Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель». Г.В. Свиридов Музыкальные иллюстрации.
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Интегрированный урок литературы-музыки
на высокохудожественных примерах повести А.С.Пушкина «Метель» и музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова формировать возвышенное чувство прекрасного, сердечности, задушевности, любви к классике;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_metel-8kl.doc | 62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24 имени 9-ой Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии»
Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель».
Г.В. Свиридов Музыкальные иллюстрации.
Интегрированный урок внеклассного чтения
Учитель русского языка и
литературы
Молодова Т.А.,
учитель музыки и МХК
Шарун О.Б.
Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель»
Урок внеклассного чтения
Цель урока:
- довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;
- развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы;
- развивать навыки работы с художественным текстом, поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения; умения анализировать образы литературных героев, объяснять мотивировку их поступков;
- самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению;
- на высокохудожественных примерах повести А.С.Пушкина «Метель» и музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова формировать возвышенное чувство прекрасного, сердечности, задушевности, любви к классике;
- формировать нравственно-духовные ценности: семья, долг, честь, нравственный выбор;
- учить осознанно воспринимать музыку, чувствовать ее, определять характеры музыкальных образов, развивать познавательный интерес учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент. Тема. Цель.
Сегодня на уроке мы работаем с повестью А.С. Пушкина «Метель», которая входит в цикл «Повестей Белкина». Особенностью этих повестей является наличие образа рассказчика, который нужен для того чтобы выразить авторскую позицию. Мы будем работать над нравственными уроками повести.
- Таким образом, цель нашего урока заключается в том, что мы должны дать ответы на следующие вопросы:
- какую оценку дает автор поступкам героев?
- В чем заключается идея произведения?
-Каков характер конфликта?
2. Работа с эпиграфом.
Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом в повести «Метель». (Баллада В.А. Жуковского «Светлана»).
- Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача? (Эпиграф – небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).
- Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).
- Выделить в повести главные, несущие основную нагрузку слова.
(Божий храм, вдруг, метелица, мгла, черный ворон, вещий сон).
- Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон – символ потустороннего, непонятного, вещий сон, темная даль – все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.
- «Вдруг» - в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению (предвидению). На это нас нацеливает эпиграф.
- Может ли эпиграф использоваться в музыке? (Да)
- Вслушайтесь в образ музыкального эпиграфа.
/звучит «Тройка» Г.Свиридова (фрагмент)/
3. Работа с темой – постановка проблемного вопроса.
Тема произведения часто выносится в название.
Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель попадают все три героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель – та сила, которая меняет жизнь).
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.
4. Работа с текстом.
Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: «Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев?»
Метель в восприятии Маши – («На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали, все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу») – (стр.174,учебник литературы, 8 класс).
То есть Маша мучается от сознания своей преступности, боится будущего: угроза и печальное предзнаменование.
Метель в восприятии Владимира занимает 1/6 всего текста. Это была самая большая часть вашего домашнего задания (стр.174,учебник, 8 класс).
- Словами какой части речи насыщен текст? (Глаголами). Зачем это понадобилось автору? (Глаголы, которые передают действие Владимира во время метели и действия метели. Это нужно для динамичности, стремительности повествования, держит читателя в напряжении – через глаголы показана борьба Владимира и метели).
- Действительно, показана активная борьба, сопротивление, поэтому неслучайно самое частое слово-характеристика, которое использует Пушкин,- это слово «поминутно». Состояние героя зафиксировано не только в активном сопротивлении, но и в болезненном отсчете времени: «в одну минуту», «поминутно», «казалось, прошло более получаса», «еще около десяти минут».
- Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени? (Герой торопится, не успевает, а следовательно, переживает, беспокоится. Так передается чувство волнения и тревоги читателю – усиливается и наше беспокойство).
- Какое состояние испытывает Владимир во время метели? Меняется ли оно? (Сильное беспокойство – «успокоился», «с ужасом увидел», … отчаяние, слезы брызнули из глаз, остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти»).
- Очень важное место в повести занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях встречаются эти несюжетные элементы? (Жуковский «Светлана»).
- Каковы функциональные особенности снов? (их роль). (Играют роль пророчества, предвещают).
- Вспомните первый сон. О чем он? Какое пророчество в нем скрыто? (Отец препятствует – как отказ от благословления. Наверное, не бедность была причиной отказа, потому что потом родители соглашаются на свадьбу. Скорее, родители не поверили в серьезность чувств их дочери и Владимира – он молод, легкомыслен, эгоистичен. Бросает в темное подземелье – последующее затворничество Маши) – стр.173,учебник литературы, 8класс.
