урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека»
Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводится по программе В.Я. Коровиной, может использоваться и приработе с другими УМК.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: интегрированный (использование музыкального сопровождения, использования фотографий репродукций пейзажей русских художников)
Организация деятельности учащихся: работа в группах
Сопутствующая деятельность: создание собственных иллюстраций учащихся к поэтическим текстам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 6 классе
ТЕМА:
«Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века»
ЦЕЛЬ: развитие представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов.
Задачи:
- создать условия для восприятия художественного поэтического текста посредством ассоциативных образов музыки и живописи.
- способствовать развитию умения анализировать поэтический текст, развитию культуры художественного прочтения лирического текста.
- создать условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики, образы музыки и живописи.
Тип урока: изучение нового материала (с элементами повторения ранее изученных произведений).
Вид урока: интегрированный
Оборудование: распечатанные тексты стихотворений Е. Баратынского, А. Фета, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; мультимедийная презентация (с музыкальным сопровождением произведений: пьес П.И. Чайковского из цикла «Времена года», Антонио Вивальди из цикла «Времена года»), информационные карты урока для учащихся и гостей; учебники литературы п/р В.Я. Коровиной, тетради по литературе, ватманы А1, кисти и краски для рисования, анкеты-опросники по результатам урока.
Методика (Технологичность) урока: элементы технологии мастерских, элементы технологии развития критического мышления, частично-поисковый метод, элементы личностно ориентированного подхода к обучению, иллюстративный метод; работа в группах. (необходимо расставить стулья для учащихся полукругом, в центре приготовить четыре стола для работы в группах; очень важным условием является то, что ребята сидят лишь в начале урока (10-13) минут, все остальное время они работают стоя!)
Содержание урока
- Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие участники сегодняшнего праздника красоты! Да, вы не ослышались! Я приглашаю вас быть участниками праздника красоты, который нам предлагают замечательные волшебники: поэты, музыканты, художники. Ребята, а как можно создавать красоту? ( Ответы: сочиняя музыку, стихи, создавая произведения живописи). Вы совершенно правы! И нам необходимо конкретизировать тему урока, в этом нам поможет указание на домашнее задание, которое я предлагаю вам выполнить после сегодняшнего урока (из трех выбрать два и выполнить дома):
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение
- Нарисовать иллюстрацию к тексту любого стихотворения о природе
- Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):
ВЕСНА
О чем говорит березка с ландышем?
Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
Прощальная песенка тающей сосульки.
ЛЕТО
Приключения солнечного лучика
Галчата учатся летать.
Разговор зеленой травы с тополиными листьями.
ОСЕНЬ
Путешествие осеннего ветра.
О чем поет красная осинка?
Разговор падающих листьев.
ЗИМА
Сказка зимнего леса
О чем чирикает воробей на зимней ветке?
Песенка снежинки.
Если предлагается получить результаты в виде такой работы, то как же мы определим тему? О чем мы сегодня будем говорить? (о том, как представлены образы природы в лирике русских поэтов)
- Запись темы в тетрадь: «Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века», теоретическая работа с термином «пейзаж»
Закрепление понятия "пейзаж"( устная работа по вопросам):
- Встречались ли вы с этим понятием при изучении художественных произведений ранее? (Ответы: да, мы уже знакомы с описанием природы как в лирических текстах, так и в прозе)
- Какие выразительные средства чаще всего используют авторы при создании образов природы (пейзажа) в художественном произведении? (Ответы: яркие эпитеты, метафоры, олицетворения т. д. Для того, чтобы ярче показать свое отношение к родной земле и природе, чтобы образы получились более яркими, красивыми, живыми.)
3. Знакомство с новым материалом: рассмотрим произведения, в которых отражена родная природа. Выразительное чтение учителя, (возможно чтение наизусть учащихся) (ранее изученные поэтические произведения)
4. Слово учителя: Для работы вам объединиться в 4 творческие группы, в составе которых необходимо выполнить задания, обозначенные в информационной карте для каждой группы. Для объединения я вам представляю 1-2 минуты.
Учащиеся объединяются на 4 группы, знакомятся с заданиями, которые обозначены в информационных картах:
1 группа: вы работаете по времени года «Зима». Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о зиме в презентации «Времена года» приложение1 , послушать пьесу П.И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года» приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. ( каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут)
2 группа: вы работаете по теме «Весна». Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о весне в презентации «Времена года» приложение1, послушать пьесу «Весна» Антонио Вивальди из цикла «Времена года» приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. ( каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).
3 группа: вы работаете по теме «Лето». Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о лете в презентации «Времена года» приложение1, послушать пьесу «Лето. Предчувствие грозы» Антонио Вивальди из цикла «Времена года» приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. ( каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).
4 группа: вы работаете по теме «Осень». Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о лете в презентации «Времена года» приложение1, послушать пьесу «Осень. Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. ( каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).
- Выполнение задания:
Выразительное чтение стихотворений (по учебнику, с информационной карты),
демонстрация нарисованных иллюстраций.
5. Подведение итогов:
- Над какой темой работали сегодня?
- Какое понятие повторили?
- Какими средствами пользовались сами, чтобы передать свои впечатления о прочитанном?
Рефлексия.
Отметить в анкете те пункты, с которыми вы согласны, и которые, по-вашему, отражают атмосферу сегодняшнего урока
- Заключительное слово учителя: Благодарю всех участников сегодняшнего праздника красоты за активное творчество и содружество.
Желаю всем удачи и дальнейших успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч...

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...

Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"....

Заключительный урок - проект по сказке – были Пришвина М.М. «Кладовая солнца» «Все прекрасное на Земле - от солнца»
Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека...

Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.
Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....