Программа элективного курса "Литература русского зарубежья" для учащихся 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Программа элективного курса "Литература русского зарубежья" предназначена для учащихся 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-ekl11.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основной принцип программы курса «История русской литературы XX века» – принцип историзма, позволяющий на представленном материале показать учащемуся различные способы осмысления состояния мира, предлагаемые русскими художниками в XX - XXI вв.
Подобный методологический подход позволяет совместить философско-эстетический анализ литературного произведения с анализом историко-литературным, тем самым избежать политизированного, идеологизированного толкования художественных явлений; помочь учащимся увидеть в русском литературном произведении отражение национальной ментальности.
Программа предусматривает знакомство с новейшими приоритетами в области русского и зарубежного литературоведения, формирование способности осмысления новых научных парадигм, развитие творческих способностей к анализу и интерпретации художественных текстов.
Степень погружения в тот или иной контекст обусловливается фактором подготовленности учащихся к восприятию материала того или иного типа сложности. С учётом полноты и глубины реализации программы она может быть использована и в группах основного этапа обучения, и в группах продвинутого этапа обучения.
Цели и задачи дисциплины «Литература русского зарубежья»
Курс «Литература русского зарубежья» предполагает историко-литературное изучение предмета.
Цель дисциплины:
познакомить учащихся с литературным процессом и индивидуальными художественными системами писателей русской эмиграции «трех волн».
Задачи дисциплины:
- дать общее представление о бытовании русской литературы, публицистики, издательского дела за рубежом (1920-1980-е гг);
- углубить представления об основных модернистских направлениях в русской литературе первой половины ХХ века (декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, авангард) и трансформации реализма;
- рассмотреть философские, этические и эстетические позиции русских зарубежных художников, эволюцию их творчества;
- осмыслить наиболее репрезентативные произведения основных представителей литературы русского зарубежья;
- представить современные методологии и методики анализа текста.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения данного курса учащиеся должны представлять социокультурную ситуацию, в которой оказалась литература русской диаспоры, освоить эстетику и художественное творчество писателей в динамике, уметь анализировать разнородовые (лирику и прозу), разножанровые (роман, рассказ, стихотворение, поэму и проч.) тексты, принадлежащие разным типам творчества (реализму, модернизму, авангарду, сюрреализму, импрессионизму и проч.).
Содержание дисциплины:
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ | Тема (лекция, коллоквиум) | Задание | Количество часов на изучение темы |
1. | Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена. | Сообщения учащихся об одном из центров литературы русского зарубежья 1-ой волны | 2 |
2. | Центры зарубежной русской литературы (Берлин, Париж, Шанхай и др.). Основные «волны» русской эмиграции. | И.А. Бунин, «Жизнь Арсеньева»: тема, идея, образы и проблемы произведения | |
3. | Литература русского зарубежья 1917-1941 гг. И.А. Бунин, «Жизнь Арсеньева»: философская, религиозная и этическая концепция жизни писателя. | Анализ одного из эпизодов романа (по выбору учащихся) | 4 |
4. | «Жизнь Арсеньева»: тема разлуки, любви и смерти в романе. | Характеристика одного из персонажей (по выбору учащихся) | |
5. | Традиции и новаторство «автобиографического романа». Особенности жанра, поэтики. | И.А. Бунин, «Чистый понедельник»: эссе «Первое впечатление» | |
6. | «Чистый понедельник»: трагедийная концепция любви в рассказах цикла «Темные аллеи». | И.С. Шмелев, «Лето Господне»: темы и проблемы произведения | |
7. | И.С. Шмелев, «Лето Господне». Автобиографическое повествование. Тема прошлого и его осмысления. | Анализ эпизода из романа (по выбору учащихся) | 2 |
8. | Религиозное начало в произведении. Автор и герой: микромир героя и макромир художника. | М.И. Цветаева: анализ одного из стихотворений периода эмиграции. | |
9. | М.И. Цветаева. Исповедальное и трагедийное начала в литературе. | Сравнительный анализ стихотворений М.Цветаевой и А. Ахматовой (по выбору учащихся) | 2 |
