Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"
Этот урок относится по своей структуре к комбинированным урокам. При постановке целей и задач урока я учитывала ,в первую очередь, особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. При планировании урока я учитывала уровень эмоционального восприятия материала на уроках литературы . Также старалась соблюдать триединую дидактическую цель, т.е. обучающий , развивающий и воспитательный аспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_prishvinu.zip | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ «Московский кадетский корпус « Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»»
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна» преподавателя русского языка и литературы Костиной Н.В.
План – конспект
урока литературы «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Класс: 6 «В».
Тип урока: комбинированный урок
Материальное обеспечение:
- презентация;
-раздаточный материал.
Время проведения урока: 40 минут.
Место проведения: кабинет литературы № 204.
Цели урока:
1)раскрыть замысел писателя - показать единство человека и природы;
2) обучение анализу эпизода текста художественного произведения.
Задачи :
1) совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;
2)представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;
3)показать возможность доступного повторения литературоведческих терминов при анализе художественного текста;
4)проанализировать эпизод «Ель и сосна»;
5) совершенствовать навыки выразительного чтения;
6) воспитывать любовь к родной природе, к Родине.
Ход урока:
№ | Этапы | Время | Работа воспитанниц |
1. 2 3
4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 |
II. Проверка домашнего задания. 1). Активизация деятельности учащихся. Проверка домашнего задания. 1. Блиц-опрос по иллюстрациям Е.Рачева (проверка знания текста). Расположите иллюстрации по содержанию книги, подпишите эпизоды, изображенные на них. 2. Эвристическая беседа: -Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).(слайд №1) -Как через портретное описание автор характеризует Настю и Митрашу?(воспитанницы , опираясь на записи , выполненные дома, характеризуют главных героев) ( Автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость). .-Какие выразительные средства использует автор , помогающие понять отношение автора к детям? (Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего,остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети.) (слайд №2) -Дайте определение эпитета и метафоры (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему). 3.Выступление воспитанницы с индивидуальным заданием (проследить по тексту о прямых оценках рассказчика, в которых он высказывает свое сочувствие к детям ) Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам. «Они были очень милые…» 4.Рефлексия -Какие методы и приемы использует автор , показывая свою любовь к детям?(задача: обучение построению устных рассуждений на литературную тему) ( портретная характеристика героев и прямые авторские оценки.) 5. Почему автор не описывает игры и забавы детей? (задача: обучение аналитическому мышлению и умению проявить эмпатию по отношению к литературным героям) ( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”) 6. Слово учителя: так как речь идет о военном времени, необходимо, чтобы вы помнили о тяжести того бремени, что легло на плечи ребят, чьё детство пришлось на годы войны. III..Новая тема. 1. Постановка задач.(слад№3) (Задача этапа урока: мобилизовать внимание школьников, создать мотивацию к действиям на уроке изучения нового материала).) 2.Слово учителя: - Сегодня мы будем говорить о том насколько человек близок к природе , а так же продолжим работу по совершенствованию навыков выразительного чтения.(на доске записана тема урока, учитель обращает внимание воспитанниц). М.М.Пришвин — один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, "географических очерков" о природе. В них все объединено человеком — неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были . Пришвина называют певцом русской природы, т. к. в его произведениях природа и человек тесно связаны. -Как Пришвин определяет жанр своего произведения?( сказка-быль) Быль-это история двух осиротевших во время войны детей. -А где же сказка?(там , где повествование идет о природе) Природа сказочна и в то же время реалистична. Граница сказки «Лет двести тому назад…» 3.Выразительное чтение отрывка. -Несмотря на то что отрывок не рифмован , его легко читать , потому что он очень ритмичен. Что же такое ритм? 4. Знакомство с новым термином.(слайд№4) Ритм — повторяемость тех или иных сходных явлений(звуков, пауз, ударений, слогов, сочетаний ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций через определенные промежутки времени). 5.