Урок по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Это урок-поиск, урок-исследование по прекрасному произведению М. Пришвина. Ребятам предлагается поразмышлять об идейном содержании художественного произведения, открыть для себя содержание слов-концептов "правда", "жизнь", "судьба", "выбор".
Работа строится в группах, каждой из которых предстоит работа напрямую с текстом произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrobnyy_konspekt_obrazovatelnogo_meropriyatiya.doc | 118.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 37.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 75 КБ |
prilozhenie_3.doc | 35 КБ |
prilozhenie_4.ppt | 407 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект образовательного мероприятия
Организационная информация | |
Автор/ы урока/занятия/мероприятия | Володина Ирина Викторовна |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Образовательное учреждение | МОУ СОШ № 19 |
Республика/край | Российская федерация |
Город/поселение | г. Раменское Московской области |
Предмет | литература |
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек | 6 класс, общеобразовательный, 29 человек |
Продолжительность урока/мероприятия | 45 минут |
Методическая информация | |
Тема урока /занятия/мероприятия | Правда жизни (по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца») |
Автор учебника, по которому ведётся обучение | Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. |
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Урок изучения нового материала. Второй урок из трех по творчеству М. Пришвина. |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Большинство учащихся класса – ребята со средним уровнем способностей. 6 человек – с высоким уровнем познавательного потенциала. Мотивация учения, между тем, невысокая (основной стимул – похвала, удовлетворенность родителей, оценка). Учащиеся отличаются слабым уровнем самоорганизации, что ведет к недисциплинированности и частому безответственному отношению к выполнению учебных заданий. В классе можно выделить группу учащихся (5 человек), не желающих включаться в работу. Еще одна группа учащихся (6 человек) – ребята, которые могут работать, хотят работать и способны организовывать вокруг себя благоприятную познавательную атмосферу. Именно поэтому оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения. |
Цели урока/ занятия/ мероприятия | формирование личностно-смыслового отношения к тексту художественной литературы и коммуникативной компетенции через поисковую и исследовательскую деятельность. |
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | - создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст художественной литературы; |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; коммуникативные действия, обеспечивающие социальное взаимодействие; учебные действия, основывающиеся на логических операциях; учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира; учебные действия, включающие поисковую и исследовательскую деятельность; учебно-информационные учебные действия; учебные действия, формирующие эмоционально-волевую сферу; личностные универсальные учебные действия |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Приемы сопоставления и противопоставления; идейное содержание произведения; авторское отношение/позиция; сюжетная канва произведения на основе произведения М.Пришвина «Кладовая солнца» |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | Интерактивная доска, презентация , листы полуватмана (4шт.), фломастеры (4 упаковки), магниты (20шт.), распечатанные листы самооценки (29шт.), листы рефлексии (4 шт.), задания группам (4 шт.) |
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия | ||||||||
Этап урока /занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Название метода | Подробное описание АМО по установленной схеме | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО. | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО. | ||
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | 1 мин. | Привет, друг! | Цель: приветствие участников команд, настроить на командную работу | Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке. Сегодня мы работаем в командах, поэтому мне бы хотелось, чтобы каждый из вас поприветствовал свою команду, почувствовал дружеское плечо, а заодно и настроился на командную работу. | Личностные Регулятивные Коммуникативные | Коммуникативная | |
Вхождение или погружение в тему | 3 мин | АМ не используется. Вместо него составляем опорную блок-схему. | - О чем шла речь на прошлом уроке? (о жанре, сказка-быль) | Регулятивные Познавательные Знаково-символические | Информационные Учебно-познавательные | |||
Формирование ожиданий обучающихся | 1 мин. | АМ не используется. На этом этапе объясняется АМО рефлексии и самооценки. | - Как вы думаете, что станет целью нашего урока? (вероятно, найти ответ на поставленные вопросы) - Все верно вами определено. Именно искать ответы на загадки природы, загадки произведения писателя мы сегодня и будем. А назовем мы наш урок «ПРАВДА ЖИЗНИ» (интересно сплелись в этом ССЧ смыслы: природа-жизнь-правда…) Работа в группе будет строиться след. Образом. Вы все обсуждаете сообща, но оценку каждый выставляет себе сам. + АМ рефлексии (см. в конце) | Регулятивные Познавательные Знаково-символические | Информационные Учебно-познавательные | |||
