Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
элективный курс (10 класс) по теме

 

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с целью общего развития, профессионального самоопределения, подготовки к дальнейшему обучению в средних и высших специальных учебных заведениях. Курс может быть реализован как в составе профильного обучения  на старшей ступени школы, так и в составе предпрофильного обучения учащихся 9 классов, может быть использован при профессиональном обучении в учебно-курсовых комбинатах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горяева Н.И. Элективный курс «Занимательная стенография»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Везде, где звучит живое слово, где закрепляется на бумаге человеческая мысль, может найти применение стенография.

Современная организация управленческого труда, оперативное решение вопросов в аппарате управления, занятия школьников и студентов немыслимы без применения стенографии, как средства ускорения процесса документирования (записи большого количества разнообразных текстов: лекций, конспектов, рефератов, деловых, производственных документов и т.п.). Предлагаемая программа обучения предназначена для изучения стенографии - метода скоростного письма, превосходящего скорость обычного письма в 3-5 раз. Данный метод основан на русском алфавите с применением специальных систем знаков, сокращений слов и словосочетаний, позволяющих вести синхронную запись устной речи. Использование стенографии позволяет постоянно знакомиться с новыми сторонами деятельности, новыми понятиями, знаниями.

Место курса в образовательном процессе.

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с целью общего развития, профессионального самоопределения, подготовки к дальнейшему обучению в средних и высших специальных учебных заведениях. Курс может быть реализован как в составе профильного обучения  на старшей ступени школы, так и в составе предпрофильного обучения учащихся 9 классов, может быть использован при профессиональном обучении в учебно-курсовых комбинатах.

Цель и задачи курса.

Целью обучения стенографии является формирование предметной компетентности в области скоростного письма, а также ключевых компетентностей для личностного развития и профессионального самоопределения учащихся.

Цель курса конкретизируется в основных задачах:

- формирование представлений о стенографических средствах отображения информации;                                                                                                                  - ознакомление с профессиональной деятельностью секретаря – стенографа, съездовского стенографа;                                                                                                             - овладение теоретическими знаниями и практическими навыками скоростного письма;                                                                                                                            - расширение и обогащение активного и пассивного словарного запаса;                   - формирование готовности к восприятию устной речи, устойчивого и целенаправленного внимания;                                                                                     -  развитие интереса к стенографии, коммуникативных навыков и умений;          - формирование интереса к само обучению, к практическому применению знаний;

Задачи решаются посредством:

- проведения теоретических (лекции) занятий в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы;                                                   - проведения практических (лабораторные работы) занятий по тематике курса, для разбора типовых приемов скоростного письма;                                                     - показа перспек тивы использования стенографии не только на работе (в профессиональных целях), но и в повседневной жиз ни (для себя),                       - показа рациональности стенографического письма, его краткости;                                                 - выбора различных заданий для самостоятельной работы, углубленного

изучения тематики посредством разработки собственных сокращений, подготовки рефератов  сообщений по желанию учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Изучение курса должно помочь учащимся:

- понять роль и место  секретаря - референта - стенографа, съездовского стенографа и стенографии в формировании окружающей человека предметной среды;                                                                                                                                       - повысить свою компетентность в области скоростного письма;                            - приобрести начальную профессиональную подготовку по данному направлению, что повысит их социальную адаптацию после окончания школы;                                                                                                                                       -  повысить свою информационную и коммуникативную компетентность.

Учащиеся иметь представление:

- о развитии стенографических систем;                                                                                                    - о примечательных страницах истории стенографии;                                                        - об основных сократительных приемах;                                                                    - о характере, условиях и спецификой трудовой деятельности работников среднего управленческого аппарата;                                                                                                                  - о путях повышения своей компетентности через овладение навыками стенографического письма.

Учащиеся должны знать:

- алфавит, слитные знаки, знаки для приставок и корней;                                                                                                 - знаки для гласных (в начале слова, в середине и в конце слова);                                                                   - закономерности и приемы сокращения многосложных слов;                                                               - конечные сочетания слов, обозначения числительных;
- знаки «связанных понятий»;
- особенности дополнительных сочетаний слов;                                                                                             -  общие правила написания сложных слов, условные сокращения частей сложных слов, слияние одинаковых и однородных знаков;                                                - понятие фразеограммы.

Учащиеся должны уметь:

- организовать стенографическую запись;                                                                            - передавать по назначению полученные стенограммы;                                                                                             - вести синхронную запись устной речи;                                                                                            - расписывать (трениро вать) руку.

