Программа элективного курса "Литература русского зарубежья" для учащихся 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Программа элективного курса "Литература русского зарубежья" предназначена для учащихся 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-ekl11.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основной принцип программы курса «История русской литературы XX века» – принцип историзма, позволяющий на представленном материале показать учащемуся различные способы осмысления состояния мира, предлагаемые русскими художниками в XX - XXI вв.
Подобный методологический подход позволяет совместить философско-эстетический анализ литературного произведения с анализом историко-литературным, тем самым избежать политизированного, идеологизированного толкования художественных явлений; помочь учащимся увидеть в русском литературном произведении отражение национальной ментальности.
Программа предусматривает знакомство с новейшими приоритетами в области русского и зарубежного литературоведения, формирование способности осмысления новых научных парадигм, развитие творческих способностей к анализу и интерпретации художественных текстов.
Степень погружения в тот или иной контекст обусловливается фактором подготовленности учащихся к восприятию материала того или иного типа сложности. С учётом полноты и глубины реализации программы она может быть использована и в группах основного этапа обучения, и в группах продвинутого этапа обучения.
Цели и задачи дисциплины «Литература русского зарубежья»
Курс «Литература русского зарубежья» предполагает историко-литературное изучение предмета.
Цель дисциплины:
познакомить учащихся с литературным процессом и индивидуальными художественными системами писателей русской эмиграции «трех волн».
Задачи дисциплины:
- дать общее представление о бытовании русской литературы, публицистики, издательского дела за рубежом (1920-1980-е гг);
- углубить представления об основных модернистских направлениях в русской литературе первой половины ХХ века (декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, авангард) и трансформации реализма;
- рассмотреть философские, этические и эстетические позиции русских зарубежных художников, эволюцию их творчества;
- осмыслить наиболее репрезентативные произведения основных представителей литературы русского зарубежья;
- представить современные методологии и методики анализа текста.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения данного курса учащиеся должны представлять социокультурную ситуацию, в которой оказалась литература русской диаспоры, освоить эстетику и художественное творчество писателей в динамике, уметь анализировать разнородовые (лирику и прозу), разножанровые (роман, рассказ, стихотворение, поэму и проч.) тексты, принадлежащие разным типам творчества (реализму, модернизму, авангарду, сюрреализму, импрессионизму и проч.).
Содержание дисциплины:
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ | Тема (лекция, коллоквиум) | Задание | Количество часов на изучение темы |
1. | Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена. | Сообщения учащихся об одном из центров литературы русского зарубежья 1-ой волны | 2 |
2. | Центры зарубежной русской литературы (Берлин, Париж, Шанхай и др.). Основные «волны» русской эмиграции. | И.А. Бунин, «Жизнь Арсеньева»: тема, идея, образы и проблемы произведения | |
3. | Литература русского зарубежья 1917-1941 гг. И.А. Бунин, «Жизнь Арсеньева»: философская, религиозная и этическая концепция жизни писателя. | Анализ одного из эпизодов романа (по выбору учащихся) | 4 |
4. | «Жизнь Арсеньева»: тема разлуки, любви и смерти в романе. | Характеристика одного из персонажей (по выбору учащихся) | |
5. | Традиции и новаторство «автобиографического романа». Особенности жанра, поэтики. | И.А. Бунин, «Чистый понедельник»: эссе «Первое впечатление» | |
6. | «Чистый понедельник»: трагедийная концепция любви в рассказах цикла «Темные аллеи». | И.С. Шмелев, «Лето Господне»: темы и проблемы произведения | |
7. | И.С. Шмелев, «Лето Господне». Автобиографическое повествование. Тема прошлого и его осмысления. | Анализ эпизода из романа (по выбору учащихся) | 2 |
8. | Религиозное начало в произведении. Автор и герой: микромир героя и макромир художника. | М.И. Цветаева: анализ одного из стихотворений периода эмиграции. | |
9. | М.И. Цветаева. Исповедальное и трагедийное начала в литературе. | Сравнительный анализ стихотворений М.Цветаевой и А. Ахматовой (по выбору учащихся) | 2 |
