Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Бурдакова Людмила Петровна

Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планирование и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» Петропавловск-Камчатского городского округа

«Согласовано»

Руководитель МО

Марчук И.Н.

Протокол № ___ от «__»

__________________201___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №7»

Мещанкина Т. М.

 «__»________________201___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №7»

Гилязова И.А.

Приказ № ___ от «__»_______________201___г.

Рабочая программа

по литературе

для 5 А, В, Г классов по программе  под.ред. Г.С. Меркина

учитель Бурдакова Л. П.

2010-2011 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка

В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятель-ностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С. Меркина содержит компоненты, которые помогут учителю реализовать эти современные подходы в преподавании литературы. Для II ступени общего образования в УМК предлагается «Программа по литературе для 5—9 классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и его же учебники-хрестоматии для 5класса.

Указанные в программе виды учебной деятельности по формированию навыков связной речи должны реализовываться в пределах монографических тем. Для этого учитель, работающий в 5 классе, может выделить часть урока или при необходимости целый урок, включающий обязательную подготовительную работу по обучению способам деятельности. Так, в курсе 5 класса целого урока требуют такие виды работ, как «изложение с творческим заданием», «письменный отзыв на эпизод», «изложение с элементами сочинения», «письменная характеристика героя». Некоторые задания предполагают сочетание классной (подготовительной) и домашней (самостоятельной) работы учащихся. К ним относятся такие виды работ, как сочинение собственной сказки, рассказ о герое, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос, письменный отзыв о герое.

При работе с учебником-хрестоматией для 5 класса учителю следует в первую очередь обращаться к тем вопросам и заданиям, которые побуждают ученика актуализировать личный читательский опыт (Какие книги вы любите читать больше всего, почему именно их?), развивают самостоятельность мышления пятиклассников (Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя героев в ней много?), формируют навыки анализа текста (Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использует их автор). В пространстве урока рекомендуется практиковать не только устные, но и небольшие письменные ответы на вопросы развивающего характера с последующим их обсуждением и элементами устного рецензирования учащимися лучших ответов своих одноклассников. Для организации работы с текстом учащимся следует в первую очередь предлагать вопросы, которые актуализируют опыт личностного восприятия и развивают аналитические умения (Какие поэтические образы произвели на вас наиболее яркое впечатление? Почему? Какой эпизод показался вам самым занимательным? Почему?). Необходимо при этом ориентировать учащихся на то, чтобы они давали развернутые, доказательные (с опорой на текст) ответы, избегая излишнего пересказа.

Для реализации современных подходов к преподаванию литературы представляет интерес и работа с тестовыми заданиями, которые автор-составитель учебника Г.С. Меркин предлагает к темам и разделам. Эти тесты могут использоваться как форма текущего и итогового контроля знаний. Пятиклассникам можно предложить составить свои тесты (по образцу) и провести в классе познавательные пятиминутки, предложив отдельным учащимся выступить в роли учителя.

Реализовать личностно ориентированный подход к обучению поможет учителю рубрика «Для вас, любознательные!», которая может быть использована для индивидуальных заданий. Более подготовленным учащимся можно предложить составлять (подбирая материал) такие рубрики к другим статьям и разделам учебника и затем предоставлять этим ученикам слово на уроке. Обучению творческой литературно-критической деятельности способствуют в учебнике статьи «В мире художественного слова...», сопровождающиеся заданиями разного уровня сложности, которые учитель должен предлагать учащимся с учетом дифференцированного подхода к обучению.

Деятельностные формы внеклассных занятий учитель может организовать на основе рубрики «После уроков», при этом рекомендуется использовать различные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. К организации внеклассной работы учитель должен подходить профессионально, учитывая уровень подготовленности класса и отдельных учащихся и не допуская перегрузки.

Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и в программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и внеурочной деятельности по литературе, системная работа по литературному краеведению, достаточно широкое поле для введения информации о смежных искусствах, позволяющих, с одной стороны, увидеть многофункциональные возможности литературы, а с другой — выявить интеграцию литературы с другими искусствами и определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного ученика.

Особая роль практически на каждом уроке литературы отводится развитию речи. Задания, позволяющие повышать речевую культуру школьников, содержатся в рубриках «Живое слово», «Пофантазируем!», «После уроков» и т.д.