- Второй сон еще более вещим оказывается: Владимир, умирая, просит Машу поскорее обвенчаться с ним. – А какое значение в то время придавалось браку? Вспомните Марью Кирилловну из романа «Дубровский» (без родительского благословления отказалась выйти замуж за любимого человека).
- Мог ли действительно любящий человек поступить так? (нет, потому что Владимир даже перед смертью стремится как можно крепче привязать к себе Машу, он думает только о себе, а, следовательно, эгоистичный, легкомысленный человек. Владимир в крови - умирает (пророчество).
- Итак, все предвещает беду. Но, несмотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь – Божий храм.
- Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»? Какой закон она преступила? (Нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).
Преступление нравственное – люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба – в виде метели.
Владимир. Чем занят Владимир в это время? Какие чувства испытывает он? (Оставил все на последний день: свидетели, священник. Автор ничего не говорит о его чувствах. Он не испытывает вины перед родителями Маши, ответственности перед любимой. Более того, автор иронизирует, посмеивается над ним: «Шут в усах и шпорах».
- Таким образом, мы видим, что Владимир является человеком, еще более преступившим нравственный закон (он придумал побег, он не мог поддержать Машу и не испытывает вины). И судьба его тоже за это наказывает.
- Что различает Машу и Владимира, что общее в их поступках? (Раскаяние Маши – неосознание своей вины перед Владимиром. Первые две характеристики определяют и того и другого.
- Какой мотив звучит в связи с нравственным преступлением? Что будет? (Наказание - по линии Маша – Владимир).
- Как судьба наказывает Владимира? (умирает).
- А Машу? Наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. (Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).
- Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою. За что? За то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил. Восстановим цепочку испытаний: Бурмин женится на незнакомке – раскаивается – честно признается Маше.
- Посмотрите, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы - мотив прощения (по линии Маша – Бурмин).
Таким образом, мотив наказания и прощения сводится к идее произведения. Сделайте вывод об идее произведения (наказание и прощение – справедливое возмездие).
- Бурмин. Иное восприятие метели у Бурмина. Как описание метели связано с душевным состоянием, характером Бурмина? («Непонятное беспокойство овладело мною, казалось кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонек и велел ехать туда). Что-то таинственное, непонятное заставляет Бурмина делать нелогичные поступки.
- Обратите внимание – во всех трех описаниях одна фраза: «Метель не унималась» (Бурмин), «Метель не утихала» (Маша, Владимир). Поэтому с героями случается то, о чем они не могли знать.
Таким образом мы доказали справедливость утверждения, что метель играет роль случая, от которого зависит судьба героя.
5. Анализ эпизодов текста.
- Произведение начинается с идиллического описания (мирная жизнь людей) жизни и быта доброго Гаврилы Гавриловича Р. Что узнаем мы об этом? (Гостеприимный хозяин, славился радушием, соседи часто ездили попить, поесть, поглядеть на дочь Машу, поиграть в карты с его женою ). Одним словом, Ненарадово. О чем говорит такое название поместья? (Не могли нарадоваться такой жизни).
- С появлением Владимира тон повествования меняется. Описывая чувства Маши и Владимира, автор использует следующие слова:
- предмет, избранный ею –
- пылал страстью –
- клялись в верной любви –
- сетовали на судьбу –
- Опять обратите внимание на глагол. Попробуем заменить словосочетания синонимами, которые более понятны.
- предмет, избранный ею - человек;
- пылал страстью - любил;
- клялись в верной любви - обещали;
- сетовали на судьбу - обижались.
- Что меняется, если происходит замена словосочетаний глаголами? Более простое и естественное описание чувств Маши и Владимира).
- Зачем автору понадобились такие возвышенные и неестественно-книжные глаголы? (Чувства надуманные, неестественные, как в романах, которые читала Маша. Автор смеется над чувствами).
- Как называется этот прием? (Ирония – легкая насмешка).
- На какой поступок отважились Маша и Владимир? (тайно обвенчаться).
- Почему они решили так? (родители не давали свое благословление).
- Какие желания, чувства, настроения определяют поведение Маши накануне побега? (Марья Гавриловна долго колебалась, множество планов побега было отвергнуто).
