Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_kl.docx | 69.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Верхнебыковская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждено
Учителей-предметников на педагогическом совете приказом
Протокол 1 от 30.08.2013г. от 05.09. 2013г. №71
от 29.08.2013. протокол №2 _________________
Н.А.Суярова
Рабочая программа
Предмет Литература
Класс 7
Образовательная область филология
Учебный год 2013-2014
Учитель Суярова Н.А.
Пояснительная записка
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей и задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы - составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2010.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.
В 2012-2013 учебном году литературное образование в школена базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы).
Учебник «Литература. 7 класс. Автор-составитель: Меркин Г.С. Москва, «Русское слово», 20012 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.
Планирование составлено на основе Программы для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин. Москва. «Русское слово», 2010
На основании решения педсовета от 21.08.2012 года протокол №1 введен в количестве 8-10 % от учебных часов региональный компонент в целях изучения курса «Литература Дона».
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:
385 часов на этапе основного общего образования: в 7 классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С. Меркин Литература 7 класс. М. «Русское слово» 2011.
Содержание программы по литературе
№ | Тема, раздел | Основное содержание программы | Знать | Уметь | Кол-во часов |
1. | Введение. | Литературные роды. Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | Теория литературы:эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине ( по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). | Развитие речи:отзыв на эпизод, письменный ответ на вопрос. | 1 |
2. | Из устного народного творчества | Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Русские народные песни Обрядовая поэзия | Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня. | 3 | |
3. | Из древнерусской литературы | Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы | Теория литературы: эпические жанры и жанровое образования в древнерусской литературе (наставления, поучения, житие, путешествие, повесть) | Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения. | 2 |
4. | Из литературы XVIII века | М.В. Ломоносов «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»: | Теория литературы: ода; тема и мотив; лирическое стихотворение. отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики. | Развитие речи: чтение наизусть. | 5 |
1 | |||||
Г.Р.Державин«Властителям и судиям»: | Теория литературы:отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики | Развитие речи: чтение наизусть. | 1 | ||
Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии; образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. | Теория литературы: юмор, сатира, сарказм, драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие фамилии»; литературное направление, классицизм. | Развитие речи: чтение по ролям. | 3 | ||
5. | Из литературы XIX века | А.С. ПушкинСвободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»,. Человек и природа («Тучи»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание. Предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведений. | Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры, жанровое образование – дружеское послание. | Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть. | 23 3 |
М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни..»; центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характеристики героев. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни».. | Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно- художественный приём; приём контраста; вымысел и верность исторической правде; градация; | Развитие речи: рассказ о событии, рецензия. | 4 | ||
Н.В. Гоголь«Шинель»:Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. | Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации. «говорящие» фамилии. | Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету. | 2 | ||
И.С. Тургенев Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калинин»; рассказ «Певцы».Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения. | портрет и характер стихотворение в прозе (углубление представлений) | различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажей Выразительное чтение | 2 | ||
Н.А. Некрасов . Краткие сведения о поэте. Стихотворения : «Вчерашний день, часу в шестом..», «Железная дорога», «размышления у парадного подъезда», поэма «русские женщины». Доля народная – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова. | Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. | Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана. | 4 | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» | Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). | Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв. | 2 | ||
Л.Н. Толстой«Севастополь в декабре месяце» | Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений) . | Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение | 1 | ||
Н.С. Лесков«Левша».Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения. | Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. | 1 | |||
А.А. Фет. русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие) | Развитие речи: чтение наизусть. | 1 | ||
А.П. Чехов.Рассказ «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов, позиция писателя. | Теория литературы: психологический портрет, сюжет(развитие представлений) | Развитие речи: пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа. | 1 | ||
Произведения русских поэтов XIX века о России | 2 | ||||
6. | Из литературы XX века | М. Горький«Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). | Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе. Лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, приём контраста. | Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план. | 20 3 |
