Методическая разработка уроков литературы в 11 классе по творчеству В.Шаламова
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Разработка 2-х уроков по творчеству В.Шаламова с использованием презентации: "Колымские рассказы" как "панорама антижизни", "Пусть же потомки рассудят нас..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_urokov_literatury_v_11_klasse.docx | 63.93 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_tv-vu_v.shalamova.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
«Колымские рассказы» как «панорама антижизни» (разработка уроков литературы в 11 классе по творчеству В.Шаламова)
Урок 1
«КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ» КАК «ПАНОРАМА АНТИЖИЗНИ»
Тип урока: урок-поиск
Цели: выявить идею, объединяющую цикл рассказов; раскрыть своеобразие взгляда писателя на события тоталитарной эпохи.
Задачи:
- Общеобразовательные:
а) подготовить учащихся к восприятию и анализу рассказов, используя разные пути анализа;
б) научить видеть позицию автора в тексте.
2. Воспитательные:
а) воспитывать чувства соучастия, сострадания;
б) способствовать формированию неравнодушного отношения к проблемам своей страны;
в) формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, кино, музыку.
3. Развивающие:
а) развивать филологическое мышление у учащихся;
б) совершенствовать культуру речи;
в) развивать умение аргументировать свою точку зрения и высказывать личную позицию к событиям, изображённым в произведениях В.Шаламова.
Методы: эвристический, наглядно-словесный, частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный комплекс, тексты рассказов В.Шаламова.
ХОД УРОКА
Эпиграф
Я видел все: песок и снег,
Пургу и зной.
Что может вынесть человек –
Все пережито мной.
В.Шаламов
- «Погружение» в тему
- Сегодняшний урок я хочу начать с вопроса: вы уже сейчас сталкиваетесь в жизни с серьёзными трудностями, как вы их преодолеваете?
- А когда люди лишены такой возможности, лишены права выбора, не могут рассчитывать на чью-либо помощь, находятся один на один с обстоятельствами? (Лагерь, тюрьма, плен…)
СЛАЙД 3. На экране фотографии лагеря и заключённых.
- О ГУЛАГе и о событиях времён 30 – 40 годов ХХ века сказано и написано немало, и о жертвах сталинских репрессий вы подробно говорили на уроках истории. Как вы думаете, почему к этой теме стоит обращаться ещё и на уроках литературы?
Просмотр фрагмента из документального фильма о В.Шаламове.
- Сегодня необходимо вернуть людям право на память. Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущёвских бульдозеров, зарывающих картины художников-авангардистов, ни брежневских «психушек», в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было.
Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нём, но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое СЛОВО, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.
СЛАЙД 5.
✍Запись темы урока и эпиграфа.
- Целеполагание. Мотивация учащихся.
- Наша задача сегодня – выяснить, какой приговор выносит В.Шаламов тоталитарному государству, найти идею, объединяющую весь цикл «Колымских рассказов».
У Шаламова из мозаики рассказов возникает образ Колымы – огромного концлагеря, заменившего собой всю страну, цинично попирающего самые элементарные человеческие нормы и утвердившего вместо них тюремные законы.
- «Как попадают на этот таинственный Архипелаг? Туда ежечасно летят самолёты, плывут корабли, гремят поезда, но ни единая надпись на них не указывает места назначения» (А.Солженицын). Ответить на этот вопрос нам поможет фрагмент из фильма «Завещание Ленина».
Просмотр эпизода.
- За что арестовали и в чём обвиняют героя рассказа «Мой процесс»?
- Этап синтеза: аналитическая беседа, анализ эпизодов.
✍ 1. Создание «проблемной ситуации».
- Представьте, вы оказались в неком пункте К. На что вы обратите внимание?
Пейзаж Люди (Взаимоотношения)
К
Быт Работа (Условия труда)
- Работа с текстом.
СЛАЙД 6.
- Обратим внимание на пейзаж. Каким мы его видим?
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Какие средства выразительности использует писатель?
- Какие особенности художественной манеры Шаламова вы увидели в данных отрывках?
(Олицетворения, эпитеты, сравнения создают тяжёлую картину событий, словно нагнетают обстановку.)
- Итак, природа непривычная, суровая, страшная. Этому даётся объяснение в старинной легенде.
- Чтение отрывка из рассказа «Детские рисунки».