Разговор о творчестве любого писателя сопровождается размышлениями об особенностях языка его произведений и системой упражнений под рубриками «В мире пушкинского слова», «В мире тургеневского слова» и т.д. Эти упражнения обращают внимание ученика на значение слов, их этимологию, особенности контекста, органично интегрируя курс литературы с курсом русского языка и ориентируя школьников на самостоятельное обращение к другим источникам для поиска материала. Интерес к художественным изобразительным средствам, формирующийся у учащихся в процессе работы с этой рубрикой, также способствует повышению общей культуры речи.

Ряд заданий учебника подразумевает включение воображения. Как правило, ученикам предлагается нарисовать иллюстрацию к произведению, самостоятельно написать рассказ и т.д. Актуальность подобных заданий в образовательном процессе очевидна, ведь именно недостатки в развитии воображения часто являются причиной непонимания художественного текста.

Работа над адекватным восприятием художественного текста организуется при помощи таких традиционных приемов, как составление плана, пересказ текста.

Особое место в учебнике и в предполагаемых уроках отводится освоению теоретико-литературных понятий, дающих возможность эстететического восприятия и эстетической характеристики изученного произведения. Наиболее важным здесь представляется не акт выучивания (зазубривания) определения понятия, а накопление определенного эстетического опыта, который естественным образом приведет школьников к пониманию значения термина и роли понятия в художественной структуре произведения и в художественном мире автора. Поэтому на определенном этапе мы предлагаем говорить со школьниками, зачастую даже не называя, не употребляя те или иные термины.

В учебнике использованы основные способы обеспечения преемственности ступеней образования. Содержание первой части учебника ориентировано на адаптацию пятиклассников к обучению в основной школе. Многие произведения знакомы учащимся по курсу начальной школы, однако подходы к их анализу существенно отличаются, что дает возможность школьникам по-другому взглянуть на знакомый текст.

Система предложенных в учебнике заданий может дать эффект лишь при условии отсутствия прямой назидательности. Преподаватель и ученик должны чувствовать себя свободными. При этом сохраняются невидимые, но жесткие рамки интерпретации, установленные текстом и автором.

Педагогическая ситуация, при которой ученики воспринимают учебный процесс как равноправное сотрудничество с учителем, создается, когда педагог через систему вопросов и заданий позволяет им прийти к собственным «открытиям». При этом важнейшую роль играет постижение ими эстетической ценности произведения и его нравственных аспектов.

Учебник-хрестоматия включает также справочный материал, как распределяемый по всему учебнику в виде пристра-ничных сносок, комментариев и т.д., так и концентрируемый в конце второй части в особом «Справочном разделе», состоящем из трех подразделов — «Советуем прочитать», «Места рождения и детских лет писателей», «Краткий словарь литературоведческих терминов». Причем из-за возрастных особенностей (пятиклассники очень медленно работают с книгой) информация справок дублируется. Первый раз термин или понятие вводится в текст учебника в соответствующей теме, а потом закрепляется в справочном разделе.

 При работе с биографическим материалом прежде всего следует стремиться воссоздать образ писателя и образ его малой родины.

Поскольку доминантной идеей учебника 5 класса является приобщение к книге, формирование устойчивого интереса к систематическому инициативному чтению, нельзя упускать случая коснуться роли книги в жизни писателя. Важным воспитательным и образовательным моментом является использование воспоминаний современников, приведенных в биографических сведениях. Отражающие детали быта и исторические особенности определенной эпохи, они не только в дальнейшем помогут ученику лучше понять содержание произведений XIX века, но и дают возможность учителю наметить межпредметные взаимосвязи, формирующие у детей целостную картину мира. Например, использование воспоминаний П.В. Анненкова об Арине Родионовне, няне А.С. Пушкина, и особенно рассказ о ее нежелании воспользоваться «вольною». Эта информация может стать своеобразным контекстом или материалом для создания проблемной ситуации при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму», поможет ученику избежать прямолинейности и однозначности в оценке поступков героев, подойти к пониманию такого сложного явления, каким было в истории России крепостное право.

При изучении конкретного произведения важно сначала «отделить», а затем «соединить» понятия темы и художественной идеи. Какой бы анализ текста ни производил учитель, какую бы характеристику текста ни выполняли дети (комплексную, целостную и проч.), следует всегда помнить мысль Г.А. Гуковского о том, что художественная идея произведения может быть понята только тогда, когда читатель поймет место и роль наибольшего числа компонентов текста. Иными словами, идея художественного произведения — это всегда сумма составляющих: темы, системы образов, композиции, сюжета, фабулы и художественно-выразительных средств.

