Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).
Цели урока: продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение; отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; формировать в учениках талант человечности.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Доброе утро. Я рада приветствовать вас, улыбнитесь друг другу.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? - спросили философа афиняне.
- Я ищу человека.
- Кого? Его? Меня?
- Я ищу Человека, - ответил мудрец.
Учитель: Как вы понимаете слова мудреца? Какого человека ищет Диоген?
(Человека с большой буквы, человека мудрого, доброго, отзывчивого).
А я бы ответила так: он искал человека, живущего по законам высокой человеческой нравственности.
Нравственным человек рождается или становится? (Становится)
Помогают в становлении нравственного человека уроки литературы.
Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.
Я думаю, что выведенные нами критерии оценивания поведения героев художественного произведения помогут вам делать правильный выбор и в жизни. Вы сейчас молоды, часто поступаете сгоряча, быстро и необдуманно принимаете решения, не задумываясь о последствиях… Потом переживаете… Хорошо, если можно ошибки исправить, но… бывают и необратимые последствия… ( Как в повести: вернётся ли Надюша, мать Оленьки, домой? – вопрос остался открытым…)
Сегодня у нас с вами урок нравственности, урок раздумья над такими вопросами, которые ставит перед собой каждый человек. Что такое доброта? Возможна ли без нее жизнь? Откуда в людях берутся эгоизм и равнодушие? Ответить на эти вопросы нам помогает художественная литература. Есть такие книги, мимо которых пройти нельзя, они должны стать вашими друзьями. К таким книгам относятся произведения А. Алексина. Сегодня мы обратимся к одному из них , к повести «Безумная Евдокия»,которую вы прочитали дома.
3. Формулировка темы и постановка цели урока.
Учитель: Повесть. «Безумная Евдокия», по мнению критиков, одно из ярчайших произведений Алексина, в котором автор и его герои преподают читателю очень важные нравственные уроки. Используя это определение, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Да.Тема сегодняшнего урока внеклассного чтения: «Нравственные уроки повести А Г. Алексина «Безумная Евдокия»
Запишите её в тетрадь.
Учитель: Сделайте предположение, чем мы сегодня будем заниматься? Какие вопросы мы будем обсуждать?
Какую цель мы ставим перед собой?
Ученики: (Кого из героев повести можно назвать нравственным человеком? Чему учит произведение Алексина, над чем заставляет задуматься? Какие проблемы затрагивает? )
Целью нашего урока будет анализ произведения А.Алексина «Безумная Евдокия» .
-А что такое нравственность? (Ответы детей)
Учитель: Давайте заглянем в словарь и сравним ваш вариант с тем, что даёт нам Ожегов в своём словаре. Откройте словарь и прочтите определение нравственности.
Ученики: (работают со словарём, находят и зачитывают определение):
(Слайд) Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
4.Актуализация.
Учитель: Почему повесть называется «Безумная Евдокия»? Как вы поняли ее название? ( Повесть названа «Безумная Евдокия», потому что так её называла Оля и её семья.)
Учитель: Действительно, ключевым в названии является слово "безумная". Прозвав так Евдокию Савельевну, ни Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом. Что значит «безумная»? Взгляните на экран. Какое значение этого слова имели в виду Оля и ее родители? Почему? Какое значение слова «безумная» выбрали вы?
(Слайд) Безумие –
1.Сумасшествие (устаревшее);
2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении;
3.Одержимость идеей служения людям (переносное).
Ученики: ( Оля и её родители имели в виду второе значение этого слова «Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении»; Я думаю, что это третий вариант значения «Одержимость идеей служения людям», т.к. Евдокия Савельевна думала, прежде всего, о других людях.)
5.Работа с тестом.
Учитель: Кто является повествователем в произведении? ( Повествователь - отец Оленьки.)
- Что мы знаем об Олиных родителях? (Они работали в конструкторском бюро, Надя пела, он писал фантастические рассказы. Они полюбили друг друга, поженились, очень сильно ждали появления на свет дочки.)
Учитель: Что было главным желанием их жизни? (Желание иметь дочь.)
Учитель: Что изменилось в семье с появлением дочери? (Когда она родилась, Надюша написала в записке: "Спасибо ей". Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы "спасибо ей" все началось. Эта фраза "перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца".)
Оля - центр семьи.