10. | Противопоставление быта бытию, духа материи в стихотворениях М. Цветаевой. Образ лирического героя (героини). | В.В. Набоков: анализ одного из стихотворений (по выбору учащихся) | |
11. | В.В. Набоков. Жизнь и творчество. Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, психологизма. | В.В. Набоков, «Приглашение на казнь»: первое впечатление. | 5 |
12. | В.В. Набоков, «Приглашение на казнь»: мир и его абсурдные законы. Реальное и воображаемое в художественном мире романа. | Раскрыть одну из тем романа | |
13. | В.В. Набоков, «Другие берега» - автобиографический роман. Ностальгическая тема в произведении. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя. | Психологический портрет главного героя | |
14. | В.В. Набоков, «Дар» - последний роман на русском языке. Тема ответственности человека перед собой и своей судьбой. Композиция романа. | «Защита Лужина»: в чем трагедия талантливого человека? | |
15. | В.В. Набоков, «Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека. | Сообщения о представителях «второй волны» эмиграции | |
16. | «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын. | Эссе «Стихотворение И. Бродского, отразившее суть времени» (по мнению учащегося) | 1 |
17. | Жизнь и творчество И. Бродского. | Анализ одного из стихотворений И. Бродского (по выбору учащегося) | 3 |
18. | Темы любви, жизни и смерти, назначении поэта и его судьбы в лирике И. Бродского. | Сообщения учащихся «Современники о Бродском» | |
19. | Особенности поэтики И. Бродского. | Эссе «Солженицын в истории и литературе ХХ века» | |
20. | А. Солженицын. Жизнь и творчество. Автобиографичность произведений писателя. | «В круге первом» - читать; проблематика романа | 4 |
21. | Особенности поэтики идеологического романа (на примере романа А. Солженицына «В круге первом»). | «Раковый корпус» - читать; анализ эпизода (по выбору учащегося) | |
22. | Развитие идеологического романа в творчестве А. Солженицына (на примере романа «Раковый корпус»). | Эссе «Герои Солженицына» (по произведениям писателя) | |
23. | Место Солженицына в жанровом поиске литературы 60-х годов. | Сообщения о представителях «третьей» волны литературной эмиграции | |
24. | «Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов, А. Гладилин, Ю. Мамлеев, В. Аксенов, И. Ратушинская, С. Соколов, Ф. Горенштейн и др. (обзорная лекция) | Г. Владимов, «Верный Руслан» - читать | 1 |
25. | Г.Н. Владимов. Жизнь и творчество. Русская неподцензурная проза. | «Верный Руслан»: проблематика повести, композиция произведения. | 5 |
26. | «Верный Руслан» - история создания повести. Характеристика литературного героя (собака, приученная нести караульную службу в лагере). | «Генерал и его армия» - читать | |
27. | «Генерал и его армия»: сопоставление и противопоставление героев и их поступков, “срывание всех и всяческих масок”, использование внутреннего монолога (психологизм повествования), перебрасывание действия от командующего российской армией к командующему армией противника. | Анализ эпизода (по выбору учащегося) | |
28. | «Генерал и его армия» Г. Владимова и «Война и мир» Л.Н. Толстого: паратекстуальная связь произведений. | Сообщения учащихся «Современники о романе Г. Владимова» | |
29. | Оценка романа «Генерал и его армия» современниками (В. Богомолов, Ю. Щеглов, Н. Иванова и др.) | С. Довлатов, «Зона» - читать. | |
30. | С.В. Довлатов. Творчество, личность, судьба. | Проблематика повести, развитие сюжета, особенности композиции | 3 |
31. | Особенности прозы С. Довлатова (на примере повести «Зона») | Система персонажей в повести «Зона» | |
32. | Соотношение автора и повествователя в повести «Зона». | Сообщения учащихся о произведениях В. Аксенова (по выбору) | |
33. | В. Аксенов. Жизнь и творчество. Эволюция поэтики писателя. | «Московская сага» - читать | 2 |
34. | Основные темы и мотивы в произведениях В. Аксенова (тема творчества, мотив дороги). «Московская сага» - воплощение романа В. Аксенова на экране. | Темы саги, проблематика произведения. Ознакомиться с экранизацией произведения |
3.2. Содержание разделов дисциплины
1. Общая характеристика первой волны русской эмиграции. Исход, основные центры расселения и периодические издания. Психологическая атмосфера в эмигрантской среде. Старшее и младшее поколения писателей. Взаимоотношения литератур метрополии и диаспоры. Публицистика писателей русского зарубежья.
2. Проза и публицистика старшего поколения писателей. Послеоктябрьская публицистика Д. Мережковского и З. Гиппиус. Эмигрантское творчество И. Бунина. Экзистенциальные проблемы в позднем творчестве Бунина. Тема любви в цикле «Темные аллеи» и новеллистике. «Жизнь Арсеньева» как феноменологический роман.
3. Импрессионистическая линия в русской литературе: лирическая проза Б. Зайцева. Импрессионистическая поэтика ранних рассказов Б. Зайцева. Поэтика модернистского романа («Дальний край»). Персональное повествование Б. Зайцева как продуцирование реалистического мирообраза («Золотой узор»). Становление христианской модели мира в эмигрантском творчестве Б. Зайцева. Литературное житие «Преподобный Сергий Радонежский».
4. Формирование христианского мирообраза в раннем творчестве И. Шмелева («Человек из ресторана»). Изображение катастрофичности бытия в повествовании «Солнце мертвых»: семантика и структура мифа. Мифологизация национальной действительности в дилогии «Лето Господне» и «Богомолье».
5. Основные мотивы творчества Марины Цветаевой. Темы любви, одиночества и высокого предназначения поэта в лирике поэтессы. Трепетное отношение к России и русскому слову в ее поэзии.
6. Русскоязычная проза В. Набокова: дискуссии о творческом методе В. Набокова. Основные набоковедческие концепции. Интертекстуальность как способ концепирования реальности в романе «Машенька». Концепция игры и проблема творчества в романе «Защита Лужина». Функция сюжета письма в романе «Приглашение на казнь».
7. Оригинальное творчество Бродского как уникальный опыт приобщения русского слова к доселе чуждому ему опыту барочной европейской поэзии «метафизической школы». Темы любви, жизни и смерти, назначении поэта и его судьбы в лирике И. Бродского.
8. Понятие «возвращённая литература». Творчество А. Солженицына как отражение эпохи репрессий и утверждения величия человека, человеческого достоинства.
9. Тема России и ее истории в творчестве Г. Владимова. Тема трагической судьбы независимой личности в произведениях писателя.
10. Сосуществование двух миров: вечного и повседневного в творчестве С. Довлатова. Своеобразие «довлатовского письма», уникальность стиля произведений Довлатова.
11. Своеобразие ранней прозы В. Аксёнова, тяготеющей к романному содержанию. Элементами жанровой структуры, подвергающимися трансформации в творчестве В. Аксёнова. Романное начало в рассказах В. Аксёнова 1960–1970-х гг.
Варианты тем № 5 и 6.
*5. Творчество поэтов, вышедших из акмеизма (В. Ходасевич, Н. Оцуп, И. Одоевцева, Г. Иванов и др.). Лирика В. Ходасевича: дискуссии о творческом методе; устойчивые темы и способы их воплощения, эволюция от сборника «Путем зерна» - к «Европейской ночи».
*5. Поэтический мир Г. Иванова: роль традиции в ранней лирике Г. Иванова («Отплытие на о. Цитеру»), художественное своеобразие сборников «Сады», «Вереск»; темы и мотивы поздней лирики Г. Иванова (1948-1958. Стихи; Посмертный дневник). Авангардная проза Г. Иванова («Распад атома»).
*6. Художественный мир М. Осоргина: концепция природокультуры, лирическое и автобиографическое начала (роман «Сивцев вражек»). Мемуарная проза М. Осоргина: «Времена». Становление метатекстовых структур в прозе М. Осоргина конца 1930-х годов (рассказы, роман «Вольный каменщик»).
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Рекомендуемая литература:
а) основная:
1. Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья (1918 – 1996) / В.В. Агеносов. – М.: «Высшая школа», 1998. – 543 с.