Исходя из этого, в содержание самого учебника включены задания и упражнения, позволяющие характеризовать образ героя в единстве с развитием сюжета, своеобразием композиции и языковой художественной системой. Эта возможность моделируется в различных рубриках: «Вопросы и задания», «Живое слово», «В художественном мире произведения».

Так, при работе над сказом П.П. Бажова «Каменный цветок» в рубрике «Вопросы и задания» в центре внимания — задания, позволяющие пятиклассникам еще раз проанализировать образ-персонаж: предлагается подумать над особенностями личности героя, отношением Данилушки к природе, к близким ему людям (бабушка, мастер и т.д.), к труду. Эти задания можно выполнить разнообразными путями, в том числе и посредством различных видов пересказа, чтения по ролям и т.д. Подобные возможности заложены также в рубрике «Живое слово».

Выделенный в отдельную рубрику материал «В мире художественного слова П.П. Бажова» составляет органическое единство с предыдущими разделами учебника. Он ориентирует учителя и ученика на размышления о том, какими художественными средствами создается образ. Здесь присутствует упоминание об отношении к просторечной лексике А.И. Куприна — оно поможет понять специфику творчества П.П. Ба жова. Здесь же рассматривается лексическая характеристика Данилушки и Прокопьича. Школьникам достаточно только найти в тексте и перечитать эти слова, чтобы прийти к микровыводам.

Самое же главное — это помочь понять, что, приближаясь к фольклорным, прежде всего сказочным, жанрам, сказ представляет собой совершенно особый вид художественного творчества. Над этим микроразделом статьи учебника следует работать особо. Это может быть и рассказ учителя, после которого совместно делается вывод, и самостоятельное чтение страницы учениками с фиксированием ключевых слов, и составление плана этой части статьи. Возможны, конечно, и другие формы работы. Существенно лишь то, что данный разговор на уроке обязательно должен иметь место. В дальнейшем, когда сказовые элементы встретятся в различных художественных произведениях, школьники будут углублять свои представления о сказе.

При изучении произведения Е.И. Носова, помимо использования заданий и вопросов учебника, особое внимание можно уделить различным видам чтения: выразительному чтению, чтению по ролям; проведению конкурсов выразительного чтения прозы и поэзии.

При определенных условиях возможно проведение конкурса рисунков по данным (или выбранным самими детьми) эпизодам или составление рассказа по эпизоду: берется небольшой фрагмент, а ученик продолжает его, не повторяя авторский сюжет.

Как показывает практика, изучение таких произведений, как «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Как патефон петуха от смерти спас» Е. Носова, не вызывает у детей особенного затруднения: эти произведения им близки и понятны, так как и повествуют о том, что их интересует, об их сверстниках.

Сказанное, однако, совершенно не предполагает только знакомства с сюжетно-образной линией предлагаемых текстов. При работе над ними важно обращать внимание пятиклассников на художественную деталь и ее роль для понимания образа, эпизода, художественной идеи.

Важнейшим фактором формирования читателя является развитие возможностей ученика, направленных на понимание и характеристику текста.

Приемы понимания текста в учебнике представлены в системе дифференцированных заданий к художественным произведениям, позволяющим каждому ребенку осваивать знания в соответствии с индивидуальными возможностями. Для того чтобы реализовать идею личностно ориентированного образования, необходимо знать уровень развития каждого ребенка, его интересы. Так, один ребенок тяготеет к логическому уровню, другой — к репродуктивному, третий — к образному и т.д. Между данными уровнями развития лежит целая гамма пограничных состояний. Наличие их позволяет понять, как вести школьника от одного уровня восприятия к другому и возможно ли это движение. Для этой цели в учебнике представлен целый ряд тестов, роль которых многообразна: они выполняют и контрольно-обучающие функции, и развивающие, и часто могут являться основой для исследований целого ряда явлений. Возможно и использование других тестовых заданий, разработанных психологами и представленных в многочисленных изданиях. Однако при этом не следует забывать, что дети не всегда лояльно относятся к «открытому» тестированию. Срабатывает естественная система защиты. Поэтому мы предлагаем так называемые «скрытые» тесты — ученик выполняет определенное задание, не подозревая при этом, что он дает учителю основательный материал для изучения личности.

