Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Данный урок раскрывает нравственный потенциал всей повести,заставляет детей задуматься.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_uroki_povesti_v.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Тип урока: обобщающий урок.

Цель урока: показать «внутреннее движение» героя;провести синтез и углубление знаний об образе главного героя;раскрыть тему нравственноговзросления юных героев;

Расширить детский кругозор, их жизненого опыта;

Воспитывать таких  гуманных

 качеств как милосердие, сострадание, самопожертвование.

 Оборудование: репродукция картин Перова «Тройка», «Проводы покойника»

                         Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня  заключительный  урок  по повести  В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Посмотрите  репродукции картин художников, написанные современниками В.Г.Короленко. Что их сближает? (показываются репродукции картин Перова «Тройка», «Проводы покойника») Есть ли общая тема картин с повестью «Дети подземелья»?

-Ребята, давайте вспомним главных героев. Почему Валек оказался в развалинах? Вася - по какой причине ? Для этого   поработаем  в тетрадях. (дети записывают сравнительную характеристику героев)

Вася-имеет семью, отец – судья, имеет хорошее социальное положение ,проживают в собственном доме с сестрой Соней;

-считает, что его дома не любят, по этой причине целыми днями слоняется по улицам; ищет развлечений, просто тратит время;убегает из дома,его считают хулиганом.

Валек – сирота, имеет больную младшую сестру, чтобы прокормить себя и сестру, вынужден жить на « улице»,в поисках съедобного;скрываются в развалинах;

Теперь  посмотрим на выставку ваших рисунков.(на доске детские рисунки ,Сонечка и Маруся ,проводится защита нескольких работ)

-Вспомним при каких обстоятельсвах встретились мальчики?(выборочное чтение) Почему Валек согласился на дружбу с Васей?Найдите в тексте описание подземелья.

Какое настроение  осталось у вас после прочтения повести?

-Но все-таки ,мне кажется,что есть в этом произведении светлые тона.Попробуем их увидеть .Для этого мы свами отправимся в дорогу,которою шел герой повести Вася. Мы попробуем испытать те переживания, которые испытал Вася.

Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Какими качествами или, будем говорить добродетелями,  должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает.  Эти слова появляются на доске.

На доске появляются толкования слов.

Добродетель всякая есть свет душевный.

Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Без любви добра не бывает.

…возлюби ближнего своего, как самого себя.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

                                              Д.С.Лихачёв                                                                            

Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.

Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.

Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.

Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.(дети получают карточки с толкованием  данных понятий ,предлагается  приклеить карточку в тетрадях)

После встречи с Маруей и Валеком Вася сильно изменился , вспомним эпизод с куклой .Чем дорога эта кукла Соне?(память о покойной матери)Почему Вася решился подарить эту куклу Марусе ? Прочитайте какими словами он убедил Соню, чтобы девочка согласилась отдавать на время дорогую память матери. Какие перемены произошли в Марусе? Расчитывал ли Вася на такой исход событий? Как открылась тайна? Прочитайте эпизод разговора Васи с отцом .Ребята, какому  вышеперечисленному добродетелю соответствует данный эпизод? Кто помог отцу увидеть перемены в Васе?  Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? -Ребята, подумаем если бы на пути Васи не встретились Валек и Маруся,смог бы он измениться? Какова роль Пана Тыбурция в становлении личности Васи?                                                                            

Вывод учителя:

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.

Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

-Ребята, прочитаем  отрывок  «На могиле Маруси» .Что же изменилось,выделим те ключевые  слова,которые помогают понять душевное состояние Васи.(чтение с пометками)

 Атеперь послушайте ваших товарищей, они расскажут о доброте.

   1ученик.  Не  прячьте  доброты  своей,

                      Откройте  сердце  всем  наружу.

                      Тем, что  имеете, щедрей

                      Делитесь, распахните  душу.

2 ученик.                     Твори добро. Не отвечай  на козни

                                    Стоящих  за  твоей  спиной  врагов.
                                    Пойми,  мой друг, пока еще не поздно,

                                    Не  отвечай  потоком  бранных слов.

                                    НЕ  оскорби  несчастного калеку,

                                      Стоящего  протянутой  рукой.

                                   Он остается тем же  Человеком,

                                  Но  лишь с иной, изломанной судьбой.

3 ученик.                               Не откажи  бродяге  во спасенье,

                                             С ним поделись, с деньгами  и  едой.

                                              Пусть грешный он .А кто без прегрешений?

                                              Не  прогоняй, хоть трижды он чужой.

И  поделись, коль есть  чем  поделиться,

С  тем, кто сегодня ничего не ел.

С любым такое может приключиться:

Вчера – богат, сегодня—не  у дел.

4 ученик.               Добро творить спеши, мой друг,

                              И для друзей,  и  для подруг,

                             Порою  им  бывает  худо,

                            Добро  твое  им будет чудом.

                          Добро, как  Божья  благодать,

                        Спасением  в жизни  может стать,

                           Друг, не жалей  огня  души,

                          Дарить добро всегда спеши.

5 ученик             И слово  доброе, и дело

                           Ты  применить сумей  умело,

                            Их не жалей  любому дать

                           Добром их души исцелять.

                          Такая  истина  бытует:

                         

                      Добра  не делай – зла не будет,

                     С  обидой  В  сердце  трудно жить,

                    Добром  за  зло умей  платить.

                   Тот, кто  добро  творить умеет,

                  Зла  сотворить  уже  не смеет,

                  Дари,  дружок, добро  дари,

                  За все Добром  благодари

6 ученик          Без  Доброты, нам  было б слишком тесно,

                        Без Доброты, нам  было б  темно…

                       Лишь с Добротой, хватает  в  сердце  места,

                     Чтобы  любить и помнить всё равно…

                  И даже если всё давно остыло,

                Нам  Доброта  поможет   пережить,

                Всё то, что  в сердце  болью  долго ныло,

                Чтобы  опять виновного простить.

              Лишь с Добротой   способны к Состраданию,

             И  Милосердию готовы век  служить,  

           И чтобы быть  Подобием ….созданию

           Необходимо  с добрым  сердцем  жить!  

Рефлексия

На уроке мне понравилось…….

Я научился ……

Понятия  Доброта, милосердие ,сострадание…..

 Итог урока.

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель». Г.В. Свиридов Музыкальные иллюстрации.

Интегрированный урок литературы-музыкина высокохудожественных примерах повести А.С.Пушкина «Метель» и музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова формировать возвышенное чувство прекрасного, сердечности, за...

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель урока: показать «внутреннее движение» герояОборудование: компьютер, (репродукции картин Перова; музыка П. И. Чайковского «Печальная песня»)...

Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).

Урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы....

Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель:  расширение понятийной...

Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Дидактическая цель урока: создать условия для успешного освоения учащимися умения анализировать проичтанный рассказ, выявлять авторскую идею, для формирования нравственных основ личности: доброты, сос...