Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение)
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (художественные детали текста)
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи:
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (иллюстрации, сценка эпизода).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, сценка эпизода.
Оборудование урока: учебники, иллюстрации, портрет В.Г.Короленко.
Эпиграф: …лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.
В.Г.Короленко
Ход урока.
1.Учитель: Мы прочитали повесть «В дурном обществе» и сегодня подведём итоги нашего прочтения.
2.Кто главные герои повести? (Вася, Валек, Маруся, Соня, пан Тыбурций, судья)
3.Каким мы видим Васю в начале повести?
(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).
«Я же рос, как дикое деревце в поле».
4.Кто для вас самый близкий человек?
(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).
5.А как относятся к Васе дома?
«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».
6.Какая пропасть разделяет отца и сына, самых близких людей?
« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».
- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.
«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»
Учитель: И вот однажды на кладбище в часовне Вася случайно знакомится с Валеком и его сестрёнкой Соней.
7.Какие открытия сделал Вася, познакомившись с ними?
(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения).
- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.
« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые…»
- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.
Учитель: Разное детство было у этих детей.
8.Сравнительная характеристика Маруси и Сони (читает отрывок из текста учащийся).
Физминутка ( 1 минута)
9.Какие черты характера можно отнести к положительным нравственным качествам? (Доброта, любовь, совесть, сострадание, милосердие)
Учитель: Во-первых, всеми этими качествами наделён сам автор этого произведения. В.Г.Короленко написал повесть в годы пребывания в якутской ссылке (1881 – 1884). Продолжил работу над ним в 1885 году в Санкт-Петербурге, в доме предварительного заключения. Эти факты о многом говорят…
10.А наделён ли этими качествами Вася? Как он относится к своим друзьям?
Учащиеся приводят примеры из текста:
- Во время ужина Вася обратил внимание, как дети с жадностью едят мясо, «даже облизывали свои засаленные пальцы».
- Он приносил им яблоки из своего сада.
- Затевал весёлые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.
- Жалеет больную Марусю.
- Принёс ей куклу своей сестры, чтобы облегчить её страдание.
- Сочувствует горькой грусти Валека.
- Сочувствует всем изгнанникам, постоянно называет несчастными: «несчастные тёмные личности, несчастливцы».
- В глазах Тыбурция замечает постоянную глубокую печаль.
- У Васи «сжималось сердце» при воспоминании о тех, кто остался без крова.
- Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения).
Учитель: Дома Вася не встречал ни понимания, ни любви. Он был предоставлен сам себе. Мальчик попадает в тот социум, который многие люди считают дурным. Далеко ходить не надо и сейчас, в наше современное время, такое встречается. Но ему, как я считаю, повезло. Он встретил настоящих друзей, которые в трудную минуту могут помочь, поддержать.
11.Какую роль сыграла кукла в жизни Маруси и Васи? (пересказ эпизода учащимся).
Учитель: К сожалению, кукла доставила много тревожных минут Васе. Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.
Сценка. (Учащиеся разыгрывают сценку диалога отца с сыном о пропаже куклы).
12.Кто помогает разрушить стену непонимания между Васей и отцом? (Тыбурций)
Ученики отвечают:
1.Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)
2.Разговаривает с отцом Васи в доме судьи.
«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».
Учитель: Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить.
Пан Тыбурций тоже проявляет милосердие. Он понял, что Вася в беде. Пришёл в дом судьи. Принёс куклу (Маруся уже умерла) и рассказал правду о том, почему Вася посещал часто часовню.
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, а истинную душу своего ребёнка.
13. Как вы понимаете слова Тыбурция «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Для тебя хорошо. Потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.
Ученик: Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их.
Ученик: Он увидел в нём хорошего мальчика: доброго, отзывчивого. Тыбурций смотрел на всех троих странными глазами, «в которых светилась слеза»
Ученик: В своей родной семье Вася не находит любовь. А здесь его ждут, ему рады, его понимают, его любят.
Ученик: Пан Тыбурций и его дети Валек и Маруся повлияли на формирование личности героя, хотя сами относились к «дурному обществу». Они были нищие. Еду добывали нередко воровством. Но в их семье Вася нашёл то, чего ему не хватало в родном доме – любовь.
Учитель: Именно в « дурном обществе» Вася впервые почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы. Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.
14. Итак, чему же учит эта повесть?
Ученик: Вася размышляет: его друзья нищие, воры, у них нет дома. Многие бы презрительно относились к таким, но Вася по натуре добрый человек, и он жалеет Валека и Марусю. Я считаю, что он чувствует к ним сострадание и проявляет милосердие. И повесть учит нас быть добрыми и милосердными, жалеть людей.
Учитель: Я считаю, Короленко хотел сказать нам, читателям, что как бы тяжело на душе не было, как бы сердце не болело, всегда есть шанс сохранить в себе человека, человека доброго. Пусть даже если находится среди зла. Ведь добро всегда побеждает зло. Одно зло не смогли люди победить – это смерть.
Чтение эпизода учеником:
«Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».
Домашнее задание: подготовить устный ответ на вопрос «Какие обеты дали у могилы Маруси Вася и Валек»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_korolenko.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» ( 12 февраля 2016 год)
(Составитель урока – учитель русского языка и литературы Дрягина Л.Ю.)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение)
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (художественные детали текста)
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи:
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (иллюстрации, сценка эпизода).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, сценка эпизода.
