Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervoe_znakomstvo_s_chinovnikami.pptx | 337.79 КБ |
urok_po_literature.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.В.Гоголь 1809-1852гг.
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где всё больше требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Н.В.Гоголь
Узнай действующее лицо Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие Без царя в голове
Чрезвычайно похожи друг на друга Человек, прочитавший пять или шесть книг,и потому несколько вольнодумен Очень услужлив и суетлив Простодушный до наивности человек
Кому принадлежит фраза? «…если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито…» «…человек простой: если умрет, то и так умрет…» «…я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками…» «…зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите…»
«…он скроил такую рожу, какой я никогда ещё не видывал…» «…иное письмо с наслажденьем прочтешь-так описываются разные пассажы …» «Чрезвычайное происшествие!» «Неожиданное известие» «Смотри! Не по чину берешь!» «…Посмотри в щелку и узнай всё, и глаза какие: черные или нет…»
«…Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!...» «…Это топор, зажаренный вместо говядины…» «…Ну, слава Богу! д еньги взял…» «…Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком…»
Какие черты не характерны для чиновников? Уважение Страх перед начальством Взяточничество Халатность Глупость Использование служебного положения в личных целях Мошенничество
Что это за персонажи?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Н.В.Гоголь.»Ревизор»
ТЕМА: « К нам едет ревизор!» (Первое знакомство с чиновниками)
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Цель: совершенствовать умения и навыки анализа драматического произведения
Задачи: 1.познакомить с некоторыми фактами творческой биографии Н.В. Гоголя ,историей создания комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»,продолжать работу по формированию умений и навыков анализировать художественный текст, давать характеристику героям., составлять письменное высказывание.
2.развивать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, развивать навыки критического и творческого мышления, умения размышлять, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
3.воспитывать культуру общения, умение работать в парах, воспитывать ответственное отношение к учебному труду
Методы: -технология развития критического мышления
через чтение и письмо
- словесный
-использование икт
Формы обучения: -работа в парах
- индивидуальная
- коллективная
Вводно - мотивационный этап.
Цель: включение учащихся в деятельность.
Учитель приветствует учеников,проверяет готовность к уроку
Проверка д/з в ходе изучения новой темы.На доске записано
Н.В.Гоголь «Ревизор»
Учитель говорит, что сегодня начинается знакомство с комедией Гоголя «Ревизор»,
Тему и цели урока уч – ся должны будут сформулировать сами после прослушивания сообщений, которые для них приготовили одноклассники, и просмотра видеоролика.
Биографические сведения о писателе.
Примерное сообщение.
Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство проходило в имении родителей Васильевке. Семья принадлежала к числу культурных помещичьих семей Украины. Отец Василий Афанасьевич был человеком одарённым , писал стихи на русском языке и комедии на украинском ,пользовался в своей округе славой замечательного рассказчика, участвовал в качестве режиссёра и актёра в домашнем театре богатого помещика Трощинского, своего родственника. В имении Трощинского, где часто гостили Гоголи была богатая библиотека, картинная галерея, домашний театр, оркестр. Гоголь здесь впервые познакомился с театром, слушал музыку, видел большое и шумное общество.Дома в Васильевке он слушал рассказы бабушки о славных казаках Запорожской Сечи ,заслушивался странствующих кобзарей ,открывавших Гоголю мир народных песен и преданий
В 1818 г ,получив первоначальное домашнее образование, поехал учиться в Полтаву.
В 1821 г в Нежине открылась «Гимназия высших наук» по совету друзей отец решил отдать его туда, это было одно из лучших заведений в украинской првинции .В гимназии возникали литературные кружки ,издавались рукописные журналы, была организована ученическая
библиотека, которую постоянно пополняли лучшими произведениями русской классики и зарубежной. Заведовал библиотекой Гоголь. Во время пребывания в гимназии Гоголь увлекался театром и живописью, в школьном театре исполнял роли, выступал в качестве режиссёра ,украшал обложки рукописных ученических журналов ,давал иллюстрации, рисовал картины .
В 1828 году заканчивает гимназию, в декабре этого же года приехал в Петербург, здесь ему пришлось пережить ряд разочарований, столица предстала перед ним как город чиновников, равнодушных ко всему, что выходит за рамки их служебных обязанностей.С трудом ему удалось устроиться на службу в один из департаментов, служба не могла удовлетворить Гоголя ,и он начинает писать. В 1831 году но знакомится с А.С.Пушкиным, который оценил дарование Гоголя и поддерживал его в трудные минуты жизни.