Исследовательская работа. Эксперимент (проект на доске слайд 5?). Ритм в прозаическом произведении( параллелизм синтаксических конструкций). С тех пор уже лет, может быть, двести -Какие художественно- выразительные средства использует автор, создавая перед нами картину сказочного леса? -Какие слова определяют взаимоотношения сосны и ели?(деревья боролись между собой корнями за питание) -В чем причина несчастий деревьев? ( в эгоистическом стремлении выжить за счет другого, в их разобщенности) -Как содержание этой притчи о двух деревьях раскрывает дальнейшее повествование о приключениях детей на Блудовом болоте? 6Слово учителя. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках, начинается выбор собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный , где живут и плачут сосна и ель , где разговаривают птицы и звери. Автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого . В этом лесу проявляются главные качества человеческой личности и помогает ему в этом природа, она реагирует на каждый поступок детей. Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сюда –то, в это нехорошее место, и идут Настя и Митраша, охотники за клюквой. (Физкультминутка). (слайд№7) 7.Работа с текстом. А теперь мы обратимся к тексту. ( Задача: активизировать мыслительную деятельность, выявить сформированность практических навыков.) Пришвин считал, что чем богаче внутренний мир человека , тем ему дано больше видеть в природе. Он называл это «родственным вниманием».Обладаем ли мы родственным вниманием? Природа предвещает недоброе. -Первый луч солнца стр. 46 - Первый сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.стр.46 -Тревогу добавляет ветер , из-за которого «ель зарычала» , «сосна застонала» стр. 46 -Серая хмарь с 48 -Ветер-с 50 -Елочки-старушки ,ворон с 53-54 -Настя идет по плотной тропе , а Митраша по слабенькой стр.56 Трава-белоус с 55,59(Что означает уход Митраши с протоптанной людьми тропинки)(Пренебрежение опытом поколений) -Настя во время сбора ягод с 60-61(Каков смысл этого эпизода?)(Лось ползающую по земле девочку даже не признал за человека) -Кладовая солнца стр.52(Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни. Солнце отдает свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.) 9.Работа на эпиграфом урока. Я ведь, друзья мои,пишу о природе, сам же только о людях думаю(слайд №8)(слайд №9 из дневника Пришвина) VII. Подведение итогов урока. (Задача: оформление знаний по теме «Единство человека и природы» в произведении в виде беседы.) -Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве окружающего их мира? Итог: соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять . Пришвин писал в своем дневнике: «…лес-великий храм природы и чем богаче внутренний мир человека, тем ему больше дано видеть в мире природы». Настя и Митраша не сразу прислушались к голосу природы и чуть было не попали в беду ,но , как и всякая сказка, сказка- быль М.М. Пришвина имеет счастливый конец. Им суждено было встретиться вновь и продолжить свой путь вместе, но не борясь друг с другом , как ель и сосна , а жить дружно в единении с великой матушкой-природой. VIII. Рефлексия.
IX. Дом. задание.(слайд № 10) Пересказать эпизод «Ель и сосна» близко к тексту. Выписать эпитеты к слову солнце. Закончить предложение «Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть…….» Преподаватель русского языка и литературы Костина Н.В. | 1 3 7
1 2 3 2 2
2 1 9 2 2 2 2
| Слушают преподавателя. Работают над раздаточным материалом Отвечают на поставленные вопросы. Слушают выступление Отвечают на поставленные вопросы. Слушают преподавателя. Отвечают на вопрос. Слушают преподавателя Читают текст выразительно Записывают в тетрадь Работают над текстом с доски Отвечают на поставленные вопросы. Работают над текстом. Записывают в тетрадь Подводят итог Отвечают на вопросы Записывают задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч...
"Великий храм природы" в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина....
Модель интегрированного урока по литературе и биологии для 6 класса по сказке - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
Данный урок разработан в соавторстве с учителем литературы Воротниковой О. Г. в рамках реализации авторской программы "Человек и природа"....
Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе
Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были "Кладовая солнца" в шестом классе. На пе...
Урок литературы "Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Интегрированный урок литературы в 6 классе...
Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;
Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...
Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
Урок подготовки к сочинению с использованием технологии развития критического мышления....