- Чем объясняются эти сомнения героини? За кого больше всего Марья Гавриловна боялась? (за своих родителей, понимая, какой удар она им нанесет). Ярким свидетельством этому является…письмо. (Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой поступок. Она осознает вину. Родительская забота и беспрестанные вопросы раздирали ее сердце, она была чуть жива, заливалась слезами. Автор показывает ее мучения, переживания, подчеркивая тем самым, что каждому воздается по заслугам. Каждый должен нести ответственность за поступки.
- Пафос произведения ироничный: автор осуждает (иронизирует) поступки героев. Через конфликт человек-метель (случай) проводит идею, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.
Следует обратить внимание, что сюжет повести развертывается «в эпоху нам достопамятную» - накануне и в период войны 1812 года. Потерпев крушение в личной жизни, Владимир уезжает на фронт и, отличившись в Бородинском сражении, умирает от тяжелой раны. Несколько строк Пушкин посвящает торжествам русских людей по случаю победы над Наполеоном. А с этим историческим событием связаны появление в доме Марьи Гавриловны раненого гусарского полковника Бурмина, получившего за храбрость в сражении Георгия в петлицу, и развязка сложных отношений между героями. Таким образом, обстоятельства личной жизни героев оказываются переплетены с историческими обстоятельствами и в какой-то мере обусловлены ими.
По мотивам повести «Метель» был снят одноименный фильм. Посмотрите фрагмент из этого фильма и ответьте на вопрос: « С помощью каких средств режиссеру удалось передать идею произведения Пушкина (т.е. ответственность за свои поступки) – (наличие икон, задумчивый взгляд, осуждающе-вопрошающий взгляд с икон и тревожная музыка).
Музыку к фильму написал композитор Георгий Свиридов. На основе этой музыки были созданы Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Произведение Г. Свиридова широко известно слушателям не только в России, но и во всем мире. Эта музыка не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.
В начале урока прозвучала пьеса «Тройка», открывающая цикл музыкальных иллюстраций.
- Как вы думаете, что хотел передать композитор в этой музыке?
(драматизм звучания передает состояние героев, попавших в метель – сильное беспокойство, отчаяние, чувства волнения, тревоги.
Одну из пьес музыкальных иллюстраций Г. Свиридов назвал «Романс».
- Скажите, есть ли в повести эпизод, в котором кто-либо из героев пел романс? (нет)
- Попробуйте предположить зачем композитор использует этот жанр?
(стремится приблизиться к чувствам современников поэта)
- Композитор вводит в свой цикл романс без слов, используя не только характерные особенности музыкального языка романсов XIX в., но и, уловив их привлекательность для слушателей, насыщает музыку глубокими чувствами, что помогает лучше понять характеры главных героев повести.
- Послушайте «Романс» Г.Свиридова. Какие интонации здесь слышны? (диалога, беседы, разговора).
/ звучит «Романс» /
- Музыкальные портреты каких героев рисует музыка?
- Что передает музыка? (воспоминание о безвременно ушедшем из жизни Владимире, мечты о несостоявшемся счастье…)
- Почему в кульминации пьесы проведение главной темы композитор поручает трубе?
Повесть «Метель» проста, лаконична. Отличается сжатостью и точностью рисунка, быстротой и драматизмом сюжета. Писать надо «просто, кратко и ясно» (Пушкин). Прозу Пушкина иногда называют «нагая проза» - без риторики и описательных украшений, ни одного лишнего слова. Но какой смысл заключен в ней! Это и есть гениальный художник слова.
Свиридов – гениальный художник звука. Центральное место в его творчестве занимают жанры, связанные со словом. Используя сюжет повести Пушкина «Метель», Свиридов передает средствами музыки ее эмоциональный смысл, идейное содержание.
Пушкин и Свиридов – великие представители русского искусства – выражали своим творчеством высокое этическое начало – верность долгу, слову, клятве.
Домашнее задание.
Прочитать повесть «Выстрел». Сопоставить повести «Метель» и «Выстрел». Что общего в них?
Написать сочинение-рассуждение: что объединяет музыкальное и литературное произведения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам по музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"
Музыкальный взгляд нашего современника на события, описываемые А.С. Пушкиным в повести "Метель"...
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
«В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Цель: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития. Задачи: Образовательные: Научить определять в звуч...
Урок в 6 классе Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель"
Метель» — сюита композитора Георгия Свиридова, созданная в 1973 году на основе его же музыки к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель» 1964 году. Одно из с...
Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»
Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...
Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...
Конспект урока 6 класс. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"
Конспект урока ( 6 класс). Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"...