СЛАЙД 7.
«Я вспомнил старую северную легенду о боге, который был ещё ребёнком, когда создавал тайгу. Красок было немного, краски были по-ребячески чисты, рисунки просты и ясны, сюжеты их немудрёные. После, как бог вырос, стал взрослым, он научился вырезать причудливые узоры листвы, выдумал множество разноцветных птиц. Детский мир надоел богу, и он закидал снегом своё таёжное творение и ушёл на юг навсегда».
4. Анализ рассказа «Прокуратор Иудеи».
- Каким был путь на Колыму?
(Краткий пересказ.)
- Обратите внимание, как говорит о заключённых Шаламов.
СЛАЙД 8.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГРУЗ
ГОСТИ
НЕ ГОСТИ
ИСТИННЫЕ ХОЗЯЕВА – ЗАКЛЮЧЁННЫЕ
- Какой смысл вкладывает в подобное сравнение писатель?
- Почему рассказ назван «Прокуратор Иудеи»?
- Что можно сказать о Кубанцеве? Почему офицер, прошедший войну, растерялся в этой ситуации?
- Обратите внимание на начало и конец рассказа? С какой целью использует автор этот приём? (Кольцевая композиция)
Прослушивание песни «Я помню тот Ванинский порт…».
- Что ждало заключённых далее? В каких условиях живут герои рассказов?
5. Анализ рассказов «Одиночный замер», «Ночью», «Сгущённое молоко»
СЛАЙД 9. «Лагерный опыт не может быть кому-либо полезен, ибо в основе его нежизнь».
- Попадая сюда, человек практически перестаёт быть человеком, перестаёт жить. В каких рассказах мы видим тому подтверждение?
- Легко ли сохранить, не потерять себя в условиях, описанных в рассказе «Ночью»?
- Какие чувства, например, могут быть у героя рассказа «Одиночный замер»?
- Что можно сказать о лагерном труде?
(Лагерный труд, определённый Шаламовым как рабский, форма того же растления.)
- Лагерь ставит перед человеком задачу физического выживания. А «тело посерьёзнее, покапризней человеческой души – тело имеет больше нравственных достоинств, прав и обязанностей».
Просмотр фрагмента фильма «Завещание Ленина».
- Что способствует духовной деградации?
✍ 6. Самостоятельная работа.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
СЛАЙД 10.
СЛАЙД 11. «Всё это - случайные картинки. Главное не в них, а в растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня всё чётче, что, оказывается можно жить без мяса, без сахара, без одежды, без обуви, а главное – без чести, долга, совести, любви… Время успешно заставило забыть человека, что он человек!»
- Зрение писателя, его слух, чувства цепко удерживают эпизоды, подробности жизни заключённых.
7. Анализ рассказа «На представку».
- Как вы понимаете смысл названия рассказа?
✍ Работа над диалогом.
( Учащиеся выделяют авторские характеристики реплик персонажей.)
- Что они помогают нам понять, почувствовать?
...процедил сквозь зубы Севочка с бесконечным презрением…
...безразличным голосом ответил Севочка.
...твердо сказал Севочка.
…живо сказал
...раздалась громкая многословная ругань...
…хрипло сказал Наумов.
…закричал Наумов.
…заискивающе сказал...
- Чем объясним метаморфозу, произошедшую с Наумовым, только что унизительно заискивающим перед Севочкой, а теперь унижающим Гаркунова?
- Перед нами произведение писателя-психолога: в небольшом абзаце – судьба человека, спрессованное в миг прошлое, настоящее и будущее. Свитер – это ниточка, связывающая с прежней жизнью, в нём надежда выжить
- Испугались ли убийцы? Будут ли они наказаны? Что открывается за этим? Какая реальность?
- Каким предстаёт в вашем воображении завтрашний день тех, о ком рассказал Шаламов?
(Рассказ «На представку», как и многие другие, о власти в лагере блатарей над «врагами народа». «Друзьям» народа государство «поручало» «перевоспитание» тех, кто попадал на Колыму по 58-й статье.)
СЛАЙД 13.
- Человеческие отношения приобретают уродливую форму: лагерная иерархия построена на унижении, уничтожении человеческого достоинства.
СЛАЙД 14. «Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – это растление для всех – для начальников и заключённых…»
✍ Работа по стилистике произведения.
