урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
методическая разработка (8 класс) по теме
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
revizor._nemaya_scena.doc | 133.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя
«Ревизор». Анализ «немой» сцены комедии.
МКОУ «Родниковская СОШ»
Челябинская обл., Троицкого р-она
Учитель русского языка и литературы
Безносова Надежда Александровна.
Цели урока:
1. Обучающая: помочь учащимся осознать философ ское значение не только финала, но и всей коме дии в целом через всестороннее рассмотрение этой сцены.
2. Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
3. Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.
Вид: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Технологии: методы проблемного обучения, метод работы под руководством учителя, репродуктивный.
Подготовка учащихся к уроку:
1. Должны знать содержание произведения Н. В. Го голя «Ревизор».
Оборудование: компьютер, проекционное устройство, репродукция картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», афиша «Ревизора», репродукции картин к комедии «Ревизор».
Ход урока:
I. Оргмомент. Начало урока.
II. Актуализация темы урока.
Слайд 1(портрет Н.В.Гоголя).
- Слово учителя: Идея завершения пьесы («немая сцена») родилась у Гоголя сразу после начала его работы над «Ревизором» и в процессе создания ко медии более уже не изменялась. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы «немая сцена» дли лась не менее 2—3 минут. Лишь по настоянию ре жиссера и актеров Александринского театра, кото рые на репетициях «Ревизора» к концу действия пьесы были так измучены и обессилены, что не могли выдержать напряжения последней сцены и падали в обморок, продолжительность ее была со кращена до полутора минут.
Вывод: Таким образом, видим, что для Гоголя финаль ная сцена была не менее важна, чем все предше ствующие действия комедии.
Зачем Гоголь настаивал на том, чтобы эта сцена была столь продолжительной? (Учащиеся высказы вают разные предположения.)
Приходят к выводу:
Писатель добивался эффекта всеобщего понимания: зритель (читатель) должен понять, что кто-то из стоящих на сцене героев — это в какой-то мере он сам.
«Немая сцена» — это как бы застывшая в окаменев ших фигурах персонажей фраза городничего: «Чему сме етесь? — Над собой смеетесь!...»
Основной вопрос анализа текста — это вопрос о ком позиционной и смысловой целесообразности «немой сцены».
— Зачем Гоголь вводит эту сцену, ведь с приходом жандарма комедию можно считать оконченной и опустить занавес? Но Гоголь не просто решает так завершить комедию, но и детально расписывает положение каждого героя на сцене и настаивает именно на таком композиционном построении финала (последнее явление — «немая сцена»).
— При прочтении (просмотре в театре) «Ревизора» учащиеся чувствуют, как начиная с IV действия по степенно меняется пафос пьесы — от комического до трагического; трагизм достигает своего апогея именно в финальной «немой сцене».
(Сообщение делает подготовленный учащийся.)
Воспоминания современников о премьере «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге:
1. «Смех по временам еще перелетал из конца зала в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, ап лодисментов почти совсем не было; зато напряженное внимание, судорожное, усиленное, следовало за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватыва ло сердца зрителей».
2. Самое напряжение финала, вызванное появлением на сцене жандарма и переданное через статическое, картин но застывшее положение персонажей, по мысли Гоголя, должно вызывать у зрителей единственное, но очень сильное чувство — страх, ужас.
«Несмотря на... комичес кое положение многих лиц... в итоге остается... что-то чудовищно мрачное, какой-то страх беспорядков наших. Самое это появление жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях... все это как-то необъяснимо страшно!».
- Роль афиши(проецирование афиши).
Слайд 2.
Назовите характерные особенности афиши «Реви зора» (анализу афиши было уделено время на пер вом уроке). /
Ответы учащихся: Во-первых, в афише представлен весь город (в комедии выведены представители бюрокра тической системы любого российского города), а в более широком понимании — и вся Россия (не случайно пос ле премьеры «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» К тому же конфликт самой комедии социальный; на это указывает не только социальное положение героев, но и само название коме дии — «Ревизор» — государственный чиновник); во-вто рых, единственное лицо, действующее в комедии, но не указанное в афише, — жандарм.
