Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО ________Косенкова Т.П. Протокол № 1 от « 20 » июня 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________Грачёва Т.И. «____»________2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Пристенская ООШ» _______Даньшина Г.П. Приказ № ___ от «___»____2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Богатырёвой Евгении Викторовны,
по учебному предмету «Литература»
6 класс
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа к учебному предмету «Литература» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
- Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2012
Место учебного предмета в решении общих целей и задач
Целью литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся;
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
- Развивать эстетический вкус обучающихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.
Изменений, внесенных в примерную и авторскую программы, нет.
Учебно-методический комплект
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2012
- Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений// Авт.-сост. Г.С.Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009
- Ф. Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г. С. Меркин) Под редакцией Г. С. Меркина Москва «Русское слово» 2009
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
На I полугодие: в неделю – 2ч.: всего - 32 ч.
На II полугодие: в неделю – 2ч.: всего - 38 ч.
Из них:
- на изучение нового материала - 56 часов;
- на уроки теории литературы - 3 часа;
- на внеклассное чтение - 5 часов;
- на классные сочинения – 3 часа;
- на домашние сочинения – 1 час;
- на тестирование – 2.
Формы организации учебного процесса
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:
- уроки-лекции, семинары, беседы, диспуты,
- уроки-мастерские, киноуроки,
- презентации, защита проектов и т.д.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы в 6 классе обучающиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина;
- такие теоретико-литературные понятия как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою точку зрения, выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
-сопоставить элементы художественных систем разных авторов и определить их художественное своеобразие;
- сопоставить сюжеты и характеры героев разных произведений, выявляя сходство и различие авторских позиций;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою и ситуации;
- представить героя в различных текстовых и внетекстовых ситуациях;
- анализировать поведение героя в конкретной ситуации;
-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определить тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
-сопоставить эпизод книги с его интерпретацией другими искусствами, разные прочтения одного произведения в пределах одного вида искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
-сочинить сказку, юмористический и фантастический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного вре ме ни | Сроки прохождения | Примечание | |
1 | 2 | 3 | План. | Факт. | 5 |
1 | Введение Книга и её роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. | 1 | |||
Из греческой мифологии | 3 | ||||
2 | Мифы о героях. «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». | 1 | |||
3 | Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | 1 | |||
4 | Вн. чт. Из славянской мифологии. Мифы о богатырях. «Встреча Ильи и Святогора», «Встреча в степи»…Входной контроль | 1 | |||
Из устного народного творчества | 2 | ||||
5 | Предания, легенды и сказки Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана., Предание и его художественные особенности. | 1 | |||
6 | Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1 | |||
Из древнерусской литературы | 3 | ||||
7 | «Сказание о белгородских колодцах ». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 1 | |||
8 | «Повесть о разорении Рязани Батыем», Нравственная проблематика житийной литературы. | 1 | |||
9 | «Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). | 1 | |||
Из литературы 18 века | 2 | ||||
10 | М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии | 1 | |||
11 | «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; основные мотивы; идея стихотворения. | 1 | |||
Из литературы 19 века | 35 | ||||
12 | В. А. Жуковский Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | 1 | |||
13 | Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. | 1 | |||
14 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе | 1 | |||
15 | А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. | 1 | |||
16 | А. С. Пушкин. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда | 1 | |||
17 | А. С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | |||
18 | Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел. | 1 | |||
19 | Нравственные и социальные проблемы. Причины ссоры Троекурова и Дубровского. | 1 | |||
20 | Владимир Дубровский-доблестный офицер и благородный разбойник. | 1 | |||
21 | Центральные персонажи. Дубровский и Маша Троекурова. | 1 | |||
22 23 | Р/Р Классное сочинение «О чем заставляет | 2 | |||
24 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. | 1 | |||
25 | Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. | 1 | |||
26 | Внеклассное чтение. Чувство тоски, одиночества в лирике Лермонтова Промежуточный контроль | 1 | |||
27 | Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа. | 1 | |||
28 | Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); | 1 | |||
29 | Центральные образы и приемы их создания. Образы Остапа и Андрия. | 1 | |||
30 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н. В. Гоголя. | 1 | |||
31 | Р/Р Домашнее сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести» | 1 | |||
32 | И. С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа. | 1 | |||
33 | Вн. чт. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. | 1 | |||
34 | Контрольное тестирование по литературе 19 века | 1 | |||
35 | Н.А. НЕКРАСОВ Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. | 1 | |||
36 | Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. | 1 | |||
37 | Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору | 1 | |||
38 | Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; | 1 | |||
39 | Рассказ «Бедные люди». проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, душевная отзывчивость, любовь к близким, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). | 1 | |||
40 | В.Г. КОРОЛЕНКО Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. | 1 | |||
41 | Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. | 1 | |||
42 | А.П. ЧЕХОВ Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Шуточка », «Налим» | 1 | |||
43 | «Толстый и тонкий ». Темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. | 1 | |||
44 | Внеклассное чтение по рассказам А. П. Чехова. | 1 | |||
45 46 | Р/Р Классное сочинение по произведениям 19 века « Моё любимое произведение писателей 19 века» | 2 | |||
Из литературы 20 века | 17 | ||||
