Нравственные уроки повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_aleksinu.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственные уроки повести

А.Г. Алексина «Безумная  Евдокия»

                                                                                                                                                     

  (урок внеклассного чтения)

учитель русского языка и литератур

 Стрелкина Татьяна Андреевна

Тема урока:

«Нравственные уроки повести А.Г. Алексина «Безумная  Евдокия»

                                                                                                                                                        (урок внеклассного чтения)

Цели урока:  продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение; отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; формировать в учениках талант человечности.

Оформление: портрет А.Г. Алексина, выставка книг, иллюстрация к произведению, компьютер и мультимедийный проектор.

Эпиграф: «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком» (П. Бриоль – французский писатель 1866-1940).

Ход урока.

На фоне музыки. – Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем, - спросили философа афиняне?

- Я ищу человека.

- Кого? Его? Меня?

- Я ищу  Человека, - ответил мудрец.

Учитель: Как вы понимаете слова мудреца?

Какого человека ищет  Диоген?

 (Человека с большой буквы, человека мудрого, доброго, отзывчивого).

Учитель: А я бы ответила так: он искал человека, живущего по законам высокой человеческой нравственности.

Нравственным человек рождается или становится?

Ответы:

Помогают в становлении нравственного человека уроки литературы.

Тема сегодняшнего урока внеклассного чтения

«Нравственные уроки повести А Г. Алексина  «Безумная Евдокия»

Обращение к эпиграфу

Эпиграф: «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком» (П. Бриоль – французский писатель 1866-1940).

Цели урока:  продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение; отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

               Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока в вас разовьется талант человечности, вы будете более чуткими, добрыми к окружающим вас людям. Сумеете оценивать не только чужие, но и свои поступки. Будете стремиться совершать нравственные поступки.

А что такое нравственность.

 (Работа с Толковником):

- Что такое толковник? «Толкование» - перевод с русского языка на русский язык своими словами.

Мультимедиа – (варианты ответов) Выберите тот вариант, который, наиболее точно соответствует вашему представлению.

Нравственность:

  1. Устоявшиеся моральные требования, которые люди стараются выполнять;
  2. Одно из условий жизни для человека;
  3. Определенные правила культуры человека;
  4. Свойство, которое человек приобретает со временем;
  5. Дела, которые стараются выполнять люди.

По словарю:

Нравственность.

          Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Учитель: Именно о таких людях писал Анатолий Георгиевич Алексин, очень популярный писатель второй половины 20 века. Он родился в Москве в 1924 году.

 В годы войны работал корреспондентом. В 1950 году вышла его первая детская повесть, которая привлекла к себе внимание простотой и глубиной сюжета, а также героями, добрыми и честными людьми, живущими по принципу: с добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата.

Обращение к выставке:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

                                      И. Романов

 Его книги, как бы изнутри озарены светом истинной человечности. Читайте его книги, они необходимы в наше жестокое, неспокойное время, как глоток чистого воздуха.

Учитель: Знакомы ли вам произведения этого писателя?

Ученики. «А тем временем где-то», «Очень страшная история», «Раздел имущества», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте» и др.

Учитель: Повесть. «Безумная Евдокия», по мнению критиков, одно из ярчайших произведений Алексина, в котором автор и его герои преподают читателю очень важные нравственные уроки.

Какое впечатление произвела на вас повесть?

 Какой эпизод понравился, взволновал, заставил задуматься?

Краткий пересказ:   О чем эта история?  

Критерии оценки краткого пересказа:

Обращаясь к критериям, оцените ответ ученика.

Учитель: Определите тему произведения.

 (Роль учителя и семьи в воспитании человека с большой буквы).

                Учитель: Какие важные проблемы поднимает автор в повести? Очень  простые, но такие сложные:

- проблема гуманизма, ответственности людей друг перед другом;

- взаимоотношение между учителями и учениками, родителями и  

                 детьми;

- проблема семейного счастья.

Учитель: В повести много разных героев. Назовите их.

(обращение к доске).

  1. Евдокия Савельевна;
  2. Оля;
  3. Люся;
  4. Боря;
  5. Митя Калягин;
  6. Олины родители;
  7. Девятиклассники;
  8. Бывшие ученики.

С кем бы вы хотели поговорить или поспорить? (Ответы детей).

Учитель: Кого из героев исходя из толковника, вы бы назвали нравственным человеком?

Варианты. (Если дети называют учеников, то вопрос – кто их научил этому;

Если дети называют родителей, согласны ребята с этой точкой зрения. А если родители? Мы же не имеем права их осуждать)

Верно, они ради кого живут – Ольги, хорошо, но почему мало, кто из вас захотел дружить с Ольгой.

Учитель: Я думаю, вы со мной согласитесь, что главные уроки нравственности в этой повести преподает Евдокия Савельевна.

Какие же это уроки?

Урок 1: Ветер, надув упругие губы

 Гудит на заре в зеленые трубы.

 Он знает, что в городе и в селе

 Хорошие люди живут на земле.

