Рабочая программа элективного курса "Русское правописание", 9 класс, 35 часов
элективный курс (русский язык, 9 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе Программы элективного курса С.И. Львовой для 10-11 классов 2009 года. При составлении рабочей программы учителем авторская программа адаптирована для учащихся 9 класса и изменено время изучения: вместо 70 часов на изучение программы в 9 классе выделено 35 часов. Выбраны вопросы орфографии и пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение у выпускников основной школы. Программа курса позволяет проводить работу по повышению грамотности учащихся, готовить их к ОГЭ. Знания в области правописания преподносятся обобщенно. При изучении орфографии необходимо повторять волросы пунктуации, а в процессе изучения пунктуации следует совершенствовать орфографические умения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_russkoe_pravopisanie_9_kl.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса разработана на основе Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы /( автор-составитель С.И.Львова).-М.: Мнемозина, 2009.
Авторская программа, рассчитанная на 70 часов, адаптирована для учащихся 9 класса.
При составлении рабочей программы учителем выбраны вопросы орфографии и пунктуации, вызывающие у них наибольшее затруднение. На изучение орфографии планируется 18 часов (вместо 35 часов по программе С.И.Львовой), на пунктуацию-16 часов (вместо 35 часов по программе С.И.Львовой). На систематизацию и повторение пройденного выделен 1 час.
Вначале планируется изучение вопросов орфографии, затем пунктуации. Такой подход предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
В связи с уменьшением времени на изучение курса планируется объединение тем без сокращения дидактических единиц.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью курса является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности обучающихся.
Содержание программы.
№ п/п | Раздел, темы | Количество часов по программе С.И.Львовой | Количество часов по рабочей программе в 9 классе |
1 | Особенности письменного общения | 2 | 1 |
2 | Орфография | 32 | 16 |
Орфография как система правил правописания | 2 | 1 | |
Правописание морфем | 18 | 9 | |
Слитные, дефисные и раздельные написания | 10 | 5 | |
Написание строчных и прописных букв | 2 | 1 | |
3 | Речевой этикет в письменном общении | 2 | 1 |
4 | Пунктуация | 32 | 16 |
5 | Систематизация и обобщение пройденного | 2 | 1 |
Итого | 70 | 35 |
Особенности письменного общения (1 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: в устной речи и в письменной речи.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (16ч)
Орфография как система правил правописания (1ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (9ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//тер-, -стил- / / -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст-//-рос-,-скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар-//-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.),
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -онък- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (5ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (1ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Речевой этикет в письменном общении (1ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (16ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (1ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения;
2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.
6)Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Знаки препинания в конце предложения (1ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (6ч)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же) и др.
Знаки препинания между частями сложного предложения (4ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (2ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (2ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Систематизация и обобщение пройденного (1 ч)
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование тем уроков | План. сроки | Факт. сроки |
1 | Особенности письменного общения. | ||
2 | Орфография как система правил правописания. | ||
3 | Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. | ||
4 | Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. Группы корней с чередованием гласных. | ||
5 | Обозначение на письме согласных корня. | ||
6 | Правописание приставок. | ||
7 | Правописание суффиксов. Типичные суффиксы имен существительных, прилагательных, глаголов и их написание. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | ||
8 | Правописание н и нн | ||
9 | Правописание падежных окончаний имён существительных, прилагательных, причастий, личных окончаний глаголов. | ||
10 | о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ . | ||
11 | Правописание согласных на стыке морфем. Употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. | ||
12 | Слитные, дефисные и раздельные написания . Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | ||
13 | Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). | ||
14 | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. | ||
15 | Особенности написания производных предлогов. Правописание союзов. | ||
16 | Образование и написание сложных слов. | ||
17 | Написание строчных и прописных букв | ||
18 | Речевой этикет в письменном общении. | ||
19 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания . История русской пунктуации. Принципы русской пунктуации. | ||
20 | Знаки препинания в конце предложения | ||
21 | Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. | ||
22 | Знаки препинания между однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения. | ||
23 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | ||
24 | Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. | ||
25 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. | ||
26 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов | ||
27 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | ||
28 | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | ||
29 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. | ||
30 | Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. | ||
31 | Знаки препинания при передаче чужой речи. Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. | ||
32 | Разные способы оформления на письме цитат | ||
33 | Знаки препинания в связном тексте . | ||
34 | Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. | ||
35 | Систематизация и обобщение пройденного |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения элективного курса по русскому языку учащиеся должны:
знать/понимать
-функции языка; основные сведения о литературном языке и его признаках;
-системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
-понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
-компоненты речевой ситуации;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и
письменным текстам различных жанров,
уметь
-проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
-проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленныхзадач,
-создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст,
аудирование и чтение
-понимать информацию, воспринимаемую на слух в нормальном темпе,
-пользоваться словарями разных типов, справочной литературой,извлекать информацию из различных источников,
говорение и письмо
-воспроизводить текст с заданной степенью свернутости,
-создавать тексты различных стилей и жанров,
-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,
-соблюдать нормы русского речевого этикета,
-осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты,
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект учителя.
Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы : нестандартные задания, рекомендации, уроки/авт.-сост. Н.М.Сулицкая.- Волгоград: Учитель,2012..
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. — М., 1976.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М., 1983.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
Семенова Г.М. Типичные ошибки старшеклассников. Практикум по русскому языку для поступающих в вузы. В 2 ч.-М.: знание.1992.
Учебно-методический комплект учащихся.
Демидова Н.И. Русский язык: Орфография:А5-А7:9-й класс.-М.:Астрель;Владимир:ВКТ,2012
Демидова Н.И. Русский язык: Пунктуация:В4, В5, В7:9-й класс-М.:Астрель;Владимир:ВКТ,2012
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.
Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.
Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
Розенталъ Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.
Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Словари:
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Тихонов А. Я. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания ШМО учителей
русского языка и литературы
от «___»____________2012 №____
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР
____________/Е.С.Зиннатова/
от «___»____________2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс, РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спос...