Учащиеся должны приобрести навыки:

- использования специальных систем знаков и сокращений для создания «холодных» и «горячих» стенограмм;                                                                                                                      - быстрого и правильного чтения стенограмм;                                                                                - расширения своего словарного фонда;                                                                             - образования авторских сокращений.

4. Формы контроля и оценки результатов освоения курса

Используется мониторинговая модель оценивания, как наблюдение за работой, и поведением учащихся. Фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий (отчеты по лабораторным и самостоятельным работам), но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформированы.

Общая аттестационная оценка – «зачтено» / «не зачтено»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

        Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся по часу в неделю. В рамках курса общим объемом 34 часа предполагается развитие навыков скоростного письма, позволяющего вести синхронную запись устной речи.

        

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов. Каждая тема курса включает теоретический материал, практические упражнения, задания для самостоятельной работы, темы рефератов (выполняемых учащимися по желанию). Упор в освоении курса сделан на практические занятия, доля которых составляет  приблизительно 71% от объема всего курса. За счет времени, отведенного на самостоятельную работу, возможен резерв для более глубокого изучения тем.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Лабораторная работа

Самостоятельная работа

Вводное занятие

1

1

-

-

Искусство таинственное и благородное

3

1

1

1

Буква с возу

4

1

2

1

Потери от волны цунами

3

1

1

1

Круги и овалы

5

1

2

2

По образу и подобию

5

1

2

2

Смена декораций

5

1

2

2

Догадайся сам

5

1

2

2

Новые корни на старой основе

2

1

1

-

Заключительное занятие

1

1

-

-

ИТОГО

34

10

13

11

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводное занятие

  1. Основное содержание:

Цель, задачи, назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Формы контроля и оценки результатов курса.

Тема № 1 Искусство таинственное и благородное (3 ч.)

  1. Основное содержание:

     Стенография как таковая. Практическое применение стенографического письма. Стенография и техника письма. Стенографические системы. Тироновы ноты. Специфика стенографического письма. Характеристика стенографического письма. Буквы хамелеоны – Л и Д. Знаки для согласных: Т, В, М, К, П, С. Классификация стенографических знаков (одномерные, двумерные, малые). Как буква Е свое лицо потеряла (гласная Е в конце и середине слова). Соединились (виды соединения согласных).

  1. Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:

- Дискуссия о месте стенографии в профессии и повседневной жизни;

- Сравнительный анализ обычного письма и стенографии;

- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;

- Выполнение индивидуального практического задания;

- Работа с «холодными стенограммами»;

- Формулирование полезных советов стенографу;

- Упражнения на чтение стенограмм;

- Стенографическое письмо под диктовку.

  1. Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):

- Стенография и техника письма;

- Точность написания стенографических знаков;

- Геометральные и курсивные системы;

- Морфологические и фонетические системы;

- Древнейшая стенография.

  1. Задания для самостоятельной работы:

- Составить таблицы соединений;

- Отгадать загадку знаков Д и Л;

- Застенографировать слова и предложения;

- Прочитать (расшифровать) стенограмму.

Тема № 2 Буква с возу (4 ч.)

  1. Основное содержание:

Знаки, которым не хватило знаков (мягкий и твердый знак). Снизу вверх (гласные И, Ы в конце слов). Самые-самые (сокращения). Окончание – ИЛИ. По заказу гласной Е (гласная Е в начале слова). По орбите овала (знаки ПОД, СТР). Выше и выше (гласная И в середине слова). Подчеркнем (имена собственные).

  1. Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:

- Дискуссия: Как отличить  «И» от «Т» и соединительной черты?;

- Сравнительный анализ букв и знаков;

- Сравнительный анализ скорости письма при выполнении различных видов стенографических работ;

- Знакомство с историей стенографии: «Как стать знаменитым писателем», «Дневник Брема»;

- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;

- Показ рациональности стенографического письма и его краткости;

- Упражнения по отработке написания сокращений;

- Стенографирование под диктовку;

- Упражнения на отработку приемов чтения стенограмм.

  1. Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):

- Гороскоп для юного стенографа;

- Стенография в жизни и творчестве Достоевского;

- Не фонограф, а стенограф (Л.Н. Толстой и стенография);

- Древнегреческая тахиграфия.

  1. Задания для самостоятельной работы:

- Застенографировать слова и предложения;

- Прочитать (расшифровать) стенограмму;

- Застенографировать под диктовку.

Тема № 3  Потери от волны цунами  (3 ч.)

  1. Основное содержание:

Перевертыши (знаки СТ, ВС-ВЗ, Ш). Пристроилась (гласная И в начале слов). Знак – Ухо (окончания – ТСЯ, -ТЬСЯ).  Окончания: – ЕНИЕ, - НЕНИЕ, - АНИЕ, - НАНИЕ. Подравняйтесь (правило линейности). Вертикальная волна (знак СВ, окончания: - СТВО, СТВИЕ). Гласная О в конце слова. Сокращения.