Обратите внимание на язык произведения. Какие слова заключены в кавычки?
СЛАЙД 15.
- Всё это приводит к тому, что в лагерных условиях наиболее действенными оказываются не общечеловеческие, а другие заповеди? Какие?
(Выступления учащихся.)
- Рефлексия.
- Что, по вашему мнению, включает опыт Колымы?
- Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, замученных, умерших от голода, холода, изнеможения…
- Сформулируйте идею, объединяющую цикл «Колымских рассказов».
✍ (Идея – лагерь не место для человека, судьбы этих людей – преступления, каждая минута лагерной жизни – отравленная минута).
СЛАЙД 16.
- На рабочих листах оформлены две фразы, закончите их. Пусть это будет определением вашей позиции по отношению к цели нашего урока.
✍ Творческая работа. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
«Времена не выбирают, в них живут и ….»
«Лагерь – страшный опыт…, человек (не)должен слышать о нём, потому что …»
(Обращение к эпиграфу.)
Прочитайте высказывания. Одни из них принадлежит В.Шаламову. Определите какие? (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
СЛАЙД 17.
? | ? |
Растлеваются в лагере те, кто до лагеря не обогащён был никакой нравственностью, никаким духовным воспитанием. …Человек изначально добр, и зло является результатом сознательного и добровольного отступничества от добра. | Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Лагерь подавляет в личности всё то, что сделало человека человеком, убивает в нём любые духовные стремления и потребности, позволяя злу восторжествовать над человеческой душой. |
- Домашнее задание. Прочитать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Раздаточный материал
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
“Сопки были белые, с синеватым отливом, как сахарные головы. Круглые, безлесные, они были покрыты тонким слоем плотного снега, спрессованного ветрами. В ущельях снег был глубок и крепок – держал человека, а на склонах сопок он как бы вздувался огромными пузырями”.
(“Кант”)
«Деревья на Севере умирают лёжа, как люди. Огромные обнажённые корни их похожи на когти исполинской хищной птицы, вцепившейся в камень. От этих гигантских когтей вниз, к вечной мерзлоте, тянулись тысячи мелких щупалец, беловатых отростков, покрытых коричневой тёплой корой. Каждое лето мерзлота чуть-чуть отступала, и в каждый вершок оттаявшей земли немедленно вонзалось и укреплялось там тончайшими волосками щупальце-корень.
Сильная буря легко валила слабые на ногах деревья. Лиственницы падали навзничь, головами в одну сторону, и умирали, лёжа на мягком толстом слое мха».
(«Последний бой майора Пугачёва»)
«Только кручёные, верченые, низкорослые деревья, измученные поворотами за солнцем, за теплом, держались крепко в одиночку, далеко друг от друга. Они так долго вели напряжённую борьбу за жизнь, что их истерзанная, измятая древесина никуда не годилась».
(“Сухим пайком”)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Ответьте на вопрос.
Что способствует духовной деградации человека?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Продолжите высказывания, выразив свою позицию к теме урока.
1.Времена не выбирают, в них живут и ________________________________
2.Лагерь – страшный опыт _________________________________ , человек (не)должен слышать о нём, потому что ________________________________
__________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Найдите высказывания В.Шаламова
? | ? |
Растлеваются в лагере те, кто до лагеря не обогащён был никакой нравственностью, никаким духовным воспитанием. …Человек изначально добр, и зло является результатом сознательного и добровольного отступничества от добра. | Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Лагерь подавляет в личности всё то, что сделало человека человеком, убивает в нём любые духовные стремления и потребности, позволяя злу восторжествовать над человеческой душой. |
Урок 2
«ПУСТЬ ЖЕ ПОТОМКИ РАССУДЯТ НАС…»
Тип урока: урок-исследование.
Цель: сравнительный анализ произведений.
ХОД УРОКА
Эпиграф
Забвению не приходится учиться, оно приходит само. Сопротивляется ему только культура. И яростней всего в языке. Ибо язык, до сих пор не забывший вавилонского столпотворения, жив памятью о единстве.
В.Петроченков
- Погружение в тему.
К образу Понтия Пилата обращались как зарубежные, так и отечественные авторы: Анатоль Франс, Леонид Андреев, Михаил Булгаков, Варлаам Шаламов, Чингиз Айтматов и др. Чем интересен этот образ?