Формы организации образовательного процесса

  1. урок-консультация
  2. урок-практическая работа
  3. уроки-«Погружения»
  4. уроки-деловые игры
  5. уроки-соревнования
  6. уроки-консультации
  7. компьютерные уроки
  8. уроки с групповыми формами работы
  9. уроки взаимообучения учащихся
  10. уроки творчества
  11. уроки, которые ведут учащиеся
  12. уроки-зачеты
  13. уроки-конкурсы
  14. уроки-общения
  15. уроки-игры
  16. уроки-диалоги
  17. уроки-конференции
  18. уроки-семинары
  19. интегрированные уроки
  20. межпредметные уроки
  21. уроки-экскурсии

Разные виды творческих работ

изложение с элементами сочинения на основе художественного текста

сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях и опыте учащихся

сочинение-литературный портрет

сочинение-рецензия

сочинение-очерк (или сочинение-рассказ)

сочинение-стихотворение

аннотация

Технологии, используемые в образовательном процессе

  1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  2. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  4. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  5. Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  6. Технология индивидуализации обучения
  7. Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  1. проектная деятельность
  2. исследовательская деятельность

Виды и формы контроля

Формы контроля

  1. индивидуальный
  2. групповой
  3. фронтальный

Виды контроля

  1. предварительный
  2. текущий
  3. тематический
  4. итоговый

Контрольные работы и уроки внеклассного чтения по литературе  в течение года

№ п/п

Вид контрольной работы

Всего контрольных работ

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

1.

Контрольное классное сочинение

3

1

1

1

2.

Домашнее сочинение

1

1

-

-

-

3.

Контрольное тестирование

2

-

1

-

1

5.

Уроки внеклассного чтения

4

1

1

1

1

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

                5 класс

                  Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

развитие речи: пересказ текстов древнерусской литератур.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литератур ной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесно рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями,  портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в

Москве.

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя ».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовинов в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о язык стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзы на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс) чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянок дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям

.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизод

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юног А. Блока.   Блоковские   места   (Петербург,   Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».

 А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами р бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

 Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос лых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды пересказов, устный письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключены Эмиля из Аённеберги » (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературна викторина.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гр и мм, Ш. П е р р о, Х.К. А н д е р с е н а (1— 2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».

В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский. «Утро».

Раздел 4.Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Теоретические часы, практические работы

Самостоятельные работы и уроки внеклассного чтения

Контроль

ные

работы,

уроки развития речи

Конечный

результат

по разделу

Введение. «Книга-твой друг»

1

1

Выяснить, насколько подготовлены школьники к восприятию данного курса литературы, насколько широк читательский кругозор, какова культура речи и техника чтения каждого, какова реакция на вопросы учителя.

Из мифологии

3

Внеклассное чтение. Античные мифы.

Р/р.Рассказ . Подготовка к домашнему сочинению.

Знать содержание мифов ,легенд

Уметь: пересказывать текст, сохраняя его художественное своеобразие

 Из устного народного творчества

4

Самостоятельная работа» Сходства и различия мифа и сказки»

Знать: 

- определения фольклора, пословицы, поговорки, летописи; отличие пословицы от поговорки.

Уметь: пересказывать текст, сохраняя его художественное своеобразие; приводить примеры пословиц, поговорок, толковать их смысл.

Из  древнерусской литературы

2

Знать произведения древнерусской литературы;

Уметь: пересказывать текст, сохраняя его художественное своеобразие

Басни

6

Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова.

знать содержание изученных басен

Уметь:

  1. выразительно читать басен
  1. выявлять основную мысль  в баснях

Из литературы 19 века

25

Практикум «Анализ эпизода из поэмы А.С.Пушкина».

 Практикум «Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина»

Практикум «Анализ лирического стихотворения М.Ю.Лермонтова»


Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. Литературные сказки

Контрольнаое тестирование№1  по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Р/р.Классное сочинение. Стихотворения   в прозе: «Щи» (внутренняя связь с рассказом    «Муму»), «Русский язык»

знать

  1. содержание изученных литературных произведений;
  1. основные факты жизни и творческого пути писателей  19 века 

Уметь:

  1. выразительно читать лирические произведения поэтов
  2. выделять эпизоды в изучаемом произведении,
  3. -характеризовать героев на основании их поступков, поведения;
  4. -формулировать основную тему произведения.
  5. уметь определять роль изобразительно- выразительных средств языка в контексте

Из литературы 20 века

17

Практикум «Анализ эпизода из рассказа А..И.Куприна».