- А чем, по мнению отца, “она заслужила это право”? (Тем, что родилась на
свет. Хотя жизнью рисковала Надюша, рисковал своей любовью и
счастьем отец. Всю свою жизнь родители посвятили только ей.)
- Говорит ли при этом отец о ее человеческих качествах? (Нет.)
Учитель: Сначала мы видим Оленьку глазами отца. Какою он ее видит?
(Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации. "В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы". "Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных".)
Учитель: Какой мы видим Евдокию Савельевну в начале повествования?
( Мы видим ее глазами отца Оли. Это “женщина без возраста”.Любила, “чтобы все были вместе”, никого не выделяла, воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”, устраивала вечера, спектакли, предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости. Оля назвала ее “безумной”, родители согласились с этим).
Учитель: Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица?( Нет, нельзя.)
- Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них? (Всех он видел такими, какими "подавала" их Оленька- в негативном плане. "…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери". Оля всегда "во всем была права".)
Учитель: Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя? (Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: "Надо считаться с людьми"; "Друзей легче потерять, чем найти"; "Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми".)
6.Работа в паре.
Учитель: Я прошу вас разделить героев на 2 группы. В первую группу запишите круг общения Евдокии Савельевны. Во вторую группу - круг общения Ольги и её семьи (рабочие листы на партах ).
Ученики: (распределяют героев на две группы, затем читают свои варианты).
Круг общения Евдокии Савельевны | Круг общения Оли |
1.Бывшие ученики 2.Ученики 9-х классов 3.Митя Колягин 4.Митин дядя 5.Раненые бойцы 6.Оля 7.Олины родители | 1.Художник 2.Люся 3.Боря Антохин |
- Чей круг общения больше? (Круг общения Евдокии Савельевны значительно больше .)
Учитель: Почему же так неравномерно распределились персонажи? ( Герои распределились неравномерно, потому что Евдокия Савельевна окружала себя людьми, жила для них, она помогает им, воспитывает их, отдает им душу, оценивая людей, прежде всего по их поступкам, а Оля жила для себя. Её мало интересовали люди. )
Учитель: Какою вы увидели Оленьку?
- Оля принимала активное участие в жизни класса? («Все вместе, а она – в
стороне».)
- Почему Оля стала дружить с Люсей? (“Несмотря на сопротивление
Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила
краски и мыла кисточки. Какая женщина устоит перед таким обожанием?
Оленька стала дружить с Люси. Хотя времени на дружбу у неё было
мало”.)
- А у Люси было много времени? (Больная мама.)
- Отец Оли произносит фразу: “Я понял, что наша дочь впервые столкнулась
с предательством”. Кто кого предал? (Пока Люся восхищалась, была хороша.)
- Почему Люся не разрешила Оле защитить её на собрании? (Отец влюбился
в другую женщину. “Обыкновенная история”, - сказала Оля. Равнодушие.)
- А каково Люсе? (Девочка сумела быть чуткой и по отношению к матери, и
по отношению к отцу.)
- Почему у Бори столько фотографий Оленьки? (То, что он преследовал ее,
родители объясняли только тем, что он хочет привлечь ее к жизни класса.)
-Какое отношение к классному руководителю и одноклассникам родителей Оли? ( Поступки Евдокии Савельевны не понятны Оле и ее родителям. Они называют ее "безумной", потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Ослепленные любовью к дочери, родители не видят тех недостатков в ее характере, с которыми борется Евдокия Савельевна.)
-Отношение к Люсе. Какое? (Люся нравилась до тех пор, пока носила за Олей папки с рисунками, восторгалась ею, предсказывая "судьбу Леонардо да Винчи".Но как только Люся обиделась на Олю, она стала "опасным недругом". Олин отец видит в Люсе человека, который относится к Оленьке " по системе Евдокии Савельевны". Он совершенно не задумался над тем, почему Люся обиделась на Олю.)
-Отношение к Боре Антохину. ("Вырос Боря нам на горе",- вздыхает Оля, не замечая его любви. Она уверена, что он приходит к ним только для того, чтобы привлечь ее к общественной работе. Оля не замечает в нем "внутренней красоты".)
Учитель: Как оцениваете Ольгу? ( Она яркая, талантливая, умная. Но нет у нее человеческой теплоты. Любит себя, она - одна, она над всеми, она эгоистка.)
