Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
элективный курс (10 класс) по теме
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с целью общего развития, профессионального самоопределения, подготовки к дальнейшему обучению в средних и высших специальных учебных заведениях. Курс может быть реализован как в составе профильного обучения на старшей ступени школы, так и в составе предпрофильного обучения учащихся 9 классов, может быть использован при профессиональном обучении в учебно-курсовых комбинатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса "Занимательная стенография".doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
Горяева Н.И. Элективный курс «Занимательная стенография»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Везде, где звучит живое слово, где закрепляется на бумаге человеческая мысль, может найти применение стенография. |
Современная организация управленческого труда, оперативное решение вопросов в аппарате управления, занятия школьников и студентов немыслимы без применения стенографии, как средства ускорения процесса документирования (записи большого количества разнообразных текстов: лекций, конспектов, рефератов, деловых, производственных документов и т.п.). Предлагаемая программа обучения предназначена для изучения стенографии - метода скоростного письма, превосходящего скорость обычного письма в 3-5 раз. Данный метод основан на русском алфавите с применением специальных систем знаков, сокращений слов и словосочетаний, позволяющих вести синхронную запись устной речи. Использование стенографии позволяет постоянно знакомиться с новыми сторонами деятельности, новыми понятиями, знаниями.
Место курса в образовательном процессе.
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с целью общего развития, профессионального самоопределения, подготовки к дальнейшему обучению в средних и высших специальных учебных заведениях. Курс может быть реализован как в составе профильного обучения на старшей ступени школы, так и в составе предпрофильного обучения учащихся 9 классов, может быть использован при профессиональном обучении в учебно-курсовых комбинатах.
Цель и задачи курса.
Целью обучения стенографии является формирование предметной компетентности в области скоростного письма, а также ключевых компетентностей для личностного развития и профессионального самоопределения учащихся.
Цель курса конкретизируется в основных задачах:
- формирование представлений о стенографических средствах отображения информации; - ознакомление с профессиональной деятельностью секретаря – стенографа, съездовского стенографа; - овладение теоретическими знаниями и практическими навыками скоростного письма; - расширение и обогащение активного и пассивного словарного запаса; - формирование готовности к восприятию устной речи, устойчивого и целенаправленного внимания; - развитие интереса к стенографии, коммуникативных навыков и умений; - формирование интереса к само обучению, к практическому применению знаний;
Задачи решаются посредством:
- проведения теоретических (лекции) занятий в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы; - проведения практических (лабораторные работы) занятий по тематике курса, для разбора типовых приемов скоростного письма; - показа перспек тивы использования стенографии не только на работе (в профессиональных целях), но и в повседневной жиз ни (для себя), - показа рациональности стенографического письма, его краткости; - выбора различных заданий для самостоятельной работы, углубленного
изучения тематики посредством разработки собственных сокращений, подготовки рефератов сообщений по желанию учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Изучение курса должно помочь учащимся:
- понять роль и место секретаря - референта - стенографа, съездовского стенографа и стенографии в формировании окружающей человека предметной среды; - повысить свою компетентность в области скоростного письма; - приобрести начальную профессиональную подготовку по данному направлению, что повысит их социальную адаптацию после окончания школы; - повысить свою информационную и коммуникативную компетентность.
Учащиеся иметь представление:
- о развитии стенографических систем; - о примечательных страницах истории стенографии; - об основных сократительных приемах; - о характере, условиях и спецификой трудовой деятельности работников среднего управленческого аппарата; - о путях повышения своей компетентности через овладение навыками стенографического письма.
Учащиеся должны знать:
- алфавит, слитные знаки, знаки для приставок и корней; - знаки для гласных (в начале слова, в середине и в конце слова); - закономерности и приемы сокращения многосложных слов; - конечные сочетания слов, обозначения числительных;
- знаки «связанных понятий»;
- особенности дополнительных сочетаний слов; - общие правила написания сложных слов, условные сокращения частей сложных слов, слияние одинаковых и однородных знаков; - понятие фразеограммы.
Учащиеся должны уметь:
- организовать стенографическую запись; - передавать по назначению полученные стенограммы; - вести синхронную запись устной речи; - расписывать (трениро вать) руку.
Учащиеся должны приобрести навыки:
- использования специальных систем знаков и сокращений для создания «холодных» и «горячих» стенограмм; - быстрого и правильного чтения стенограмм; - расширения своего словарного фонда; - образования авторских сокращений.
4. Формы контроля и оценки результатов освоения курса
Используется мониторинговая модель оценивания, как наблюдение за работой, и поведением учащихся. Фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий (отчеты по лабораторным и самостоятельным работам), но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформированы.