Контрольная работа «Анализ эпизода или лирического стихотворения» Р/р. Классное сочинение по теме «Нравственные проблемы в творчестве А.П.Чехова и А.И.Куприна ».

Знать

основные особенности композиции

Уметь 

  1. выявлять основную мысль рассказа, в стихотворениях
  2.  объяснять роль изобразительно- выразительных средств языка.
  3. Отличать лирические произведения,  выразительно читать их
  4. Уметь выделять основные эпизоды,  главную мысль произведения, давать

Из зарубежной литературы

10

Внеклассное чтение. Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»

Р/р. Классное сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве зарубежных писателей»

Контрольное тестирование «Путешествие в мир книги»

Знать

  1. сюжеты изучаемых произведений
  2. значение терминов: баллада, аллегория
  3.  определение терминов, данных в соответствующем разделе учебника ("Справочные материалы по теории   литературы")          

Развивать

навык самостоятельной работы с дополнительной литературой

Уметь:

анализировать прочитанное, видеть

особенности авторского стиля, художественных приемов; уметь выразительно читать ( как поэзию, так и прозу)

Раздел 5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЗА КУРС  5 КЛАССА

Важнейшими умениями в 5классах являются следующие:

  1. умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  2. выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  3. осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  4. умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  5. умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  6. умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  7. умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  8. умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  9. умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  10. умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  11. умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  12. умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Раздел 6.Критерии и нормы оценки знаний , умений, навыков

Оценка устных ответов. 

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

        знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

        умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

        понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

        знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

        умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

        уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

                                        Оценка тестовых работ. 

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Раздел 7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы

2.Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2007.

3Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.

4.Меркин Г. С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса.  В 3ч. М.: РОСТ, Скрин, 1997. – 64 с.

                                                     Раздел 8.Список литературы (основной и дополнительной)

                                                                           Основная литература

Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2007

                                                                          Дополнительная литература

1.Античная литература. Рим. Хрестоматия. Издательство:
Высшая школа, 2003 год

2.Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство:
Дрофа, 2002 год

3.
Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство:
Мнемозина, 1999 год

4. Шинкарев В.Всемирная литература Издательство:
Красный Матрос, 2000 год

5.Я познаю мир: Литература.Издательство:
АСТ, 2006 год
6.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство:
Аванта+, 2006 год

7.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера.Издательство:
Аванта+, 2005 год
8.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX векаИздательство:
Аванта+, 2005 год


Раздел 9. Приложение

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Дата

Тип урока

Понятия

и термины

Деятельность

 учащихся

Домашнее задание

1

Введение. «Книга — твой друг»

4.09

Урок внеклассного чтения

Форзац, титульный лист, обложка.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д) Рассказы о произведениях учащихся, прочитанных самостоятельно в летний период.

Самостоятельное чтение (по выбору учащихся).

2

Мифы Древней Греции. Античный миф.

6.09

Урок развития речи

Миф, античный миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж

Подбор ключевых слов и словосочетаний.

Читать  и пересказать один из мифов

3

Боги Древней Греции. «Олимп».

11.09

Урок комбинированный

Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж

Различные виды пересказа

Читать  и пересказать один из эпизодов «Одиссеи» Гомера

4

Герои Древней Греции. «Одиссей на острове Полифем».

13.09

Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы

Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж

Словесное рисование

Лексическая работа

5

Устное народное творчество. Загадка – малый жанр фольклора.

18.09

Урок по теории литературы

Эпитет, сравнение, метафора, иносказание, антитеза, антонимы

Игровая деятельность

Придумать загадки, используя приемы создания загадок

6

Пословицы и поговорки. Общее и различие.

20.09

Комбинированный урок.

Пословица, поговорка,иносказание, антитеза, антонимы

Игровая деятельность

Составить пазлы по теме «Пословицы, поговорки»

7

Языковые особенности пословиц. Сказка. Виды сказок.

24.09

Урок по теории литературы

Эпитет, сравнение, метафора, иносказание, гибербола, сказка, виды сказок.

Игровая деятельность

8

Особенности построения волшебной сказки «Царевна-лягушка»

26.09

Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы

Сказка, виды и элементы сказок, эпитет, постоянный эпитет, сказочные персонажи, образы животных, образ-пейзаж.