-Какая главная черта характера Оли ? (Себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям. )
- Для чего нужны были встречи “нынешних” с “бывшими”? Почему Евдокия Савельевна приглашала на встречи “не только героев, а и диспетчеров с поварами? Почему выделяла незаметных ребят? Чего добивалась учительница от своих учеников?
(Евдокия Савельевна хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии. Ведь каждый в своем деле должен быть мастером, художником. Нельзя унижать и презирать людей, а в каждом нужно найти то, что достойно уважения. Это понял в конце повести отец Оли: “Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверное, хотела объяснить нашей дочери и ее одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Она добивалась от своих учеников “таланта человечности”.)
- Понимала ли она душевное состояние своих учеников? Докажите это примерами из текста.
(Учащиеся приводят пример с Люсей, которая остро переживала домашние проблемы, была унижена Олей, нуждалась в поддержке. Сделав Люсю старостой класса, Евдокия Савельевна дала ей понять, что она ничуть не хуже Оли, что она уважаемый человек. Не секрет для учительницы и любовь к Оле Бори Антохина, да и душевное состояние Оли ей тоже хорошо понятно.)
- Как Евдокия Савельевна относилась к Оле? (Она считала, что Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе. Она “забывает” о Люсе Катуниной во время встречи с художником, не замечает любви Бори, ничего не делает для школы, обуреваема желанием всегда и везде быть первой. “Жить только собой - это полбеды/ Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.)
-Что в ее характере настораживало и порой раздражало учительницу? Почему она отказалась устраивать персональную выставку. Олиных работ?
(Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение девочки к одноклассникам, видела ее эгоизм. Оля верила в свое собственное величие и чувствовала превосходство над окружающими ее детьми. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только два рисунка. Она не хотела способствовать развитию Олиного самомнения.)
- Почему же Евдокия Савельевна не смогла изменить характер своей ученицы? (Потому что родители Оли не поддерживали ее, а боролись с ней.)
Учитель: В чем же вы видите разницу между тем, как любит людей «безумная Евдокия» и тем, как любит людей Ольга? ( Евдокия Савельевна предана своим ученикам, они для нее самое дорогое, что у нее есть, она их любит, уважает, гордится ими, воспитывает в питомцах «талант человечности». )
-А Ольга? (Она, конечно, любит своих родителей, уважает их, потому что они любят ее, они растворились в ней и потеряли свою яркую индивидуальность. И страшно то, что, зная все это, именно она виновница безумия своей мамы. Она богата талантами, но лишена таланта человечности. )
Анализ эпизода «Ольга вернулась с цветами для мамы»:
Чтение эпизода «Ольга вернулась с цветами для мамы».
- Как, по-вашему, можно оценить поступок Оли? Хотела ли она кого-то
напугать? (Она просто хотела быть первой всегда и ни о ком и ни о чем не
думала. Не желая терять пальму первенства, Оля решила доказать свою
неординарность и в походе: первой разгадав тайну, она идет к успеху одна.
Это ей удалось, но за это поплатилась здоровьем ее мать.)
- Посмотрите, вот она просто влетает в дом, несет только радость, бросается
к мамочке. Ее голос звонок и весел. Цветы… А помнила ли она о маме?
- Почему её поступок привёл к трагедии? (Не привыкла волноваться о
других, не подумала, что будут волноваться остальные, не найдя ее в лагере
утром).
Нравственное прозрение отца Оленьки:
- Отцу Оли на какое-то время кажется, что все, в том числе и Евдокия
Савельевна, пытаются загладить свою вину. Разве так? (Нет, все пытаются
помочь.)
- Какова же на самом деле “безумная” Евдокия? В каких эпизодах
раскрывается ее образ не таким, каким его представляла Оля? (Эпизод,
связанный с Люсей (она сделала ее старостой класса, чтобы дать ей
почувствовать, что она не хуже других); факт о том, что в годы войны она
прятала в своем доме раненых солдат; эпизод в доме Оленьки - она все
берет в свои руки.)
- Как изменилось мнение отца Оли о Евдокии Савельевне? Прочитайте
необходимые цитаты из текста.
“Мы с Надюшей боролись против “безумной Евдокии” за право строить …или, как говорится, формировать Олин характер, – размышлял я. – Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья. “Безумная Евдокия”… Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей дочери и её одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”.
- Как вы думаете, зачем Евдокия Савельевна расскажет отцу Оли о том, как
она всегда вела себя по отношению к окружающим? Ведь ему сейчас и так
тяжело. (Она многое поняла в Оле и уже пыталась познакомить отца с
собственной дочерью, но тогда он не услышал учительницу.)