Общая аттестационная оценка – «зачтено» / «не зачтено»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся по часу в неделю. В рамках курса общим объемом 34 часа предполагается развитие навыков скоростного письма, позволяющего вести синхронную запись устной речи.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов. Каждая тема курса включает теоретический материал, практические упражнения, задания для самостоятельной работы, темы рефератов (выполняемых учащимися по желанию). Упор в освоении курса сделан на практические занятия, доля которых составляет приблизительно 71% от объема всего курса. За счет времени, отведенного на самостоятельную работу, возможен резерв для более глубокого изучения тем.
Тема | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
Лабораторная работа | Самостоятельная работа | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | - |
Искусство таинственное и благородное | 3 | 1 | 1 | 1 |
Буква с возу | 4 | 1 | 2 | 1 |
Потери от волны цунами | 3 | 1 | 1 | 1 |
Круги и овалы | 5 | 1 | 2 | 2 |
По образу и подобию | 5 | 1 | 2 | 2 |
Смена декораций | 5 | 1 | 2 | 2 |
Догадайся сам | 5 | 1 | 2 | 2 |
Новые корни на старой основе | 2 | 1 | 1 | - |
Заключительное занятие | 1 | 1 | - | - |
ИТОГО | 34 | 10 | 13 | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие
- Основное содержание:
Цель, задачи, назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Формы контроля и оценки результатов курса.
Тема № 1 Искусство таинственное и благородное (3 ч.)
- Основное содержание:
Стенография как таковая. Практическое применение стенографического письма. Стенография и техника письма. Стенографические системы. Тироновы ноты. Специфика стенографического письма. Характеристика стенографического письма. Буквы хамелеоны – Л и Д. Знаки для согласных: Т, В, М, К, П, С. Классификация стенографических знаков (одномерные, двумерные, малые). Как буква Е свое лицо потеряла (гласная Е в конце и середине слова). Соединились (виды соединения согласных).
- Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:
- Дискуссия о месте стенографии в профессии и повседневной жизни;
- Сравнительный анализ обычного письма и стенографии;
- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;
- Выполнение индивидуального практического задания;
- Работа с «холодными стенограммами»;
- Формулирование полезных советов стенографу;
- Упражнения на чтение стенограмм;
- Стенографическое письмо под диктовку.
- Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):
- Стенография и техника письма;
- Точность написания стенографических знаков;
- Геометральные и курсивные системы;
- Морфологические и фонетические системы;
- Древнейшая стенография.
- Задания для самостоятельной работы:
- Составить таблицы соединений;
- Отгадать загадку знаков Д и Л;
- Застенографировать слова и предложения;
- Прочитать (расшифровать) стенограмму.
Тема № 2 Буква с возу (4 ч.)
- Основное содержание:
Знаки, которым не хватило знаков (мягкий и твердый знак). Снизу вверх (гласные И, Ы в конце слов). Самые-самые (сокращения). Окончание – ИЛИ. По заказу гласной Е (гласная Е в начале слова). По орбите овала (знаки ПОД, СТР). Выше и выше (гласная И в середине слова). Подчеркнем (имена собственные).
- Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:
- Дискуссия: Как отличить «И» от «Т» и соединительной черты?;
- Сравнительный анализ букв и знаков;
- Сравнительный анализ скорости письма при выполнении различных видов стенографических работ;
- Знакомство с историей стенографии: «Как стать знаменитым писателем», «Дневник Брема»;
- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;
- Показ рациональности стенографического письма и его краткости;
- Упражнения по отработке написания сокращений;
- Стенографирование под диктовку;
- Упражнения на отработку приемов чтения стенограмм.
- Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):
- Гороскоп для юного стенографа;
- Стенография в жизни и творчестве Достоевского;
- Не фонограф, а стенограф (Л.Н. Толстой и стенография);
- Древнегреческая тахиграфия.
- Задания для самостоятельной работы:
- Застенографировать слова и предложения;
- Прочитать (расшифровать) стенограмму;
- Застенографировать под диктовку.
Тема № 3 Потери от волны цунами (3 ч.)
- Основное содержание:
Перевертыши (знаки СТ, ВС-ВЗ, Ш). Пристроилась (гласная И в начале слов). Знак – Ухо (окончания – ТСЯ, -ТЬСЯ). Окончания: – ЕНИЕ, - НЕНИЕ, - АНИЕ, - НАНИЕ. Подравняйтесь (правило линейности). Вертикальная волна (знак СВ, окончания: - СТВО, СТВИЕ). Гласная О в конце слова. Сокращения.
- Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:
- Сравнительный анализ знаков СТ и ТСЯ;
- Сравнительный анализ допустимости и недопустимости начертаний стенографических знаков;
- Анализ подъема знаков в зависимости от их сочетания;
- Рассмотрение возможности пропуска букв перед окончаниями;
- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;
- Упражнения по отработке написания сокращений;
- Показ рациональности стенографического письма и его краткости;
- Стенографирование под диктовку;
- Упражнения на чтение стенограмм.
- Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):
- Исключения из правила срочности;
- Стенография позднего феодализма;
- Стенография нового времени: Англия, Соединенные Штаты Америки.
- Задания для самостоятельной работы:
- Застенографировать слова и предложения;
- Прочитать (расшифровать) стенограмму;
- Застенографировать под диктовку.
Тема № 4 Круги и овалы (5 ч.)
- Основное содержание:
Особый подход (знаки Б, БР). Скромные буквы (Г и ГР). Кто тянет в болото (гласная О в середине слова). Знаки Р, РАЗ-РАС, Н, Й. Знаки – овалы в соединении с другими знаками. Перекати поле (сочетание ВН). Буква самая краткая (точечный овал и его применение). Сокращения.
- Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:
- Сравнительный анализ знаков Б и ТСЯ;
- Анализ соединения ТБ и КБ;
- Дискуссия о возможности применения правила линейности с учетом гласной О;
- Рассмотрение удобства написания двумерных знаков после гласной о;
- Рассмотрение правил написания знаков - овалов после острых знаков, после гласных И, О, после знаков заканчивающихся скруглением;
- Рассмотрение правил применения очечного овала (разделение гласных точечным овалом, точечный овал вместо твердого и мягкого знака);
- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;
- Упражнения по отработке написания сокращений;
- Стенографирование на слух;
- Упражнения на чтение стенограмм.
- Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):
- Возможные ошибки при написании знаков-овалов;
- Соседство С со знаками - овалами;
- Правый и левый оборот при написании знаков – овалов;
- Сочетание ПОДН;
- Как отличить ВН и НВ?;
- Стенография нового времени: Франция, Германия, Италия.
- Задания для самостоятельной работы:
- Подобрать материал из истории стенографии: «Украли или подарили» (стенография и В.Шекспир);
- Застенографировать слова и предложения;
- Прочитать (расшифровать) стенограмму;
- Застенографировать под диктовку.
Тема № 5 По образу и подобию (5 ч.)
- Основное содержание:
Гласная О в начале слов. Одна за двоих (обозначение удвоенных согласных). И мы не хуже (две гласные рядом). Соседи знают все (сокращенные окончания). Длиннее всех (гласные У, Ю). И никаких вопросов (знаки Ч и Х). Приставки ВОЗ и ВОС. И вправо, и вниз (гласные У, Ю в середине слов). Знаки овалы после гласной У. И род и число (- лся, -лася, - лось, - лись). Начнем с начала (гласные У, Ю в начале слов). Малая волна (знак З). Окончание –ИЗМ. Специализация (знак Ц, -ЗАЦИЯ). Знаки Ф и Ж. И первая и последняя (знаки А и Я). Сокращения.
- Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:
- Рассмотрение правил правописания одинаковых и близких по звучанию согласных;
- Рассмотрение случаев написания обоих гласных (короткие, редкие слова, в начале слова, для избежания похожих начертаний);
- Рассмотрение правил сокращения окончаний;
- Рассмотрение правил написания знаков, возможности пропуска согласной К перед окончанием -ЗАЦИЯ;
- Сравнительный анализ знаков ВЗ-ВС, СТ и ВОЗ-ВОС;
- Определение допустимости поднятия знаков;
- Сравнительный анализ знаков Ч и Ф, Х и Ж;
- Показ рациональности стенографического письма и его краткости;
- Дискуссия о возможности применения точечного овала, вместо отличительного штриха;
- Знакомство с историей стенографии: «Рождение слова»;
- Упражнения по отработке приемов написания стенографических знаков;
- Упражнения по отработке написания сокращений;
- Стенографирование под диктовку;
- Упражнения на чтение стенограмм.
- Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):
- Закономерность расположения гласной в слове и ударения;
- Правильно или точно?
- Что делает буква У?
- Интересно, как различают Н и ЛСЯ?
- Соседство З и ЕНИЕ;
- Сочетание ЖОН, особенности начертания;
- Стенография нового времени: Латинская Америка, Венгрия, Чехословакия, Болгария.
