Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Дидактическая цель урока: создать условия для успешного освоения учащимися умения анализировать проичтанный рассказ, выявлять авторскую идею, для формирования нравственных основ личности: доброты, сострадания, милосердия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_uroki.docx | 44.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
№ | Этап урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | 2 мин | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, «Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Запишем число, классная работа. Тему запишем чуть позже | Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание Введение в тему Запись темы урока Постановка учебной задачи на урок | 4 мин | Прочитайте слова, подумайте по какому критерию их можно разделить на 2 колонки? Доброта, яблоки, сострадание, кукла, любовь, булка. Итак, мы разделили данные слова на 2 понятия нравственные и материальные ценности? Как вы думаете, какие ценности формируют человека, личность? Запись темы О чем мы будем говорить на уроке? Мы также будем отвечать на проблемный вопрос урока: Какой выбор сделал герой произведения? В пользу нравственных или материальных ценностей? Мы продолжаем с вами искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель. | Рассуждают, предлагают. СЛАЙД 1 Проникаются проблемой урока, выдвигают свои версии. Записывают тему урока Назначить помощников! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия вызова. | 3 мин | Обращение к эпиграфу: «Не хлебом единым жив человек» Эта фраза из Ветхого Завета. Когда к Иисусу, проводившему свой пост в пустыне 40 дней и ночей, к изголодавшему Христу, подошел искуситель и сказал: «Ты ведь Бог, сделай так, чтобы камни сии сделались хлебом». Он ответил: «Не хлебом единым жив человек». Что значат сии слова и как они могут относиться к нашему разговору на уроке? Ребята, я не прошу у вас скорого ответа, давайте задумаемся, поработаем на уроке и подводя итог урока попробуем ответить на заданный вопрос. «Не хлебом единым жив человек» - так мы говорим, когда хотим напомнить себе или окружающим, что у человека есть не только материальные потребности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Повторение. | 6 мин | Повторение теоретических сведений (слайд): Выполняют в группе письменно. Проверяют по эталону. Ставят баллы себе.
Чем повесть отличается от рассказа? Жанровые отличия.
ВЫДЕЛИТЬ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ! Таблица «Установи соответствие» Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Работаем в группах. Восстановите порядок событий в повести.
| Слайд 2 Работают по восстановлению правильных ответов, самопроверка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в группах с заданиями и текстом (Приложение) | 3 минуты на обсуждение, 3 минуты на ответ 15 минут | Вася и отец. Что помогло сыну и отцу почувствовать себя родными людьми? Вася, Соня и Маруся. О чем задумался Вася, сравнивая Соню и Марусю? Вася, Валек и Маруся. Что узнал Вася о детстве других детей? Каким оно может быть? Вася и Тыбурций. Всегда ли внешность дает истинную характеристику качествам личности? Задание 1. Выберите слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. (Работа с карандашом) Задание 2. Подготовьте выразительное (по ролям) чтение отрывков. Задание 3. Приведите примеры антитезы Задание 4. Назовите момент кульминации в повести. | Прием «Работа с карандашом» Проблемные вопросы Познавательная задача | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение. Выводы по произведению | 5 Мин | Какой выбор сделал герой?
Выбор героев (называет учитель): Тыбурций скрытность, спокойствие или дружба его детей и Васи? Отец Васи воровство куклы или сострадание к больной девочке? Соня любимая кукла или жалость к неизвестной больной девочке, поддержка брата? Каковы внутренние переживания Васи? Ради чего он рискует, вызывает гнев отца? (момент, когда в доме потеряли куклу) Чему учит повесть? Какие нравственные уроки мы почерпнули? Что значит нравственный выбор человека? И почему «не хлебом единым жив человек»? | Дети отвечают на вопросы, заполняют таблицу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание и оценивание | 2 мин | Напишите рассуждение на тему «Недетские переживания Васи» | Записывают домашнее задание, подходят за оценками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Рефлексия | 1 мин | Поднимают карточки Урок понравился, я все понимаю - зеленый Урок понравился, понимаю не все – желтый Ничего не понял на уроке - красный | Объяснить цвета, попросить оценить свои знания и урок! |
Антитеза:
- Горе разъединило, горе объединяет
- Здоровье и веселость Сони и болезнь и печаль Маруси