  1. Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:

- Сравнительный анализ знаков СТ и ТСЯ;

- Сравнительный анализ допустимости и недопустимости начертаний стенографических знаков;

- Анализ подъема знаков в зависимости от их сочетания;

- Рассмотрение возможности пропуска букв перед окончаниями;

- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;

- Упражнения по отработке написания сокращений;

- Показ рациональности стенографического письма и его краткости;

- Стенографирование под диктовку;

- Упражнения на чтение стенограмм.

  1. Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):

- Исключения из правила срочности;

- Стенография позднего феодализма;

- Стенография нового времени: Англия, Соединенные Штаты Америки.

  1. Задания для самостоятельной работы:

- Застенографировать слова и предложения;

- Прочитать (расшифровать) стенограмму;

- Застенографировать под диктовку.

Тема № 4  Круги и овалы (5 ч.)

  1. Основное содержание:

Особый подход (знаки Б, БР). Скромные буквы (Г и ГР). Кто тянет в болото (гласная О в середине слова). Знаки Р, РАЗ-РАС, Н, Й. Знаки – овалы в соединении с другими знаками. Перекати поле (сочетание ВН). Буква самая краткая (точечный овал и его применение). Сокращения.

  1. Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:

- Сравнительный анализ знаков Б и ТСЯ;

- Анализ соединения ТБ и КБ;

- Дискуссия о возможности применения правила линейности с учетом гласной О;

- Рассмотрение удобства написания двумерных знаков после гласной о;

- Рассмотрение правил написания знаков - овалов после острых знаков, после гласных И, О, после знаков заканчивающихся скруглением;

- Рассмотрение правил применения очечного овала (разделение гласных точечным овалом, точечный овал вместо твердого и мягкого знака);

- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;

- Упражнения по отработке написания сокращений;

- Стенографирование на слух;

- Упражнения на чтение стенограмм.

  1. Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):

- Возможные ошибки при написании знаков-овалов;

- Соседство С со знаками - овалами;

- Правый и левый оборот при написании знаков – овалов;

- Сочетание ПОДН;

- Как отличить ВН и НВ?;

- Стенография нового времени: Франция, Германия, Италия.

  1. Задания для самостоятельной работы:

- Подобрать материал из истории стенографии: «Украли или подарили» (стенография и В.Шекспир);

- Застенографировать слова и предложения;

- Прочитать (расшифровать) стенограмму;

- Застенографировать под диктовку.

Тема № 5  По образу и подобию (5 ч.)

  1. Основное содержание:

Гласная О в начале слов. Одна за двоих (обозначение удвоенных согласных). И мы не хуже (две гласные рядом). Соседи знают все (сокращенные окончания). Длиннее всех (гласные У, Ю). И никаких вопросов (знаки Ч и Х). Приставки ВОЗ и ВОС. И вправо, и вниз (гласные У, Ю в середине слов). Знаки овалы после гласной У. И род и число (- лся, -лася, - лось, - лись). Начнем с начала (гласные У, Ю в начале слов). Малая волна (знак З). Окончание –ИЗМ. Специализация (знак Ц, -ЗАЦИЯ). Знаки Ф и Ж. И первая и последняя (знаки А и Я). Сокращения.

  1. Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:

- Рассмотрение правил правописания одинаковых и близких по звучанию согласных;

- Рассмотрение случаев написания обоих гласных (короткие, редкие слова, в начале слова, для избежания похожих начертаний);

- Рассмотрение правил сокращения окончаний;

- Рассмотрение правил написания знаков, возможности пропуска согласной К перед окончанием -ЗАЦИЯ;

- Сравнительный анализ знаков ВЗ-ВС, СТ и ВОЗ-ВОС;

- Определение допустимости поднятия знаков;

- Сравнительный анализ знаков Ч и Ф, Х и Ж;

- Показ рациональности стенографического письма и его краткости;

- Дискуссия о возможности применения точечного овала, вместо отличительного штриха;

- Знакомство с историей стенографии: «Рождение слова»;

- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;

- Упражнения по отработке написания сокращений;

- Стенографирование под диктовку;

- Упражнения на чтение стенограмм.

  1. Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):

- Закономерность расположения гласной в слове и ударения;

- Правильно или точно?

- Что делает буква У?

- Интересно, как различают Н и ЛСЯ?

