Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Дуброва Оксана Ивановна

Дидактическая цель урока: создать условия для успешного освоения учащимися умения анализировать проичтанный рассказ, выявлять авторскую идею, для формирования нравственных основ личности: доброты, сострадания, милосердия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_uroki.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка    5 класс

                                                         

Класс: 5. Урок литературы                  Дата проведения: 02.03.2023

   Тема урока:  «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»» 

Тип урока:          открытие новых знаний

Дидактическая цель:  создать условия для успешного освоения учащимися умения анализировать прочитанный рассказ, выявлять авторскую идею; формирование нравственных основ: доброты, сострадания, справедливости

Задачи:

образовательные:

формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

развивающие:

развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать эмоциональную сферу ребенка

воспитательные:

воспитывать трудолюбие, терпение к учебному труду, способность ставить цель и достигать ее.

метапредметные:

познавательные УУД:

регулятивные УУД:

коммуникативные УУД:

  • развивать творческое и аналитическое  мышление;
  • развивать умение выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи
  • уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;
  • уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по заданной тематике.
  • развивать умение работать в  группе;
  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Методы: активные методы обучения ( проблемные вопросы,  познавательная задача, игровые приемы), прием «Установи соответствие», работа с таблицей, с иллюстрациями

Формы работы: фронтальная, групповая

По источникам знаний:

Словесные: беседа;  наглядные: использование презентации, видео- и аудиофайлов; практические: использование раздаточного материала, таблиц

По степени взаимодействия учитель-ученик:

Беседа, создание ситуации выбора, создание условий для активизации мыслительной деятельности, выполнения учебных задач

Относительно дидактических задач:

Открытие нового знания, первичное закрепление знаний, освоение аналитических умений ;

Относительно характера познавательной деятельности:

проблемный, частично-поисковый;

Место проведения:

Иркутск, каб.29

Оборудование:

Презентация, раздаточный материал, мультимедиа, компьютер, колонки, фишки за правильные ответы

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

2 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, «Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Запишем число, классная работа. Тему запишем чуть позже

Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам.

Целеполагание

Введение в тему

Запись темы урока

Постановка учебной задачи на урок

4  мин

Прочитайте слова, подумайте по какому критерию их можно разделить на 2 колонки?

Доброта, яблоки, сострадание, кукла, любовь, булка. Итак, мы разделили данные слова на 2 понятия нравственные и материальные ценности? Как вы думаете, какие ценности формируют человека, личность?

Запись темы

О чем мы будем говорить на уроке? Мы также будем отвечать на проблемный вопрос урока: Какой выбор сделал герой произведения? В пользу нравственных или материальных ценностей?

Мы продолжаем с вами искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель.

Рассуждают, предлагают.

СЛАЙД 1

 Проникаются проблемой урока, выдвигают свои версии.

Записывают тему урока

Назначить помощников!

Стадия вызова.

3 мин

Обращение к эпиграфу: «Не хлебом единым жив человек»

Эта фраза из Ветхого Завета. Когда к Иисусу, проводившему свой пост в пустыне 40 дней и ночей, к изголодавшему Христу, подошел искуситель и сказал: «Ты ведь Бог, сделай так, чтобы камни сии сделались хлебом». Он ответил: «Не хлебом единым жив человек». Что значат сии слова и как они могут относиться к нашему разговору на уроке?

Ребята, я  не прошу у вас скорого ответа, давайте задумаемся, поработаем на уроке и подводя итог урока попробуем ответить на заданный вопрос.

«Не хлебом единым жив человек» - так мы говорим, когда хотим напомнить себе или окружающим, что у человека есть не только материальные потребности.

Актуализация знаний. Повторение.

6 мин

Повторение теоретических сведений (слайд):

Выполняют в группе письменно. Проверяют по эталону. Ставят баллы себе.

