Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение)

 

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов (художественные детали текста)

 

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (иллюстрации, сценка эпизода).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, художественный пересказ, сценка эпизода.

Оборудование урока: учебники, иллюстрации, портрет В.Г.Короленко.

 

Эпиграф: …лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

                                                                                                                                           В.Г.Короленко

 

 

 

Ход урока.

 

1.Учитель: Мы прочитали повесть «В дурном обществе» и сегодня подведём итоги нашего прочтения.

 

2.Кто главные герои повести? (Вася, Валек, Маруся, Соня, пан Тыбурций, судья)

3.Каким мы видим Васю в начале повести?

(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

 «Я же рос, как дикое деревце в поле».

 

4.Кто для вас самый близкий человек?

(Родители.  Главным центром жизни любого человека должен быть его дом.  Это место,  где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).

 

5.А как относятся к Васе дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

 

6.Какая пропасть разделяет отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

 

Учитель: И вот однажды на кладбище в часовне Вася случайно знакомится с Валеком и его сестрёнкой Соней.

 

7.Какие открытия сделал Вася, познакомившись с ними?

   (Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему  интересно, а всё остальное не имеет значения).

- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

 « Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я  посмотрел на своих друзей, точно увидел  их впервые…»

- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.

 

Учитель: Разное детство было у этих детей.

 8.Сравнительная характеристика Маруси и Сони (читает отрывок из текста учащийся).

 

Физминутка ( 1 минута)

 

9.Какие черты характера можно отнести к положительным нравственным качествам? (Доброта, любовь, совесть, сострадание, милосердие)

 

Учитель: Во-первых, всеми этими качествами наделён  сам автор этого произведения. В.Г.Короленко написал повесть в годы пребывания в якутской ссылке (1881 – 1884). Продолжил работу над ним в 1885 году в Санкт-Петербурге, в доме предварительного заключения. Эти факты о многом говорят…

 

10.А наделён ли этими качествами Вася? Как он относится к своим друзьям?

Учащиеся приводят  примеры из текста:

- Во время ужина Вася обратил внимание, как дети с жадностью едят мясо, «даже облизывали свои засаленные пальцы».

- Он приносил им яблоки из своего сада.

- Затевал весёлые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

- Жалеет больную Марусю.

- Принёс ей куклу своей сестры, чтобы облегчить её страдание.

- Сочувствует  горькой грусти Валека.

- Сочувствует всем изгнанникам, постоянно называет несчастными: «несчастные тёмные личности, несчастливцы».

- В глазах Тыбурция  замечает постоянную глубокую печаль.

- У Васи «сжималось сердце» при воспоминании о тех, кто остался без крова.

-  Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему  интересно, а всё остальное не имеет значения).

 

Учитель: Дома Вася не встречал ни понимания, ни любви. Он был предоставлен сам себе. Мальчик попадает в тот социум, который многие люди считают дурным. Далеко ходить не надо и сейчас, в наше современное время, такое встречается. Но ему, как я считаю, повезло.  Он встретил настоящих друзей, которые в трудную минуту могут помочь, поддержать.

 

11.Какую роль сыграла  кукла в жизни Маруси и Васи? (пересказ эпизода учащимся).

 

Учитель: К сожалению, кукла доставила много тревожных минут Васе. Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

 

Сценка. (Учащиеся разыгрывают сценку диалога отца с сыном о пропаже куклы).

 

12.Кто помогает разрушить стену непонимания между Васей и отцом? (Тыбурций)

Ученики отвечают:

 1.Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)

2.Разговаривает  с отцом Васи в доме судьи.

«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».

 

Учитель: Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить. 

Пан Тыбурций  тоже проявляет милосердие. Он понял, что Вася в беде. Пришёл в дом судьи. Принёс куклу (Маруся уже умерла) и рассказал правду о том, почему Вася посещал часто часовню.  

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, а истинную душу своего ребёнка.

 

13. Как вы понимаете слова Тыбурция «Хорошо, что  твоя дорога пролегла через нашу»? Для тебя хорошо. Потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

Ученик:  Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их.

Ученик: Он увидел в нём хорошего мальчика: доброго, отзывчивого. Тыбурций смотрел на всех троих странными глазами, «в которых светилась слеза»

 Ученик: В своей родной семье Вася не находит любовь. А здесь его ждут, ему рады, его понимают, его любят.

Ученик: Пан Тыбурций и его дети  Валек и Маруся повлияли на формирование личности героя, хотя сами относились к «дурному обществу». Они были нищие. Еду добывали нередко воровством. Но в их семье Вася нашёл то, чего ему не хватало в родном доме – любовь.

Учитель: Именно в « дурном обществе» Вася впервые почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы. Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

 

14. Итак, чему же учит эта повесть?

Ученик: Вася размышляет: его друзья нищие, воры, у  них нет дома. Многие бы  презрительно относились к таким, но Вася по натуре добрый человек, и он жалеет Валека и Марусю. Я считаю, что он чувствует к ним сострадание и проявляет милосердие. И повесть учит нас быть добрыми и милосердными, жалеть людей.

 

Учитель: Я считаю, Короленко хотел сказать нам, читателям, что как бы тяжело на душе не было, как бы сердце не болело, всегда есть шанс сохранить в себе человека, человека доброго. Пусть даже если находится среди зла. Ведь добро всегда побеждает зло. Одно зло не  смогли  люди победить – это смерть.

 

Чтение эпизода учеником:

«Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

 

Домашнее задание: подготовить устный ответ  на вопрос «Какие обеты дали у могилы Маруси Вася и Валек»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_korolenko.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»  ( 12 февраля 2016 год)

(Составитель урока – учитель русского языка и литературы Дрягина Л.Ю.)

