Методическая разработка урока литературы: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
методическая разработка по литературе
Лирика А.С.Пушкина знакомит читателя с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека. Любовь у поэта – глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее человека. Поэтому, считаю, что такие стихи сами по себе несут воспитывающий характер. На представленном уроке, помимо образцов выразительного чтения стихов Пушкина, романсов на тексты его стихотворений, для зрительного восприятия учащимся представлены рисунки поэта, портреты Пушкина, выполненные известными мастерами. Все это призвано воспитывать в детях чувство прекрасного. В связи с этим считаю, что выбранная мною тема никогда не утратит своей значимости и актуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pushkina.docx | 260.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Марксовский политехнический колледж»
Методическая разработка урока
литературы.
Тема урока:
«Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
Автор: преподаватель литературы
Малютина Наталья Евгеньевна
2020
Содержание
Введение | 3 |
План урока | 4 |
Ход урока | 6 |
1. Организационный момент | 6 |
2. Объявление темы. Постановка цели, задач, описание методов работы | 6 |
3. Работа над новой темой | 7 |
4. Закрепление материала | 11 |
5. Выводы. Итоги урока. | 12 |
6. Домашнее задание | 12 |
Заключение | 13 |
Литература | 14 |
Приложение | 15 |
Введение.
При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным воздействием на читателя. Она открыто ведет разговор с читателем об основных человеческих ценностях или о том, что их разрушает, уничтожает. Поэтому она способна активно влиять на формирование личности Изучая лирическое произведение, анализируя его, мы тем самым воспитываем в учащихся способность к сопереживанию. Очень важен здесь бывает эмоциональный духовный настрой, который хорошо поддерживается использованием на уроке классической музыки романсов.
На данном уроке ведется работа над любовной лирикой. Лучшим образцом такой поэзии служит любовная лирика А.С.Пушкина.
Лирика А.С.Пушкина знакомит читателя с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека. Любовь у поэта – глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее человека. Поэтому, считаю, что такие стихи сами по себе несут воспитывающий характер. На представленном уроке, помимо образцов выразительного чтения стихов Пушкина, романсов на тексты его стихотворений, для зрительного восприятия учащимся представлены рисунки поэта, портреты Пушкина, выполненные известными мастерами. Все это призвано воспитывать в детях чувство прекрасного. В связи с этим считаю, что выбранная мною тема никогда не утратит своей значимости и актуальности.
План урока.
Дата: 17.03.2020
Аудитория: кабинет № 14
Преподаватель: Малютина Наталья Евгеньевна
Группа: 11 «Компьютерные сети»
Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
Цели:
– повышение интереса студентов к литературе и её изучению;
– показать особенности темы любви и многообразия её раскрытия в лирике А.С. Пушкина;
– совершенствовать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Задачи:
– выявление одаренных, творчески мыслящих студентов;
– способствовать развитию творческого потенциала;
– углубить знания учащихся по предмету, расширить их кругозор;
– формирование общих компетенций.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- коллективная;
- индивидуальная.
Методы обучения на уроке:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- диалогический.
Методические приёмы:
беседа, лекция, выразительное чтение, анализ стихотворений
Подготовительная работа:
При подготовке к уроку была проведена работа:
разработка дидактического материала; определение тем сообщений; совместное создание со студентами презентации по теме: «Женщины, вдохновившие Пушкина»; консультации со студентами по подготовке сообщений на тему: «Любовная лирика Пушкина».
Материалы и оборудование:
– портрет А.С. Пушкина;
– презентация «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина»;
– реферат «Любовная лирика Пушкина»;
– компьютер;
– проектор;
– раздаточный материал о жизни и деятельности Пушкина, высказывания его современников о нём, альбом фотоснимков «Жизнь и творчество поэта. Материалы для выставки.»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы. Постановка цели, задач, описание методов работы:
Преподаватель приветствует присутствующих. Обращается со словами:
«Мы собрались здесь для того, чтобы попутешествовать по страницам творчества великого русского поэта А.С. Пушкина.»
Далее преподаватель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку, записанный на доске.
«Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны...»
Вступительное слово преподавателя:
– Любовь – источник поэзии. Любовь и поэзия – родные сестры.
Есть классический образ, применяемый к А.С. Пушкину – «Солнце нашей поэзии».
Сегодня на уроке пойдет речь о том,
«Что движет солнце?»