Идут по планете хорошие люди

И, может быть, тем уж они хороши,

Что в труд свой, как в песню, им хочется всюду

Вложить хоть частицу своей души.

                          Э. Асадов «Хорошие люди»

Самостоятельная работа:

Учитель: Я прошу вас всех разделить героев на 2 группы. (Герои записаны на доске и на листочках у учеников).

Круг общения Евдокии Савельевны               Круг общения Ольги и ее семьи.

Круг общения Евдокии Савельевны              

            Круг общения Ольги и ее семьи.

Бывшие ученики

Ученики 9-х классов

Митя Колягин

Митин дядя

Раненые бойцы

Оля

Олины родители

Художник

Люся

Боря Антохин

(Дети работают, затем читают свои варианты).

Учитель: Почему же так неравномерно распределились персонажи? (Ответ детей).

Учитель: Чем же могла привлечь к себе людей Евдокия Савельевна?

Как описывает ее автор, обратимся к портрету. Обратите внимание на детали. (Дети читают описание внешности).

Познакомившись с портретом Евдокии Савельевны, можно ли сказать, что она привлекла ваше внимание?

Приятный ли внешне этот человек. С помощью каких определений вы охарактеризуете учителя? (Ответы).

          Какие из записанных на доске определений можно отнести к Е.С.?

Определения: «странная», «смешная», «серьезная», «несовременная», «забавная».

(Дети объясняют свою точку зрения)

Учитель. Но ее называют и «безумной». Что значит «безумная»? Обратимся к значению слова.  Прочитайте.

Мультимедиа:

Безумие –

1.Сумасшествие (устаревшее);

2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении;

3.Одержимость идеей  служения людям (переносное).

Учитель: Какое значение этого слова имели в виду, Оля и ее родители? Почему?

Какое значение слова «безумная» выбрали вы?

Ответ на вопрос очень важен, потому что за ним кроется первый урок нравственности.

     Учитель: Какой идее служит Евдокия Савельевна? (Дети отвечают).

Вывод: И так «безумная» Евдокия служит людям, помогает им, воспитывает их, отдает им душу, оценивая людей, прежде всего по их поступкам

Урок П:

                          Любовь не лавр под кудрявой кущей.

И чувствует в жизни острее тот,

Кто жертвует, действует и отдает,

Короче: дающий, а не берущий.

                               Э. Асадов «Неравенство»

     Учитель: Перед тем, как начать разговор о следующем уроке нравственности, я предлагаю разыграть такую сцену. Я беру на себя роль Евдокии Савельевны, а кто-то из вас поможет мне сыграть роль Ольги.

  1. Вася Карманов оправдал мои надежды. Полностью оправдал. Стал директором троллейбусного парка.
  2. Костя Белкин еще недавно не мог начертить прямую линию, а теперь у него по геометрии и по черчению твердые тройки.
  3. Он оправдал мои ожидания. Прекрасный человек. Теперь самосвал водит. Я уверенна, что он всегда примчится на помощь, если она нам понадобится

1. Прошел путь от водителя до руководителя. Точнее сказать, проехал.

2. Эти люди ей дороги. Пусть встречается. Но ведь так можно устраивать вечер в честь каждого любого из жильцов нашего дома.

3. Никогда нас не катали на груженом самосвале.

      Учитель: Вы обратили внимание, что это была не просто инсценирование, а виртуальный спор.

Подведем итог виртуальному спору.

 Как бы вы оценили позиции. Е.С.?

Ответы: любит людей, чувствует ответственность за них, думает о результатах.

Учитель: Как оцениваете Ольгу?

  Ответы: Она яркая, талантливая, умная. Но нет  у нее человеческой теплоты. Любит себя, она – одна, она над всеми, она эгоистка.

Учитель: Казалось бы все просто. Е.С. любит людей, но разве Ольга не

                  любит своих родителей?

  Ответ: Любит.

Чтение  (наизусть) эпизода «Ольга вернулась с цветами для мамы».

Учитель: В чем же вы видите разницу между тем, как любит людей

                 «безумная Евдокия» и тем, как любит людей Ольга?

Ответы учащихся

.

Учитель: Евдокия Савельевна предана своим ученикам, они для нее самое дорогое, что у  нее есть, она их любит, уважает, гордится ими, воспитывает в  питомцах «талант человечности».

                  А Ольга? Она, конечно, любит своих родителей, уважает их, потому что они любят ее,  они растворились в ней и  потеряли свою яркую индивидуальность. И страшно то, что, зная все это, именно  она  виновница безумия своей мамы. Она богата талантами, но лишена таланта человечности.

Давайте обращаемся к эпиграфу. Прочитайте слова Бриоля.

  «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком» (П. Бриоль – французский писатель 1866-1940).

Как вы думаете, в Ольге появится талан человечности? (Ответы).

Учитель: Будем надеяться, Ольга станет другим человеком.  Ребята, найдите в тексте подтверждение другого отношения к учителю (рассказ о раненых) не «безумной», а Евдокией Савельевной называет ее героиня.