— Не делает ли это обстоятельство персонаж значимым и не выделяет ли его в системе образов комедии?
— Подумайте, почему жандарм оказывается не заяв ленным в афише.
Сообщения учащихся:
- Жандарм — представитель государственной власти, которая стремится карать пороки той социальной бюро кратической структуры, которую сама и создала (на это указывают и основной конфликт, и интрига комедии).
«Не смешно то, что пьеса никак не может кончиться без правительства. Оно непременно явится, точно неиз бежный рок в трагедиях у древних. — ... Что ж? Тут нет ничего дурного, дай Бог, чтобы правительство всегда и „ везде слышало призвание свое быть представителем Про видения на земле и чтоб мы верили в него, как древние веровали в рок, настигший преступление» (Н. В. Гоголь «Театральный разъезд»).
- Жандарм — посланник Провидения, высшей силы, бо лее могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и зрителях) ужас и страх. Гоголь в «Развязке» «Ревизора» писал: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба».
Учитель:
В сознании автора «Ревизора» жандарм — фигура не сколько мистическая: он появляется неожиданно и ниот куда, а слова, им произнесенные, «поражают как громом всех; так что, вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении». И настоящий ревизор, прислав ший жандарма с известием о своем приезде, становится лицом мистическим; это ощущение мистичности усили вается еще и тем обстоятельством, что ревизор не появ ляется на сцене: лишь одно известие о нем повергает дей ствующих лиц комедии в ужас, который передается в зрительный зал
Слайд 3(проецирование фотографии «немой» сцены ):
— Обратите внимание на расположение героев на сцене: городничий и почтмейстер, так как осталь ные действующие лица представляют собой «деталь в картине, которая очерчивается одним взмахом кисти и покрывается одним колоритом» (Гоголь): они лишь фон, они так или иначе вновь и вновь концентрируют внимание зрителя на фигурах (го родничий и почтмейстер).
Учащиеся отмечают необычность поз, в которых они застыли.
— Обратимся к описанию положения героев. «Город ничий посередине в виде столба, с распростерты ми руками и запрокинутою назад головою».
Учащиеся отмечают, что городничий занимает цент ральное место.
— Не напоминает ли фигура городничего крест, рас пятие?
Вывод: «немая сцена» вводит в комедию, во-первых, библейские мотивы, а во-вторых, мотив смерти (сравните «ревизор, который ждет нас у дверей гроба»).
Так социальный конфликт комедии получает философ скую трактовку: истоки пороков общества коренятся в духовной организации человека, а не в самой системе.
— Определим место расположения почтмейстера на сцене.
Этот персонаж, «превратившийся в вопросительный знак», обращенный к зрителям, стоит за городничим.
—- Сформулируйте вопрос, который Гоголь обращает к зрителям и который получает такое аллегоричес кое воплощение на сцене. («Чему сме етесь?»)
Обращение к размышлениям Гоголя о картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».
Слайд 4 (проецирование репродукции).
Сообщение учащегося: картина написана Брюлловым в 1833 г. в Италии, затем в 1834 г. была привезена в Петер бург и выставлена для обозрения в Эрмитаже с 12 по 17 августа. Она произвела на Гоголя столь сильное впе чатление, что под ее влиянием он написал статью «По следний день Помпеи (картина Брюллова)».
— Обратите внимание на пейзаж, выполняющий функ цию фона, и на расположение человеческих фигур.