И.А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка», | Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-поэтическая роль бессоюзия в поэтическом тексте. | Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. | 1 | ||
А.И. Куприн«Куст сирени». | Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе. | Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа. | 1 | ||
В.В. Маяковский«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотивы, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения). | Развитие речи: выразительное чтение. | 1 | ||
С.А. Есенин«Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...» | Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис) | Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении. | 1 | ||
И.С. Шмелев«Русская песня». | Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза. | Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями. | 1 | ||
М.М. Пришвин«Москва-река». | Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация. | Развитие речи: составление тезисов. | 1 | ||
К.Г. Паустовский«Мещерскаясторона» | Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнения. Метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. | Развитие речи: изложение с элементами сочинения. | 3 | ||
Н.А.Заболоцкий«Не позволяй душе лениться...» | Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторические восклицания, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений). | Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике. | 1 | ||
А.Т. Твардовский«Прощаемся мы с матерями...» Б.Л. | Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры) | Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. | 3 | ||
Васильев «Экспонат №...» | Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании. | Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода. | 1 | ||
В.М. Шукшин«Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» | Теория литературы: способы создания характера. | Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение. | 2 | ||
Русские поэты 20 века о России А.Ахматова «Мне голос был», М.Цветаева « Рябину рубили зорькою». Я. Смеляков « История», А.Вознесенский «Муромский сруб», А.Дементьев «Волга».. | Теория литературы: своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов 20 века. | Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. | 1 | ||
7. | Из зарубежной литературы | У. Шекспир«Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...» | Теория литературы: твёрдая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений) | Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. | 8 1 |
Р. Бернс«Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» Ш. Петёфи«В деревне». | Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория. | Развитие речи: различные виды чтения. | 1 | ||
Р.Л. Стивенсон«Вересковый мед». | Теория литературы: приключенческая литература. | Развитие речи: чтение и различные способы комментирования. | 2 | ||
М Басе. Хокку | Теория литературы: хокку (хайку) | Развитие речи: попытка сочинительства. | 1 | ||
А. де Сент-Экзюпери«Планета людей» | Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел. | Развитие речи: чтение и различные способы комментирования. | 2 | ||
Я. Купала «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?» | Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и перевода. | Развитие речи: различные виды чтения. | 1 | ||
8. | Литература Дона | 5 |
Учебно-тематический план по литературе
№ | Тема, раздел | Кол-во часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Из устного народного творчества | 3 |
3. | Из древнерусской литературы | 2 |
4. | Из литературы XVIII века | 5 |
5. | Из литературы XIX века | 23 |
6. | Из литературы XX века | 20 |
7. | Из зарубежной литературы | 8 |
8. | Литература Дона | 5 |
Резерв | 2 |
Перечень контрольных мероприятий
№ п/п | Разделы | Формы контроля | |
Тест | Сочинение | ||
Из устного народного творчества | Р/р. Классное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | ||
Из литературы XVIII века | Классное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | ||
Из литературы XIX века | Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Некрасова | |
Из литературы XX века (25) | Контрольное тестирование по произведениям 20 века | Подготовка к домашнемусочинению «Малая Родина в произведениях русских писателей» | |
Зарубежная литература | Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате освоения содержания курса литературы 7 класса учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Ученик должен знать:
- текст художественного произведения, тему, идею, художественный образ героев изученных произведений, сюжет;
- основные признаки понятий: пейзаж, портрет, аллегория, гипербола, постоянный эпитет, литературный герой, сравнение;
- основные особенности композиции и художественно-изобразительные средства;
- богатство и разнообразие жанров;
- характерные особенности индивидуального стиля писателя.
Ученик должен уметь:
- выделять элементы композиций и понимать их роль в произведении;
- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
- пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов;
- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
- обосновывать свое мнение о произведениях и героях;
- свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;
- выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения;
- находить элементы сюжета (экспозиции, заявки, кульминации и развязки) и объяснить их роль в изучении произведения;
- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.
Литература. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Г. Меркин. Литература, 7 кл., в 2-х частях,9 издание- М.: «Русское слово»,2011.
- Ф.Е. Соловьева. Поурочные разработки по литературе для 7 кл.
( универсальное издание)- М., «Русское слово»,2012.
- Журнал «Литература в школе»( разные годы издания).
4. Словарь литературоведческих терминов.
5.Ф.Е.Соловьева. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7 класс» (автор- составитель Г.С. Меркин), в 2-х частях,- М., «Русское слово», 2009.
6.Альбом по литературе для 7 класса;
7. Портреты писателей ( согласно программе 7 класса);
8.Презентации к урокам.
- Компьютер.
- DVD
- Мультимедиапроектор.