Оборудование урока: учебники, иллюстрации, портрет В.Г.Короленко.
Эпиграф: …лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.
В.Г.Короленко
Ход урока.
1.Учитель: Мы прочитали повесть «В дурном обществе» и сегодня подведём итоги нашего прочтения.
2.Кто главные герои повести? (Вася, Валек, Маруся, Соня, пан Тыбурций, судья)
3.Каким мы видим Васю в начале повести?
(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).
«Я же рос, как дикое деревце в поле».
4.Кто для вас самый близкий человек?
(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).
5.А как относятся к Васе дома?
«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».
6.Какая пропасть разделяет отца и сына, самых близких людей?
« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».
- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.
«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»
Учитель: И вот однажды на кладбище в часовне Вася случайно знакомится с Валеком и его сестрёнкой Соней.
7.Какие открытия сделал Вася, познакомившись с ними?
(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения).
- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.
« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые…»
- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.
Учитель: Разное детство было у этих детей.
8.Сравнительная характеристика Маруси и Сони (читает отрывок из текста учащийся).
Физминутка ( 1 минута)
9.Какие черты характера можно отнести к положительным нравственным качествам? (Доброта, любовь, совесть, сострадание, милосердие)
Учитель: Во-первых, всеми этими качествами наделён сам автор этого произведения. В.Г.Короленко написал повесть в годы пребывания в якутской ссылке (1881 – 1884). Продолжил работу над ним в 1885 году в Санкт-Петербурге, в доме предварительного заключения. Эти факты о многом говорят…
10.А наделён ли этими качествами Вася? Как он относится к своим друзьям?
Учащиеся приводят примеры из текста:
- Во время ужина Вася обратил внимание, как дети с жадностью едят мясо, «даже облизывали свои засаленные пальцы».
- Он приносил им яблоки из своего сада.
- Затевал весёлые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.
- Жалеет больную Марусю.
- Принёс ей куклу своей сестры, чтобы облегчить её страдание.
- Сочувствует горькой грусти Валека.
- Сочувствует всем изгнанникам, постоянно называет несчастными: «несчастные тёмные личности, несчастливцы».
- В глазах Тыбурция замечает постоянную глубокую печаль.
- У Васи «сжималось сердце» при воспоминании о тех, кто остался без крова.
- Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения).
Учитель: Дома Вася не встречал ни понимания, ни любви. Он был предоставлен сам себе. Мальчик попадает в тот социум, который многие люди считают дурным. Далеко ходить не надо и сейчас, в наше современное время, такое встречается. Но ему, как я считаю, повезло. Он встретил настоящих друзей, которые в трудную минуту могут помочь, поддержать.
11.Какую роль сыграла кукла в жизни Маруси и Васи? (пересказ эпизода учащимся).
Учитель: К сожалению, кукла доставила много тревожных минут Васе. Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.
Сценка. (Учащиеся разыгрывают сценку диалога отца с сыном о пропаже куклы).
12.Кто помогает разрушить стену непонимания между Васей и отцом? (Тыбурций)
Ученики отвечают:
1.Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)
2.Разговаривает с отцом Васи в доме судьи.
«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».
Учитель: Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить.
Пан Тыбурций тоже проявляет милосердие. Он понял, что Вася в беде. Пришёл в дом судьи. Принёс куклу (Маруся уже умерла) и рассказал правду о том, почему Вася посещал часто часовню.
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, а истинную душу своего ребёнка.
13. Как вы понимаете слова Тыбурция «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Для тебя хорошо. Потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.
Ученик: Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их.
Ученик: Он увидел в нём хорошего мальчика: доброго, отзывчивого. Тыбурций смотрел на всех троих странными глазами, «в которых светилась слеза»
Ученик: В своей родной семье Вася не находит любовь. А здесь его ждут, ему рады, его понимают, его любят.
Ученик: Пан Тыбурций и его дети Валек и Маруся повлияли на формирование личности героя, хотя сами относились к «дурному обществу». Они были нищие. Еду добывали нередко воровством. Но в их семье Вася нашёл то, чего ему не хватало в родном доме – любовь.
Учитель: Именно в « дурном обществе» Вася впервые почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы. Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.
14. Итак, чему же учит эта повесть?
Ученик: Вася размышляет: его друзья нищие, воры, у них нет дома. Многие бы презрительно относились к таким, но Вася по натуре добрый человек, и он жалеет Валека и Марусю. Я считаю, что он чувствует к ним сострадание и проявляет милосердие. И повесть учит нас быть добрыми и милосердными, жалеть людей.
Учитель: Я считаю, Короленко хотел сказать нам, читателям, что как бы тяжело на душе не было, как бы сердце не болело, всегда есть шанс сохранить в себе человека, человека доброго. Пусть даже если находится среди зла. Ведь добро всегда побеждает зло. Одно зло не смогли люди победить – это смерть.
Чтение эпизода учеником:
«Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».
Домашнее задание: подготовить устный ответ на вопрос «Какие обеты дали у могилы Маруси Вася и Валек»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""
Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....
Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе «Нравственные уроки в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Урок литературы в 5 классе...
Технологическая карта урока литературы «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», 5 класс
Беда и радость ходят рядомВечно –Людей спасает только человечностьПимен Панченко, народный поэт БелоруссииДействительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, сов...