- Соседство З и ЕНИЕ;

- Сочетание ЖОН, особенности начертания;

- Стенография нового времени: Латинская Америка, Венгрия, Чехословакия, Болгария.

  1. Задания для самостоятельной работы:

- Определить случаи в которых удобнее вместо знака ВОЗ писать буквы В и З;

- Застенографировать слова и предложения;

- Прочитать (расшифровать) стенограмму;

- Застенографировать под диктовку.

Тема № 6  Смена декораций (5 ч.)

  1. Основное содержание:

Почти восьмерка (знаки ЛОГ, ВОД). Знак СК. Легки на подъем (гласные А, Я в начале слов). Что волны приносят (знаки КОМ, СМОТР). Закрепились за чертой (приставка – ЗА). Буква невидимка (А в середине слова). Добрая волшебница. Все объяснит Й (окончание ЕТ). Катятся волны (знаки ЮТ и ЮТСЯ). Неожиданное  решение (знак ТЕЛЬ). Понижение (знаки –ЖЕНИЕ, -ЖНЕНИЕ, - ЖДЕНИЕ). Последняя из алфавита (буква Щ).Стенографические омографы. Сокращения.

  1. Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:

- Рассмотрение особенностей написания А и Я в начале и конце слов;

- Рассмотрение особенностей написания новых стенографических знаков;

- Упражнения по отработке написания стенографических знаков;

- Знакомство с приемом «отгиб»;

- Рассмотрение допустимости, правильности и недопустимости написания стенографических знаков;

- Сравнительный анализ знаков С и СК;

- Изучение дополнительных значений знака СК (окончания: - СКИЙ, -ТЕЛЬСКИЙ, - СТСКИЙ, - ЧЕСКИЙ, - СТИЧЕСКИЙ);

- Упражнения на чтение стенограмм;

- Упражнения по отработке написания сокращений;

- Введение в специальность - должности стенографисток;

- Рассмотрение случаев применения знаков ЮТ и ЮТСЯ;

- Рассмотрение написания трудных слов;

- Стенографирование на слух: Поль Вернель «Песня без слов»;

- Выполнение индивидуального практического задания.

 

  1. Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):

- Дискуссия о возможность отказа от одного из точечных овалов, если при написании они оказываются рядышком;

- Перед СК что-то «выпадает в осадок», а при чтении это «что-то» очень легко восстанавливается;

- Возможность пропуска буквы А в середине слова;

- Перед какими буквами становится заметной А?

- Когда пишется знак ЕТ, а когда отдельные буквы Е и Т?

- Отказ от услуг знака ТЕЛЬ;

- Стенография нового времени: Болгария, Польша, Югославия, Куба.

  1. Задания для самостоятельной работы:

- Чередовать знаки Ф и КОМ, Ж и СМОТР;

- Подобрать стенографические омографы;

- Застенографировать слова и предложения;

- Прочитать (расшифровать) стенограмму;

- Застенографировать под диктовку М.Ю. Лермонтов -Парус.

Тема № 7  Догадайся сам (5 ч.)

  1. Основное содержание:

«Гуси – гуси!» (пропуск повторяющихся слов). Еще о строчности (сохранение линейности письма). Что такое интуиция (раскрытие тайны гласной А). Резервы алфавита (знаки ПЕРЕ, ПРАВ, ДЕРЖ, ДОБР). Простая арифметика (начертание цифр). Пословицы и поговорки. Кто с кем дружит? (продолжаем наблюдения за гласной А).

  1. Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:

- Запись фразеограмм;

- Рассмотрение обозначения повторяющихся слов;

- Определить наиболее удобные начертания;

- Упражнения на чтение новых слов с пропуском гласных;

- Поиск скрытых резервов алфавита (новые знаки на основе ранее изученных);

- Рассмотрение возможности сокращения окончаний, за счет появления приставок;

- Упражнения по отработке написания сокращений;

- Введение в специальность: «Эх, дороги…»;

- Показ рациональности стенографического письма и его краткости;

- Рассмотрение особенностей написания новых стенографических знаков;

- Рассмотрение правил написания порядковых числительных, годов текущего столетия, цифр, арифметических действий, специальных математических слов и действий;

- Сравнительный анализ знаков ВОС и дуги;

- Упражнения на стенографирование примеров с большой дугой под диктовку;

- Рассмотрение взаимоотношения букв в начале слова;

- Знакомство с историей стенографии: «Компания писак»;

- Запись слов с различными приставками;

- Чтение стихотворения А.С. Пушкина – Узник.

  1. Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):

- В каких случаях применяем правило линейности, а когда показываем гласную О?