2. Хатямова, М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. - М.: Языки славянской культуры,2008. - 328 с.
3. Барковская, Н.В. Литература русского зарубежья (Первая волна) / Н.В. Барковская. – Екатеринбург, 2001. – 155 с.
б) дополнительная:
1. Адамович, Г. Одиночество и свобода / Г. Адамович. – СПб: «Логос», 1993. – 224 с.
2. Буслакова, Т.П. Литература русского Зарубежья. Курс лекций / Т.П. Буслакова. - М.: «Высшая школа», 2005. – 364 с.
3. Литературная энциклопедия русского Зарубежья (1918-1940). Т. 1. Писатели русского Зарубежья. - М.: РОССПЭН,1997. Т. 2. Периодика и литературные центры. - М.: РОССПЭН, 2000. Т. 3. Книги. - М.: РОССПЭН,2002.
4. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов / А.Г. Соколов. - М.: «Высшая школа»,1991. – 184 с.
5. Струве, Г. Русская литература в изгнании / Г. Струве. - Париж, 1984. – 419 с.
4.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
Дисциплина обеспечивается программой «Литература русского зарубежья», книжными фондами библиотек, материалами интернет-ресурсов.
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютер, DVD-проигрыватель, мультимедийный проектор.
6. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
6.1 Основные историко-литературные и методологические положения излагаются в лекционном курсе по программе «Литература русского зарубежья». В основу концепции курса положена монография автора программы «Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века» (М.: Языки славянской культуры, 2008. – 328 с.). Анализ конкретных произведений осуществляется на практических занятиях. Методические усилия преподавателя направлены на реализацию концепции курса (аудиторные занятия) и контроль за самостоятельной работой студентов (чтением художественных текстов, мемуаров, проверкой конспектов, подготовкой к зачету).
6.2 Самостоятельная работа студентов предполагает чтение и осмысление художественных текстов, мемуаров, литературоведческих и критических источников по литературе русского зарубежья. Формы самостоятельной работы: чтение, конспектирование источников, реферирование, доклады по творчеству отдельных писателей.
Примерный перечень вопросов к зачету:
- Общая характеристика первой волны русской эмиграции: исход, бытование, взаимоотношение литератур метрополии и диаспоры. Старшее и младшее поколения.
- Основные русские периодические издания. Русская зарубежная периодика.
- Тема любви в эмигрантском творчестве И. Бунина («Темные аллеи», «Митина любовь», «Солнечный удар»).
- Русский феноменологический роман: «Жизнь Арсеньева» И. Бунина.
- Мифопоэтика «Солнца мертвых» И. Шмелева.
- Мифологический образ России в «Лете Господнем» И. Шмелева.
- Ранняя лирическая проза Б. Зайцева.
- «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева: концепция и поэтика.
- Своеобразие образа лирической героини в поэзии и прозе М. Цветаевой.
- Образ реальности в романе В. Набокова «Машенька».
- Концепция игры в творчестве В. Набокова («Защита Лужина»).
- Сюжет письма в романе В. Набокова «Приглашение на казнь».
- Анализ одного из стихотворений И. Бродского (по выбору учащегося).
- Герои А. Солженицына: кто они?
- Образы войны и мира в произведениях Г. Владимова и В. Аксенова.
Варианты вопросов по темам № 5, 6:
- Автобиографическая проза М. Осоргина («Времена»).
- «Сивцев вражек» М. Осоргина: на пересечении традиций.
- Своеобразие исторического романа М. Алданова: «Ключ».
- «Путем зерна» В. Ходасевича: темы, мотивы, мифопоэтика.
- Концепция творчества В. Ходасевича («Тяжелая лира»).
- Воспоминания и публицистика В. Ходасевича («Некрополь», статьи).
- Ранняя лирика Г. Иванова.
- «Распад атома» Г. Иванова как авангардный и сюрреалистический текст.
- Эволюция творчества Г. Иванова: стихи 1940-50-х годов, «Посмертный дневник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание", 9 класс, 35 часов
Рабочая программа разработана на основе Программы элективного курса С.И. Львовой для 10-11 классов 2009 года. При составлении рабочей программы учителем авторская ...