Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирования VOTUM.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17193_uld.rar | 438.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Шабурина Н.Н.
МОУ СОШ № 33
Г.Комсомольск-н/А.
Цели:
- Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.
- Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
- Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, чувство взаимоуважения.
Задачи:
- выяснить, когда в словах с корнями –лаг-, -лож-, -кас-, -кос- пишется а и о;
- научиться видеть и выделять в слове орфограмму;
- уметь отличать слова с чередованием в корне от одинаково звучащих и пишущихся слов, не связанных по лексическому значению.
_____________________________________________________________
ХОД УРОКА:
I этап. Актуализация прежних знаний и способов действий.
- Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Но сначала повторим то, что нам уже известно.
Повторение правописания слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Презентация. Слайд 1.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова?
- хв…стун
- запл…тить
- сл…зать сметану
- зак…пать в землю
- к…ртофель
- п…л…клиника
- м…раж
- ф…нтастика
(Безударная гласная в корне)
На какие две группы можно разделить слова, объединенные этой орфограммой?
(Проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная)
ЗАДАНИЕ: Вставьте буквы в слова, с непроверяемой безударной гласной.
Интерактивный режим.
- Как мы называем такие слова, как проверяем их написание?
Презентация. Слайд 2.
- Выберите для каждого слова проверочное.
Интерактивный режим
Хв…стун (хвост, хвастаться),
запл…тить (заплата, плата),
сл…зать сметану (лижет, слезет),
зак…пать в землю (капать, окоп).
_____________________________________________________________
- На сегодняшнем уроке будет изучаться новая тема, тоже о правописании безударных гласных в корнях слов.Презентация. Слайд3.
– Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте попытаемся объяснить правописание гласных в корнях следующих слов: излагать, изложение, касаться, коснуться.
Излагать точку зрения
Работать над изложением
Касаться проблемы
Коснуться вопроса
- Являются ли однокоренными слова ИЗЛАГАТЬ, ИЗЛОЖЕНИЕ?
- А КАСАТЬСЯ, КРСНУТЬСЯ?
– Как видите, это однокоренные слова, но пишутся по-разному: то с буквой О, то с А. Что же происходит в корнях этих слов? (ЧЕРЕДОВАНИЕ).
- Итак, тема нашего урока :
Презентация. Слайд 4.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА.( Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня.)
– А как же быть с такими случаями, как их писать? Чтобы ответить на этот вопрос, распределите однокоренные слова
по столбикам .
Презентация. Слайд5.
-о- | -а- |
II этап. Формирование новых знаний и способов действий.
- От чего же зависит выбор гласной в корнях этих слов?
Давайте вместе произведем частичный морфемный разбор этих слов. Сравните их морфемное строение.
- А сейчас попробуйте сформулировать правило правописания гласных О-А в корнях с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-.
- Так от чего же зависит условие выбора буквы в корнях –лаг-// -лож-, -кас-// -кос-?(От наличия или отсутствия суффикса –а- после корня).
- Как мы будем действовать, чтобы выбрать , какую букву писать в этих словах?
__________________________________________________________________
III этап. Закрепление и совершенствование знаний и умений.
- Заполните колонки таблицы недостающими сведениями.
- При возникновении трудностей, обратитесь к «Теории» (стр.68-69).
Результат работы – восстановление содержания колонок деформированной таблицы. Презентация. Слайд6.
Правило проговаривается 2 – 3 раза по желанию отдельными учениками.
Презентация. Слайд7.
- А теперь познакомимся с графическим обозначением орфограммы «Правописание корней с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-».
IV этап. Применение знаний и формирование умений и навыков.
- Выполнение упр. № 566. (Упражнение выполняется по методике «Вызови соперника».)
1).К данным глаголам подберите однокоренные существительные. Запишите слова, обозначая орфограмму. Поясните, что и как выделено при ее обозначении.
2).С записанными сущ. составьте с/с гл.+сущ. Какие значения слова предложение могут обнаружиться в разных с/с?
Предлагать – предложение (внести предложение, записать предложение);
Предполагать – предположение (высказать предположение);
Слагать – сложение (произвести сложение);
Прилагать – приложение (напечатать приложение);
Соприкасаться – соприкосновение (почувствовать соприкосновение);
Касаться – касание (произвести касание).
- Презентация. Слайд 8.
Распределительный диктант с взаимопроверкой.
- а - | - о - |
- Задание: «3-е лишнее» Презентация. Слайд10, 11.
лёгкое прик..сновение
неприк..сновенный запас
к..сательная линия
вас не к…снется
к..снуться вопроса
к..сой заяц
нал…гать штраф
прил…гать усилия
возл…жить ответствен-
ность
л…гичный вывод
прил…жил усилия
изл…жил суть
- - Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в написании этих слов? От слов с чередованиями следует отличать слова с другими значениями, имеющие в корнях близкие сочетания звуков.
С двумя любыми словосочетаниями, в состав которых входят слова с чередованием гласных в корне, составить предложения, записать, выделить изученную орфограмму.
- Презентация. Слайд12.
- К…саться, к…сынка, иск…са, прик…сновение, к…сарь;
- Низл…жить, возл…гать, л…гичный, предл…жение,.
Вывод: Нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.
5. Тестирование Votum.
VII этап. Самоанализ урока (рефлексия).
Друзья мои! Я очень рада
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
- -Сделайте вывод, какие существуют виды орфограмм-гласных в корне ? Презентация. Слайд13
- - Что нового узнали мы сегодня на уроке?
2. Вопросы в режиме голосования VOTUM
- Интересно ли было?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- С каким настроением пойдете с урока?
- Кто испытывал затруднения?
Урока время истекло,
Я вам, ребята, благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно!
Д\з: «Т» параграф 51 , «П» упр.№571.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ...
Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."
Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."...
"Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету" .УМК "Русский язык" Т.А.Ладыженская 5 класс.Тема "Правописание корней с чередованием лаг-лож"
Разработка урока по русскому языку....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
Тема: «Гласные в корнях с чередованием».Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся г...