47 | И. А. Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 1 | |||
48 | А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель» Основные темы и характеристики образов. | 1 | |||
49 | Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | 1 | |||
50 | C.A. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина. | 1 | |||
51 | Урок внеклассного чтения «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору. | 1 | |||
52 | М. М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: | 1 | |||
53 | Сказка-быль «Кладовая солнца»: Образы главных героев | 1 | |||
54 | Сказка-быль «Кладовая солнца»: Родная природа в изображении писателя | 1 | |||
55 | Н.М. РУБЦОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй. | 1 | |||
56 | Поэзия о Великой Отечественной войне А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...» | 1 | |||
57 | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» | 1 | |||
58 | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Краткие сведения о писателе | 1 | |||
59 | Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | 1 | |||
60 61 | Р/Р Классное сочинение Нравственный выбор моего ровесника | 2 | |||
62 | Урок внеклассного чтения В. К Железников «Троп» Краткие сведения о писателе. Мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности и верности. | 1 | |||
63 | Контрольное тестирование по творчеству писателей 20 века | 1 | |||
Из зарубежной литературы | 7 | ||||
64 | Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. | 1 | |||
65 | БРАТЬЯ ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. Итоговый контроль | 1 | |||
66 | О. ГЕНРИ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих» | 1 | |||
67 | Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). | 1 | |||
68 | ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни» | 1 | |||
69 | «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения | 1 | |||
70 | Итоговый урок Что читать летом | 1 |
Содержание учебного предмета «Литература».
Введение
Книга и ее роль в жизни человека.
Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. Теория литературы: мифологический сюжет.
Из славянской мифологии
Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора. Всемирный потоп». Своеобразие мифологического богатыря в представлении славян; особенности внешности; характер; близость к природе; смысл подвигов. Былички и бывальщины.Теория литературы: мифологический персонаж (развитие представлений).
Из устного народного творчества
Предания и легенды. «Солдат и смерть» Из эпоса народов Росси. Нартский эпос. Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. Теория литературы: структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Из древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы. Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Из литературы XIX века
В.А. Жуковский Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана». Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
А.С. Пушкин Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Простите, верные дубравы...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. Теория литературы: двусложные размеры стиха; строфа (типы строф); роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
М.Ю. Лермонтов Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
И.С. Тургенев Тема любви в лирике. «В дороге». «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Н.А. Некрасов Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза.
В.Г. Короленко Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
А.П. Чехов Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Из литературы XX века
И.А.Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
А.И. Куприн Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
С.А. Есенин Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Урок внеклассного чтения
«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...» А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь». А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре»,
М.М. Пришвин Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
В.К. Железников Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
Н.М. Рубцов Краткие сведения о поэте. «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй. Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Произведения о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» и др. ; В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
Из зарубежной литературы
Сказка о Синдбаде – мореходе. Рассказ о первом путешествии О.Генри Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Братья Гримм. «Снегурочка»
Дж. Лондон Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Формы и средства контроля
С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:
Таблица
Уровень и количество часов программы | Класс |
6 | |
Базовый (А) | |
классное сочинение | 3 |
домашнее сочинение | 1 |
Классных сочинений по темам и разделам:
- Сочинение по творчеству А. С. Пушкина «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина»
- Сочинение по литературе 19 века «Моё любимое произведение писателей 19 века»
- Сочинение по литературе 20 века «Нравственный выбор моего ровесника».
Домашнее сочинение:
- Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в произведении»
- Тестирование по творчеству писателей 19 века (Смотри Тесты. 5-8 классы. Издательство: Дрофа, 2012 год )
- Итоговый тест по окончании изучения курса.(Смотри Тесты. 5-8 классы. Издательство: Дрофа, 2012 год )
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
- Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / авт.-сост.: Г.М.Вялкова – М.: Планета, 2013. – 128 с.
- Писатель и литературный процесс: сборник научных статей / ред. И.И.Кулакова – Белгород: БелГУ, 2010. – 168 с.
- Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС» , 2011. – 320 с.
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс /сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
- Лапина Е.Ю. Литература: тесты к учебнику 5-9 кл.- М.: Дрофа, 2007
- Древнерусская литература: Хрестоматия для 5 - 9 кл. / Сост. О.В.Творогов. - М., 2002.
- Зарубежные писатели. Хрестоматия. В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1996.
- Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь – справочник, - М., 2002
- Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.Творогова. - М., 1996.
- Русские писатели XIX - начала XX века: Библиографический словарь./ Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1995.
- Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство: Дрофа, 2002 год
- Шинкарев В.Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год
- Я познаю мир: Литература.Издательство: АСТ, 2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-42798-1358362015.jpg)
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56352.jpg)
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/28/picture-103250.jpg)
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-321883-1382377539.jpg)
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...