- Историческая справка
Сообщение учащегося.
СЛАЙД 2
Понтий Пилат – реально существовавшая историческая личность, чему есть убедительные доказательства (найденная в 1961 году на раскопках в Кейсарии каменная плита – посвящение императору Тиберию – так называемая «надпись Пилата»). Понтий Пилат известен тем, что именно он обрёк на смерть Иисуса Христа, когда тот ходил по землям, проповедуя свою религию.
СЛАЙД 3
Исторические источники свидетельствуют о том, что правление пятого прокуратора Иудеи было жестоким, безжалостным и коррумпированным. Он не раз оскорблял религиозные чувства евреев, а при попытках самаритян к сопротивлению и защите своих традиций Пилат грубо разгонял их сборища и жестоко наказывал зачинщиков смуты. После очередного такого кровопролития он был смещён со своей должности и должен был отправиться к императору Тиберию для того, чтобы предстать перед судом. Это последнее, что достоверно известно о жизни Понтия Пилата. О том, как сложилась его дальнейшая судьба, существуют несколько легенд, правдивость которых сомнительна.
- Беседа
- В каких произведениях вы уже встречали образ Понтия Пилата?
- Что олицетворяет собой Пилат в романе «Мастер и Маргарита»? (В романе М.Булгакова Пилат олицетворяет собой власть, но в столкновении с бродячим философом Иешуа эта власть проигрывает, потому что он боится. Не за жизнь свою, а за карьеру.)
- Что, по мнению Булгакова, является худшим из человеческих пороков?
- На что толкает трусость?
VI. Анализ рассказа «Прокуратор Иудеи» В.Шаламова.
Данный рассказ является начальным в сборнике «Левый берег», названном так по месту на Колыме, где располагалась больница – единственное спасение заключённого.
- О каких событиях говорится в рассказе?
СЛАЙД 4
- Кто становится свидетелем жесточайших событий в рассказе?
- Как ведут себя эти люди? (Кубанцев растерялся, не знал, что предпринять; вспомнил слова:«Фронтовой опыт солдата не может подготовить человека к зрелищу смерти в лагерях».)
- Значит, можно сделать вывод, что даже на войне, на фронте было меньше жестокости, чем в лагерях.
- Как к этим же событиям относится бывший заключенный хирург Браудэ? (Хладнокровно дает распоряжения и приступает к операциям. Он к этому привык.)
- Чем заканчивается рассказ?
Через семнадцать лет Кубанцев мог вспомнить разные мелочи, но бесчеловечного обращения со ссыльными, жестокостей лагеря не вспоминал. Кубанцев заставил себя забыть события первого дня его колымской службы. Иначе, как пишет Шаламов, «лучше умереть».
- В последних строках произведения внезапно возникает литературная ассоциация с рассказом А.Франсуа «Прокуратор Иудеи».
В.Шаламов использует образ Понтия Пилата для метафоры, чтобы лучше раскрыть образ «начальника», человека, в чьих руках находится власть, не желающего вместе с этой властью нести и ответственность.
- Для того чтобы понять с какой целью прибегает к образу Пилата Шаламов, надо обратиться к самому произведению Анатоля Франса.
V. Анализ рассказа Анатоля Франса «Прокуратор Иудеи»
Сообщение учащегося.
В рассказе Анатоля Франсуа «Прокуратор Иудеи» (1891) показана жизнь Иудеи в I в. н. э. Знатный римлянин Элий Ламия после двадцати лет разлуки встречается с бывшим прокуратором Понтием Пилатом. Автором подробно описаны детали внешнего и внутреннего облика Пилата, сохранившего «живость», «ясность ума», не ослабевшую память.
- Какие обстоятельства своего правления припоминает Пилат в разговоре с Ламием? (Восстание самаритян, планы закладки акведука, рассказывает о том, как вопреки своему «человеколюбию» под натиском толпы иудеев вынужден был принимать решения о казнях.)
СЛАЙД 5
- Всё ли помнит Пилат? Какое «неудобное» прошлое вытесняется из его памяти? («Однажды мне сказали, что какой-то безумец, опрокинув клетки, изгнал торгующих из храма».)