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение)

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов (художественные детали текста)

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (иллюстрации, сценка эпизода).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, художественный пересказ, сценка эпизода.

Оборудование урока: учебники, иллюстрации, портрет В.Г.Короленко.

Эпиграф: …лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

                                                                                                                                           В.Г.Короленко

Ход урока.

1.Учитель: Мы прочитали повесть «В дурном обществе» и сегодня подведём итоги нашего прочтения.

2.Кто главные герои повести? (Вася, Валек, Маруся, Соня, пан Тыбурций, судья)

3.Каким мы видим Васю в начале повести?

(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

 «Я же рос, как дикое деревце в поле».

4.Кто для вас самый близкий человек?

(Родители.  Главным центром жизни любого человека должен быть его дом.  Это место,  где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).

5.А как относятся к Васе дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

6.Какая пропасть разделяет отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

Учитель: И вот однажды на кладбище в часовне Вася случайно знакомится с Валеком и его сестрёнкой Соней.

7.Какие открытия сделал Вася, познакомившись с ними?

   (Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему  интересно, а всё остальное не имеет значения).

- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

 « Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я  посмотрел на своих друзей, точно увидел  их впервые…»

- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.

Учитель: Разное детство было у этих детей.

 8.Сравнительная характеристика Маруси и Сони (читает отрывок из текста учащийся).

Физминутка ( 1 минута)

9.Какие черты характера можно отнести к положительным нравственным качествам? (Доброта, любовь, совесть, сострадание, милосердие)

Учитель: Во-первых, всеми этими качествами наделён  сам автор этого произведения. В.Г.Короленко написал повесть в годы пребывания в якутской ссылке (1881 – 1884). Продолжил работу над ним в 1885 году в Санкт-Петербурге, в доме предварительного заключения. Эти факты о многом говорят…

10.А наделён ли этими качествами Вася? Как он относится к своим друзьям?

Учащиеся приводят  примеры из текста:

- Во время ужина Вася обратил внимание, как дети с жадностью едят мясо, «даже облизывали свои засаленные пальцы».

- Он приносил им яблоки из своего сада.

- Затевал весёлые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

- Жалеет больную Марусю.

- Принёс ей куклу своей сестры, чтобы облегчить её страдание.

- Сочувствует  горькой грусти Валека.

- Сочувствует всем изгнанникам, постоянно называет несчастными: «несчастные тёмные личности, несчастливцы».

- В глазах Тыбурция  замечает постоянную глубокую печаль.

- У Васи «сжималось сердце» при воспоминании о тех, кто остался без крова.

-  Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему  интересно, а всё остальное не имеет значения).

Учитель: Дома Вася не встречал ни понимания, ни любви. Он был предоставлен сам себе. Мальчик попадает в тот социум, который многие люди считают дурным. Далеко ходить не надо и сейчас, в наше современное время, такое встречается. Но ему, как я считаю, повезло.  Он встретил настоящих друзей, которые в трудную минуту могут помочь, поддержать.

11.Какую роль сыграла  кукла в жизни Маруси и Васи? (пересказ эпизода учащимся).

Учитель: К сожалению, кукла доставила много тревожных минут Васе. Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

 

Сценка. (Учащиеся разыгрывают сценку диалога отца с сыном о пропаже куклы).

12.Кто помогает разрушить стену непонимания между Васей и отцом? (Тыбурций)

Ученики отвечают:

 1.Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)

2.Разговаривает  с отцом Васи в доме судьи.

«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».

Учитель: Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить.  

Пан Тыбурций  тоже проявляет милосердие. Он понял, что Вася в беде. Пришёл в дом судьи. Принёс куклу (Маруся уже умерла) и рассказал правду о том, почему Вася посещал часто часовню.  

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, а истинную душу своего ребёнка.

13. Как вы понимаете слова Тыбурция «Хорошо, что  твоя дорога пролегла через нашу»? Для тебя хорошо. Потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня. 

Ученик:  Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их.

Ученик: Он увидел в нём хорошего мальчика: доброго, отзывчивого. Тыбурций смотрел на всех троих странными глазами, «в которых светилась слеза»

 Ученик: В своей родной семье Вася не находит любовь. А здесь его ждут, ему рады, его понимают, его любят.

Ученик: Пан Тыбурций и его дети  Валек и Маруся повлияли на формирование личности героя, хотя сами относились к «дурному обществу». Они были нищие. Еду добывали нередко воровством. Но в их семье Вася нашёл то, чего ему не хватало в родном доме – любовь.

Учитель: Именно в « дурном обществе» Вася впервые почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы. Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

14. Итак, чему же учит эта повесть?

Ученик: Вася размышляет: его друзья нищие, воры, у  них нет дома. Многие бы  презрительно относились к таким, но Вася по натуре добрый человек, и он жалеет Валека и Марусю. Я считаю, что он чувствует к ним сострадание и проявляет милосердие. И повесть учит нас быть добрыми и милосердными, жалеть людей.

Учитель: Я считаю, Короленко хотел сказать нам, читателям, что как бы тяжело на душе не было, как бы сердце не болело, всегда есть шанс сохранить в себе человека, человека доброго. Пусть даже если находится среди зла. Ведь добро всегда побеждает зло. Одно зло не  смогли  люди победить – это смерть.

Чтение эпизода учеником: 

«Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

Домашнее задание: подготовить устный ответ  на вопрос «Какие обеты дали у могилы Маруси Вася и Валек»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Технологическая карта урока литературы «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», 5 класс

Беда и радость ходят рядомВечно –Людей спасает только человечностьПимен Панченко, народный поэт БелоруссииДействительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, сов...