урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок  литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека»

 Тема  соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения;  проводится по программе В.Я. Коровиной, может использоваться и приработе с другими УМК.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный (использование музыкального сопровождения, использования фотографий репродукций пейзажей русских художников)

Организация деятельности учащихся: работа в группах

Сопутствующая деятельность: создание собственных иллюстраций учащихся  к поэтическим текстам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6klass.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект   урока литературы в 6 классе

ТЕМА:

«Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века»

ЦЕЛЬ:      развитие представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной  лирике русских поэтов.

Задачи:

  1. создать условия для восприятия художественного поэтического текста посредством ассоциативных образов музыки и живописи.
  2. способствовать развитию умения анализировать поэтический текст, развитию культуры художественного прочтения лирического текста.
  3. создать условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики, образы музыки и живописи.

Тип урока: изучение нового материала (с элементами повторения ранее изученных произведений).

Вид урока: интегрированный

Оборудование:  распечатанные тексты стихотворений Е. Баратынского, А. Фета, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; мультимедийная презентация (с музыкальным сопровождением произведений: пьес П.И. Чайковского из цикла «Времена года», Антонио Вивальди из цикла «Времена года»), информационные карты урока для учащихся и гостей; учебники литературы п/р В.Я. Коровиной, тетради по литературе, ватманы А1, кисти и краски для рисования, анкеты-опросники по результатам урока.

Методика (Технологичность) урока: элементы технологии мастерских, элементы технологии развития  критического мышления, частично-поисковый метод, элементы личностно ориентированного подхода к обучению, иллюстративный метод;  работа в группах. (необходимо расставить стулья для учащихся полукругом, в центре приготовить четыре стола для работы в группах; очень важным условием является то, что ребята сидят лишь в начале урока (10-13) минут, все остальное время они работают стоя!)

Содержание урока

  1. Вступительное слово учителя

 Здравствуйте, дорогие участники сегодняшнего праздника красоты! Да, вы не ослышались! Я приглашаю вас быть участниками праздника красоты, который нам предлагают замечательные волшебники: поэты, музыканты, художники. Ребята, а как можно создавать красоту? ( Ответы: сочиняя музыку, стихи, создавая произведения живописи). Вы совершенно правы!  И нам необходимо конкретизировать тему урока, в этом нам поможет указание на домашнее задание, которое я предлагаю вам выполнить после сегодняшнего урока (из трех выбрать два и выполнить дома):

  1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение
  2. Нарисовать иллюстрацию к тексту любого стихотворения о природе
  3. Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):

ВЕСНА

О чем говорит березка с ландышем?

Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?

Прощальная песенка тающей сосульки.

ЛЕТО

Приключения солнечного лучика

Галчата учатся летать.

Разговор зеленой травы с тополиными листьями.

ОСЕНЬ

Путешествие осеннего ветра.

О чем поет красная осинка?

Разговор падающих листьев.

ЗИМА

Сказка зимнего леса

О чем чирикает воробей на зимней ветке?

 Песенка снежинки.

Если предлагается получить результаты в виде такой работы, то как  же мы определим тему? О чем мы сегодня будем говорить? (о том, как представлены образы природы в лирике русских поэтов)

  1. Запись темы в тетрадь: «Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века», теоретическая работа с термином «пейзаж»

 Закрепление понятия "пейзаж"(  устная работа по вопросам):

  1. Встречались ли вы с этим понятием при изучении художественных произведений ранее? (Ответы: да, мы уже знакомы с описанием природы как в лирических текстах, так и в прозе)
  2. Какие выразительные средства чаще всего используют авторы при создании образов природы (пейзажа) в художественном произведении? (Ответы:  яркие эпитеты, метафоры, олицетворения т. д. Для того, чтобы ярче показать свое отношение к родной земле и природе, чтобы образы получились более яркими, красивыми, живыми.)

3. Знакомство с новым материалом: рассмотрим произведения, в которых отражена родная природа. Выразительное чтение учителя, (возможно чтение наизусть учащихся) (ранее изученные поэтические произведения)

4.   Слово учителя:  Для работы вам объединиться в 4 творческие группы, в составе которых  необходимо выполнить задания, обозначенные в информационной карте для каждой группы. Для объединения я вам представляю 1-2 минуты.

Учащиеся объединяются на 4 группы, знакомятся с заданиями, которые обозначены в информационных картах:

1 группа: вы работаете по времени года «Зима». Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд  о зиме в презентации «Времена года» приложение1 , послушать пьесу П.И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года» приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. ( каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут)

2 группа: вы работаете по теме «Весна». Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд  о весне в презентации «Времена года» приложение1, послушать пьесу «Весна» Антонио Вивальди  из цикла «Времена года» приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. ( каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).

3 группа: вы работаете по теме «Лето». Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд  о лете в презентации «Времена года» приложение1, послушать пьесу «Лето. Предчувствие грозы» Антонио Вивальди  из цикла «Времена года» приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. ( каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).

4 группа: вы работаете по теме «Осень». Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд  о лете в презентации «Времена года» приложение1, послушать пьесу «Осень. Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. ( каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).

  1.  Выполнение задания:

Выразительное чтение стихотворений (по учебнику, с информационной карты),

демонстрация нарисованных иллюстраций.

5. Подведение итогов:

  1. Над какой темой работали сегодня?
  2. Какое понятие повторили?
  3. Какими средствами пользовались сами, чтобы передать свои впечатления о прочитанном?

Рефлексия.

 Отметить в анкете те пункты, с которыми вы согласны, и которые, по-вашему, отражают атмосферу сегодняшнего урока

  1. Заключительное слово учителя: Благодарю всех участников сегодняшнего праздника красоты за активное творчество и содружество.

Желаю всем удачи и дальнейших успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...

Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"....

Заключительный урок - проект по сказке – были Пришвина М.М. «Кладовая солнца» «Все прекрасное на Земле - от солнца»

Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения  М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека...

Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....