Она повела ее за собой, она в трудные минуты разделила с ней горе, ведь она не просто человек, она – учитель.

Мы выяснили, какие важные нравственные уроки преподала «безумная Евдокия», как высоконравственный человек.

А какие уроки нравственности извлекли вы?

Сформулируйте и запишите.

И так сделаем вывод:

                  (сверяемся с М/м и доской).

М/м

Урок первый:

Высоконравственный человек – это человек, одержимый идеей служения людям.

Урок второй:

Надо уметь любить людей, уметь уважать их, быть готовым отвечать за них.

Домашнее задание. Я думаю, что поднятые нами проблемы не оставили вас равнодушными. Напишите дома эссе «Человек с большой буквы - это…»

Учитель: Как вы думаете, если бы на пути Диогена, ищущего человека, встретилась Евдокия, он был бы рад этой встрече?

Почему?

(Т.к. Евдокия Савельевна и есть Человек с большой буквы.)

Чтение стихотворения учителем.

Э. Асадов «Можно ли красивым не быть, но стать?»

Можно ли красивым не быть, но стать?

Можно, коль в мыслях так раскалиться

Чтоб бездну премудростей оседлать

И в мир этот грешный до слез влюбиться.

Пусть засверкает в глазах твоих

Сильное, доброе что-то очень.

Так, чтобы стал ты настолько зорче,

Что не прошел мимо бед чужих.

Песня. Булат Окуджава «Давайте восклицать»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

1. Кто был центром в семье?

 Стр. 196 ( по книге) «В семье состоящей из трех человек…»

2. Родители Оли говорят о том, что их дочь талантлива, рисует, лепит и т.д. И возмущаются, что Е.С. страшиться талантов? Они думают, что только поэтому Оля одинока в классе. Почему же она одинока? Какого главного таланта лишена Оля? – таланта человечности. Давайте докажем.

А). Дружба Люси и Оли. Кто все-таки предал их дружбу? Люся любила Олю, а Оля ? Нет.

Б). Кто еще любил Олю? Борис? Приходил когда болела, пытался втянуть ее в дела класса, чтобы была со всеми? Нет, чтобы была с ним рядом. Как относилась Оля к нему? Пренебрежительно.

В). Ее любили родители. Беззаветно доверяли ей, принимали ее сторону, не вникая в суть ее конфликтов в классе и с Е.С. А она, была ли в ней любовь и забота о них? Нет.

3. В чем была обида Оли на Е.С. на Одноклассников? В том,

 что не признают ее первенства. Стр. 213.(книги)

4. Как вы думаете почему мама Оли сказала, что не узнает свою дочь? Увидела ее истинное лицо, которое ей показалось чужим? Где ее добрая, милая дочь?

5. Стр. 216 книги. Отец цитирует Пушкина: «Не дай мне бог сойти с ума…»  Кто же все таки сошел сума? Родители, что не видели в своей дочери человека не способного любить, лишенного сочувствия….

6. Как вы понимаете фразу Е.С. «Оправдывать виноватого значит губить его»? Кто погубил Надю? – Дочь. А кто все-таки? Родители оправдывали Олины поступки, вырастили черствого эгоиста.

7. Талант человечности.

Оля считала, что любовь отбирает у людей гордость и самолюбие. Ей не хватало признания первенства в классе, но она оттолкнула любящую ее Люсю, снисходительно относилась к любящему ее Борису, не подумала о любящих и переживающих за нее родителях.

Человека судят по поступкам. По поступкам Оли, какой она человек? Предала подругу, живет только собой, противопоставляет себя другим, ставит себя выше всех и оказывается в одиночестве.

Оля хотела, чтобы ее любили, но не давала любви сама. Лишена главного таланта, таланта человечности.

8. Обладает ли таким талантом Е.С.? Да, доказать поступками.

Даже Олю, которую можно только осуждать, Е.С. пытается поддержать «Оля может принять всю вину на себя. Эта ноша окажется для нее непосильной». Она решила разделить эту тяжелую ношу с Олей.  Беря на себя ответственность за ее судьбу. – Служение человеку.

9. Что подразумевает писатель под пороком сердца?

«Лицом к лицу, лица не увидать» процитировала Е.С. и отец Оли в конце говорит «Мы перестали вглядываться друг в друга», они любили и беззаветно доверяли дочери не видя в ее проблемах в классе – главную проблему их дочери и это бумерангом вернулось к ним. Е.С. говорит «Иногда мы сами убиваем друг друга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Данный урок раскрывает нравственный потенциал всей повести,заставляет детей задуматься....

Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель». Г.В. Свиридов Музыкальные иллюстрации.

Интегрированный урок литературы-музыкина высокохудожественных примерах повести А.С.Пушкина «Метель» и музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова формировать возвышенное чувство прекрасного, сердечности, за...

Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).

Урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы....

Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель:  расширение понятийной...

Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Дидактическая цель урока: создать условия для успешного освоения учащимися умения анализировать проичтанный рассказ, выявлять авторскую идею, для формирования нравственных основ личности: доброты, сос...