Работа с иллюстрациями

Пересказ эпизодов / по вариантам/

9

Бытовая     сказка «Чего на свете не бывает»

02.10

Комбиниро-

ванный урок

Сказка и миф: сходства и различия

Составление словарной статьи

Лексическая работа

10

Древнерусская литература. Жанры древнерусской литературы: повесть, житие.

04.10

Интегрирован-ный урок истории и литературы

Летопись, начальное понятие о древнерусской литературе

Различные виды пересказа

Пересказ эпизодов / по вариантам/

11

Книги печатные и рукописные.

08.10

Комбиниро-

ванный урок

Летопись, начальное понятие о древнерусской литературе, возникновение письменности наРуси.

Различные виды пересказа

12

Басня как жанр литературы. Понятие об аллегории.

11.10

Комбиниро-

ванный урок

Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Различные виды чтения

Лексическая работа

13

Русская      басня. Художественные особенности басен В.К. Тредиаковского «Ворон  и Лиса», А.П. Сумарокова «Ворона и Лиса»

16.10

Урок-игра

Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Письменный ответ на вопрос учителя

Выразительное чтение басни (по выбору учащихся)

14

Крылов И. А. – баснописец. Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».

18.10

Комбиниро-

ванный урок

Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Устные высказывания

15

Мораль и иносказательный смысл в баснях И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

23.10

Урок-инсценировка

Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Различные виды чтения, инсценировка

Подготовить инсценировку одной из басен, выучить басню (по выбору учащихся)

16

Внеклассное чтение. В мире басен И.А. Крылова.

25.10

Урок внеклассного чтения

Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Выразительное чтение наизусть, инсценировка

Сообщения о детстве А.С.Пушкина

18

А.С. Пушкин.Великий поэт и сказочник.. «Няне»

30.10

Урок-презентация

Авторский замысел и способы его характеристики

Работа с иллюстрациями

Анализ стихотворения

19

Литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

01.11

Комбинированный урок

Литературная (авторская) сказка и ее отличия от фольклорной.

Работа с текстом, пересказ эпизодов.

Выучить отрывок по рядам: 1 ряд – обращение к солнцу, 2 ряд – к месяцу, 3 ряд – к ветру.

20

Основные образы сказки    А.С. Пушкина

13.11

Урок-диалог

Композиция   сказки. Риторическое обращение, фольклорные элементы.

Словесное рисование, чтение эпизодов сказки наизусть

Характеристика образов

21

Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людмила» (отрывок) Стихотворная и прозаическая речь. Понятие о ритме.

14.11

Урок развития речи

Выразительные средства.

Выразительное чтение, словесное рисование

Пересказ эпизодов / по вариантам/

22

 Рифма. Виды рифм.

20.11

Урок по теории литературы.

Рифма, виды рифм: перекрестная, параллельная, опоясывающая (кольцевая)

Практическая работа работа

1)подобрать стихотворные строки с разными видами рифм; 2) сочинить четверостишье и указать вид рифмы (по выбору учащихся.)

23

Картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

22.11

Анализ поэтического текста

Художественная деталь, пейзажная лирика, звукопись, образ-пейзаж

Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения

24

Поэзия 19 века. Стихотворения о родной природе М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева.

27.11

Анализ поэтического текста

Художественная деталь, пейзажная лирика, звукопись, образ-пейзаж

Выразительное чтение

Выучить наизусть одно стихотворение (по выбору учащихся)

25

Образ природы в стихотворениях Е. А. Баратынского и И. З. Сурикова.

29.12

Анализ поэтического текста

Художественная деталь, пейзажная лирика, звукопись, образ-пейзаж

Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения (по выбору учащихся)

26

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о поэте. «Бородино». История создания стихотворения

04.12

Урок-презентация

Взаимосвязь истории и литературы

Работа с иллюстрациями

Составить план сражения (можнол цитатный)

27

«Бородино».    Бородинская    битва и русский солдат в      изображении М.Ю. Лермонтова

07.12

Урок-исследование

Тропы       (развитие представлений), звукопись

Письменный ответ на вопрос учителя

Выучить отрывок

28

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе.   История создания «Вечеров на хуторе близ Деканьки». Первичное знакомство с повестью «Ночь перед Рождеством»

11.12

Урок-презентация

Фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика

Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, формулировка учащимися вопросов для творческой работы

Сообщение «Традиции и обычаи славян»

29

«Ночь перед Рождеством». Образы и события   повести. Реальное и фантастическое в повести.