- Задания для самостоятельной работы:
- Определить случаи в которых удобнее вместо знака ВОЗ писать буквы В и З;
- Застенографировать слова и предложения;
- Прочитать (расшифровать) стенограмму;
- Застенографировать под диктовку.
Тема № 6 Смена декораций (5 ч.)
- Основное содержание:
Почти восьмерка (знаки ЛОГ, ВОД). Знак СК. Легки на подъем (гласные А, Я в начале слов). Что волны приносят (знаки КОМ, СМОТР). Закрепились за чертой (приставка – ЗА). Буква невидимка (А в середине слова). Добрая волшебница. Все объяснит Й (окончание ЕТ). Катятся волны (знаки ЮТ и ЮТСЯ). Неожиданное решение (знак ТЕЛЬ). Понижение (знаки –ЖЕНИЕ, -ЖНЕНИЕ, - ЖДЕНИЕ). Последняя из алфавита (буква Щ).Стенографические омографы. Сокращения.
- Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:
- Рассмотрение особенностей написания А и Я в начале и конце слов;
- Рассмотрение особенностей написания новых стенографических знаков;
- Упражнения по отработке написания стенографических знаков;
- Знакомство с приемом «отгиб»;
- Рассмотрение допустимости, правильности и недопустимости написания стенографических знаков;
- Сравнительный анализ знаков С и СК;
- Изучение дополнительных значений знака СК (окончания: - СКИЙ, -ТЕЛЬСКИЙ, - СТСКИЙ, - ЧЕСКИЙ, - СТИЧЕСКИЙ);
- Упражнения на чтение стенограмм;
- Упражнения по отработке написания сокращений;
- Введение в специальность - должности стенографисток;
- Рассмотрение случаев применения знаков ЮТ и ЮТСЯ;
- Рассмотрение написания трудных слов;
- Стенографирование на слух: Поль Вернель «Песня без слов»;
- Выполнение индивидуального практического задания.
- Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):
- Дискуссия о возможность отказа от одного из точечных овалов, если при написании они оказываются рядышком;
- Перед СК что-то «выпадает в осадок», а при чтении это «что-то» очень легко восстанавливается;
- Возможность пропуска буквы А в середине слова;
- Перед какими буквами становится заметной А?
- Когда пишется знак ЕТ, а когда отдельные буквы Е и Т?
- Отказ от услуг знака ТЕЛЬ;
- Стенография нового времени: Болгария, Польша, Югославия, Куба.
- Задания для самостоятельной работы:
- Чередовать знаки Ф и КОМ, Ж и СМОТР;
- Подобрать стенографические омографы;
- Застенографировать слова и предложения;
- Прочитать (расшифровать) стенограмму;
- Застенографировать под диктовку М.Ю. Лермонтов -Парус.
Тема № 7 Догадайся сам (5 ч.)
- Основное содержание:
«Гуси – гуси!» (пропуск повторяющихся слов). Еще о строчности (сохранение линейности письма). Что такое интуиция (раскрытие тайны гласной А). Резервы алфавита (знаки ПЕРЕ, ПРАВ, ДЕРЖ, ДОБР). Простая арифметика (начертание цифр). Пословицы и поговорки. Кто с кем дружит? (продолжаем наблюдения за гласной А).
- Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:
- Запись фразеограмм;
- Рассмотрение обозначения повторяющихся слов;
- Определить наиболее удобные начертания;
- Упражнения на чтение новых слов с пропуском гласных;
- Поиск скрытых резервов алфавита (новые знаки на основе ранее изученных);
- Рассмотрение возможности сокращения окончаний, за счет появления приставок;
- Упражнения по отработке написания сокращений;
- Введение в специальность: «Эх, дороги…»;
- Показ рациональности стенографического письма и его краткости;
- Рассмотрение особенностей написания новых стенографических знаков;
- Рассмотрение правил написания порядковых числительных, годов текущего столетия, цифр, арифметических действий, специальных математических слов и действий;
- Сравнительный анализ знаков ВОС и дуги;
- Упражнения на стенографирование примеров с большой дугой под диктовку;
- Рассмотрение взаимоотношения букв в начале слова;
- Знакомство с историей стенографии: «Компания писак»;
- Запись слов с различными приставками;
- Чтение стихотворения А.С. Пушкина – Узник.
- Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):
- В каких случаях применяем правило линейности, а когда показываем гласную О?
- Формулировка правил чтения;
- Нарушение стенографического ритма;
- Обозначение пропущенных слов;
- Р и Н в начале слова – правило и исключение;
- Как буква А относится к приставкам?
