендации для летнего чтения. | Формирование умения самостоятельно давать оценку высказываниям товарищей; |
Уроков обучения сочинениям – 16 (из них анализ письменных работ – 8)
Сочинений – 8; из них: классных – 4 домашних - 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...
Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)
Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С.
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов....
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Меркин Г.С.
Рабочая программа по литературе к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов...
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Меркин Г.С.
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов...