Авторская программа элективного курса " Рукоделие" для учащихся 9 классов
элективный курс по технологии (9 класс) на тему

Минвалиева Надия Диларусовна

 

Программа элективного курса «Рукоделие» для учащихся 9 класса - является одним из вариантов курсов, направленных на формирование представлений о характере профессионального труда людей, подготовку  учащихся к ситуации выбора направления дальнейшего образования.

Реализация программы дает возможность учащимся попробовать себя в различных   видах рукоделия. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста сделают дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.

Для приготовления оригинальных украшений не нужно прибегать к каким-то хитроумным рецептам и приобретать сложные приспособления. Тот необходимый набор элементов, который есть в каждом доме, поможет сделать красивые украшения для интерьера  и создать неповторимые композиции.

Изучение различных  видов рукоделия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям своего народа, развитию чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.Выполняя  изделия из теста, учащиеся овладевают не только техникой  тестопластики, но и  получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления интерьера.

 Итогом работы по программе  является выполнение  и защита проектной  работы. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умения выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Раифская средняя общеобразовательная школа

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Авторская программа

элективного курса по технологии  «Рукоделие»

                                                                                         для учащихся 9 класса

                                                                                                                                                              Выполнила: учитель  технологи  

                                                                                                                                                                                         Минвалиева Надия Диларусовна

2014 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Рукоделие» для учащихся 9 класса - является одним из вариантов курсов, направленных на формирование представлений о характере профессионального труда людей, подготовка  учащихся к ситуации выбора направления дальнейшего образования

Обучаясь по этой программе, учащиеся имеют возможность познакомиться с различными традиционными и нетрадиционными техниками рукоделия.

Реализация программы дает возможность учащимся попробовать себя в различных  традиционных и нетрадиционных техниках рукоделия.

Цели и задачи элективного курса

 -  формирование у учащихся качества  творческой личности

 - развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации и изменяющимся социально-экономическим условиям

- подготовка к сознательному профессиональному самоопределению в рамках  профильного обучения

Лепка из соленого  теста в последние годы стала популярным занятием у детей. Этому виду творчества даже придумали название -  тестопластика.

Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука и вода. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны.

Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста сделают дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.

Для приготовления оригинальных украшений не нужно прибегать к каким-то хитроумным рецептам и приобретать сложные приспособления. Тот необходимый набор элементов, который есть в каждом доме, поможет сделать красивые украшения для интерьера  и создать неповторимые композиции из обыкновенного соленого теста.

 Тестопластика -  это  не только древнее женское рукоделие, но в большей степени  и духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту. Изучение тестопластики, как и других видов рукоделия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям своего народа, развитию чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

Долгое время  при помощи  соленого теста изготавливали различные поделки для украшения дома,  а также детские игрушки. Сейчас все большую популярность приобретает создание  панно.  Особенный интерес  у  учащихся привлекают картины - панно  с использованием соленого теста и других поделочных материалов.

Выполняя  изделия из теста, учащиеся овладевают не только техникой  тестопластики, но и  получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления интерьера.

Элективный курс «Рукоделие» включает в себя:

- история возникновения и развития рукоделий;

- основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделия;

- способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;

-     технологии выполнения  изделий из соленого теста;

- контроль качества изделий, оценка материальных затрат, экономические расчеты;

- основы организации труда и самостоятельной работы.

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся:

- овладевают приемами работы  с соленым тестом с учетом традиций и современных технологий

-закрепляют ранее полученные знания по технологии швейных изделий                    

- учатся   работать с различными поделочными     материалами

- проявляют интерес к ситуации выбора профессии

-  выполняют творческий проект по выбранной теме

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают знания:

- роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно - прикладного искусства

-  основные сведения о технологии тестопластики

-  традиционные и новейшие технологии обработки различных  поделочных материалов

-  основы композиции, дизайна – как современного способа  мышления при создании новых изделий

-  элементы предпринимательской деятельности

-  знания анализа качества выполненной работы, обработки результатов, составления экономических расчетов себестоимости изделия;

-  требования к выбору профессии

- роль проектирования, основные этапы проектной деятельности

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают умения:

-  разбираться в технологии приготовления соленого теста

-  выполнять разработку несложных проектов и выполнять изделия с учетом требований технологии

-  разрабатывать  изделия с учетом знаний композиции и законов цветоведения

-  выполнять изделие по эскизу  применяя  технологию  работы с соленым тестом

-  применять традиционные и новейшие технологии обработки различных поделочных материалов

-  применять   виды ручных и машинных швов при пошиве различных элементов панно

- выполнять основные технологические операции  работы с соленым тестом и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений исходя из выбранной композиции

Итогом работы по программе является выполнение (подготовка) и защита проектной  работы. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умения выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка варианты их реализации.

       Связь с профессиональной деятельностью. Элективные курсы, помогающие в выборе специальности, должны информировать учащихся о характере профессиональной деятельности. Экскурсия в выставочный центр  (если это возможно), встречи с представителями различных профессий, связанных   с данным курсом, создадут более полное представление о видах деятельности. Учитель – не единственный источник информации. Желательно проводить занятия по какому-либо учебному пособию, сделать подборку дополнительной литературы, доступной для учащихся.

 Интеграция с другими предметами. Например, можно предложить учащимся элективный курс «Краеведение», на котором одни и те же вопросы будут рассмотрены с позиций  истории родного края.

             Связь с профессиональной деятельностью. Элективные курсы, помогающие в выборе специальности, должны информировать учащихся о характере профессиональной деятельности. Экскурсия в выставочный центр  (если это возможно), встречи с представителями различных профессий, связанных   с данным курсом, создадут более полное представление о видах деятельности.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня творческого подхода. Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется  форме защиты творческой проектной работы

Предполагаемые результаты:

Оценивать и анализировать результаты  работы элективного курса «Рукоделие» будем исходя из поставленных целей, главной из которых является выбор дальнейшего жизненного личностного самоопределения учащихся. Конечно же, интересы учащихся постоянно меняются, и мы четко понимаем, что далеко не все из них в будущем выберут профессии, так  или иначе связанные с творчеством. Но все-таки можно утверждать, что содержание элективного курса соответствует поставленным целям и задачам – учащиеся самостоятельно  будут выбирать элективный курс, направленный на формирование представлений о характере профессионального труда людей.

          Овладение учащимися содержанием программы  элективного курса  «Рукоделие» не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных  художественных работ является способность  поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых  социально-экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

Тематический план элективного курса «Рукоделие»

№ п/п

Наименование темы

Количество

 часов

Формы

проведения

Теория

Практика

1.

Традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве        

        1

лекция,

урок-экскурсия

1

-

2.

Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства

        1

мини-лекция, урок-практикум

1

-

3.

От простой поделки -   до картины панно         

3

мини-лекция, урок-практикум

-

3

4.

Цветочная композиция

3

мини-лекция, урок-практикум

-

3

5.

Натюрморт        

3

мини-лекция, урок-практикум

-

3

6.

Панно «Домовенок»        

       

4

мини-лекция, урок-практикум

-

4

7.

Выбор профессии        

1

лекция, тестирование

1

-

8.

Предпроектная и проектная деятельность. Защита.        

2

мини-лекция, урок-практикум, урок- защита

-

2

Итого:

18 часов

3

15

        

       Тема 1. Традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве.

Форма проведения: лекция, беседа.

Традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве. Профессии, связанные с рукоделием и народными ремеслами. Творчество как средство самореализации и самовыражения человека. История развития декоративно-прикладного искусства на примере тестопластики. Характеристика и классификация  изделий из соленого теста, традиций и современных подходов к древним видам рукоделия. Характеристика  смежных профессий:  кондитер, пекарь, скульптор, декоратор, художник, конструктор, дизайнер. Творчество как средство самореализации человека, элемент духовного и эстетического развития человека. Способы определения уровня творческих способностей. Возможности развития и применения для конкретных ситуаций.

     Тема 2.Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства.

Форма проведения: лекция, беседа.

Дизайн -  как современный способ системного мышления при создании новых изделий. Дизайн – способ улучшения технико-экономических показателей предметного мира. Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства. Форма,  сюжетное изображение через призму дизайнерского подхода к искусству.  Основы цветоведения. Знакомство с понятием «гармония» и « дисгармония», «теплые» и «холодные» цвета.  Подбор цветовых сочетаний при разработке изделия.

Тема 3. « От простой поделки – до  картинки – панно»

Форма проведения:  мини- лекция, урок – практика.

Технология изготовления элементов дерева, листьев, яблока, цветов.  Виды, формы  изделий. Характер и возможные варианты.   Применение различных  декоративных поделочных  материалов   на изделиях. Метод проектов – как результат  творческой работы на элективных курсах.   Основные разделы проекта.

Практическая работа.  Выполнение пробных образцов из соленого теста.   Применение  различных поделочных материалов . Выполнение группового проекта “Картина из соленого теста”.

Тема 4. Цветочная композиция.

Форма проведения:  мини- лекция, урок – практика.

Материалы и приспособления для выполнения цветочной композиции. Приемы  лепки  цветов различной формы. Цветовые сочетания в композиции.  Окончательное  оформление цветка. Основные разделы проекта.

Практическая работа. Разработка цветочной композиции для панно в технике тестопластики. Выполнение образцов цветов различной формы.   Освоение приемов лепки   отдельных фрагментов цветов.  Особенности сборки  цветка в бутон. Покрытие цветов акварельными красками, блестками. Сушка цветов. Покрытие цветов лаком.  Оформление панно.

Тема 5. Натюрморт « Фруктовый калейдоскоп»        

Форма проведения: мини – лекция, урок – практика.

Панно в технике «тестопластика». Материалы для изготовления теста, инструменты и приспособления. Основные приемы лепки  фруктов. Особенности прикрепления  фруктов на панно. Основные разделы проекта.

          Практическая работа. Разработка композиции  панно «Фруктовый калейдоскоп». Подбор цветовых сочетаний  для  фруктов. Освоение приемов  лепки фруктов  на образцах. Выполнение панно в технике тестопластики .

Тема 6.   Панно «Домовенок»

Форма проведения:  мини- лекция,урок – практика.

 Разработка панно в технике «тестопластика» с применением   различных поделочных материалов. Разновидности  применяемых материалов. Разновидности  применяемых технологий  и поделочных материалов при изготовлении панно. Виды ручных и машинных швов. Освоение приемов лепки. Выполнение панно « Домовенок». Основные разделы проекта.

Практическая работа. Составление  композиции  для панно «Веселый  Домовенок». Освоение приемов лепки лица и ручек.  Изготовление  дополнительных элементов из различных поделочных материалов.   Изготовление различных элементов с использованием машинных и ручных работ. Оформление  панно  «Веселый Домовенок».

Тема 7. Профессия. Специальность. Классификация профессий.

Форма проведения: комбинированный урок

 Видами классификаций профессий. Специальности. Классификация профессий. План анализа профессии.

Практическая работа. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности. Работа с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”). Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”. Соотнесение понятий и категорий. Распределение приведенных  слов по отношению умственного или физического труда.

 Тема 8. Предпроектная и проектная работа. Защита.

Форма проведения: комбинированный урок. Урок- защита проектной работы.

Сущность, структура, способы создания и оформления творческого  проекта.

Этапы проектирования. Моделирование и анализ проектной деятельности. Формы представления проекта.

Практическая работа. Выбор темы. Постановка цели проектной работы. Составление алгоритма выполнения проектной работы, описание, экономические расчеты. Оформление работы. Защита проектной работы в форме презентаций.

Используемая литература

1. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1999

2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

3.Грищенкова Г. Р., Стрельцова Н. Я. Профильное обучение. Опыт и возможности УДО // Дополнительное образование. 2004. № 11.

4.Комарова Т. С., Зарянова О. Ю. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. М., 2000.

5.Павлова М., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения (серия «Развитие детского творчества через технологические проекты»). Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

6.Профориентация школьников в процессе преподавания учебных дисциплин. Метод. пособие / Науч. ред. и сост. П. А. Петряков,  Н. П. Рыбникова, Е. Е. Сергеева. Великий Новгород, 2003.

7.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшина. М., 1991.

8.Сборник Элективных курсов / Сост. А. Г. Шепило, Е. Е. Сергеева, М. П. Эндзинь. Великий Новгород, 2005.

9.Твоя профессиональная карьера. М.: Просвещение, 2003.

10.Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела “Профессиональное самоопределение” по программе В. Д. Симоненко / Сост. А. Н. Бобровская. Волгоград: Учитель, 2005.

11.Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. М., 1997.

12.Б. Казагранда  Поделки из соленого теста Арт-Родник 2007 

13.Н. Н. Маслова  Лепим из соленого теста Маслова Н. Астрель 2007

14. Портал "Российское образование" www.edu.ru -программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.

15. Сайт специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Школа им. А. Н. Колмогорова http://www.pms.rU/programmyi/15.html - программы элективных курсов по ряду предметов.

16. Поделки из соленого теста http://agsfc.org/rukodelie/489-podelki-iz-solenogo-testa.htm

Приложение 1

Занятие 1  «От простой поделки – до  картины -панно»

I. Образовательные цели:

1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с соленым тестом, составлению композиции из соленого теста.

1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать формированию представления о характерных особенностях предметов, передавать пропорции, пластику.

II. Развивающие цели:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса.)

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку).

2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

III. Воспитательные цели:

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

IV. Профориентационные цели:

4.1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях.

4.2. Развивать представление о потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

4.3. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

Кабинет трудового обучения;

Инструменты: нож, рельефные предметы, кисти.

Материалы: мука, соль, вода, краски, природный материал

2. Дидактическое обеспечение:

Учебное пособие;

Рабочая тетрадь;

Плакаты;

Учебно-техническая документация (УТД):

Инструкционные карты (ИК).

Образцы объектов труда.

Методы обучения: Мини лекция, беседа, практическая  работа учащихся.

Словарная работа: проект, марионетки из теста.

Тип урока: Изучение нового материала, урок -проект

II. Ход урока

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

2. Сообщение темы, целей урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с проектированием, с основными разделами проекта, выполним групповой проект “Картина из соленого теста”.

3. Изложение учителем нового материала.

Проект – это творческая работа. Основные разделы:

Обоснование темы проекта.

Технологическая последовательность выполнения проекта.

Выбор материала, инструментов.

Выбор оптимальной технологии. Составление плана своей работы.

Экономико-экологическое заключение.

Самооценка качества выполнения проекта. (учащиеся записывают в тетрадь).

На прошлых уроках мы с вами познакомились с историей изготовления изделий из соленого теста. А сейчас немножко вспомним:

 Начиная,  с какого времени в Китае, делали марионетки из теста?

 В каком веке на Руси пекли пряники, которые назывались медовым хлебом.

Какой стране, одним из  художественных  народных промыслов,  являлись поделки из ярко окрашенного теста?

 В какой стране традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделенные пышными орнаментами?

 В  каких странах очень популярны картины из теста?

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.

Материалы и инструменты.

Мука. Для приготовления соленого теста можно использовать пшеничную и ржаную муку. Но пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста, так как в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твердое.

Соль. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую: мелкого и грубого помола. Соль грубого помола можно легко размельчить в кофемолке.

Вода. При замесе теста используется холодная вода.

Природный материал. Черный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д. Мох, сухоцветы, камушки, веточки, ракушки применяют при оформлении композиций.

Шаблоны. Из тонкого картона с водонепроницаемым покрытием.

Инструменты. Скалка или валик для раскатывания теста. Маленький кухонный нож или деревянный стек, служащий для вырезания деталей по шаблону, выравнивания края, нанесения рисунка. Чесноковыжималка. Если тесто пропустить через нее, то получится крона деревьев и другие декоративные детали. Кисть, вилки, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной формы, пробки с резьбой от бутылок и другие оригинальные вещицы, благодаря которым в изделиях из соленого теста может быть воплощено все, на что только хватит фантазии.

Технология изготовления.

 (Тесто учитель приготавливает заранее, чтобы соль растворилась, а учащихся знакомит с рецептом)

1. Замес теста.

Рецепт приготовления теста: 200 г пшеничной муки, 200 г соли, 125 мл воды, 1 столовая ложка масла растительного.

Соль развести в воде, добавить муку, замесить тесто, добавить масло, чтобы тесто не прилипало к рукам. Тесто необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Чтобы тесто не засохло его нужно положить в полиэтиленовый пакет. Так оно может храниться без доступа воздуха несколько дней в холодильнике.

Если во время вымешивания тесто крошится, нужно добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам – муки.

3.Для того, чтобы не раскрашивать в дальнейшем изделие, можно при изготовлении теста добавить в него пищевые красители.

3. Лепка изделий.

Лепить или вырезать изделие необходимо на разделочной доске смазанной водой с помощью кисти. Так же водой смачиваются все части изделия при соединении их в одно целое и все изделие целиком, прежде, чем оно попадет в духовой шкаф.

4. Сушка изделий.

Существует несколько способов сушки: воздушная сушка, сушка в духовом шкафу и комбинированная сушка.

На сегодняшнем уроке мы применим сушку в духовом шкафу.

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые  5 см толщины при температуре 75°C.

На просушку изделия в газовой плите времени требуется в два раза меньше, чем в электрической.

 Также существует способ сушки изделий  в естественных  комнатных условиях.

5. Раскрашивание изделий. Готовые изделия можно раскрасить акварельными красками, гуашью. Чтобы краски были сочными и ложились ровно, модели перед раскрашиванием грунтуют.

Инструкционная карта. Способы изготовления изделий.

Изготовление дерева.

Раскатать тесто толщиной 1 см, вырезать ствол по шаблону, затем верхнюю часть – крону. Крону дерева оформить, пропустив тесто через чесноковыжималку. Дерево раскрасить, прикрепить к кроне сухоцветы или вылепленные из теста фрукты, цветы, листья.

Изготовление листьев.

Чтобы вылепить лист, необходимо взять небольшой кусочек теста, размять и скатать между ладонями в шарик. Затем сплющить его пальцами, а указательным и большим пальцами сжать кончик листа. Стекой нанести на лист прожилки. Лист прикрепить к изделию (место соединения смочить водой).

Изготовление фруктов (яблоко).

Слепить из теста шарик. Надавить на него слегка с двух сторон, а затем сверху и снизу сделать углубление обратной стороной кисточки. Смочить водой и вставить веточки гвоздики в углубления.

Изготовление цветов.

Из шариков одинаковой величины получатся простые цветы. Для этого расположите шарики в определенном порядке и, при желании, в центре каждого шарика зубочисткой наколите дырочку.

Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок. Соединив их вместе в центре. Можно соединить лепестки путем наложения друг на друга.

Изготовление роз.

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружочки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток. Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки. Отгибая верхние края.

Изготовление композиции.

  В сочетании различных фигурок  из соленого теста могут быть составлены изящные картины. И мы с вами сегодня сделаем такую картину – групповой проект.

6. Закрепление знаний учащихся. Практическая работа Выполнение деталей картины из соленого теста.

6.1. Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

- инструктаж по ИК;

- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

- инструктаж по технике безопасности.

6.2. Самостоятельная работа учащихся по ИК.

6.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

6.3.1. Формирование новых умений:

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

6.3.2. Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

6.3.3. Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимися;

- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

- рациональное использование учебного времени учащимися;

6.4. Заключительный инструктаж учителя:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

- разбор типичных ошибок учащихся.

7. Практическая работа – выполнение проекта.

Все выполненные детали учащимися соединяются в одну картину на большом холсте.

8. Уборка рабочих мест.

9. Подведение итогов урока:

- сообщение учителя о достижении целей урока;

- объективная оценка результатов индивидуального и коллективного труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

- сообщение о теме следующего урока;

- задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Санитарно - гигиенические требования  техника безопасности.

  1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
  2. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.
  3. Голову слегка наклонить вперед.
  4. Нельзя опираться грудью на стол.
  5. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
  6. При работе не следует ставить локти на стол.
  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса. При работе с соленым тестом избегайте попадания крошек и рук в глаза.

10. Надевайте спецодежду.

11. Перед работой наложите на порезы и царапины повязку или лейкопластырь.

Приложение 2

Занятие  2 "Профессия. Специальность. Классификация профессий»

Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.

Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.

Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Обучающиеся должны знать:

Понятия “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”, “профессиональный путь”.

Классификацию профессий.

Критерии анализа профессий.

Обучающиеся должны уметь:

Оперировать понятиями по теме урока.

Проводить анализ профессии на основе классификации профессий.

Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.

Оборудование:

таблица “Классификация профессий”;

раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;

иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;

бланки опросника для обучающихся;

эпиграфы на доске

“Начало – более чем половина всего”. Аристотель;

“Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.

Межпредметные связи: история, обществоведение.

Ход занятия

1. Организационный этап.

Вступительное слово учителя.

Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.

Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

Формулировка темы и целей и задач урока

Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.

2. Этап изучения нового материала

На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.

Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:

Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.

План анализа профессии.

Название профессии, специальности.

История профессии. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

4. Специальности.

5. Уровень базовых знаний.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

Медицинские противопоказания.

Родственные профессии.

Область применения.

Пути получения профессии.

Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы.

Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.

Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

Например:

профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;  профессия-художник, специальность- художник – декоратор; профессия – дизайнер, специальность – ландшафтный- дизайнер;

профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке. Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности.

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”):

Классификация профессий:

по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;

по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;

по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.

Или другая классификация типов профессий:

по предмету труда: “Человек - Природа”, “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;

по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;

по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;

по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;

по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;

по ответственности в труде: моральная, материальная.

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать - цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам.

Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “водитель”, “менеджер”, “следователь”.

Таблица №1

Классификация профессий

Группы профессий по условиям труда

Б - бытовые условия труда. О - труд на открытом воздухе.

Н - необычные условия труда. М - морально-ответственные условия труда.

Отделы профессий по орудиям труда

Р - ручные орудия труда. М - машинно-ручные орудия труда.

А - автоматизированные орудия труда. Ф - функциональные орудия труда.

Классы профессий по цели труда

Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать).

П - преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И - изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).

Типы профессий по предмету труда

Ч-П - “Человек - Природа”, Ч-Т - “Человек - Техника”, Ч-Ч - “Человек - Человек”,

Ч-ЗС - “Человек - Знаковая система”, Ч-ХО - “Человек - Художественный образ”

Эту схему можно рассматривать и как “лестницу”, по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда).

3. Этап закрепления нового материала

Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии. Для этого вам предлагается маленький и совсем несложный тест.

Практическое задание 1: Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы “да” или “нет”.

После выполнения теста результаты обрабатываются обучающимися под руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов.

Практическое задание 2: Соотнесение понятий и категорий.

1). Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка.

Учитель диктует слова вразбивку, обучающиеся самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение. Таблица №2 (приложение2)

 Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда. Таблица № 3 ( см. приложение)

Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке.

4. Этап подведения итогов

Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:

Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?

Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

Заключительное слово педагога

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.

Домашнее задание

Подготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”.

Таблица №2

Группы профессий по условиям труда

Б - бытовые условия труда. О - труд на открытом воздухе.

Н - необычные условия труда. М - морально-ответственные условия труда.

Отделы профессий по орудиям труда

Р - ручные орудия труда. М - машинно-ручные орудия труда.

А - автоматизированные орудия труда. Ф - функциональные орудия труда.

Классы профессий по цели труда

Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать).

П - преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И - изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).

Типы профессий по предмету труда

Ч-П - “Человек - Природа”, Ч-Т - “Человек - Техника”, Ч-Ч - “Человек - Человек”,

Ч-ЗС - “Человек - Знаковая система”, Ч-ХО - “Человек - Художественный образ”

Таблица № 3

Профессии

Специализации

Специализации

Должности

Таблица № 4

Преобладает умственный труд

Преобладает физический труд

Приложение 3

Министерство образования и науки РТ

МБОУ «Раифская средняя общеобразовательная школа ЗМР РТ»

Творческая практическая работа (проект)

на тему:

« Домовенок »

                                                        Выполнила:  ученица 9 класса

                                      Нигмязянова Алсу

                                                                       Руководитель: Минвалиева Н. Д.

                                                                       учитель технологии

Содержание

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности_________________3
  2. Схема обдумывания________________________________________4
  3. Выявление основных параметров и ограничений__________________5
  4. Теоретические сведения_______________________________________6
  5. История и современность_____________________________________7
  6. Банк идей_________________________________________________9
  7. Эскизы___________________________________________________ 13
  8. Требования к изделию______________________________________14
  9. Дизайн спецификация______________________________________14
  10. Инструменты и оборудование_________________________________16
  11. Материалы______________________________________________16
  12. Правила безопасности во время работы________________________17
  13. Технология изготовления____________________________________19
  14. Контроль качества_________________________________________25
  15. Экологическое обоснование__________________________________28
  16. Экономическое обоснование________________________________28    
  17. Реклама__________________________________________________ 29
  18. Самооценка_______________________________________________30
  19. Литература________________________________________________30

Обоснование возникшей проблемы и потребности

  Наш поселок Раифа расположен недалеко от Богородицкого мужского монастыря.  Посмотреть на исторический архитектурный памятник  ежегодно сюда приезжают  тысячи люди со всех концов не только нашей Республики,  и других уголков России,  но  также  и других стран.  

   Недалеко от монастыря на его территории расположен магазин «Сувениры, который поражает своим разнообразием изделий народно - прикладного творчества. Исследовав продукцию магазина, я пришла к выводу, что поделок  в виде сувениров очень много, а картин  недостаточно. Поэтому я решила изготовить панно, которое бы ничем не уступало бы изделиям, представленным в этом магазине. Я думаю, что картина,  исполненная в народном стиле,  заинтересует многих покупателей,   поразит  своей оригинальностью и  необычностью.

  Я выбрала эту тему для своего творческого проекта, потому что в наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. Лепят везде и все, и это неудивительно, ведь лепить – большое удовольствие и радость. К тому же все необходимые материалы легкодоступны. Мука, вода, соль – всегда под рукой. Слепленную фигурку легко можно разукрасить, покрыть лаком, или даже нарядить в лоскутки. Приятно и то, что эти поделки можно сохранить на долгие годы.

Изделия из соленого теста – достаточно простая техника, не требующая специального оборудования. Но, несмотря на это, изделия, выполненные в этой технике, поражают разнообразием и оригинальностью. Это могут быть предметы интерьера, причем особенно интересны  панно – картины, как только из соленого теста, так и  целые композиции из соленого теста  с применением различных материалов, выполненные в едином стиле.

Изготовленные  картины смотрятся очень красиво, оригинально, они легко вписываются в домашний интерьер. В ходе работы были поставлены следующие цели и задачи:

Цель:  Создать панно из соленого теста

Задачи:

-познакомиться с творчеством народных умельцев

-познакомиться с  применением соленого теста в изделиях народного творчества

- познакомиться с различными рецептами изготовления соленого теста

- изучить историю создания поделок из соленого теста

- научиться готовить  соленое тесто

- научиться выполнять картины- панно  из соленого теста

- воспитывать чувство прекрасного, гармоничного и эстетического восприятия цвета в одежде

Для каждого человека семья это крепость, где мы находим тепло, уют, взаимопонимание. С детства мне очень нравятся сказки и народные предания, поэтому я захотела изобразить сказочного героя, который был символом домашнего очага. Домовой - самый подходящий персонаж.  По народным поверьям, он, как никакой другой дух, очень тесно связан с семьей, следит за порядком в ней, и доме где он обитает.

Мне очень нравятся украшать  стены моего дома. Я думаю, что панно с изображением Домового украсит прихожую, сделает ее еще более уютной. Своим видом он будет напоминать о порядке тем самым «заставляя» нас взрослых и  детей держать вещи на своих местах, следить за чистотой дома. Также будет напоминать не только взрослым, но и детям о прочных семейных отношениях и взаимопонимании, мире и согласии в семье.

Схема обдумывания

                     

Выявление основных параметров и ограничений

Чтобы выбрать наиболее интересную идею, я  отобрала основные критерии, которым должно, по моему мнению, соответствовать выполненное мною  изделие. Проанализировав все идеи, я смогу выбрать наиболее подходящее изделие для проектной работы.

Картина-панно должна получиться:

- аккуратной          

- оригинальной

- яркой

- устойчивой к длительному хранению

- красивой

- прочной

- должна соответствовать  выбранному интерьеру комнаты

- внешний вид Домового должен отражать своего героя

-фактура ткани изготовленной одежды должна отражать внешний вид героя

- цвет ткани должен сочетаться с цветом волос и бороды

Теоретические сведения
В наши дни лепка из солёного теста является  очень популярным занятием. И это неудивительно, ведь лепить – большое удовольствие и радость. К тому же все необходимые материалы легкодоступны. Мука, вода, соль – всегда под рукой. Слепленную фигурку легко можно разукрасить, покрыть лаком, или даже нарядить в лоскутки. Приятно и то, что эти поделки можно сохранить на долгие годы.   Рецепт солёного теста настолько древний, что никто не знает, когда же все-таки люди его придумали? Еще тогда, когда 1-го сентября праздновали Новый год, уже было принято дарить фигурки из солёного теста, украшенные росписью. И, считалось, что такая поделка приносит богатство и благополучие в семью.  И из такого теста вы и ваши дети сможете вылепить всё что угодно: картины, шкатулки, кукол, дома для них, и даже целые города. И эти поделки уникальны и неповторимы. Можно делать для себя, и преподносить в виде подарков своим близким.

История и современность

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.  Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. В Германии и Скандинавии издавна, было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.                                          В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.                                                                 Когда главным символом рождества стала елка.  Бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.  Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.  Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.    На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол». Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Банк идей

Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве объекта творческого проекта панно из соленого теста, с помощью которого можно было бы украсить интерьер прихожей. Комнаты  требующей особой уютной и теплой обстановки.

Передо мной  встала задача какую из данных идей выбрать.

Идея 1

Данная работа из соленого теста - в виде сувенира из соленого теста. Из-за отсутствия полного обзора такая работа не будет украшать комнату

Идея 2

Данная работа неоригинальна из-за простоты составленной композиции и наличия применяемых материалов.