- DVD-диски
- Иллюстрации к произведениям
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование по литературе
Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Контроль | ||
По плану | По факту | |||||
Введение | 1 | Введение Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. | 1 | 2.09.2013 | ||
Из устного народного творчества | 2 | Былины «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт. | 1 | 5.09.2013 | ||
3 | Р/р. Классное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | 1 | 9.09.2013 | Сочинение | ||
4 | Русские народные песни Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. | 1 | 12.09.2013 | |||
Из древнерусской литературы (2) | 5 | №1. Из «Повести временных лет »: «…И вспомнил Олег коня своего…» | 1 | 16.09.2013 | ||
6 | №2. Из «Повести временных лет »: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | 19.09.2013 | |||
Из литературы XVIII века (5) | 7 | М.В. ЛОМОНОСОВ. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. | 1 | 23.09.2013 | ||
8 | Г.Р. ДЕРЖАВИН «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.. Тема поэта и власти в стихотворении. | 1 | 26.09.2013 | |||
9 | Д.И. ФОНВИЗИН №1.Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика. | 1 | 30.09.2013 | |||
10 | №2. Образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык.) Социальные вопросы в комедии; позиция писателя. | 1 | 3.10.2013 | |||
11 | Классное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | 7.10.2013 | Сочинение | ||
Из литературы XIX века (29) | 12 | А.С. ПУШКИН №1.Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» ,«Во глубине сибирских руд...». | 1 | 10.10.2013 | ||
13 | №2.«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. | 1 | 14.10.2013 | |||
14 | №3. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. | 1 | 17.10.2013 | |||
15 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ №1. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю. Лермонтов – художник. | 1 | 21.10.2013 | |||
16 | №2. Художественная идея стихотворения «Родина». | 1 | 24.10.2013 | |||
17 | №3. Проблематика и основные мотивы «Песни...». | 1 | 28.10.2013 | |||
18 | №4. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». | 1 | 31.10.2013 | |||
19 | Н. В. ГОГОЛЬ №1. Н.В Гоголь в Санкт-Петербурге. Рассказ «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича. | 1 | 11.11.2013 | |||
20 | №2. Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика повести. | 1 | 14.11.2013 | |||
21 | И.С. ТУРГЕНЕВ №1. Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч». | 1 | 18.11.2013 | |||
22 | №2. Рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий». | 1 | 21.11.2013 | |||
23 | Н.А. НЕКРАСОВ №1. Краткие сведения о Н.А. Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда». | 1 | 25.11.2013 | |||
24 | №2. Доля народная — основная тема произведенийН.А. Некрасова. Поэма «Железная дорога». | 1 | 28.11.2013 | |||
25 | №3. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). | 1 | 2.12.2013 | |||
26 | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Некрасова | 1 | 5.12.2013 | Сочинение | ||
27 | М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН №1. Краткие сведения о М.Е Салтыкове-Щедрине. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ». | 1 | 9.12.2013 | |||
28 | №2. «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. | 1 | 12.12.2013 | |||
29 | Л.Н. ТОЛСТОЙ «Севастополь вдекабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. | 1 | 16.12.2013 | |||
30 | Н.С. ЛЕСКОВ Краткие сведения о Н.С. Лескове. Особенность проблематики и центральная идея сказа «Левша». Образный мир произведения. | 1 | 19.12.2013 | |||
31 | А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; стихотворение-медитация. | 23.12.2013 | ||||
32 | А.П. ЧЕХОВ «Хамелеон», «Смерть чиновника». Социальная направленность рассказов; позиция писателя. | 1 | 26.12.2013 | |||
33 | Произведения русских поэтов XIX века о России | 1 | 30.12.2013 | |||
34 | Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века | 1 | 16.01.2014 | К.р. | ||
Из литературы XX века (25) | 35 | М. ГОРЬКИЙ №1. М. Горький. Повесть «Детство». Свинцовые мерзости дикой русской жизни. | 1 | 20.01.2014 | ||
36 | №2. Народная Россия в изображении М. Горького. Гуманистическая направленность повести. | 1 | 23.01.2014 | |||
37 | №3. «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». Контраст как основной прием раскрытия замысла. | 1 | 27.01.2014 | |||