- Какова реакция Понтия Пилата на слова о Ламия о «молодом чудотворце» из Галилеи, об Иисусе Назарее, который «был распят за какое-то преступление»? («Понтий Пилат нахмурил брови и потёр рукою лоб, пробегая мыслию минувшее. Немного помолчав, он прошептал: - Иисус? Назарей? Не помню».)
- Составление таблицы.
✍
ПИЛАТ | КУБАНЦЕВ | |
События | Восстание самаритян | Восстание заключённых на пароходе «КИМ» |
Исполнение приказа | Исполнял свои обязанности не только с рвением, но и с любовью | Терял хладнокровие. Не знал, что приказать, с чего начать. |
Отношение к должности | Движимый уважением к божественной особе цезаря и к величайшей империи | Дисциплинированный и волевой человек |
Отношение к событиям | Справиться с этим народом невозможно, его нужно уничтожить | Всё это надо было забыть… заставил себя забыть. |
- Так кто же страшнее? Пилат или Кубанцев?
- Насколько же должна была очерстветь душа Пилата, чтобы даже убийство не поколебало его равновесия?
VII. Рефлексия.
СЛАЙД 6
Таким образом,
✍
ВЛАСТЬ,
основанная на подавлении личности,
порождает
ТРУСОСТЬ МАЛОДУШИЕ РАВНОДУШИЕ
Если верить, что трусость – худший из пороков, то малодушие людей, стоящих у власти ещё более опасно, так как от них зависят многие другие люди, а иногда и весь мир. Однако трусость присуща, к сожалению, этим людям, потому что, раз получив власть, они, конечно, боятся её потерять, поэтому начинают поступать не по совести, не так, как было бы правильно, а так, чтобы было безопасно для их положения. Понтий Пилат – яркий тому пример. У Булгакова прокуратор Иудеи пожалел о том, что он совершил, раскаялся и получил прощение. У Франса престарелый Пилат вообще не помнит никакого Иисуса, и прошлое его, соответственно, не мучает. Это много хуже: он потерял то качество, которое определяет человека – совесть. Он отправил ни в чём не повинного человека на смерть, и это оставило его абсолютно равнодушным.
СЛАЙД 7
✍ Р.Эйхербарт писал: «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: выявить идею, объединяющую цикл рассказов; раскрыть своеобразие взгляда писателя на события тоталитарной эпохи.
ГУЛАГ – Главное управление исправительно-трудовых лагерей, символ бесправия, рабского труда и произвола в эпоху сталинизма.
«Колымские рассказы» как «панорама антижизни »
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГРУЗ ГОСТИ НЕ ГОСТИ ИСТИННЫЕ ХОЗЯЕВА – ЗАКЛЮЧЁННЫЕ
«Лагерный опыт не может быть кому-либо полезен, ибо в основе его нежизнь ».
Голод и холод Побои и издевательства Большие сроки Непосильная работа Террор уголовников Разочарование Что способствует духовной деградации человека?
«Всё это - случайные картинки. Главное не в них, а в растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня всё чётче, что, оказывается можно жить без мяса, без сахара, без одежды, без обуви, а главное – без чести, долга, совести, любви… Время успешно заставило забыть человека, что он человек!»
Лагерное начальство Воровской мир ЗК 58 ст.
«Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – это растление для всех – для начальников и заключённых…»
«Слова эти – отрава, яд, влезающий в душу человека, и именно с овладения блатных диалектов и начинается сближение фраера с блатным миром» «фиксы» – золотые, то есть бронзовые, коронки, надеваемые на вполне здоровые зубы «юшка» – остатки от единственного и постоянного блюда подстрижен «под бокс» « колымка » – самодельная лампочка на бензинном паре
«На свете нет ничего более низкого, чем забыть эти преступления».
А.Солженицын В.Шаламов Растлеваются в лагере те, кто до лагеря не обогащён был никакой нравственностью, никаким духовным воспитанием. …Человек изначально добр, и зло является результатом сознательного и добровольного отступничества от добра. Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Лагерь подавляет в личности всё то, что сделало человека человеком, убивает в нём любые духовные стремления и потребности, позволяя злу восторжествовать над человеческой душой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...
Методическая разработка урока литературы: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
Лирика А.С.Пушкина знакомит читателя с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека. Любовь у поэта – глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее человека. Поэ...
Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
Урок внеклассного чтения....