Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Хренова Елена Васильевна

Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.a._nekrasov.doc113 КБ
Office presentation icon n.a._nekrasov_-_nachalo.ppt2.34 МБ
Office presentation icon n.a._nekrasov_-okonchanie.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Мирновская вечерняя (сменная) школа

при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области

Методическая разработка урока литературы в 10 классе                      «Жизнь, творчество, личность                       Н.А. Некрасова»

Автор:

учитель русского языка и литературы

Хренова Е.В.

Цели и задачи:

  • Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.А. Некрасова;
  • Способствовать всестороннему, целостному осмыслению творчества поэта, в котором отражены его жизнь и судьба;
  • Помочь учащимся определить основные темы лирики Некрасова;
  • Воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к природе, уважение к старшим.

Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, компьютер,  аудиозапись песни «Коробушка».

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Вступление

Звучит отрывок из песни «Коробушка»

Учитель: Ребята, раньше эта песня часто исполнялась на посиделках, за свадебным столом, поэтому многие считают, что и слова этой песни когда-то давно сложил народ. Так ли это? Кто знает, кому принадлежат эти строки, ставшие народной песней чуть ли не в день своего появления? (ответы учащихся)  - слайд 1

Учитель: А рассказал эту историю поистине народный поэт Николай Алексеевич Некрасов. - слайд 2

III. Запись темы, эпиграфов

      Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…               (Н.Г. Чернышевский)

     Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный? (В.Г. Белинский)

IV. Изложение нового материала

1. Учитель: … шел 1845 год. Как-то сидя у Белинского, Некрасов прочитал только что написанные печальные стихи о том, как «господа» загубили крестьянскую девушку: (слайд 3) ее воспитали вместе с барышней в барском доме, сделали из нее «белоручку», и «белоличку», а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня – ямщика. «В дороге» - так назвал Некрасов это стихотворение. Дорога длинная, скучно и поэт попросил ямщика спеть, но песни не получилось. Послушайте это стихотворение.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «В дороге».

- Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи,-

Буду, братец, за все благодарен.

"Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать -

Всем дворянским манерам и штукам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

А, примерно представить, в атлас;

Ела вдоволь и меду и каши.

Вид вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка),-

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер... А справивши свадьбу,

Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек -

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добрался и до Груши.

Знать, она согрубила ему

В чем-нибудь али напросто тесно

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно,-

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка - крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись... посадили

На тягло - да на ней и женили...

Тоись, сколько я нажил хлопот!

Вид такой, понимаешь, суровый...

Ни косить, ни ходить за коровой!..

Грех сказать, чтоб ленива была,

Да, вишь, дело в руках не спорилось!

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла - становилось

Инда жалко подчас... да куды!-

Не утешишь ее и обновкой:

То натерли ей ногу коты,

То, слышь, ей в сарафане неловко.

При чужих и туда и сюда,

А украдкой ревет, как шальная...

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку...

Инда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет,

Словно барченка, каждый день чешет,

Бить не бьет - бить и мне не дает...

Да недолго пострела потешит!

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна -

Чай, свалим через месяц в могилу...

А с чего?.. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой...

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой...

А, слышь, бить - так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку..."

- Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Учитель:  Чем же это стихотворение привлекло Белинского? Критик, услышав последние строки, бросился к Некрасову, обнял его, и чуть ли не со слезами на глазах сказал слова, теперь известные всем: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!»

2. Доклад ученика «Детство и юность Н.А. Некрасова» 

Слайд 4. Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт в своих «Автобиографических записях» писал, что родился он «в каком-то... местечке Подольской губернии». Действительно, Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

Слайд 5. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево (Ярославский уезд), где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.

Слайд 6. Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. За малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой. Известно, например, что он долгое время находился под следствием за нанесение побоев смотрителю почтовой станции.

Слайд 7. Любимой забавой Некрасова-отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками. После удачной охоты в доме устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки. Образ жизни и поведения Алексея Сергеевича не могли не оказать воздействия на общую атмосферу в доме и на воспитание детей, в том числе и на будущего поэта.

Слайд 8. Вместе с тем, общение с отцом выработало у Некрасова и некоторые положительные качества твердый характер, силу духа и упорство в достижении поставленной цели. От отца будущий поэт унаследовал и страсть к охоте, которая позднее давала ему возможность не только отдохнуть и отвлечься от напряженной литературной работы, но и способствовала сближению с простыми людьми, с которыми у него всегда были самые теплые и дружеские отношения.

Слайд 9. Поэт не один раз говорил, что именно мать спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».

Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом».

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из поэмы «Мать»

В насмешливом и дерзком нашем веке 
Великое, святое слово: "мать" 
Не пробуждает чувства в человеке. 
Но я привык обычай презирать. 
Я не боюсь насмешливости модной. 
Такую музу мне дала судьба: 
Она поет по прихоти свободной 
Или молчит, как гордая раба, 
Я много лет среди трудов и лени 
С постыдным малодушьем убегал 
Пленительной, многострадальной тени, 
Для памяти священной... Час настал!.. 