Идея 3

Была идея создать панно из соленого теста с сочетанием природных материалов. Но такая работа будет  осыпаться и быстро тускнеть из-за недолговечности природных материалов

Идея 4

Четвертая идея   мне понравилась. Она выполнена из соленого теста, ткани и других материалов, что придает панно необычный вид.  Применение ткани вместо природных материалов делает ее практичнее и долговечнее.

Итак, я рассмотрела разные варианты изготовления изделий из соленого теста. Было много идей, но я выбрала четвертую  идею . Она выполнена из соленого теста, а также ткани и других материалов, что  делает  панно неповторимым и оригинальным. Я буду изготавливать  изделие из соленого теста в виде картины- панно, в основе которого лежит лепка, шитье и вязание.  Оно будет выполняться  в технике объемной аппликации.

До изготовления панно провела опрос своих близких и знакомых, как они смотрят на идею изготовления панно из солено теста. Эта идея им очень понравилась.

Эскиз изделия

Голова и ручки Домового будут слеплены из соленого теста, туловище и рубашка сшиты из хлопчатобумажной ткани. На голову будет одета шапочка сшитая  из мешковины. На ногах -  лапти  изготовленные также  из мешковины. Домовой будет крепиться на рамку с имитацией деревянной стены. Под его ногами будет связанный крючком коврик. А веник будет являться  атрибутом чистоты. Панно прекрасно впишется в интерьер прихожей. Размер готовой работы 60 см х 45 см.

SDC15764

Требования к изделию

Панно предназначено для украшения интерьера квартиры. Им можно украсить гостиную комнату, прихожую, кухню. Также его можно подарить или продать.  Наш поселок расположен недалеко от Богородицкого монастыря.  На его территории расположен магазин «Сувениры». Я думаю, что такое панно в народном стиле,  заинтересует многих покупателей.  Для того, что бы привлечь покупателей, Домовенок на  панно должен  быть ярким, веселым и добрым. Также  необходимо чтобы:

-внешний вид  изготовленного Домового должен отражать  внешний вид своего героя

-фактура ткани изготовленной одежды должна отражать внешний вид героя

- цвет ткани должен сочетаться с цветом волос и бороды

Дизайн - спецификация изделия

В каждой рукотворной вещи должно быть что-то свое, специфическое, отражающее характер автора. В моей картинке-панно я решила немного украсить главного персонажа, приблизить его к тому виду, который описывается в сказках. Так как это домовой, следящий за чистотой и порядком, то ему уместно было бы поставить в руки миниатюрный веник. Домовых обычно изображают лохматыми, в поношенной одежде. Чтобы мой Домовенок отражал своего героя, я сделаю ему  из пряжи немного спутанные волосы, пришью на одежду декоративные заплатки, сделаю бахрому.

Рамку для панно необходимо закупить. Производство будет осуществляться в мастерской. Особых требований к помещению нет:

  • Комнатная температура
  • Хорошее освещение

Оценка конкурентоспособности и сбыт продукции

Главными конкурентами являются магазины «Сувениры». Панно не покрыто стеклом, поэтому будет покрываться пылью, которую необходимо будет  иногда удалять. Преимущество моей продукции в том, что она больше по размерам, чем панно, продающиеся в магазине «Сувенир», что делает ее привлекательнее для покупателей. Панно сделано с применением различных материалов, что будет привлекать покупателей своей оригинальностью. Минус нашей продукции – отсутствие стеклянной рамки. Это объясняется тем, что объемная  композиция панно не позволяет это сделать. Продукция будет поставляться в магазины

«Сувениры» находящийся на территории Богородицкого монастыря вблизи п. Раифа, торговля в котором ведется круглый год.

 

Выбор материалов и инструментов

Для того чтобы изготовить какую- нибудь поделку лучше, конечно, иметь новый материал, но это вовсе необязательно. В работе можно использовать вещи, которые вышли из моды, или из которых выросли дети. Если использовать старый материал, то его нужно обязательно выстирать, выгладить.

Для  реализации идеи по изготовлению панно» Домовенок» мне необходимо было подобрать правильно материал и инструменты, используемые при  его изготовлении, т.к. конечный результат во многом зависит от качества исходного сырья. Я выбрала следующие материалы:

- хлопчатобумажную ткань для изготовления туловища, рубашки
- льняную ткань дл
я изготовления шапочки и сапожек
- сантипон, для набивки туловища

- картон для лекала

- пряжа  для вязания коврика

Оборудование, инструменты  и  приспособления
1. Швейная машина с электроприводом

2. гладильная доска

3. швейные иголки №3- 6
4.  белые и черные и цветные нитки армированные или лавсановые, марок ЛЛ, ЛХ
5.английские булавки
6.наперсток

7.ножницы, бумага, карандаш, линейка
8. мыло или мелок портновский

9. крючок для вязания коврика

10.  гуашь

11.  кисточки

12.  клей ПВА для склеивания головы и ручек с туловищем

13. лак мебельный для покрытия ручек, головы

14.  кисть для покрытия лаком

15. веточки веника для изготовления веничка для « Домовенка»

16.  рамка для панно

В работе при раскрое и пошиве  используют обыкновенные бытовые ножницы.

Напёрсток при сметывании облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при пошиве льняных тканей. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Предпочтение рекомендуется отдавать металлическому наперстку.

Сантиметровую ленту или линейку применяют при раскрое.

Вязальные спицы используют для вязания коврика.

Подобрав весь необходимый материал и инструменты, можно приступать к работе.

Для того, чтобы делать изделия из соленого теста, нам понадобятся такие ингредиенты, как мука, соль, вода, краски, клей ПВА, крахмал и растительное масло.

Основной рецепт приготовления соленого теста: смешайте в миске муку, соль и воду в пропорции 3:2:1. Соль добавляют для прочности готового изделия, а также для того, чтобы в последствии, в нем не завелись хлебные жучки. Воды нужно добавить ровно столько, чтобы тесто получилось пластичным, не прилипало к рукам, но и не крошилось. Если тесто будет липнуть – добавьте муки, если крошиться – разбавьте водой. После этого сформируйте шар, заверните его в полиэтиленовую пленку и положите на пару часов в холодильник. Кроме этого основного рецепта, в тесто можно класть еще и крахмал, и растительное масло. Для тонких работ особенно уместен крахмал в небольших количествах.