– Что же?
«Любви все возрасты покорны,
Ее порывы благотворны...» – утверждает поэт. Любовь — вот что движет Солнце!
Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии.
3. Работа над новой темой.
1. Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
Преподаватель:
– Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Гоголь писал о лирике Пушкина:
«Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто... все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт...»
Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений – « На холмах
Грузии лежит ночная мгла » (1829).
(Стихотворение читает преподаватель).
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой....Унынья моего
Никто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Какое чувство осталось после чтения?
Все слова в этом стихотворение просты, но они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали.
А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла?
Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта?
Почему сердце «не любить не может»?
Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя? (Стихотворение наполнено « внутреннего блеска»).
Вывод: Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
2. « Любовь - мелодия».
а) Прослушивание записи романса « На холмах Грузии лежит ночная мгла».
б) Обобщение преподавателем данной темы»:
– Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке.
– Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны?
( «Я вас любил», « Я помню чудное мгновенье», « Не пой, красавица, при мне».)
– Сам Пушкин считал: « Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь - мелодия».
3. Сообщения учащихся об адресатах лирики.
а) Вступительное слово преподавателя:
– Кому же посвящал свои стихи А.С. Пушкин?
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал...
«Руслан и Людмила»
Мария Николаевна Раевская (Волконская) писала: « Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности он обожал свою музу и поэтизировал все, что видел.»
Так, например, он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.
Заслушивается сообщение № 1
– Преподаватель:
– За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.
Заслушивается сообщение № 2
Преподаватель:
– С этой историей любви связана еще одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи « Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился второй.
Прослушивание записи романса.
Преподаватель:
– На Арбате в Москве до сих пор стоит дом, который помнит приемы Екатерины Ушаковой, на которых с большим удовольствием бывал Александр Сергеевич, увлеченный хозяйкой. На увлечение поэта Ушакова ответила преданным и самоотверженным чувством. В доме все напоминало о Пушкине: на столе лежали его сочинения и ноты на его слова.
Когда я вижу пред собой
Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,
Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые,
Я очарован...
Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, вспыхнувшее чувство к Олениной, потом знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому.
Заслушивается сообщение № 3
Заслушивается сообщение № 4
Преподаватель:
– Пушкин был уверен в невиновности жены, предвидел нападки со стороны других людей.
Наталье Николаевне пришлось нелегко. В Лавре Александра Невского в Петербурге, где она похоронена как Ланская, лишь сравнительно недавно появилась надпись « Жена Пушкина». Всякий раз, бывая в Петербурге в Лавре Александра Невского, люди возлагают
цветы на могилу «Мадонны» А.С. Пушкина.
4. Закрепление материала.
Проверка усвоения нового (по вопросам преподавателя):
- С чем сравнивается в поэзии образ Пушкина?
- Какие романсы на стихи Пушкина вы знаете ( слышали)?
- Кому посвящал свою любовную лирику поэт?
- Что вы узнали на уроке о жене А.С. Пушкина?
5. Выводы. Итоги урока.
– Пушкин – явление уникальное в русской литературе.
О жизни Пушкина и его творчестве написаны интересные художественные книги, подробные монографии и коллективные сборники, страстные исследования, воспоминания, стихотворения, имеется огромнейшее количество стихотворений русских и зарубежных поэтов.... Иначе нельзя. Под влиянием произведений великого Пушкина в нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.
Отметить наиболее удачные ответы.
Оценки (прокомментировать)
Рефлексия.
Студенты высказывают свои впечатления от урока, делают предложения.
6. Домашнее задание:
Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина на тему любви.
Заключение.
На уроке проводилась работа над любовной лирикой А.С. Пушкина. Подготовкой к уроку были индивидуальные задания для некоторых учащихся в форме составления сообщений на заданные темы.
В процессе работы над текстами поэтических произведений прослеживалась постоянная связь литературы с историей и эстетическими науками – музыкой, живописью. Урок изначально был призван пробуждать в учащихся эстетические чувства, влиять на формирование личности, вызывать чувство сопереживания, развивать речь учащихся, культуру общения, навыки самостоятельной работы.
Считаю, что поставленных задач урок достиг, о чем свидетельствует ответы большинства учащихся при опросе по закреплению материала.
Литература:
1) Блинова С. Г., Мельникова В. М., Филина М.Д.Пушкин и его время М.,
“Терра”,1997год.
