Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО ________Косенкова Т.П. Протокол № 1 от « 20 » июня 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________Грачёва Т.И. «____»________2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Пристенская ООШ» _______Даньшина Г.П. Приказ № ___ от «___»____2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Богатырёвой Евгении Викторовны,
по учебному предмету «Литература»
7 класс
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
- Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2012
Место предмета в решении общих целей и задач
Целью литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся;
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
- Развивать эстетический вкус обучающихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.
Изменений, внесенных в авторскую программу, нет.
Учебно-методический комплект
- «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.:ООО «Русское слово-учебник»,2012
- Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч./Авт.-сост. Г.С.Меркин. - М.:ООО «Русское слово- учебник»,2010.
- Ф. Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г. С. Меркин) В двух частях. Под редакцией Г. С. Меркина Москва «Русское слово - учебник» 2010
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
На I полугодие: в неделю – 2ч.: всего - 32 ч.
На II полугодие: в неделю – 2ч.: всего - 38 ч.
Из них:
- на изучение нового материала - 63 часа;
- на контрольные тестирования - 2 часа;
- на развитие речи – 5 часов;
- на внеклассное чтение - 4 часа;
- на классные сочинения –4 часа;
- на домашние сочинения – 1 час;
- на тестирование – 2.
Формы организации учебного процесса
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:
- уроки-лекции, семинары, беседы, диспуты,
- уроки-мастерские, киноуроки,
- презентации, защита проектов и т.д.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы в 7 классе обучающиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Гоголя Н. В., А. П. Чехова, Горького М. И др.
- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
-выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
-сопоставить элементы художественных систем разных авторов и определить их художественное своеобразие;
- сопоставить сюжеты и характеры героев разных произведений, выявляя сходство и различие авторских позиций
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою и ситуации;
- представить героя в различных текстовых и внетекстовых ситуациях;
- анализировать поведение героя в конкретной ситуации;
-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определить тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
-сопоставить эпизод книги с его интерпретацией другими искусствами, разные прочтения одного произведения в пределах одного вида искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
-сочинить сказку, юмористический и фантастический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание | |
1 | 2 | 3 | План. | Факт. | 5 |
1 | Введение Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. | 1 | |||
Из устного народного творчества | 2 | ||||
2 | Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». | 1 | |||
3 | Русские народные песни Обрядовая поэзия, лирические песни и лироэпические песни | 1 | |||
Из древнерусской литературы | 2 | ||||
4 | Из «Повести временных лет » «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 1 | |||
5 | Р/Р Классное сочинение по УНТ. | 1 | |||
Из литературы 18 века | 6 | ||||
6 7 | М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает... » Входной контроль | 2 | |||
8 | Г. Р. Державин Биография Державина Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. | 1 | |||
9 | Д.И. ФОНВИЗИН Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. | 1 | |||
10 | Основной конфликт пьесы «Недоросль» и ее проблематика. Образы комедии «Недоросль» (портрет и характер; поступки, мысли, язык). | 1 1 | |||
11 | Образование, воспитание и социальные вопросы в комедии «Недоросль». Позиция писателя | 1 | |||
Из литературы 19 века | 30 | ||||
12 | А. С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта Человек и природа («Туча»). | 1 | |||
13 | Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге» | 1 | |||
14 | Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. | 1 | |||
15 16 | Р/Р Классное сочинение «О чем заставляет | 2 | |||
17 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворение: «Родина», Родина в лирическом произведении. | 1 | |||
18 | «Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и основные мотивы. | 1 | |||
19 | Центральные персонажи повести и художественные приемы их создания. | 1 | |||
20 | Внеклассное чтение. Чувство тоски, одиночества в лирике Лермонтова | 1 | |||
21 | Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. | 1 | |||
22 | Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям | 1 | |||
23 | И. С. Тургенев Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».. | 1 | |||
24 | Рассказы «Хорь и Калиныч» «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий». | 1 | |||
25 | Н.А. НЕКРАСОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», | 1 | |||
26 | «Размышления у парадного подъезда». Доля народная — основная тема произведений Некрасова. | 1 | |||
27 | Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика произведения | 1 | |||
28 | М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ». | 1 | |||
29 | Своеобразие сюжета; проблематика сказки: «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя. | 1 | |||
30 | Л.Н. ТОЛСТОЙ Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | 1 | |||
31 | Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Промежуточный контроль | 1 | |||
32 | Н.С. ЛЕСКОВ Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». | 1 | |||
33 | Повесть «Левша». Образный мир произведения. | 1 | |||
34 | Особенность проблематики и центральная идея повести. | 1 | |||
35 36 | Р/Р Классное сочинение по повести Н. С. Лескова «Левша» | 2 | |||
37 | А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». | 1 | |||
38 | Произведения русских поэтов XIX века о России А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам... » Н.М. Языков. «Песня ». И.С. Никитин. «Русь ». А.Н. Майков. «Нива». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» | 1 | |||
39 | А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение корыстолюбия, чинопочитания. Своеобразие сюжета. | 1 | |||
40 | Внеклассное чтение по рассказам А. П. Чехова. | 1 | |||
41 | Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века | 1 | |||
Из литературы 20 века | 25 | ||||
42 | М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство» (главы по выбору). Основные сюжетные линии в автобиографической повести, | 1 | |||
43 | Повесть «Детство» Проблематика произведения и главные герои. | 1 | |||
44 | «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Контраст как основной прием раскрытия замысла. | 1 | |||
45 | И. А. Бунин Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. | 1 | |||
46 | Рассказ «Кукушка». Смысл названия; основные проблемы рассказа; образы-персонажи. | 1 | |||
47 | А.И. КУПРИН Рассказ «Куст сирени», Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героя. | 1 | |||
48 | Рассказ «Allez!». Основная сюжетная линия и подтекст; художественная идея в рассказе. | 1 | |||
49 | В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения, Художественное своеобразие. | 1 | |||
50 | C.A. ЕСЕНИН Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта | 1 | |||
51 | Урок внеклассного чтения «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору. | 1 | |||