14.12

Урок-инсценировка

Авторский замысел и способы его характеристики

Работа с иллюстрациями, эпизодами из кинофильма.

Дочитать до конца, пересказ эпизодов (по вариантам)

30

Зло и добро в повести

18.12

Комбиниро-ванный урок

Рассказ, тема художественного произведения (развитие представлений), художественная деталь

Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, словесное рисование

Письменный отзыв на эпизод, выразительное чтение по ролям, инсценировка(выбор эпизодов по желанию)

31

«Вечера на хуторе близ Деканьки…»

21.12

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение по ролям, инсценировка эпизодов учащимися.

Сообщение о детских годах И. С. Тургенева

32

И.С. Тургенев. Детские  впечатления И.С. Тургенева. История создания рассказа «Муму».

25.12

Урок-презентация

Рассказ, тема художественного произведения (развитие представлений), художественная деталь

Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, словесное рисование

Пересказ эпизодов (по вариантам)

33

Контрастное изображение героев рассказа.

28.12

Комбинорованный урок

Образ героя рассказа (развитие представлений), художественная деталь

Устные высказывания

Образ барыни, Образ Герасима (по вариантам)

34

«Муму». Тема рассказа. Отношение автора к героям рассказа..

15.01

Комбинированный урок

Тема художественного произведения, автор, отношение автора.

Выборочные пересказы детей. Тестирование

35

Стихотворения   в прозе. Общее в стихотворении в прозе «Воробей» и в рассказе «Муму».

17.01

Урок развития речи

Стихотворения в прозе. Эпитет (развитие представлений), сравнение, образ-персонаж, фольклорные элементы в художественном произведении


Творческая работа

Выразительное чтение

36

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте.   Тема крестьянской жизни в стихотворении «Крестьянские дети».

22.01

Урок-презентация

Авторский замысел и способы его характеристики, образ охотника, образ детей-крестьян.

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, страницы устного журнала о Н.А. Некрасове («Грешнево—Карабиха») 

Выразительное чтение отрывка наизусть.

37

Основная тема и способы ее раскрытия в стихотворении «Тройка»

24.01

Анализ поэтического текста

Тема и способы ее раскрытия, музыкальность стихотворения, выразительные средства

Цитатный план

Выразительное чтение

38

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне

29.01

Урок-презентация

Работа с иллюстрациями

Сообщение о детстве писателя

39

«Кавказский пленник». Тема рассказа. Творческая история

31.01

Урок-игра «Умники и умницы»

Рассказ, его композиция

Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия

Пересказ эпизодов / по вариантам/

40

Две жизненные позиции  (Жилин  и Костылин).  Отношение писателя к событиям рассказа

05.02

Урок-исследование

Портрет, роль детали в создании художественного образа

Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия

Характеристика образов Жилина  и Костылина

41

Подготовка к сочинению: «Жилин и Костылин – такие разные судьбы».

07.02

Урок развития речи

План сочинения, структура построения сочинения.

Составление плана будущего сочинения, высказывания детей

Письменная работа. Сообщение о детстве А.П.Чехова (индив.)

42

А.П. Чехов. Краткие сведения о писателе. «Злоумышленник». Осмеяние в рассказе трусости.

12.02

Урок-презентация

Юмор, комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа, антитеза, метафора, градация -

Работа с иллюстрациями, чтение по ролям, пересказ

Пересказ рассказа А.П.Чехова по ролям

43

А.А. Блок. Краткие сведения о поэте. «Летний    вечер», «Полный     месяц встал над лугом...»

14.02

Анализ поэтического текста

Образная система стихотворения, антитеза

Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение

Выучить наизусть (по выбору)

44

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на Даче». Основная тема рассказа

19.02

Комбинирован-ный урок

Тема, эпизод, финал

Работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос, составление вопросов

Дочитать, ответить на вопросы

45

И.А. Бунин. Краткие сведения о писателе. «Густой зеленый ельник у дорога...»

21.02

Урок-презентация

Стихотворение-размышление

Работа с иллюстрациями, заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел». Составление цитатного плана, чтение наизусть

Выразительное чтение

46

Тема природы, второй план в рассказе «В деревне». Слияние человека с природой

26.02

Комбинированный урок

Образ-пейзаж, образно-выразительные средства (развитие представлений)

Цитатный план

Пересказ

47

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Основные нравственные проблемы рассказа  «Детский сад».