10. | Противопоставление быта бытию, духа материи в стихотворениях М. Цветаевой. Образ лирического героя (героини). | В.В. Набоков: анализ одного из стихотворений (по выбору учащихся) | |
11. | В.В. Набоков. Жизнь и творчество. Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, психологизма. | В.В. Набоков, «Приглашение на казнь»: первое впечатление. | 5 |
12. | В.В. Набоков, «Приглашение на казнь»: мир и его абсурдные законы. Реальное и воображаемое в художественном мире романа. | Раскрыть одну из тем романа | |
13. | В.В. Набоков, «Другие берега» - автобиографический роман. Ностальгическая тема в произведении. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя. | Психологический портрет главного героя | |
14. | В.В. Набоков, «Дар» - последний роман на русском языке. Тема ответственности человека перед собой и своей судьбой. Композиция романа. | «Защита Лужина»: в чем трагедия талантливого человека? | |
15. | В.В. Набоков, «Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека. | Сообщения о представителях «второй волны» эмиграции | |
16. | «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын. | Эссе «Стихотворение И. Бродского, отразившее суть времени» (по мнению учащегося) | 1 |
17. | Жизнь и творчество И. Бродского. | Анализ одного из стихотворений И. Бродского (по выбору учащегося) | 3 |
18. | Темы любви, жизни и смерти, назначении поэта и его судьбы в лирике И. Бродского. | Сообщения учащихся «Современники о Бродском» | |
19. | Особенности поэтики И. Бродского. | Эссе «Солженицын в истории и литературе ХХ века» | |
20. | А. Солженицын. Жизнь и творчество. Автобиографичность произведений писателя. | «В круге первом» - читать; проблематика романа | 4 |
21. | Особенности поэтики идеологического романа (на примере романа А. Солженицына «В круге первом»). | «Раковый корпус» - читать; анализ эпизода (по выбору учащегося) | |
22. | Развитие идеологического романа в творчестве А. Солженицына (на примере романа «Раковый корпус»). | Эссе «Герои Солженицына» (по произведениям писателя) | |
23. | Место Солженицына в жанровом поиске литературы 60-х годов. | Сообщения о представителях «третьей» волны литературной эмиграции | |
24. | «Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов, А. Гладилин, Ю. Мамлеев, В. Аксенов, И. Ратушинская, С. Соколов, Ф. Горенштейн и др. (обзорная лекция) | Г. Владимов, «Верный Руслан» - читать | 1 |
25. | Г.Н. Владимов. Жизнь и творчество. Русская неподцензурная проза. | «Верный Руслан»: проблематика повести, композиция произведения. | 5 |
26. | «Верный Руслан» - история создания повести. Характеристика литературного героя (собака, приученная нести караульную службу в лагере). | «Генерал и его армия» - читать | |
27. | «Генерал и его армия»: сопоставление и противопоставление героев и их поступков, “срывание всех и всяческих масок”, использование внутреннего монолога (психологизм повествования), перебрасывание действия от командующего российской армией к командующему армией противника. | Анализ эпизода (по выбору учащегося) | |
28. | «Генерал и его армия» Г. Владимова и «Война и мир» Л.Н. Толстого: паратекстуальная связь произведений. | Сообщения учащихся «Современники о романе Г. Владимова» | |
29. | Оценка романа «Генерал и его армия» современниками (В. Богомолов, Ю. Щеглов, Н. Иванова и др.) | С. Довлатов, «Зона» - читать. | |
30. | С.В. Довлатов. Творчество, личность, судьба. | Проблематика повести, развитие сюжета, особенности композиции | 3 |
31. | Особенности прозы С. Довлатова (на примере повести «Зона») | Система персонажей в повести «Зона» | |
32. | Соотношение автора и повествователя в повести «Зона». | Сообщения учащихся о произведениях В. Аксенова (по выбору) | |
33. | В. Аксенов. Жизнь и творчество. Эволюция поэтики писателя. | «Московская сага» - читать | 2 |
34. | Основные темы и мотивы в произведениях В. Аксенова (тема творчества, мотив дороги). «Московская сага» - воплощение романа В. Аксенова на экране. | Темы саги, проблематика произведения. Ознакомиться с экранизацией произведения |
3.2. Содержание разделов дисциплины
1. Общая характеристика первой волны русской эмиграции. Исход, основные центры расселения и периодические издания. Психологическая атмосфера в эмигрантской среде. Старшее и младшее поколения писателей. Взаимоотношения литератур метрополии и диаспоры. Публицистика писателей русского зарубежья.
