Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Дмитриева Анна Борисовна

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: показать «внутреннее движение» героя

Оборудование: компьютер, (репродукции картин Перова; музыка П. И. Чайковского «Печальная песня»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект урока42 КБ
Office presentation icon презентация к уроку377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: показать «внутреннее движение» героя

Оборудование: компьютер, (репродукции картин Перова; музыка П. И. Чайковского «Печальная песня»)

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя. (Звучит музыка)    (1)

Сегодня мы завершаем с вами знакомство с повестью В. Г. Короленко «Дети подземелья» А какое еще название существует у этого произведения? (2)

  • Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?

(3)

  • Ребята, я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин знаменитого художника Перова, который жил и творил в то же время, что и писатель. Всмотритесь в картины «Спящие дети», «Тройка», «Проводы покойника». Скажите мне, пожалуйста, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем ли мы сказать, что писатель и художник говорят нам об одном и том же? О чем (о тяжелой доле детей)
  • Какие чувства вызывают у вас эти дети? (СОСТРАДАНИЕ)

(4)

  • Что такое сострадание?  
  • А вам не мешает музыка, которая звучит у нас сегодня на уроке
  • Может мне кто сказать, кто ее автор? (Это П.И. Чайковский) называется она «Печальная песня?
  • Как вы думаете, почему именно эту мелодию я выбрала на сегодняшний урок? (П.И. Чайковский тоже жил и творил в это время, поэтому страдания простого народа, детей он знал непонаслышки, он видел это каждый день)
  • А как эта музыка может быть связана с нашим уроком?

Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона. (5)

Попробуем их увидеть. Именно поэтому я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца. Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.

Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: (6) «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Какими качествами или, будем говорить добродетелями,  должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает.  Эти слова появляются на доске.

(7)

  • А как вы понимаете эти слова?  Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов по вариантам.
  • Нелегко, не правда ли? Мне в этом помог Толковый словарь Ожегова , а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

На доске появляются толкования слов.

(8)

Добродетель всякая есть свет душевный.

Любовь -

чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Без любви добра не бывает.

…возлюби ближнего своего, как самого себя.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

                                              Д.С.Лихачёв                                                                            

Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.

Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.

Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.

Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.

(9)

  • А Вася наделён этими добродетелями?
  • Найдите в тексте подтверждения этому.

Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на уроке. Ребята приводят цитаты из книги, подтверждающие их мнение.

  • Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем с быть милосердными без сострадания, любви без самопожертвования не бывает.
  • Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком? Каким мы видим героя до встречи с ребятами? ( его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома)  А каким он стал в конце произведения? (после встречи с ними он проявляет лучшие свои качества, а главное он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди)
  • (10)
  • Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
  • А что хорошего эта дорога дала Валеку и Маруси?

Вывод учителя:

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.

Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

  • Докажите  текстом, что жизнь Васи изменилась.
  • (11)

Чтение отрывка «На могиле Маруси»: «Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.

   Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

  • Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)
  • Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи. В приведенном фрагменте они выделены. (12)
  • Почему же, лучше иметь в груди (13) кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?
  • А вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (оно очерствело от горя) Каким стало в конце произведения? Т.е. урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.
  • Да, добрый человек отдает добро, любовь и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.
  • Какой урок получили вы, прочитав это произведение, о чем оно заставило задуматься вас?

(14)

  1. Домашнее задание.
  1. Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других. Напишите об этом.
  2. Что значит уметь сострадать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЛУЧШЕ ИМЕТЬ В ГРУДИ КУСОЧЕК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА ВМЕСТО ХОЛОДНОГО КАМНЯ» НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

Слайд 2

Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

Слайд 3

Василий Перов (1834 – 1882) Тройка Проводы покойника

Слайд 4

физическая или нравственная боль, мучение. Страдание -

Слайд 5

Есть ли в этом произведении светлые тона?

Слайд 6

«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.»

Слайд 7

любовь совесть сострадание милосердие доброта Добродетель всякая есть свет душевный самопожертвование

Слайд 8

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта –это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки. Д.С.Лихачёв Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Без любви добра не бывает. … возлюби ближнего своего, как самого себя. Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем. Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть есть голос Божий,отвращающий и удерживающий нас от зла . ж ертвование своими личными интересами ради других. Самопожертвование -

Слайд 9

Наделён ли Вася этими добродетелями?

Слайд 10

«… хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу» Как вы понимаете слова пана Тыбурция?

Слайд 11

Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты.

Слайд 12

«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»

Слайд 13

Домашнее задание: 1. Приходилось ли тебе проявлять соучастие в жизни других? Расскажи об этом. 2. Что значит уметь сострадать? 3. Вспомни моменты из твоей жизни, когда твоя дорога пролегала через дорогу других людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Данный урок раскрывает нравственный потенциал всей повести,заставляет детей задуматься....

Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель». Г.В. Свиридов Музыкальные иллюстрации.

Интегрированный урок литературы-музыкина высокохудожественных примерах повести А.С.Пушкина «Метель» и музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова формировать возвышенное чувство прекрасного, сердечности, за...

Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).

Урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы....

Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель:  расширение понятийной...

Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Дидактическая цель урока: создать условия для успешного освоения учащимися умения анализировать проичтанный рассказ, выявлять авторскую идею, для формирования нравственных основ личности: доброты, сос...