Термин

Понятие

1.Композиция

1.Противопоставление образов, картин, слов, понятий

2.Сюжеты

2.Основная мысль художественного произведения

3.Тема

3.Построение произведения

4.Идея

4.Ряд событий, описанных в художественном произведении

5.Кульминация

5.Круг жизненных явлений, вопросов, проблем, изображенных в произведении

6.Антитеза

6.Момент наивысшего напряжения в художественном произведении

Чем повесть отличается от рассказа? Жанровые отличия.

критерии

Рассказ

Повесть

объем

Небольшой

Больше рассказа

Сюжетные линии

Одна сюжетная линия

Несколько сюжетных линий

ВЫДЕЛИТЬ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ!

Таблица «Установи соответствие»

 Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Работаем в группах. Восстановите порядок событий в повести.

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-10

1.Жизнь в Княж-городке.

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

3.Смерть матери.

4.История с куклой.

5.Пан Тыбурций и его дети.

6. Смерть Маруси.

7. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

8. Болезнь Маруси.

9.Исчезновение Тыбурция и Валека.

10. Примирение отца с сыном.

Слайд 2

Работают по восстановлению правильных ответов, самопроверка.

Работа в группах с заданиями и текстом (Приложение)

3 минуты на обсуждение, 3 минуты на ответ

15 минут

Вася и отец. Что помогло сыну и отцу почувствовать себя родными людьми?

Вася, Соня и Маруся. О чем задумался Вася, сравнивая Соню и Марусю?

Вася, Валек и Маруся. Что узнал Вася о детстве других детей? Каким оно может быть?

Вася и Тыбурций. Всегда ли внешность  дает истинную характеристику качествам личности?

Задание 1. Выберите слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. (Работа с карандашом)

Задание 2. Подготовьте выразительное (по ролям) чтение отрывков.

Задание 3. Приведите примеры антитезы

Задание 4. Назовите момент кульминации в повести.

Прием «Работа с карандашом»

Проблемные вопросы

Познавательная задача

Заключение. Выводы по произведению

5

Мин

                                     Какой выбор сделал герой?

Герои повести

В пользу

Нравственных ценностей

Материальных ценностей

Тыбурций

Отец Васи

Соня

Вася

Выбор героев (называет учитель):

Тыбурций скрытность, спокойствие или дружба его детей и Васи?

Отец Васи воровство куклы или сострадание к больной девочке?

Соня любимая кукла или жалость к неизвестной больной девочке, поддержка брата?

Каковы внутренние переживания Васи?  Ради чего он рискует, вызывает гнев отца? (момент, когда в доме потеряли куклу)

Чему учит повесть? Какие нравственные уроки мы почерпнули? Что значит нравственный выбор человека? И почему «не хлебом единым жив человек»?

Дети отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Домашнее задание и оценивание 

2 мин

Напишите рассуждение на тему «Недетские переживания Васи»

Записывают домашнее задание, подходят за оценками

8.

Рефлексия

1 мин

Поднимают карточки

Урок понравился, я все понимаю - зеленый

Урок понравился, понимаю не все – желтый

Ничего не понял на уроке - красный

Объяснить цвета, попросить оценить свои знания и урок!

              Антитеза:

  1. Горе разъединило, горе объединяет
  2. Здоровье и веселость Сони  и  болезнь и печаль Маруси
  3. Тыбурций и отец Васи ( вор, судья, Тыбурций ласков к детям, отец Васи холоден и груб)
  4. 2 материальных мира: Дом  с красивым садом и заброшенный серый замок на кладбище (развалины)

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Словарь урока:

Повесть

Кульминация

Антитеза

Нравственные и материальные ценности

Второе марта

Нравственные уроки повести «В дурном обществе»

«Не хлебом единым жив человек»

Цитата из Ветхого Завета

Нравственный выбор человека. Чему учит повесть?

Доброта, яблоки, сострадание, кукла, любовь, булка.

Дом. задание: написать рассуждение «Недетские переживания Васи» ( на обратной стороне доски)

Карточки для групп

Группы

ЗАДАНИЯ. Прием «Работа с карандашом»

1

Вася и отец. Что помогло сыну и отцу почувствовать себя родными людьми?

Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев.