2. Проза и публицистика старшего поколения писателей. Послеоктябрьская публицистика Д. Мережковского и З. Гиппиус. Эмигрантское творчество И. Бунина. Экзистенциальные проблемы в позднем творчестве Бунина. Тема любви в цикле «Темные аллеи» и новеллистике. «Жизнь Арсеньева» как феноменологический роман.
3. Импрессионистическая линия в русской литературе: лирическая проза Б. Зайцева. Импрессионистическая поэтика ранних рассказов Б. Зайцева. Поэтика модернистского романа («Дальний край»). Персональное повествование Б. Зайцева как продуцирование реалистического мирообраза («Золотой узор»). Становление христианской модели мира в эмигрантском творчестве Б. Зайцева. Литературное житие «Преподобный Сергий Радонежский».
4. Формирование христианского мирообраза в раннем творчестве И. Шмелева («Человек из ресторана»). Изображение катастрофичности бытия в повествовании «Солнце мертвых»: семантика и структура мифа. Мифологизация национальной действительности в дилогии «Лето Господне» и «Богомолье».
5. Основные мотивы творчества Марины Цветаевой. Темы любви, одиночества и высокого предназначения поэта в лирике поэтессы. Трепетное отношение к России и русскому слову в ее поэзии.
6. Русскоязычная проза В. Набокова: дискуссии о творческом методе В. Набокова. Основные набоковедческие концепции. Интертекстуальность как способ концепирования реальности в романе «Машенька». Концепция игры и проблема творчества в романе «Защита Лужина». Функция сюжета письма в романе «Приглашение на казнь».
7. Оригинальное творчество Бродского как уникальный опыт приобщения русского слова к доселе чуждому ему опыту барочной европейской поэзии «метафизической школы». Темы любви, жизни и смерти, назначении поэта и его судьбы в лирике И. Бродского.
8. Понятие «возвращённая литература». Творчество А. Солженицына как отражение эпохи репрессий и утверждения величия человека, человеческого достоинства.
9. Тема России и ее истории в творчестве Г. Владимова. Тема трагической судьбы независимой личности в произведениях писателя.
10. Сосуществование двух миров: вечного и повседневного в творчестве С. Довлатова. Своеобразие «довлатовского письма», уникальность стиля произведений Довлатова.
11. Своеобразие ранней прозы В. Аксёнова, тяготеющей к романному содержанию. Элементами жанровой структуры, подвергающимися трансформации в творчестве В. Аксёнова. Романное начало в рассказах В. Аксёнова 1960–1970-х гг.
Варианты тем № 5 и 6.
*5. Творчество поэтов, вышедших из акмеизма (В. Ходасевич, Н. Оцуп, И. Одоевцева, Г. Иванов и др.). Лирика В. Ходасевича: дискуссии о творческом методе; устойчивые темы и способы их воплощения, эволюция от сборника «Путем зерна» - к «Европейской ночи».
*5. Поэтический мир Г. Иванова: роль традиции в ранней лирике Г. Иванова («Отплытие на о. Цитеру»), художественное своеобразие сборников «Сады», «Вереск»; темы и мотивы поздней лирики Г. Иванова (1948-1958. Стихи; Посмертный дневник). Авангардная проза Г. Иванова («Распад атома»).
*6. Художественный мир М. Осоргина: концепция природокультуры, лирическое и автобиографическое начала (роман «Сивцев вражек»). Мемуарная проза М. Осоргина: «Времена». Становление метатекстовых структур в прозе М. Осоргина конца 1930-х годов (рассказы, роман «Вольный каменщик»).
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Рекомендуемая литература:
а) основная:
1. Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья (1918 – 1996) / В.В. Агеносов. – М.: «Высшая школа», 1998. – 543 с.
2. Хатямова, М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. - М.: Языки славянской культуры,2008. - 328 с.
3. Барковская, Н.В. Литература русского зарубежья (Первая волна) / Н.В. Барковская. – Екатеринбург, 2001. – 155 с.
б) дополнительная:
1. Адамович, Г. Одиночество и свобода / Г. Адамович. – СПб: «Логос», 1993. – 224 с.