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивна я лекция | 20 мин | Автобусная остановка | Цель: сконцентрировать внимание на работе с текстом, создать условия для глубокой его проработки, помочь учащемуся в определении собственных способов получения опыта, результата, учить анализировать информацию, переработанную другим человеком, корректировать собственные действия, представлять собственный опыт на суд других. | Итак, начинаем наши поиски! Когда каждая группа вновь окажется на своей «остановке», вам нужно будет еще раз критически оценить собранную для ответа информацию и подготовиться к презентации своего открытия! Не забывайте выращивать свой цветок! | - Личностные | Информационные Учебно-познавательные Коммуникативные Социальные | |
Проработка содержания темы | Дерево идей | АМО не используется. Идет представление отработанного группами материала, по ходу ответов групп заполняется «Дерево идей»
| Итак, подошло время представить свои открытия. (выходят по очереди группы 1, 2, 3, 4). Во время их ответа идеи, сформулированные учащимися, вписываются на слайд с деревом. (Учащиеся делают это в своих тетрадях). Когда все идеи будут вписаны, необходимо будет проработать понятие ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ произведения (это ствол дерева). - Ребята, как вы считаете, а что будет «корнем» наших с вами идей? - Правда жизни! Конечно! Вот, оказывается, каким сложным путем шли к этой правде Настя и Митраша и как сложно, почти лабиринтом, провел привел нас автор к пониманию ключевого понятия своего произведения! - Что же такое ПРАВДА ЖИЗНИ? В чем проявляется, по мнению Пришвина, великая мудрость человека? Доросли ли до нее Настя и Митраша?(ответы учащихся, затем показать слайд с обобщением всего) Всем ли становится она доступна? А каждый ли сможет ее найти? (нет, лишь тот, кто открыт добру и любви) А ВЕДЬ ВСЕ НАЧАЛОСЬ С КАМНЯ! Помните? Значит есть еще одна правда жизни: каждый из нас сам делает свой выбор и этот выбор часто определяет его судьбу. | - Личностные | Информационные Учебно-познавательные Коммуникативные Социальные | |||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Подведение итогов | 5-7 мин. | Вырасти цветок | Цель: выяснить, в какой степени усвоен урок, запустить механизм рефлексии, учить критически осмысливать информацию. | Ну что ж, мне понравился наша с вами работа! Осталось только познакомиться с выращенными вами цветами! Кто первый? Как вы считаете, достигнуты цели урока? | - Личностные | Информационные Учебно-познавательные Коммуникативные Социальные | |
Домашнее задание | 2 мин | Ассоциации | Цель: заставить задуматься над заглавием художественного произведения, запустить механизм творческого переосмысления, активизировать логико-ассоциативное мышление | Дома я предлагаю вам подумать над названием сказки-были. Почему «Кладовая солнца», что это такое? А для более вдумчивого ответа на этот вопрос выполните, пожалуйста, такое задание (слайд): напишите свои ассоциации к каждому слову заголовка. Чем длиннее окажется ассоциативный ряд, тем интереснее может в итоге получиться ваш ответ и наша работа на уроке. Выполнить это задание надо на альбомных листах. | - Личностные | Информационные Учебно-познавательные |
Аналитическая информация | |
Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации: - интеракции участников группового процесса и их коммуникации, - визуализации хода и результатов образовательного процесса, - мотивации всех участников образовательного процесса, - рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока, - анализа и оценки деятельности обучающихся. | В результате запланированных действий учащиеся в полной мере смогут осуществить интерактивное общение внутри группы. Возможно, недостаточно общения между группами, но в данном случае ставилась цель иная: нужно было, чтобы каждый проработал и оценил весь материал, а потом постарался оценить работу соседней группы; более того, мне хотелось, чтобы учащиеся смогли критически переосмыслить внесенные в их ответ коррективы еще до момента выходя к доске. Что касается визуализации, то, думаю, она осуществлена в полной мере (презентация, наглядность ответов, наглядность рефлексии). Это же относится и к рефлексии: я постаралась сделать ее не только сквозной, но и двухуровневой. Учащийся не просто оценивает свои достижения, качество своей работы, но он оценивает работу команды; команда, в свою очередь, отмечает то новое, что было достигнуто ею в процессе работы. Предполагается, что такая оценка будет содержать не только учебный материал, но и некоторые факторы коммуникативные (слаженность в работе, быстрота реакции или сложность ответа). |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО и модерации для: а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);
b. выполнения ФГОС
| Применение АМО на занятиях данного типа (урок изучения нового материала) позволяют активизировать мыслительную и практическую деятельность обучающихся на всех этапах, приводя к хорошему усвоению учебного материала, позволяют ускорить темп урока, включив при этом в работу максимальное число учеников. Возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоение его другими приводят к развитию высокой мотивированности учащихся, что является одной из актуальных проблем в процессе обучения. Урок соответствует требованиям ФГОС: формирование общих компетенций. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося Анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся | Предполагается, что в результате изучения данного материала учащиеся овладевают следующими предметными умениями и навыками: навыками анализа художественного текста, навыком вдумчивого чтения, навыком поиска идеи произведения. Формируются такие метапредметные умения, как умение точно и свободно выражать мысли, умение воспринимать текст, обобщать, систематизировать информацию, участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, навыки самостоятельной творческой деятельности. Урок направлен на развитие личностных способностей школьников, совершенствование навыков самоанализа и самооценки, саморегуляции, навыка целеполагания, отработки коммуникативных действий, обеспечивающих социальное взаимодействие. Активные методы обучения и технология модерации позволили вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества. Использованные в ходе урока АМО позволили активно и плодотворно изучить учебный материал.. Все поставленные цели были решены в ходе урока с помощью решения разнообразных практических задач: творческого поиска, самостоятельной работы, работы в группах, презентации результатов своей работы, обобщение полученного результата. В ходе урока у обучающихся актуализировалась коммуникативная компетенция (способы взаимодействия с одноклассниками, умение задавать вопросы, отвечать, вести беседу), информационная компетенция (информационная технология позволила обучающимся получать, сохранять и передавать информацию), учебно-познавательная компетенция (развитие самостоятельной познавательной деятельности); развивались память, мышление, умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | Полагаю, что урок позволил в достаточной мере реализовать принципы современного образования: |
Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации (если апробация состоялась) | Соблюдены основные принципы: Все учащиеся вовлечены в образовательный процесс. Их активность высокая. Применение активных методов обучения на позволили урок изучения нового материала превратить в урок-практикум с этапами поиска нового, систематизации и обобщению изученного, синтеза нового и знакомого. Позволило мотивировать учащихся на приобретение навыков живого общения, обеспечило наиболее полное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, оптимальное использование времени занятия и потенциала всех участников образовательного процесса, способствовало поддержанию высокой активности обучающихся на протяжении всего занятия. |
Методическая ценность урока/занятия/мероприятия | Разработка урока будет интересна с точки зрения подготовки к переходу на ФГОС второго поколения. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Листы самооценки. |
Предварительный просмотр:
1 Митраша (стр.52-57)
Как объяснить слова Антипыча (стр.55)? Почему автор помещает их в части произведения, где речь идет именно о «мужичке в мешочке»?
Чтобы ответить на этот вопрос, а) разберите причины, которые, по мнению рассказчика, чуть не привели к гибели героя; б) укажите качества Митраши, которые послужили основой для совершения ошибки; в) сделайте выводы из ваших записей (запишите их снизу).
Используйте для ответа схему:
2 Настя и Лось (стр. 57-59)
Постарайтесь ответить на вопрос, зачем появляется в повествовании Лось. Почему он не пугается Настены?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, сравните описание Настены и Лося, которое дает автор. Определите основной прием, который используется в описании. Подумайте, какие ассоциации вызывает последнее предложение в описании Лося (третий абзац, стр. 60).
Для оформления работы используйте схему:
Выводы к схеме напишите снизу.
3 Странные герои (стр. 60-62)
Ответьте на вопрос: в чем суть введения в текст параллели Настена – черный пень – змея?
Для этого сравните действия героев и цель этих действий. Определите, какой прием лежит в основе описания?
Найдите также ответы на вопросы: почему вскочила Настя? Почему убежал Лось?
Для сравнения воспользуйтесь схемой:
Прием?
Свои выводы запишите после схемы
- Митраша и Травка (стр. 65-69)
Почему Травка все же признала Антипыча в Митраше?
Чтобы ответить на этот вопрос, составьте схему, отразив в ней действия Митраши и реакцию Травки. Какие выводы можно сделать, глядя на схему? Каковы ключевые слова данного эпизода?
Для работы пользуйтесь схемой:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ФИО .
Этапы урока | Начало урока | Работа над заданием в своей команде | Работа над заданием 2 команды | Работа над заданием 3 команды | Работа над заданием 4 команды | Обсуждение ответа | Работа с деревом целей | Участие в выращивании цветка | Итого за урок |
Моя оценка | |||||||||
Почему именно такая оценка? |
ФИО .
Этапы урока | Начало урока | Работа над заданием в своей команде | Работа над заданием 2 команды | Работа над заданием 3 команды | Работа над заданием 4 команды | Обсуждение ответа | Работа с деревом целей | Участие в выращивании цветка | Итого за урок |
Моя оценка | |||||||||
Почему именно такая оценка? |
ФИО .
Этапы урока | Начало урока | Работа над заданием в своей команде | Работа над заданием 2 команды | Работа над заданием 3 команды | Работа над заданием 4 команды | Обсуждение ответа | Работа с деревом целей | Участие в выращивании цветка | Итого за урок |
Моя оценка | |||||||||
Почему именно такая оценка? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРАВДА ЖИЗНИ
Дерево идей Правда жизни
«Жить для других» «Помнить себя» Найти друг друга Быть внимательным Услышать друг друга Бороться за любовь ПРАВДА ЖИЗНИ
Домашнее задание КЛАДОВАЯ СОЛНЦА 1 3 2 1 2 1 1 1 2 1 2 3 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...
урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс...
Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч...
Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....
Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...
Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")
В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...