 Стр.17-18 От слов «Все меня звали бродягой» до слов  « С шести лет я испытывал уже ужас одиночества»

Стр. 46-47 От слов «Я вопросительно поднял глаза на отца»  до слов «Я догнал Тыбурция уже на горе»

Задание 2. Назовите момент кульминации в повести.

2

Вася, Соня и Маруся. О чем задумался Вася, сравнивая Соню и Марусю?

Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом  слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев.

Стр. 18 от слов «Сестре Соне было четыре года» до слов «Я начал бродяжничать»

Стр. 27 - 28 от слов «Это было бледное, крошечное создание..»  до слов «Я был большой сорванец»

Задание 2. Приведите примеры антитезы

3

Вася, Валек и Маруся. Что узнал Вася о детстве других детей? Каким оно может быть?

Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом  слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев.

Задание 2. Подготовьте выразительное (по ролям) чтение отрывка на стр. 33-34  ( от слов «Ты в городе остался затем, чтобы купить булок?» до слов «Уткнувшись в подушку, я горько плакал…»

4

Вася и Тыбурций. Всегда ли внешность  дает истинную характеристику качествам личности?

Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев.

Стр. 15. От слов «Наружность пана Тыбурция…» до слов «Под ним как будто струилась глубокая постоянная печаль»

Стр.45 от слов «В эту критическую минуту раздался вдруг резкий голос Тыбурция» до слов «Голос Тыбурция дрогнул, он странно заморгал глазами…»

Задание 2. Подготовьте выразительное чтение монолога Тыбурция на стр. 40 от слов «Твой отец, малый, самый лучший из всех судей..» до слов «С этими словами Тыбурций встал..»

 

Группы

ЗАДАНИЯ.

1

Вася и отец. Что помогло сыну и отцу почувствовать себя родными людьми?

Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев.

 Стр.17-18 От слов «Все меня звали бродягой» до слов  « С шести лет я испытывал уже ужас одиночества»

Стр. 46-47 От слов «Я вопросительно поднял глаза на отца»  до слов «Я догнал Тыбурция уже на горе»

Задание 2. Назовите момент кульминации в повести.

2

Вася, Соня и Маруся. О чем задумался Вася, сравнивая Соню и Марусю?

Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом  слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев.

Стр. 18 от слов «Сестре Соне было четыре года» до слов «Я начал бродяжничать»

Стр. 27 - 28 от слов «Это было бледное, крошечное создание..»  до слов «Я был большой сорванец»

Задание 2. Приведите примеры антитезы

3

Вася, Валек и Маруся. Что узнал Вася о детстве других детей? Каким оно может быть?

Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом  слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев.

Задание 2. Подготовьте выразительное (по ролям) чтение отрывка на стр. 33-34  ( от слов «Ты в городе остался затем, чтобы купить булок?» до слов «Уткнувшись в подушку, я горько плакал…»

4

Вася и Тыбурций. Всегда ли внешность  дает истинную характеристику качествам личности?

Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев.

Стр. 15. От слов «Наружность пана Тыбурция…» до слов «Под ним как будто струилась глубокая постоянная печаль»

Стр.45 от слов «В эту критическую минуту раздался вдруг резкий голос Тыбурция» до слов «Голос Тыбурция дрогнул, он странно заморгал глазами…»

Задание 2. Подготовьте выразительное чтение монолога Тыбурция на стр. 40 от слов «Твой отец, малый, самый лучший из всех судей..» до слов «С этими словами Тыбурций встал..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы «Встать! Суд идет!» или «Права Маруси» (Короленко В. Г. "Дети подземелья") Парламентский урок

Интегрированный урок литературы и обществознания «Встать! Суд идет! Или «Права Маруси» представляет собой комбинированный вид урока. Это урок-суд, суд над взрослыми, которые в силу о...

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...

Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"

В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема:В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе ».

Цели: познакомить с творчеством Короленко; познакомить с повестью В.Г Короленко «В дурном обществе»; учить сравнивать героев художественного произведения, анализировать текст; уважение к л...