- Но только ли осуждает она Олю? Так ли безнадежна Оля для нее? (Нет,
Евдокия Савельевна очень переживает: “Оля может принять всю вину на
себя. Эта ноша окажется для нее непосильной!” “Евдокия Савельевна
громоздко заторопилась, покинула меня, догнала ребят. Я понял, что она
решила разделить тяжесть ноши с моей дочерью”.)
- Почему именно в конце повести Евдокия Савельевна раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, это чувство мщения?(Нет, просто раньше отец не хотел прислушиваться к ее словам, верил только Оле. Мстительной Евдокию Савельевну назвать нельзя. В трудную минуту она была рядом с Олей: “Оля может принять всю вину на себя”, и “эта ноша окажется для нее непосильной”. В конце повести отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”)
- Когда отец понял истину? К какому горькому выводу он пришел? Какие очень важные слова скажет Оле отец? ( Сначала он пытался найти оправдание ее поступку, но потом сказал: “Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”; “А может, ее любви хватало лишь на себя?”; “Безумие пришло к нам в дом”; “Мы с Надюшей боролись…” (и до конца повести”).
- Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне? (Он чувствует вину перед ней: “Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, -говорит герой.- Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?”)
-Возвращение Оли не принесло радости в дом, хотя она и принесла цветы для “мамули”, которая оказалась в больнице по ее вине. Глубоко страдает и отец. Но, может быть, после случившегося Оля изменится и будет по- другому относиться к людям.)
-Итак , вернемся к теме урока «Нравственные уроки повести» (запись в тетрадь)
Урок первый:
Высоконравственный человек – это человек, одержимый идеей служения людям.
Урок второй:
Надо уметь любить людей, уметь уважать их, быть готовым отвечать за них.
7.Подведем итоги.
Делаем выводы по повести А. Алексина «Безумная Евдокия»
- Как вы думаете, в Ольге появится талант человечности? (Будем надеяться,
Ольга станет другим человеком. Так невинное желание Оли первой пройти
по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой)
неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи.
Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих
взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота
во внутреннем мире своего отца.
Людей талантливых много. Но именно таланта человечности часто не хватает людям. Евдокия Савельевна пыталась воспитывать в своих учениках именно этот талант. “К человечности талант художника может и не применяться, но к дарованию художника человечность…” Наверное, это самый главный талант.)
8.Рефлексия.
Учитель: Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость - понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека.
-Кого из героев исходя из толковника, вы бы назвали нравственным человеком?( Евдокия Савельевна)
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что главные уроки нравственности в этой повести преподает Евдокия Савельевна.
- Готовясь к экзамену, мы пишем сочинение-рассуждение. Большинство выбирает 3-й вариант: дать определение качества характера, прокомментировать нравственную проблему. Чаще всего испытываете трудности с подбором аргументов, особенно 2-го (из личного опыта). Я всегда предлагаю вам обращаться к литературным произведениям как к проверенному временем опыту человечества.
Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока в вас разовьется талант человечности, вы будете более чуткими, добрыми к окружающим вас людям. Сумеете оценивать не только чужие, но и свои поступки. Будете стремиться совершать нравственные поступки. Каждый человек должен воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим. Эгоизм никогда никого не украшал.
Заканчивая разговор, хочется сказать вам, что не столько важно, кем вы станете, важно - какими.
9.Домашнее задание. Напишите сочинение - миниатюру: «Человек с большой буквы - это…»
Учитель: Как вы думаете, если бы на пути Диогена, ищущего человека, встретилась Евдокия, он был бы рад этой встрече? Почему?
(Т.к. Евдокия Савельевна и есть Человек с большой буквы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные уроки повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
Урок внеклассного чтения в 7 классе....
Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"
Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....
Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» в 8 классе.
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия" направлен на формирование нравственно-волевых качеств и развитие исследовательских компетентностей учащихся в процессе анализа т...
Нравственная проблематика повести В.П.Астафьева "Уроки французского"
Маршрутный лист дистанционного урока...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе (внеклассное чтение). Тема: "В ней есть душа..." (С.А.Есенин).
Урок внеклассного чтения посвящён 125 - летию со дня рождения С.А.Есенина. Занятие проводится в форме путешествия....