38 | И.А. БУНИН Человек и природа в стихах И. Бунина. Рассказ «Кукушка». Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | 1 | 30.01.2014 | |||
39 | А.И. КУПРИН №1.Краткие сведения об А. И. Куприне. «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. | 1 | 3.02.2014 | |||
40 | №2. Смысл названия и художественная идея рассказа А.И. Куприна «ALLEZ». | 1 | 6.02.2014 | |||
41 | В.В. МАЯКОВСКИЙ Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественное своеобразие стихотворения. | 1 | 10.02.2014 | |||
42 | С.А. ЕСЕНИН Краткие сведения о С.А. Есенине. Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | 1 | 13.02.2014 | |||
43 | И.С. ШМЕЛЕВ Краткие сведения об И.С. Шмелеве. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. | 1 | 17.02.2014 | |||
44 | М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о М.М. Пришвине. «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | 1 | 20.02.2014 | |||
45 | К.Г. ПАУСТОВСКИЙ №1. «Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля», «Первое знакомство». | 1 | 24.02.2014 | |||
46 | №2. «Мещерская сторона». Части повести «Леса», «Луга», «Бескорыстие». | 1 | 27.02.2014 | |||
47 | Подготовка к домашнемусочинению «Малая Родина в произведениях русских писателей» | 1 | 3.03.2014 | Сочинение | ||
48 | Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Не позволяй душе 1лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. | 1 | 6.03.2014 | |||
49 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ №1. Краткие сведения об А. Т. Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». | 1 | 10.03.2014 | |||
50 | №2. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. | 1 | 13.03.2014 | |||
51 | Лирика поэтов – участников Вов. | 1 | 17.03.2014 | |||
52 | Б.Л. ВАСИЛЬЕВ«Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | 1 | 20.03.2014 | |||
53 | В.М. ШУКШИН «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Внутренняя простота и нравственная высота героев | 1 | 3.04.2014 | |||
54 | Русские поэты 20 века. о России. А.А. Ахматова. «Мне голос был». М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» | 1 | 7.04.2014 | |||
55 | Контрольное тестирование по произведениям 20 века | 1 | 10.04.2014 | К.р. | ||
Из зарубежной литературы | 56 | У.Шекспир. Краткие сведения об У. Шекспире. Темы и мотивы сонетов | 1 | 14.04.2014 | ||
57 | Р. БЕРСН. Краткие сведения о Р. Берсне. «Возвращение солдата». Художественная идея баллады Р. Бернса «Джон Ячменное зернышко» | 1 | 17.04.2014 | |||
58 | Р.Л. СТИВЕНС. №1. Краткие сведения о Р.Л. Стивенсоне. История создания романа «Остров сокровищ». | 1 | 21.04.2014 | |||
59 | №2. Художественная идея романа Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ». | 1 | 24.04.2014 | |||
60 | МАЦУО БАСЕ. Краткие сведения о Мацуо Басе. Хокку. | 1 | 28.04.2014 | |||
61 | А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ №1. Краткие сведения о А. де Сент-Экзюпери. Роман «Планета людей». | 1 | 5.05.2014 | |||
62 | №2 Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев романа «Планета людей». | 1 | 8.05.2014 | |||
63 | Я. КУПАЛА. Краткие сведения об Я. Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?» | 1 | 12.05.2014 | |||
64 | Литература Дона История Дона. «Картины былого Тихого Дона» (главы из книги) | 1 | 15.05.2014 | |||
65 | А.С. Пушкин «Был ли я среди донцов» | 1 | 19.05.2014 | |||
66 | М.Ю. Лермонтов «Черкесы» (отрывок из поэмы» | 1 | 22.05.2014 | |||
67 | И.С Никитин «донцам» (в сокращении) | 1 | 26.05.2014 | |||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | 29.05.2014 | К. р. | ||
69-70 | Резерв |
Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века
- Совокупность народных героических песен, былин, сказаний, поэм – это:
А. лирика;
Б. драма;
В. эпос;
- Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?
А. ссора богатыря и князя;
Б. поединок богатыря , в котором он одерживает победу;
В. пир у князя;
- Какому элементу композиции соответствует фрагмент былины:
« И он вёз – то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
«Тебе полно – тко свистать да по-соловьёму,
Тебе полно – тко слезить да отцов – матерей…»
А. кульминация;
Б. исход;
В. зачин;
- Выбрать примеры употребления гиперболы.
А. чисто поле; ковыль-трава; добрый конь;
Б. птицей-соколом летать ему под оболоком;
В. мужичками- разбойничками, положил их до тысячи;
- К какому роду литературы относится жанр оды?