— Назовите особенности изобразительной манеры художника (небо и земля, между которыми нет гра ниц, выдержаны в коричнево-красной гамме; ху дожник мастерски передает ужас и страх людей перед хаосом последнего дня). Мысль о тленности земной красоты и прозреваемый в этом «страшном явлении» грядущий «конец мира» в целом опреде лили оценку Гоголем картины К. П. Брюллова. Писатель был восхищен гением художника, кото рый ужас перед «концом мира» сумел передать че рез изображение окаменевших фигур: «Мы чувству ем, — пишет Гоголь, — только страшное положение всей толпы, «но не видим человека, в лице которо го был бы весь ужас им самим зримого разруше ния» (Н. В. Гоголь «Последний день Помпеи (кар тина Брюллова)».
Вывод: Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится писателем на после днюю страницу «Ревизора»; герои застыли, окаменели, но в этой окаменелости есть движение — не внешнее, а внутреннее — духовного мира людей. Гоголь считает, что общественные пороки — некая проекция недостатков ду ховного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться. В «немой сце не» Гоголя, также как и на картине Брюллова, небеса и грешный земной мир вдруг, в одну минуту, сливаются, смешиваются. Смещение пространства «верха» и «низа» воплощается в образе жандарма.
Слайд 5(репродукция картины).
— Вновь прошу сформулировать тот вопрос, который Гоголь адресует зрителю в «зашифрованном» виде — в аллегорических образах городничего и почт мейстера.
«Чему сме етесь? — Над собой смеетесь!...».
(Учащиеся предлагают свои варианты вопросов.)
Выбираем один, наиболее точно, на наш взгляд, отра жающий смысл финальной сцены: «Каким ты, зритель (читатель), встретишь судный день?»
— Похож ли настоящий ревизор на Хлестакова или он представляет собой полную противоположность этому «чиновнику из Петербурга»?
— Кто такой ревизор, приславший жандарма, — Хле стаков № 2 или высшая сила, провидение?
III. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
Однозначного ответа нет. Эта неоднозначность обус ловлена, во-первых, тем, что сам ревизор на сцене не появляется, во-вторых, тем, что жандарм — посланец ре визора — не заявлен в афише, в-третьих, что финал ко медии открытый. Предлагаю провести эксперимент:
— Попробуем вывести на сцену настоящего ревизора и предположим, как будет развиваться действие пьесы после «немой сцены», если ревизор будет копией Хлестакова и если он будет его полной про тивоположностью.
Допустим, что настоящий ревизор похож на Хлеста кова, Тогда после «немой сцены» действие комедии по вторится сначала, с той лишь разницей, что вместо Хле стакова будет действовать настоящий ревизор.
Если же ревизор будет самим провидением (на что указывает анализ «немой сцены»), то развитие пьесы пос ле «немой сцены» непредсказуемо, и финал, таким обра зом, становится символом последнего — судного — дня жизни города.
В случае, если за верную принимается первая трактов ка образа ревизора, комедия теряет свою сатирическую значимость; пороки нельзя искоренить, они лишь видо изменяются. «Немая сцена» теряет свою актуальность, ею можно пренебречь без ущерба для общей структуры и идеи «Ревизора».
IV. Домашнее задание: письменное задание, ответить: «Какая трактовка образа ревизора оказывается значимой для Гоголя?» Обоснуйте свое мнение.
Р.8. (необходимые замечания к уроку)
Основная дидактическая цель урока — формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова:
— проверка домашнего задания, уточнение направле ний актуализации изученного материала;
— сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
— воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
— перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
— подведение итогов урока;
— постановка домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по комедии "Недоросль" в 7 классе
В презентации представлена система уроков по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" в 7 классе по программе Г.Меркина...
Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....
Модуль уроков по комедии Грибоедова "Горе от ума"
Целеполагание к модулю и на каждый урок отдельно, интересные разнообразные формы работы, содержательные уроки, предполагающие диалог учителя и учеников, целостность восприятия произведения, приемы оце...
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
Система уроков по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе.
Данная разработка представляет из себя 7 уроков по комедии Гоголя "Ревизор", на которых детально исследуются особенности драматических произведений, речевая характеристика персонажей, раскрытие внутре...
презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....
Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.
Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....