Техника безопасности

Ручные работы

1. До начала работы подсчитать количество иголок и булавок в игольнице.

2. Положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

3. При работе одевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоться.

4. Вкалывать иголки и булавки только в игольницу.

5. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями направленными от себя

6. Передавать ножницы только сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

7. После окончания работы подсчитать количество иголок и булавок в игольнице.

Влажно - тепловые работы

1. До начала работы проверить исправность шнура и чистоту подошвы утюга.

2. Работу проводить стоя на резиновом коврике.

3. Включать и выключать утюг только сухими руками, берясь за корпус вилки.

4. Ставить утюг на специальную подставку. 5. Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и не перегревался.

5. После работы выключить утюг и поставить его на специальную подставку.

Машинные работы

1. Перед работой проверить исправность швейной машины.

2. Перед соединением деталей проверить, не осталось ли в них ручная игла или булавка.

3. Не класть ножницы и другие инструменты на платформу машины.

4. Не передавать ножницы и другие инструменты через работающего. 

Покрывать голову и ручки « Домовенка» лаком необходимо в хорошо  проветриваемом помещении. Дать просохнуть при комнатной температуре.

Конструкторская часть

Наименование и количество деталей при раскрое:

1) Передняя часть туловища— 1 деталь со сгибом.

2) Задняя часть туловища- 1 деталь со сгибом.

3) Ноги

а) верхняя часть ног - 4 детали.

б) подошва - 2 детали.

4) Передняя часть верхней рубашки - 1 деталь со сгибом.

5) Задняя часть верхней рубашки - 1 деталь со сгибом.

6) Лапти - 4 детали.

7) Шляпа - 1 деталь.

8) Заплата — 4 детали.

Технология изготовления панно «Домевенок»

Технологическая карта изготовления панно «Домовенок»

 Таблица  2

№п/п

Наименование операции

Графическое изображение

Применяемое оборудование, инструменты и материалы

I.

Приготовление соленого теста

Мука, соль, вода, миска, ложка.

 II.

1.

Изготовление головы и ручек

Слепить деталь головы и  детали ручек.

 Соленое тесто, дощечка, зубочистка.

2.

Дать просохнуть возле отопительного прибора.

Детали головы и ручек.

3.

Раскрасить лицо, ручки.

Детали головы и ручек, гуашь, кисточки, палитра.

4.

Прикрепить волосы и бороду

Деталь головы, волосы, борода, клей ПВА, кисть.

5.

Покрыть голову и ручки лаком

Детали головы и ручек, кисть, лак.

III.

1.

Пошив туловища

Сложить детали передней части туловища с задней, уровнять срезы и сметать

Деталь передней части туловища, деталь задней части туловища, игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы

2.

Стачать детали передней части туловища с задней.

Деталь передней части туловища, деталь задней части туловища, швейная машина, нитки л\х №40,ножницы.

3.

Провести ВТО швов

Деталь туловища, утюг, гладильная доска

4.

 Вывернуть деталь туловищаа лицевую сторону.

Деталь туловища

IV.

1.

Пошив ног

 Сметать детали ног по срезам между собой, уравнивая срезы.

Детали ног,игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы.

2.

Стачать детали ног по срезам между собой.

Детали ног,игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы.

3.

Провести ВТО швов

Детали ног, утюг, гладильная доска.

4.

Приметать нижнюю часть ног с туловищем.

Деталь туловища, детали ног, игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы.

5.

Притачать нижнюю часть ног с туловищем.

Деталь туловища, детали ног, швейная машина, нитки л\х № 40,ножницы.

6.

Провести ВТО швов

Деталь туловища, гладильная доска, утюг.

V.

1.

Набивка туловища  сантипоном

Набить деталь туловища  сантипоном

Деталь ног, сантипон.

VI.

1.

Пошив рубашки

 Сложить переднюю и заднюю детали рубашки лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и сметать по боковым и плечевым швам.

Передняя и задняя детали рубашки, игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы.

2.

Сложить переднюю и заднюю детали рубашки лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и стачать по боковым и плечевым швам.

Передняя и задняя детали рубашки, швейная машина,  нитки л\х № 40,ножницы.

3.

Провести ВТО швов

Деталь рубашки, гладильная доска, утюг.

4.

 Заметать и застрочить нижний срез рубашки швом в подгибку с закрытым срезом.

Деталь рубашки, швейная машина, игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы.

5.

Наложить детали заплаток на рубашку и приметать.

 Детали заплаток, игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы.

5.

Заметать и застрочить нижний срез рукавов рубашки швом в подгибку с закрытым срезом.

Деталь рубашки, швейная машина, игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы.

VII.

1.

Обработка шапочки

Сметать деталь шапочки по боковому срезу закладывая складки

Деталь шапочки, игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы.

2.

Стачать деталь шапочки по боковому срезу закладывая складки

Деталь шапочки, швейная машина, нитки л\х № 40,ножницы.

3.

Провести ВТО швов.

Деталь шапочки, гладильная доска, утюг.

VIII.

1.

Соединение головы и ручек с туловищем. Подогнуть срезы горловины туловища по намеченной линии и заутюжить.

Деталь туловища, гладильная доска, утюг

2.

Одеть рубашку на туловище.

Деталь туловища

3.

Нанести клей на деталь головы и соединить с подогнутым срезом горловины туловища.

Деталь туловища, деталь головы, клей, кисточка.

4.

Подогнуть  нижние срезы рукавов по намеченной линии и заутюжить.

Деталь туловища, гладильная доска, утюг.

5.

Нанести клей на детали ручек и соединить с подогнутым  нижним срезом рукавов срезом.  

Деталь туловища, детали ручек, клей, кисточка.

IX.

1.

Изготовление кушака и коврика

Связать косичку из  пряжи определенной длины.

Пряжа

2.

Связать крючком коврик.

Пряжа, крючок

X.

1.

Соединение мелких деталей с туловищем

Одеть на ноги детали лаптей и завязать веревочками.

Домовенок, веревочки.

2.

Завязать кушак на поясе.

Домовенок, кушак

3.

Надеть шапочку и закрепить потайными стежками.