А. эпос;
Б. лирика;
В. драма;
- Соотнесите слова русского языка и «штили» по теории М.В.Ломоносова:
А. русские слова с небольшой
примесью церковнославянских; А. «высокий»
Б. русские слова разговорного языка
с добавлением простонародных и малого
числа церковнославянских; Б. «средний»
В. церковнославянские слова и русские; В. «низкий»
- Драма относится к роду литературы:
А. эпос;
Б. лирика;
В. драма;
- Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой называется:
А. ремарка;
Б. пояснение;
В. замечание;
- Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха называется:
А. сатира; Б. ирония; В. сарказм;
- Соотнесите. Из каких произведений взяты фрагменты:
А. Пирует Пётр. И горд, и ясен, Б. Над Москвою великой, златоглавою,
И славы полон взор его. Над стеной кремлёвской белокаменной
И царский пир его прекрасен. Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
При кликах войска своего, По тесовым кровелькам играючи
В шатре своём он угощает Тучи серые разгоняючи,
Своих вождей, вождей чужих.. Заря алая подымается.
А. «Песня про купца Калашникова….»;
Б. «Полтава»;
- Выпишите из отрывка «Песня про купца Калашникова…..» эпитеты:
« Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого,-
Да не поднял глаз молодой боец…»
- К какому роду литературы относятся жанры повесть и рассказ:
А. лирика;
Б. эпос;
В. драма;
- Какому герою из рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» принадлежит описание: « …Детей не бывало вовсе; Он умел заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; Не любил рассуждать и всему верил слепо; Рука была у него лёгкая»:
А. Калиныч;
Б. Хорь;
В. г-н Полутыкин;
- Происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же самого или других языков называется:
А. гротеск;
Б. этимология;
В. метафора;
- Укажите произведение М.Е. Салтыкова- Щедрина, в котором автор говорит о герое « …раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней жизни своей в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит»:
А. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
Б. «Дикий помещик»;
- Соотнесите описание литературных героев с художественными произведениями:
А. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы;
Б. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и , подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы;
А. «Хамелион»;
Б. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
- Выбрать определение понятия «идея художественного произведения»:
А. круг жизненных явлений или событий, изображённых автором в произведении и образующих его основу;
Б. главная мысль литературного произведения;
- Иван Дмитриевич Червяков – герой рассказа А.П.Чехова:
А. Дама с собачкой;
Б. Хамелеон;
В. Смерть чиновника;
Контрольное тестирование по теме «Литература 20 века»
- Раскройте понятие гипербола. Найдите гиперболу в отрывке.
В стосорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето,
Была жара, жара плыла,-
На даче было это.
2. Определите стихотворный размер отрывка.
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
3. Какой художественный приём использует автор?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
4. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Он был мал ростом и худ, на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по
отдельности редкие, седые волосы…Глаза у него были белые, как у слепца…
Хладнокровен, расчётлив в бою. Уверен, его сила приобрела «широкую силу качеств льва».
Начал заниматься учёбой только под угрозой не попасть в Сечь
Итоговая контрольная работа по литературе за курс
7 класса
1. Дайте определение понятию юмор.
2. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.
А) М. Е. Салтыков-Щедрин В) М.В.Ломоносов
Б) Д.И.Фонвизин Г) Г.Р. Державин
3. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?
А я без Волги просто не могу… Она меня радушно принимает,
Как хорошо малиновою ранью с чем ни приду – с обидой иль бедой…
Прийти и посидеть на берегу, И всё она, наверно, понимает,
И помолчать вблизи её молчанья. Коль грусть моя уносится водой.
А.Д.Дементьев
А) метафоры Г) инверсия
Б) олицетворения Д) градация
В) сравнения Е) эпитеты
4. Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Гладкий. голый, как из бани, Под горой в штабной избушке,
Встал, шатаясь тяжело. Парня тотчас на кровать
Ни зубами, ни губами Положили для просушки,
Не работает – свело. Стали спиртом растирать.
Подхватили, обвязали, Растирали. Растирали…
Дали валенки с ноги. Вдруг он молвит, как во сне:
Пригрозили, приказали – _ Доктор, доктор, а нельзя ли
Можешь, нет ли, а беги. Изнутри погреться мне,
Чтоб не всё на кожу тратить?
5. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
6. Кто из героев НЕ является персонажем произведения И.А. Бунина «Кукушка»:
А) Коля и Митя
Б) барин
В) Варвара
Г) приказчик
7. Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек , не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...