2) Журнал“Читаем, учимся, играем”. 1, 1999 год.
3) Журнал“Наше наследие ”, 50- 51, 1999 год.
4) Кулешов В. Жизнь и творчество А. С. Пушкина М.,“Художественная литература”,1987 год.
5) Керн А. П. Воспоминания о Пушкине М., “СоветскаяРоссия”, 1988 год.
6) М. Басина «Жизнь Пушкина. Документально-художественные повести». СПб.: Азбука. Пушкинский фонд, 1999.
Приложение
Сообщение 1.
В Петербурге в"1818-1820 г. г. Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.
В сентябре 1820г. на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «Фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинном памятнике влюблённого хана. Киселёва (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слёз».
Этот поэтический образ запечатлён и в стихотворении «Фонтан любви...». (Выразительное чтение стихотворения «Фонтан любви...».)
Сообщение №2.
Ранней весной 1819 г. в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.
Я помню чудное мгновенье;
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Через 6 лет летом 1825 г. Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тетке Осиповой, куда приезжал Пушкин, чтобы как-то скрасить своё пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина ещё большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви!
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя А.П. Керн. Пушкин увековечил А. П. Керн не только в стихах, он пробовал её изображать в рисунке. На рисунке Пушкина в облике Керн появляется изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства.
Такой предстала Керн в поэтическом воображении поэта. Это ещё раз доказывает слова М.Н.Волконской, что Пушкин «поэтизировал всё, что видел».
Сообщение №3
Он не так давно вернулся из ссылки. Все мужчины и женщины старались оказывать ему внимание, которое всегда питают к гению...
Аннета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев ...
Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали.
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой аранский профиль?
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
Олениной посвятил Пушкин стихи: «Её глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю, Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы». А стихотворение «Я вас любил» – это прощание с любовью. Это стихотворение поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь-это светлая печаль расставания, в которой нет и намёка на чувство обманутого собственника:
Я вас любил, любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «... дай вам Бог любимой быть другим...»
А Екатерина Ушакова на вопрос Пушкина: «С чем я остался?» – ответила: «С оленьими рогами». Но она простила его, и снова начались приготовления к свадьбе, которые были прерваны знакомством с Натальей Николаевной Гончаровой.
Сообщение №4
Нелегко было Пушкину получить у родных согласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагонадёжного человека. 6 мая 1830г. Состоялась помолвка.
Вначале успехи Жены в светском обществе, литературных салонах радовали поэта. Все восторгались её красотой, элегантностью. Поэт писал о своей жене: «Она очень красива, и во всём облике есть что-то поэтическое».
Отношения между супругами установились сердечные и дружеские. Письма мужа к жене (числом 78) проникнуты заботой о любимой женщине: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, а душу твою я люблю ещё более ». Писем Натальи Николаевны к Пушкину не сохранилось, но письма её к брату Дмитрию полны заботой о муже и благополучии семьи.
Печален 1836 год. Травля светской черни, реакционной печати. Увлечение Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения его Натальи в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Черной речке завершили неизбежную развязку...
Н.Н. Гончарова
А.П. Керн
А.А. Оленина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема любви в творчестве А.С.Пушкина
Презентация содержит информацию об адресатах интимной лирики Пушкина....
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия, посвященного творчеству А.С. Пушкина «Венок добрых чувств»
Данная методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по дисциплине «Немецкий язык» предназначена для использования преподавателями немецкого языка во всех учебных заведениях, где он ...
Внеклассное мероприятие для 9 класса по литературе "Тема любви в творчестве А.С.Пушкина"
Мероприятие позволит познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; ...
Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...
Литературно - музыкальная композиция "Свеча горела на столе..." (тема любви в творчестве А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина)
Любовь – часть жизни каждого из нас.Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь в кам...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «НОКТЮРН» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ .
Данная методическачя разработка должна использоваться совместно с фильмом-презентацией "ноктюрн 6-ой класс" в разделе "ВИДЕО"....
«Я вас любил…» (Сценарий литературного вечера, посвящённого теме любви в творчестве А.С.Пушкина)
Литературный вечер-спектакль для учащихся 9 - 11 классов был проведён в школе в год 200-летия темы любви в творчестве Пушкина. Несколько фотографий этого праздника можно увидеть на главной странице мо...