- Стенография в России.
- Задания для самостоятельной работы:
- Выявить тайны гласной А;
- Подобрать и застенографировать пословицы и поговорки;
- Сформулировать правило о гласных А, Я после приставок, найти исключение из правила;
- Застенографировать под диктовку предложения;
- Расшифровать стенограммы;
- Застенографировать стихотворение А.С. Пушкина – Узник.
Тема № 8 Новые корни на старой основе (2 ч.)
- Основное содержание:
Корни: ПРОТИВ; ДОЛГ, ДОЛЖ; ЗДРАВ, ЗДОРОВ; ТВЕРД, ТВЕРЖ; БЛАГО; БОГАТ; КОНЧ, КАНЧ; ЛИЧ. Образование сокращений. Частотный словарь.
- Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:
- Показ рациональности стенографического письма;
- Упражнения по стенографированию слов с «новыми» корнями;
- Знакомство с историей стенографии: Машинная стенография;
- Рассмотрение принципов построения сокращений (лишние буквы; в конце слов; для прозаседавшихся);
- Упражнения на быстрое написание слов частотного словаря.
- Вопросы для обсуждения и дискуссий (перечень возможных тем рефератов или сообщений, мини исследований):
- Случаи сокращения корней ТВЕРД , ТВЕРЖД до двух знаков –ТВ.
- Примечательные страницы истории стенографии: Стенограф по имени Диккенс;
- Кое-что о приставках (приставка ЭКС, слова с двумя приставками);
- Задания для самостоятельной работы:
- Застенографировать слова и предложения;
- Прочитать (расшифровать) стенограмму;
- Выполнить индивидуальное задание – ввести новое сокращение.
Заключительное занятие
- Основное содержание:
Пути совершенствования стенографических умений. Оценка роста компетентности обучающихся. Подведение итогов.
- Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса:
- Дискуссия о возможностях дальнейшего совершенствования и будущем стенографического письма.
- Анализ роста компетентности обучающихся по результатам выполнения заданий.
- Обмен впечатлениями.
АННОТАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Занятия школьников и студентов — это в первую очередь конспектирование лекций. Но можно ли спра виться с этой задачей, если преподаватель говорит в минуту более ста слов, а запасать мы успеваем двадцать? Подумать только: лишь двадцать процентов того, что дает преподаватель, попадает в тетрадь. Все остальное проходит мимо, ибо невозможно запи сывать одно, а запоминать в это время другое.
Так что же делать?
Изучать стенографию!
Курс «Занимательная стенография» открыт для всех, кто ценит время и хочет научиться писать быстрее. Он будет интересен всем, кто планирует использовать большие объемы устных записей для практической работы. Применяемый метод обучения основан на активном вовлечении слушателей в учебный процесс. Занятия проходят в живой и непринужденной атмосфере, ведь преподается занимательная сте нография. Это видно и по названиям тем: «Загадка знаков Д и Л», «Как буква Е свое лицо потеряла», «Тайна гласной А»...
Изложение стенографии ведется до ступно, просто, увлекательно. Поэтому верим: тайны волшебного письма откроются перед вами...
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Демачева Ю.С., Заранко К.М. Стенография. - М.: Просвещение, 1996.
- Демачева Ю.С., Кукина Е.И. Стенография. - М.: Академия, 1998.
- Лимончикова Т.В. Стенография. - М.: Просвещение, 2005.
- Пигарев А.Ю. Курс современной стенографии. - М.: ЮКЭА, 2004.
- Юрковский А.М. Стенография сквозь века. - М.: Книга, 1969.
- Юрковский А.М. Изучай стенографию. - М.: Просвещение, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – ...
Программа элективного курса профильной подготовки по английскому языку для учащихся 10 и 11 классов "Технический английский"
Программа данного курса по английскому языку базируется на изучении и освоении лексики научно-популярных и общетехнических текстов, соответствующих уровню школьной программы для 10 и 11 классов. Это п...
Программа элективного курса профильной подготовки 10кл
Тематическое планирование элективного курса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии
laquo;РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2018 - 2019 учебный год...
Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...
Программа городского элективного курса профильной подготовки к ЕГЭ «Уравнения и неравенства»
Программа создана для подготовки к ЕГЭ учащихся 11 класса на профильном уровне. Количество часов:50. предназначана для подготовки к задачам№ 13,15,17,18....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Литературные взгляды на борьбу с коррупцией» (36 часов) для учащихся 11 класса на 2023-2024 учебный год
Цель данной программы - воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан,повышение правовой грамотн...