- Формулировка правил чтения;

- Нарушение стенографического ритма;

- Обозначение пропущенных слов;

- Р и Н в начале слова – правило и исключение;

- Как буква А относится к приставкам?

- Стенография в России.

  1. Задания для самостоятельной работы:

- Выявить тайны гласной А;

- Подобрать и застенографировать пословицы и поговорки;

- Сформулировать правило о гласных А, Я после приставок, найти исключение из правила;

- Застенографировать под диктовку предложения;

- Расшифровать стенограммы;

- Застенографировать стихотворение А.С. Пушкина – Узник.

Тема № 8  Новые корни на старой основе (2 ч.)

  1. Основное содержание:

Корни: ПРОТИВ; ДОЛГ, ДОЛЖ; ЗДРАВ, ЗДОРОВ; ТВЕРД, ТВЕРЖ; БЛАГО; БОГАТ; КОНЧ, КАНЧ; ЛИЧ. Образование сокращений. Частотный словарь.

  1. Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:

- Показ рациональности стенографического письма;

- Упражнения по стенографированию слов с  «новыми» корнями;

- Знакомство с историей стенографии: Машинная стенография;

- Рассмотрение принципов построения сокращений (лишние буквы; в конце слов; для прозаседавшихся);

- Упражнения на быстрое написание слов частотного словаря.

  1. Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):

- Случаи сокращения корней ТВЕРД , ТВЕРЖД до двух знаков –ТВ.

- Примечательные страницы истории стенографии: Стенограф по имени Диккенс;

- Кое-что о приставках (приставка ЭКС, слова с двумя приставками);

  1. Задания для самостоятельной работы:

- Застенографировать слова и предложения;

- Прочитать (расшифровать) стенограмму;

- Выполнить индивидуальное задание – ввести новое сокращение.

Заключительное занятие

  1. Основное содержание:

Пути совершенствования стенографических умений. Оценка роста компетентности обучающихся. Подведение итогов.

  1. Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:

- Дискуссия о возможностях дальнейшего совершенствования и будущем стенографического письма.

- Анализ роста компетентности обучающихся по результатам выполнения заданий.

- Обмен впечатлениями.

АННОТАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Занятия школьников и студентов — это в первую очередь конспектирование лекций. Но можно ли спра виться с этой задачей, если преподаватель говорит в минуту более ста слов, а запасать мы успеваем двадцать? Подумать только: лишь двадцать процентов того, что дает преподаватель, попадает в тетрадь. Все остальное проходит мимо, ибо невозможно запи сывать одно, а запоминать в это время другое.

Так что же делать?

Изучать стенографию!

Курс «Занимательная стенография» открыт для всех, кто ценит время и хочет научиться писать быстрее. Он будет интересен всем, кто планирует использовать большие объемы устных записей для практической работы. Применяемый метод обучения основан на активном вовлечении слушателей в учебный процесс. Занятия проходят в живой и непринужденной атмосфере, ведь преподается занимательная сте нография. Это видно и по названиям тем: «Загадка знаков Д и Л»,  «Как буква Е свое лицо потеряла», «Тайна гласной А»...

Изложение стенографии ведется до ступно, просто, увлекательно. Поэтому верим: тайны волшебного письма откроются перед вами...

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Демачева Ю.С., Заранко К.М. Стенография. - М.: Просвещение, 1996.
  2. Демачева Ю.С., Кукина Е.И. Стенография. - М.: Академия, 1998.
  3. Лимончикова Т.В. Стенография. - М.: Просвещение, 2005.
  4. Пигарев А.Ю. Курс современной стенографии. - М.: ЮКЭА, 2004.
  5. Юрковский А.М. Стенография сквозь века. - М.: Книга, 1969.
  6. Юрковский А.М. Изучай стенографию. - М.: Просвещение, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».

 Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – ...

Программа элективного курса профильной подготовки по английскому языку для учащихся 10 и 11 классов "Технический английский"

Программа данного курса по английскому языку базируется на изучении и освоении лексики научно-популярных и общетехнических текстов, соответствующих уровню школьной программы для 10 и 11 классов. Это п...

Программа элективного курса профильной подготовки 10кл

Тематическое планирование элективного курса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии

laquo;РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ  В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2018 - 2019   учебный год...

Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...

Программа городского элективного курса профильной подготовки к ЕГЭ «Уравнения и неравенства»

Программа создана для подготовки к ЕГЭ учащихся 11 класса на профильном уровне. Количество часов:50. предназначана для подготовки к задачам№ 13,15,17,18....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Литературные взгляды на борьбу с коррупцией» (36 часов) для учащихся 11 класса на 2023-2024 учебный год

Цель данной программы - воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан,повышение правовой грамотн...