История создания комедии
Н.В.Гоголь писал А.С.Пушкину :» Сделайте милость, дайте какой – нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот .Рука дрожит тем временем написать комедию»
В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия .На основе этой истории Гоголь написал свою комедию .История была типичной для своего времени, по России их было много, то , что пушкинский анекдот оказался характерным для русской жизни делало его особенно привлекательным для русской жизни.
Подготовка учащихся к постановке учебной задачи.(ДОМА 1- 2 действие прчитали)
Цель: обеспечить мотивацию школьников к принятию ими целей урока
актуализация субъектного опыта уч – ся(личностных, смысловых,опорных знаний)
На этом этапе проверка д/з.(нужно было повторить роды и виды литературы)
Уч.:» Ребята, посмотрите как Гоголь определил жанр своего произведения?»
- Комедия
УЧ : К какому литературному роду относится комедия?
- К драме
Уч: С какой целью создаются драматические произведения?
- для постановки на сцене
Уч : Из списка словосочетаний (записаны на доске) составьте определение комедии и запишите в тетрадь
(Работа в парах)
Вид эпического произведения ;столкновение характеров, оканчивающих гибелью героев; смешной, забавный или сатирический сюжет; серьёзного, но не героического содержания; вид драматического произведения.
Запись в тетради:
КОМЕДИЯ - ЭТО ВИД ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С СМЕШНЫМ ,ЗАБАВНЫМ ИЛИ САТИРИЧЕСКИМ СЮЖЕТОМ.
Постановка учебной задачи.
Учитель включает видеоролик , где городничий сообщает о приезде чиновника, на фразе»……,Чтобы сообщить вам», ролик останавливается.
- Что сообщает городничий?
-едет ревизор.
- Сформулируйте тему урока по сообщению городничего.
Примерные ответы :» Пренеприятное известие», «К нам едет ревизор»
Цель нашего урока:
Познакомиться с чиновниками, узнать почему они боятся ревизора, о каких зло- нарушениях говорит Гоголь уже в первых двух действиях.
Операционно – содержательный этап.
Цель:обеспечить формирование у учащихсяумений самостоятельно применять знания в
разнообразных ситуациях, развивать познавательную деятельность уч- ся, умение ориентироваться в тексте, брать из него нужную информацию.
Небольшая творческая работа в парах – от лица любого действующего лица написать:какие чувства испытал чиновник и почему?
Несколько работ зачитываются.
Учитель включает слайд со словами Н.Г.Гоголя.УЧ-ся читают вслух.
Что» дурного» уже есть в первых двух действиях.?(взяточничество, казнокрадство)
Словарная работа.
Взятка – деньги или вещи, даваемые должностному лицу как подкуп за совершение
каких –л. действий по должности в интересах дающего
казнокрадство-присвоение государственного имущества.
Из текста приведите примеры.
Как оправдывает себя городничий?(В церковь хожу)
Какие детали поведения, говорят о том , что городничий боится?(вместо шляпы хочет надеть коробку)
На что надеется городничий и все чиновники ( что ревизор – взяточник).
Что смешного вам показалось при первой встрече городничего и Хлестакова?(друг друга бояться)
Работа по слайдам- проверка знания текста, действующих лиц.
Составление синквейна
Городничий
Сурьёзен,солидный
Боится, берёт,наказывает
Городничий боится встречи с ревизором
Взяточник.
Рефлексия.
Уч. Показывает слайд с иллюстрацией городничий и чиновники и задаёт ?: почему мы заканчиваем урок тем, с чего начали?
(Соответствие темы урока) зачитайте цели урока, все достигли?
Сегодня на уроке я….
Мне понравилось….
Домашнее задание
Прочитать комедию.
Сделать программки к комедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....
Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...
Первый урок по комедии "Горе от ума"
Конспект урока в 9 классе по комедии "Горе от ума"....
Первый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
К.С. Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Нам кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле...
Тема урока: " Чем занимался Ваши всю неделю? " Первый урок восьмой главы «Это я умею! Это я сделаю!»
Тема урока: "Чем занимался Ваши всю неделю? " Первый урок восьмой главы «Это я умею! Это я сделаю!»Диалогическая и монологическая речь, спряжение изученных глаголов ...