Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_skazke.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по сказке-были К.Паустовского « Кладовая солнца»
в 6 классе
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
III. Работа над содержанием произведения.
1. Литературный диктант.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план).
3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
- С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).
- Найдите в тексте портрет Насти.
- Прочитайте портрет Митраши.
- Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему).
- Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость).
- Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.
«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
_ Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.
«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша)хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»
«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»
- Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…
- Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.
- Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
- Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?
(Деревья зарычали, завыли, застонали).
- И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:
(Трава белоус показывала направление обхода елани)
- Как же дети ведут себя в лесу?
« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».
- Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
- Почему Митраша становится пленником болота?
- Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.
«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»
- Что не договаривал лесник?
« Не знавши броду не лезьте в воду».
- Как понимаете эти слова?
- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?
(Предупреждение Насти и трава белоус).
- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.
«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»
- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.
- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)
- Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.
- Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
- Что же Насте представилось?
…будто это она там, на пне…
- Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду).
Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.
- Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).
- Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка).
- Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?
- Чему удивились все?
- Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем).
- Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.
IV. Вывод.
- Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» М.Пришвина.
Урок содержит конспект, презентацию...
Конспект урока по литературе "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
Конспект урока литературы "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"( по литературе 20-х годов) 11 класс...
Презентация к уроку литературы "Особенности жанра сказки - были в "Кладовой солнца" М. Пришвина"
Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца". На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как...
Разработка урока по литературе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок"
Разработка урока + рабочий лист по сказке-были "Неизвестный цветок"...