2. Буслакова, Т.П. Литература русского Зарубежья. Курс лекций / Т.П. Буслакова. - М.: «Высшая школа», 2005. – 364 с.
3. Литературная энциклопедия русского Зарубежья (1918-1940). Т. 1. Писатели русского Зарубежья. - М.: РОССПЭН,1997. Т. 2. Периодика и литературные центры. - М.: РОССПЭН, 2000. Т. 3. Книги. - М.: РОССПЭН,2002.
4. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов / А.Г. Соколов. - М.: «Высшая школа»,1991. – 184 с.
5. Струве, Г. Русская литература в изгнании / Г. Струве. - Париж, 1984. – 419 с.
4.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
Дисциплина обеспечивается программой «Литература русского зарубежья», книжными фондами библиотек, материалами интернет-ресурсов.
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютер, DVD-проигрыватель, мультимедийный проектор.
6. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
6.1 Основные историко-литературные и методологические положения излагаются в лекционном курсе по программе «Литература русского зарубежья». В основу концепции курса положена монография автора программы «Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века» (М.: Языки славянской культуры, 2008. – 328 с.). Анализ конкретных произведений осуществляется на практических занятиях. Методические усилия преподавателя направлены на реализацию концепции курса (аудиторные занятия) и контроль за самостоятельной работой студентов (чтением художественных текстов, мемуаров, проверкой конспектов, подготовкой к зачету).
6.2 Самостоятельная работа студентов предполагает чтение и осмысление художественных текстов, мемуаров, литературоведческих и критических источников по литературе русского зарубежья. Формы самостоятельной работы: чтение, конспектирование источников, реферирование, доклады по творчеству отдельных писателей.
Примерный перечень вопросов к зачету:
- Общая характеристика первой волны русской эмиграции: исход, бытование, взаимоотношение литератур метрополии и диаспоры. Старшее и младшее поколения.
- Основные русские периодические издания. Русская зарубежная периодика.
- Тема любви в эмигрантском творчестве И. Бунина («Темные аллеи», «Митина любовь», «Солнечный удар»).
- Русский феноменологический роман: «Жизнь Арсеньева» И. Бунина.
- Мифопоэтика «Солнца мертвых» И. Шмелева.
- Мифологический образ России в «Лете Господнем» И. Шмелева.
- Ранняя лирическая проза Б. Зайцева.
- «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева: концепция и поэтика.
- Своеобразие образа лирической героини в поэзии и прозе М. Цветаевой.
- Образ реальности в романе В. Набокова «Машенька».
- Концепция игры в творчестве В. Набокова («Защита Лужина»).
- Сюжет письма в романе В. Набокова «Приглашение на казнь».
- Анализ одного из стихотворений И. Бродского (по выбору учащегося).
- Герои А. Солженицына: кто они?
- Образы войны и мира в произведениях Г. Владимова и В. Аксенова.
Варианты вопросов по темам № 5, 6:
- Автобиографическая проза М. Осоргина («Времена»).
- «Сивцев вражек» М. Осоргина: на пересечении традиций.
- Своеобразие исторического романа М. Алданова: «Ключ».
- «Путем зерна» В. Ходасевича: темы, мотивы, мифопоэтика.
- Концепция творчества В. Ходасевича («Тяжелая лира»).
- Воспоминания и публицистика В. Ходасевича («Некрополь», статьи).
- Ранняя лирика Г. Иванова.
- «Распад атома» Г. Иванова как авангардный и сюрреалистический текст.
- Эволюция творчества Г. Иванова: стихи 1940-50-х годов, «Посмертный дневник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Программа элективного предпрофильного курса для учащихся 9 класса « Customs, traditions and festivals of the United Kingdom»
Элективный курс «Customs, traditions and festivals of the United Kingdom» «В Соединенном Королевстве принято так» (об Английских традициях) предназначен для п...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание", 9 класс, 35 часов
Рабочая программа разработана на основе Программы элективного курса С.И. Львовой для 10-11 классов 2009 года. При составлении рабочей программы учителем авторская ...
Авторская программа элективного курса " Рукоделие" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса «Рукоделие» для учащихся 9 класса - является одним из вариантов курсов, направленных на формирование представлений о характере профессионального труда людей, подготов...