28.02

Урок-презентация

Рассказ (развитие представлений), характеристика персонажа, портрет героя

Работа с иллюстрациями, пересказ от другого лица, различные виды чтения, цитатный план

Пересказ эпизодов / по вариантам/ Сообщение о Есенине (индив.)

48

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. В есенинском Константинове. «Поет зима — аукает...» или «Нивы сжаты, рощи голы...» (на выбор). Единство человека и природы

05.03

Интегрирован-ный урок искусства и литературы

Тема, образ

Пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений

Выразительное чтение наизусть

49

А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. Тема рассказа «Никита».

07.03

Урок-презентация

Сказ, его отличия от сказки. Приемы создания художественного образа, афоризм

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде

Пересказ эпизодов / по вариантам/

52

В мире художественного слова А. П. Платонова. Понятие о фантастике.

12.03

Урок развития речи

Юмор (развитие представления)

Инсценированное чтение, различные виды пересказа

Характеристика героев

53-55

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок».

14, 19, 21.03

Урок-презентация, комбинированный урок, урок-игра.

Диалог, сравнительная характеристика. Тема,образ.

Чтение по ролям, наблюдение за особенностями речи персонажей. Ответы на вопросы викторины

Пересказ эпизодов / по вариантам/ Характеристика героев

56

Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема добра. Юмористическое и лирическое в рассказе

26.03

Урок-презентация

Эпитет, метафора

Выразительное чтение, чтение наизусть

Пересказ эпизодов / по вариантам/

57

Ю.B. Сотник. Краткие сведения о писателе. «Гадюка». Тема рассказа

02.04

Комбиниро-ванный урок

Диалог, сравнительная характеристика

Составление аннотации

Характеристика героев

58

Н.А.Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок...» Образы природы

04.04

Урок-размышление

Тропы (развитие представлений)

Цитатный план

Анализ стихотворения

59

А.Т. Твардовский. Краткие сведения о поэте. «Станция Починок». Любовь к родине

09.04

Комплексный анализ текста

Эпитет,метафора

Отзыв об эпизоде

Выучить наизусть

60-61

Внеклассное чтение: конкурс чтецов      «Поэты XX века о родной природе»

11,16.04

Урок анализа поэтического текста. Урок внеклассного чтения

Пейзажная лирика, образ-пейзаж, звукопись

Выразительное чтение, анализ иллюстраций, выразительное чтение наизусть

Выразительное чтение, выразительное чтение наизусть, иллюстрации к стихотворениям.

Из зарубежной литературы

62

Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывок)

19.04

Урок-презентация

Притча, приключенческий роман, роман воспитания,

Работа с иллюстрациями

Творческая работа «Письмо Робинзону»

63

Сюжетные линии, характеристика персонажей

23.04

Анализ эпизода

Жанр путешествия (первичные представления)

Изложение с элементами сочинения, различные виды пересказа

Составить вопросы к выбранному эпизоду

64-66

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе. «Снежная королева» (отрывки). Добро и зло в сказке, тема внешней и внутренней красоты

25, 30.04, 02.05

Урок-презентация, интегрированный урок искусства и литературы

Волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики -

Работа с иллюстрациями, различные виды пересказов

Инсценировать отрывок, подготовить иллюстрацию к выбранному эпизоду.

67-68

Марк Твен. Краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок).

7.05, 14.05

Урок-исследование

Юмор, приключенческая литература. Фантастика и реальность

Различные виды чтения и пересказа

Выразительное чтение по ролям

Автобиографические мотивы

69

Дж.Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише»

16.05

Комбинированный урок

Тема рассказа (развитие представлений)

Различные виды пересказа, письменная и устная характеристика героя

Подготовиться к тестированиию

70

Р.Бредбери. Краткие сведения о писателе. «Всё лето в один день» (отрывок).Мечта и реальность.

21.05

Комбинированный урок

Тема рассказа (развитие представлений)

Различные виды пересказа

Подготовиться к тестированию.

71

Итоговое тестирование «Путешествие в мир книги»

23.05

Контрольное тестирование

Письменная работа

Подготовиться к внеклассному мероприятию

72

Внеклассное чтение. Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»

28.05

Урок-игра

)

Рекомендации к летнему чтению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...