… Быть может, я преступно поступаю, 
Тревожа сон твой, мать моя? прости! 
Но я всю жизнь за женщину страдаю. 
К свободе ей заказаны пути; 
Позорный плен, весь ужас женской доли, 
Ей для борьбы оставил мало сил, 
Но ты ей дашь урок железной воли... 
Благослови, родная: час пробил! 
В груди кипят рыдающие звуки, 
Пора, пора им вверить мысль мою! 
Твою любовь, твои святые муки, 
Твою борьбу - подвижница, пою!.. 

Слайд 10. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты.

Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать.

Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми.

3. Доклад  ученика  «Жизнь крестьянских детей» по книге Ю. Рябцева «Горький вкус крестьянского хлеба».

Слайд 11-14. Заранее подготовленный ученик читает отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

…Счастливый народ! Ни науки, ни неги

   Не ведают в детстве они.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

…Грибная пора отойти не успела,

Гляди — уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

…Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно;

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом…

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Слайд 15. Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго.  Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, в 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять из лука, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда. 

Слайд 16-17. Дочка в крестьянской семье тоже не сидела без дела: в шесть лет начинала осваивать прялку, в десять – работала серпом, шила. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала хлеб, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми.  Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец.

Слайд 18. Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли обучиться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту.  Одна из таких школ была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км от Грешнева). Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г., было построено отдельное здание. Некрасов принял активное участие в сборе средств на строительство здания, привлекая к участию своих знакомых в Петербурге. Затем он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и наем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение.

Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник» (читает заранее подготовленный ученик)

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...                        -  слайд 19

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.                          

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Встреча с этими голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову   Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика» (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.

Слайд 20. В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Так к 15-ти годам составилась целая тетрадь, которая сильно подмывала его отправиться в Петербург. Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.

Слайд 21. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом. Некрасову не было еще семнадцати лет, когда он, по его собственным словам, «надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк» и преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург.

4. Лекция учителя «Знакомство с творчеством Н.А. Некрасова»

Слайд 22. Но неласково встретила юношу столица, где у него не было ни родных, ни знакомых, ни покровителей. Деньги, привезенные из дома, быстро растаяли. Из гостиницы, где Некрасов сначала поселился, пришлось перебраться на дешевую квартиру на Малой Охте, где селились преимущественно малоимущие и мастеровые люди. Узнав, что сын нарушил его волю и не собирается поступать в Дворянский полк, отец прислал ему грубое письмо и отказал в помощи. На что Некрасов ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма».

В университет поступить не удалось — слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова были опубликованы в журналах. Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати.

Слайд 23. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек».

«Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, — говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. — Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь». Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

Слайд 24. По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои опубликованные и неопубликованные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Когда уже было получено цензурное разрешение, молодого поэта стали одолевать сомнения. Чтобы развеять их, он отправился за советом к В. А. Жуковскому. Маститый поэт встретил Некрасова приветливо, взял сборник и просил зайти через три дня. В назначенное время Некрасов явился за ответом. Жуковский указал ему на два удачных стихотворения, а сборник посоветовал не издавать или напечатать без имени автора. «Впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи», — добавил он. Но изменить что-либо было уже поздно. Сборник «Мечты и звуки» вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами «Н. Н.». Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела. Позднее Некрасов вспоминал: «...Прихожу в магазин через неделю — ни одного экземпляра не продано, через другую — то же, через два месяца — то же. В огорчении собрал все экземпляры и большую часть уничтожил».

И только спустя несколько лет Некрасов вернется к серьезным стихам, и они станут главным делом его жизни. А пока он понял лишь одно — нужно работать, работать не покладая рук.

Слайд 25. «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург». Между тем в литературном мире у Некрасова появились новые знакомые. Они помогли ему начать сотрудничать в газетах и журналах. Из-под его пера выходили рассказы и повести, пьесы и водевили, фельетоны, критические статьи и рецензии, азбуки и сказки. Свои произведения Некрасов печатал, как правило, под псевдонимами Феоклист Онуфрич Боб, Н. Перепельский, Бухалов, Иван Бородавкин, Пружанин и др.

Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество. «Я писал из-за хлеба много дряни, — отмечал он».

Слайд 26. У него был великий учитель — Н. В. Гоголь, и молодой поэт стал достойным продолжателем его традиций. Позднее Некрасов активно включился в борьбу за упрочение в русской литературе гоголевского направления.

Слайд 27. В 1842 году произошло событие, которое стало поворотным в жизни Некрасова, он познакомился и вскоре подружился с Белинским. В.Г. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове высокоодаренного человека и всячески способствовал развитию его таланта. Вместе с тем, Белинский не мог не видеть, что Некрасов при всей незаурядности и одаренности своей натуры, был человеком недостаточно образованным и горячо принялся за его умственное развитие.

Слайд 28. С помощью друзей поэт вместе с писателем И. И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник», основанный еще А. С. Пушкиным. Когда-то это был один из лучших русских журналов, но теперь, под редакцией П. А. Плетнева, влачил жалкое существование. Некрасов произвел полную реорганизацию журнала. Ведущими сотрудниками «Современника» стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.