- Тыбурций и отец Васи ( вор, судья, Тыбурций ласков к детям, отец Васи холоден и груб)
- 2 материальных мира: Дом с красивым садом и заброшенный серый замок на кладбище (развалины)
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
Словарь урока: Повесть Кульминация Антитеза Нравственные и материальные ценности | Второе марта Нравственные уроки повести «В дурном обществе» «Не хлебом единым жив человек» Цитата из Ветхого Завета Нравственный выбор человека. Чему учит повесть? | Доброта, яблоки, сострадание, кукла, любовь, булка. Дом. задание: написать рассуждение «Недетские переживания Васи» ( на обратной стороне доски) |
Карточки для групп
Группы | ЗАДАНИЯ. Прием «Работа с карандашом» |
1 | Вася и отец. Что помогло сыну и отцу почувствовать себя родными людьми? Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. Стр.17-18 От слов «Все меня звали бродягой» до слов « С шести лет я испытывал уже ужас одиночества» Стр. 46-47 От слов «Я вопросительно поднял глаза на отца» до слов «Я догнал Тыбурция уже на горе» Задание 2. Назовите момент кульминации в повести. |
2 | Вася, Соня и Маруся. О чем задумался Вася, сравнивая Соню и Марусю? Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. Стр. 18 от слов «Сестре Соне было четыре года» до слов «Я начал бродяжничать» Стр. 27 - 28 от слов «Это было бледное, крошечное создание..» до слов «Я был большой сорванец» Задание 2. Приведите примеры антитезы |
3 | Вася, Валек и Маруся. Что узнал Вася о детстве других детей? Каким оно может быть? Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. Задание 2. Подготовьте выразительное (по ролям) чтение отрывка на стр. 33-34 ( от слов «Ты в городе остался затем, чтобы купить булок?» до слов «Уткнувшись в подушку, я горько плакал…» |
4 | Вася и Тыбурций. Всегда ли внешность дает истинную характеристику качествам личности? Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. Стр. 15. От слов «Наружность пана Тыбурция…» до слов «Под ним как будто струилась глубокая постоянная печаль» Стр.45 от слов «В эту критическую минуту раздался вдруг резкий голос Тыбурция» до слов «Голос Тыбурция дрогнул, он странно заморгал глазами…» Задание 2. Подготовьте выразительное чтение монолога Тыбурция на стр. 40 от слов «Твой отец, малый, самый лучший из всех судей..» до слов «С этими словами Тыбурций встал..» |
Группы | ЗАДАНИЯ. |
1 | Вася и отец. Что помогло сыну и отцу почувствовать себя родными людьми? Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. Стр.17-18 От слов «Все меня звали бродягой» до слов « С шести лет я испытывал уже ужас одиночества» Стр. 46-47 От слов «Я вопросительно поднял глаза на отца» до слов «Я догнал Тыбурция уже на горе» Задание 2. Назовите момент кульминации в повести. |
2 | Вася, Соня и Маруся. О чем задумался Вася, сравнивая Соню и Марусю? Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. Стр. 18 от слов «Сестре Соне было четыре года» до слов «Я начал бродяжничать» Стр. 27 - 28 от слов «Это было бледное, крошечное создание..» до слов «Я был большой сорванец» Задание 2. Приведите примеры антитезы |
3 | Вася, Валек и Маруся. Что узнал Вася о детстве других детей? Каким оно может быть? Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. Задание 2. Подготовьте выразительное (по ролям) чтение отрывка на стр. 33-34 ( от слов «Ты в городе остался затем, чтобы купить булок?» до слов «Уткнувшись в подушку, я горько плакал…» |
4 | Вася и Тыбурций. Всегда ли внешность дает истинную характеристику качествам личности? Задание 1. Найдите и подчеркните карандашом слова, словосочетания, цитаты из текста, которые раскрывают взаимоотношения героев. Стр. 15. От слов «Наружность пана Тыбурция…» до слов «Под ним как будто струилась глубокая постоянная печаль» Стр.45 от слов «В эту критическую минуту раздался вдруг резкий голос Тыбурция» до слов «Голос Тыбурция дрогнул, он странно заморгал глазами…» Задание 2. Подготовьте выразительное чтение монолога Тыбурция на стр. 40 от слов «Твой отец, малый, самый лучший из всех судей..» до слов «С этими словами Тыбурций встал..» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературы «Встать! Суд идет!» или «Права Маруси» (Короленко В. Г. "Дети подземелья") Парламентский урок
Интегрированный урок литературы и обществознания «Встать! Суд идет! Или «Права Маруси» представляет собой комбинированный вид урока. Это урок-суд, суд над взрослыми, которые в силу о...
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...
Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"
В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема:В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе ».
Цели: познакомить с творчеством Короленко; познакомить с повестью В.Г Короленко «В дурном обществе»; учить сравнивать героев художественного произведения, анализировать текст; уважение к л...