52 | И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. | 1 | |||
53 | М. М. Пришвин. | 1 | |||
54 | К.Г. ПАУСТОВСКИЙ Повесть «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении | 1 | |||
55 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведениям литературы 20 века | 1 | |||
56 | Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. | 1 | |||
57 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» . «На дне моей жизни...». Сыновняя память — основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского. | 1 | |||
58 | Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | 1 | |||
59 | Р/Р Классное сочинение «Каким я увидел Василия Теркина в поэме «Василий Теркин» | 1 | |||
60 | Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны: Н.П. Майоров. «Творчество»;Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»;Bс. H. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны. | 1 | |||
61 | Б.Л. ВАСИЛЬЕВ Рассказ «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | 1 | |||
62 | В.М. ШУКШИН Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. | 1 | |||
63 | Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя. | 1 | |||
64 | Русские поэты XX века о России А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...» М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» | 1 | |||
65 | А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. | 1 | |||
66 | Итоговый контроль (тестирование) за курс 7 класса | 1 | |||
Из истории зарубежной литературы. | 3 | ||||
67 | А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Краткие сведения о писателе. Сказка «Маленький принц». Основные события и позиция автора. | 1 | |||
68 | Сказка «Маленький принц».Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. | 1 | |||
69 | Я. КУПАЛА Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах: «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся» | 1 | |||
70 | Итоговый урок Что читать летом | 1 |
Содержание учебного предмета «Литература».
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в пылине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и рсчи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты.на конях будут»);лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни ( «Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает... » (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти-хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворений.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы,...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — пред-сказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведении.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Н.В.ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Лкакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне (в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
II А.НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины.» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтическои музы Н.А. Некрасова. Пи-сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н.ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Произведения русских поэтов XIX века о России
Л.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...»
Н.М. Языков. «Песня».
И .С. Никитин. «Русь ».
А.Н. Майков. «Нива ».
А.К. Т о л с т о й. «Край ты мой, родимый край...»
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника» разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основнои прием раскрытия замысла.
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл ңазвания; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ ирироды; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
К.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создаңия образов. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворении; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство ро-дины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду-ховный труд — основное нравственное достоинство человека.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
В.Л. Б о г а т к о в. «Повестка»;
М. Д ж а л и л ь. «Последняя песня »;
Вс. Н. Л о б о д а. «Начало., Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Русские поэты XX века о России
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно... » М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» Я.В. С м е л я к о в. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были... » А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперъ...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Р.БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
РЛ. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц » — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Я. КУП АЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Формы и средства контроля
С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:
Таблица
Уровень и количество часов программы | Класс |
7 | |
Базовый (А) | |
классное сочинение | 4 |
домашнее сочинение | 1 |
Как видно из таблицы, в 7 классе учащиеся должны за учебный год написать не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения и 1 домашнее)
При написании сочинения следует придерживаться следующей рекомендации: учитель организует двухчасовую классную работу над текстом сочинений, но в случаях острой нехватки часов может сократить работу в классе до одного часа и дать возможность учащимся доработать текст дома… подход к формулировке тем сочинений следует изменить таким образом, чтобы предотвратить возможность списывания. Следует избегать тем, широко представленных в методической и др. литературе в последние десятилетия (типа «Образ …», «Сравнительная характеристика…»); желательны формулировки в виде проблемного вопроса («Почему…?», «Как …?»), темы, ориентированные на анализ прозаического или поэтического текста, анализ эпизода и т.п. Возможен также вариант работы над сочинениями малых форм, которые выполняются на одном уроке.
Исходя из приведенной цитаты, предполагается в 7 классе написание:
1. Классных сочинений по темам и разделам:
- Сочинение по устному народному творчеству.
- Сочинение по литературе 19 века «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?»
- Сочинение по повести Н. С. Лескова «Левша»
- 2. Домашнего сочинения:
- Сочинение по литературе 20 века
2. Тестирование по
- литературе 19 века
- итоговый тест по окончании изучения курса.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
- Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / авт.-сост.: Г.М.Вялкова – М.: Планета, 2013. – 128 с.
- Писатель и литературный процесс: сборник научных статей / ред. И.И.Кулакова – Белгород: БелГУ, 2010. – 168 с.
- Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС» , 2011. – 320 с.
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс /сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
- Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. О.В.Творогов. - М., 2002.
- Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1996.
- Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь – справочник, - М., 2002
- Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.Творогова. - М., 1996.
- Русские писатели XIX - начала XX века: Библиографический словарь./ Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1995
- Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-42798-1358362015.jpg)
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56352.jpg)
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/28/picture-103250.jpg)
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-321883-1382377539.jpg)
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...