Домовенок, шапочка, игла ручная №3, нитки л\х № 40,ножницы.

XI.

Закрепление Домовенка на рамку.

Домовенок, клей, кисточка.

Контроль качества

По подготовке рабочего места

Чтобы заниматься работой по изготовлению панно было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.

1.Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Надо следить за положением корпуса, не сутулиться и не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть наклонён вперед. Расстояния между глазами и работой не должно превышать 25-30 см.

2.На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом покраски лица и ручек  Домовенка и после окончания работы следует мыть руки, чтобы оставались чистыми, а на руках не оставалось краски.

По уходу за готовым панно

1. Понно  должно быть аккуратным, без пятен, рубашка и другие детали – хорошо отглаженными.

2. Чистить панно  от пыли можно щеточкой или сухой тряпочкой.

3.После того, как работа окончательно готова, её необходимо вставить в раму. Для этого необходимо правильно разместить Домовенка относительно панно и аккуратно, не размазывая клей закрепить его на готовой рамке.

Экологическое обоснование

Солёное тесто – это экологически чистый материал, поэтому его легко можно доверить даже самому маленькому рукодельнику. Применяемые в работе ткани натуральные – хлопчатобумажные и льняные. Пряжа- полушерстяная. Клей, применяемый для прикрепления Домовенка к рамке, удовлетворяет экологическим нормам.

Экономическое обоснование

Перед изготовлением изделия необходимо сделать экономическое обоснование, чтобы убедиться в целесообразности выполнения проекта. Ведь может получиться так, что стоимость изделия выше стоимости аналогичного имеющегося на рынке.

Для того, чтобы изготовить какое- нибудь изделие, лучше, конечно иметь новый материал, но это вовсе необязательно. В работе можно использовать вещи которые вышли из моды, или из которых выросли дети.

Так как в основном в качестве материалов для пошива Домовёнка, были использованы кусочки тканей оставшиеся от пошива изделий, особых материальных затрат не было. Мука и соль  у каждого найдутся дома, как и гуашь и краски. Исключение составила рамка для панно, лак и кисть. Итак, для изготовления панно « Домовенок» было потрачено:

.Себестоимость: С=С1+С2                              

  Таблица  2

Затраты

Стоимость за единицу, р

Количество

Общая стоимость, р

                                Стоимость материалов (Сl)

  Белая х/ б ткань

90р.

30×50 см

15р.

 Х/б ткань в клетку

130 р.

  25× 45 см

18р.

Сантипон

200р.

20× 20 см

25р.

 Пряжа коричневая

25 р.

10 гр.

2, 5 р

Пряжа желтая

15 р.

5гр.

0,04р.

Нитки катушечные белого цвета

5р.

1 шт.

5 р.

Нитки катушечные коричневого цвета

5р.

1 шт.

5р.

Мешковина

80р.

20×20 см

10 р.

Стоимость оборудования (С2)

Игла ручная №3

1 шт.

5р.

Ножницы

-

1 шт.

-

Пяльцы

-

1 шт.

-

Сантиметровая лента

-

1 шт.

-

Крючок для вязания

25р.

1 шт.

25 р.

Клей ПВА

18 р.

1 шт.

2р.

Лак мебельный

140 р.- 1б.

50 гр.

7 р.

Кисть

18р.

1 шт.

18 р.

 Краски акварельные

-

-

-

Кисточка

Рамка для панно

150р

1 шт.

150 р.

Итого:

287 р.80к

   

Себестоимость изделия: С =С1+С2=  80р.90коп.+ 207 р. = 287р80 коп.

Стоимость  без учета стоимости моего труда составила:287  р. 80 коп.

В магазине « Сувенир» такое панно стоит примерно  – 1000 рублей. Изготовив изделие своими руками, сэкономлю  712 рублей 20 копеек. Эта условная цена, она может изменяться в зависимости от количества и цены приобретаемого материала.

 Цена на изготовление изделия уменьшится, если материал не покупать, а использовать  изделия, из которых выросли дети или изделия, вышедшие из моды. Так как в основном в качестве материалов для пошива Домовёнка, я  использовала кусочки тканей оставшиеся от пошива изделий и остатки пряжи, особых материальных затрат не было. Мука и соль  у каждого найдутся дома, как и гуашь и краски. Исключение составила рамка для панно, лак и кисть. Если не учитывать эти затраты, то цена на изготовления панно будет меньше отраженной в таблице.

Реклама

                                                                  Вам нужен подарок? Украшение к интерьеру?

                             Купите

                 КАРТИНУ-ПАННО «ДОМОВЕНОК»

       Он будет украшать ваш дом

                                     Напомнит об уборке

            Создаст уют и радость в нем

               Всего стоя на полке!

Самооценка

Панно  украшает стены комнаты. Оно вносит  неповторимый элемент в интерьер квартиры. Уютный дом это радость, хорошее настроение, тёплая атмосфера, создающая душевный комфорт для близких людей. Создание панно «Домовёнок» приближает нас к истокам народного творчества, развивает художественный и эстетический вкус, умение видеть красоту в окружающем нас мире. Как интересно и полезно сделать своими руками. Совместное изготовление изделия воспитывает дружбу, товарищество и взаимопомощь. Изготовленное собственными руками изделие приносит много радости и чувство собственного достоинства.

Список используемой литературы

1.Технология. Организация проектной деятельности (О.А. Нессонова, В.В.Пальчикова, Л.И. Нессонова, Д.П. Попов, А.Н. Занин, О.А. Лазовская.)

2.Мягкая игрушка И. Силецкая

3.Мягкая игрушка И. Зоб

4.Журнал «Муравейник» 10/2008 (Н. Старченко)

5. Журнал «Народное творчество» 2/2004 (А.С. Каргин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...

Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"

Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего  один час  ...

Авторская программа элективного курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера» для учащихся 9 класса

       Данная программа предусматривает освоение начальных профессиональных навыков по аранжировке цветов в дизайне интерьера....

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Избранные вопросы геометрии. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-х классов

Курс «Избранные вопросы геометрии» предназначен для изучения в 10-х классах общеобразовательных школ и рассчитан на  34 часа. Тематика курса составлена с таким расчетом, чтобы систематизировать и...