Слайд 29. Уже в первые два года издания «Современника» на его страницах были опубликованы выдающиеся произведения русской классической литературы. Весной 1848 года царское правительство под влиянием революционных событий во Франции и участившихся выступлений крестьян против помещиков в России предприняло ряд суровых мер для борьбы с любыми проявлениями свободомыслия. За деятельностью «Современника» был установлен строгий цензурный надзор.  

Слайд 30. Трудное время наступило для «Современника». Один за другим в III Отделение стали поступать доносы. В одном из них Белинский обвинялся в пропаганде коммунистических идей и в недостатке уважения к «прежним писателям нашим». Ценой невероятных усилий Некрасову все-таки удалось сохранить лицо «Современника».

Слайд 31. Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848—1849). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой. «Без клятв и без общественного принуждения я все сделала во имя любви, что в силах сделать любящая женщина», — такую запись сделала Панаева в записной книжке поэта весной 1855 года. И это была правда. Авдотья Яковлевна любила Некрасова и была ему благодарна за пусть даже не очень долгое счастье. И в то же время их совместная жизнь не была безоблачной и порой омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами, которые можно объяснить не только сложными, с детства изломанными характерами двух любящих людей, но и некоторыми обстоятельствами их жизни. В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой.

В начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год.

Слайд 32. Ко времени, когда из печати вышел сборник стихотворений Некрасова, в России многое изменилось. Умер Николай I, на престол вступил Александр II, окончилась Крымская война, позади осталось «мрачное семилетие», а правительство, напуганное ростом крестьянских волнений, заявило о своем намерении отменить крепостное право и провести ряд других реформ. Страна вступала в новый период своего исторического развития. В России начался мощный подъем освободительного движения: росло общественное сознание, бурно развивались наука, искусство, литература, журналистика.

Слайд 33. В марте 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян.

«Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами». Прошло немного времени, и над «Современником» разразилась гроза. За «вредное направление» публикация журнала была приостановлена на восемь месяцев.  3 апреля 1866 года студент-революционер стрелял в царя Александра II. В мае 1866 года «по высочайшему повелению» журнал «Современник» был закрыт навсегда.

В годы, последовавшие после отмены крепостного права, творчество Некрасова продолжало развиваться в направлении все более глубокого отображения народной жизни и народных характеров. При этом поэт старался писать не только о народе, но и для народа.

Слайд 34. Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни — поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож,

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому!-

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь -

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упираются,

Всяк на своем стоит!

Такой ли спор затеяли,

Что думают прохожие -

Знать, клад нашли ребятушки

И делят меж собой...

…Крестьяне распоясались,

У скатерти уселися,

...Друг дружке обещаются

Вперед не драться зря,

А с толком дело спорное

По разуму, по-божески,

На чести повести -

В домишки не ворочаться,

Не видеться ни с женами

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми,

Покуда делу спорному

Решенья не найдут,

Покуда не доведают

Как ни на есть доподлинно:

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?

Зарок такой поставивши,

Под утро как убитые

Заснули мужики...

Слайд 35. В середине 1870-х годов Некрасов заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Не помогла и поездка в Крым, предпринятая по совету известного врача С. П. Боткина.

Слайд 36. Только в конце 1876 года врачи определили болезнь — рак. По их настоянию поэту была сделана операция, но она только на несколько месяцев отсрочила смерть. С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна.

Слайд 37. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не видел Петербург. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше 5000 человек.

Слайд 38. Мне бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.

« Я лиру посвятил народу своему,-

скажет он незадолго до смерти.-

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил. И сердцем я спокоен»

И спустя 195 лет со дня рождения поэта мы можем сказать: да, творчество Николая Алексеевича Некрасова поистине народно. Я считаю, что мы сейчас в этом убедились.

V. Домашнее задание: подготовить пересказ конспекта лекции, подготовиться к чтению наизусть стихотворений Некрасова (по выбору учащихся).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я лиру посвятил народу своему…» Николай Алексеевич Некрасов

Слайд 2

Дата рождения: 28 ноября (10 декабря)1821 Место рождения: Немиров, Винницкий уезд, Подольская губерния, Российская империя Дата смерти: 27 декабря 1877 (8 января 1878) (56 лет) Место смерти: Санкт-Петербург Род деятельности: поэт, публицист Подпись:

Слайд 3

- Скучно? скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку…

Слайд 4

В настоящее время в Грешнево, где прошло детство будущего поэта, сохранился лишь «музыкальный домик». Именно здесь жили участники крепостного оркестра.

Слайд 5

Церковь Петра и Павла напротив этой церкви находился дом Некрасовых

Слайд 6

Алексей Сергеевич Некрасов ( 1788- 1862)

Слайд 7

Псовая охота- любимая забава отца Некрасова

Слайд 9

Елена Андреевна Некрасова – мать поэта

Слайд 10

До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать…

Слайд 14

«…И, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах…а сам с ноготок!...»

Слайд 19

«…Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе на тему Н.А.Некрасов "На Волге" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка представляет собой разработку урока литературы  по учебнику литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной....

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией по теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Жизнь и творчество известного ученого"

Данный урок разработа по теме "Жизнь и творчество известного ученого" для 8 класса по УМК "Rainbow English"...