Первый урок по комедии "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Конспект урока в 9 классе по комедии "Горе от ума".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pervyy_urok_po_komedii_gore_ot_uma.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе
Тема: «К вам Александр Андреич Чацкий»
(первый урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Цель: - помочь ученикам вспомнить особенности драмы как рода литературы;
- познакомить с историей создания пьесы;
- помочь ребятам проникнуться атмосферой времени действия, для этого - выяснить, в какое время происходит действие комедии;
- познакомить учеников с действующими лицами комедии, дать общее представление об их характерах;
- прочитать 1 действие комедии, сделать вывод о его месте в пьесе, выяснить, какие мотивы намечены в 1 действии.
Оборудование: текст пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» у каждого ученика на парте; портреты Софьи, Лизы, Чацкого, Фамусова.
На доске: дата, тема урока, портреты действующих лиц, на закрытой части – ответы на терминологический диктант.
Ход урока:
Шаги урока, приемы | Содержание |
Слово учителя Повторение теоретико-литературных понятий История создания Время действия Чтение афиши ? Повторение понятия экспозиции ? Чтение ремарки ? ? ? Чтение 1 явления. ? ? ? ? ? пересказ 2 и 3 явл 4 явление ? ? ? ? ? ? ? ? Пересказ 5 явления ? ? Чтение 7 явления ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Запись в тетради Домашнее задание | Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о личности Александра Сергеевича Грибоедова, его необычайных талантах и выдающихся способностях, о судьбе этого человека. Апогеем литературной деятельности Г стала пьеса в стихах «Горе от ума». Сегодня мы будем знакомиться с этим произведением и его героями, прочтем 1 действие. Для начала давайте вспомним особенности драмы как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения терминов, связанных с драмой, а вы записываете сами термины в тетради.
Проверка: ученики сравнивают написанное с правильными ответами на доске. Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы. Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене. Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен. Послушайте, как он шел к написанию своего великого произведения. В 1818 г Г предложили уехать на дипломатическую службу в Персию, и ему пришлось принять это назначение. В авг 1818 он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше. В М посетил близких. Мать была довольна его службой, и не принимала всерьез литературные занятия. Тогда Г писал св другу Степану Никитичу Бегичеву: «В М все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему». В 1819 г ему удалось попасть в Тифлис, где он жадно набросился на русские журналы, бывал в обществе. Ему хотелось писать, он сравнивал персидские порядки с русскими, и гов, что «там и здесь чиновники отвратительны». Известно, что в 1820 г Г уже держал в голове замысел «Горя от ума», а 1821 годом датирован первый рукописный текст пьесы, дошедший до наших дней. Общаясь с опальными (неугодными власти) офицерами на Кавказе, Г узнает об армейской муштре, о преследовании просвещения, жестокости цензуры, все это влияет на замысел пьесы. Весной 1824 г выехал в столицу, надеясь напечатать комедию или поставить ее в театре. Закончил пьесу он уже в М в гостинице Демута на Мойке. В июне он пишет Б: «Читал я ее Крылову, Жандру, Шаховскому… Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет». Но надежды автора не сбылись: ни лит-ная, ни театральная цензура комедию не пропустили. Тогда друзья начали распространять ее в списках - они переписывали комедию вручную и распространяли среди близких, родственников, друзей. Законченная в 1824 и напечатанная при жизни Г только в отрывках, пьеса долго не пропускалась цензурой на сцену. В 1829 г, уже после смерти Г на сцене ставились некоторые акты пьесы, в 1831 г, сильно исправленная цензурой, комедия была поставлена полностью. В дальнейшем и по сей день «Горе от ума» ставят в самых разных театрах, в различных интерпретациях; взгляды на пьесу меняются в соответствии со временем и ценностями, но само произведение не перестает входить в список величайших драм русской литературы. Давайте же прикоснемся к этому величию, попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях. Нам необходимо понять, в какой исторический период происходит действие комедии. Это нетрудно определить, проанализировав ист соб-я, обсуждаемые персонажами пьесы. Итак, война с Наполеоном уже закончена, но еще свежа в памяти героев. Прусский король Фридрих-Вильгельм побывал в М. Известно, что этот визит состоялся в 1816 г. Герои обсуждают обвинение трех профессоров Педагогического института в «призвании к покушению на законную власть», их изгнание из вуза произошло в 1821г. Закончена комедия в 1824. Следовательно, время действия – первая половина 20х гг 19 века. Обратим свое внимание на действующих лиц комедии. Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты хар-ра можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие) Итак, идем по порядку. Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous – «знаменитый». Государственный служащий, занимающий довольно высокое положение. Софья Павловна, его дочь – Софиями часто называют положительных героинь, мудрость. («Недоросль» Фонвизина) Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме – молчалив, «враг дерзости», «на цыпочках и небогат словами», « дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных». Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич – часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит». Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее, - Горичи - не первом месте женщина (!) , ПМ – друг и единомышленник Ч, но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе». Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями. – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты. Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями. Репетилов. – латинское, повторяет за собеседниками. Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду, Чаадаев); неоднозначная многогранная личность, чей характер не выразишь в одном слове; сущ-ет мнение, что имя Александр Г дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть с собой. Сам Г говорил, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого. Возможно, поэтому Г и поместил Ч в самый конец афиши, как намек на его «непохожесть» на других персонажей. Переходим к 1 действию. Мы прочтем его частично, обращая внимание на моменты, которые помогут нам ближе познакомиться с основными героями комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в 1 действии. Вы должны помнить, что в большинстве пьес 1 действие играет роль экспозиции. Что это такое? Экспозиция – Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки: Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова Уже здесь присутствует комизм. В чем? (в несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой) На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы) Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно? (Очевидно, интерьер уточнит постановщик пьесы) Я прочитаю для вас 1 явление пьесы, а вы обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте. Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление? (знакомит нас обстановкой в доме Ф и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию) В чем важность экспозиции в пьесе? (позволяет ввести читателя\зрителя в атмосферу, в которой происходит действие) Учитель: Вот так начинается действие комедии. Уже здесь в действиях Лизы есть намек на мотив, который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Л? (перевела часы --- обманула --- мотив лжи) Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев? ( У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца) Определено ли точное время начала действия? (нет, Лиза отвечает неопределенно: «Седьмой, осьмой, девятый…») Во 2 явлении появляется хозяин дома – Фамусов. Он открыто заигрывает с Л, на что та отвечает довольно смело для служанки: «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица» и «Опомнитесь, вы старики». Про С Л лжет, что та «ночь целую читала» и только «сейчас започивала». Л старается говорить громко, чтобы предупредить С о появлении Ф, но тот не задерживается. Когда барин выходит, Л произносит фразу, ставшую крылатой: «Минуй нас пуще всех печалей \ И барский гнев, и барская любовь». В 3 явлении мы впервые видим С и М, которые появляются из дверей комнаты С. Л упрекает барышню в безрассудстве, и здесь появляется еще одно выражение, которое ушло в народ: «Счастливые часов не наблюдают» - говорит С. Ф застает С, М и Л в гостиной. Он подозревает, что все трое, особенно С и М неслучайно оказались в одной комнате в столь ранний час, и отчитывает своего секретаря и дочь: Фамусов Как вы думаете, почему Ф говорит такое М? (он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит М в такое раннее время держаться подальше от С) А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
Кузнецкий мост - улица в центре Москвы. Во времена Грибоедова на Кузнецком мосту было множество различных магазинов, принадлежавшим Ф старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример С и указать М его место: Фамусов Какие стороны личности Ф раскрываются в этом монологе? (Ф – хороший отец, заботится о воспитании дочери, старается сам стать для нее примером) "Берем же побродяг" - имеются в виду учителя и гувернеты. Асессор (коллежский асессор) - гражданский чин. Получение этого чина Как отзывается Ф о нравах современного ему общества? (он настроен против лишнего ученья – языков и необходимых в свете мелочей) Почему он называет век «ужасным»? (для него, может быть, слишком много суеты и забот, особенно в ученье) Что мы узнаем о судьбе М и роли Ф в ней? (М не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Ф посодействовал его продвижению по службе, причем значительно --- Ф имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо) Дальше С, пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный сон, который якобы ее и напугал и заставил прибежать в комнату, откуда она слышала голос отца. Сон, кстати, хоть и выдуман, однако предсказывает появление в доме гостя: София С, конечно же, хочет намекнуть на М, но Ф этого не замечает, ему важнее другое: Фамусов Это первое, что говорит Ф во время рассказа С, он даже перебивает ее. Что же не понравилось Ф в речи дочери и почему?(Ф не понравилось, что герой сна С «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть даже и любимого человека) В итоге С удается без особого труда убедить отца, что она здесь случайно, М тоже, не особо раздумывая, избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Ф с бумагами. Ф отвлекается легко, не настаивая на правде. Обратите внимание, его заключительные слова: Обычай мой такой: О какой черте характера Ф говорит эта фраза? (о нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела его не интересует) Так почему же Ф позволяет себя обмануть, ведь ситуация была довольно прозрачной? Вспомните его заключительные слова. ( он и не хочет ничего видеть, ему просто лень заниматься этими проблемами, он боится хлопот, ведь если принять все всерьез, придется идти на скандал с С, гнать М. поэтому он принимает любую хоть сколько-нибудь правдоподобную версию, и «с плеч долой» проблему. К тому же уж слишком увлечен он собой, говорит больше всех, никому не давая сказать. Такая болтливость и неспособность остновиться на одном предмете рассуждения, возможно, сами побуждают собеседников ко лжи) В 5 явлении Л и С наедине обсуждают возможных кандидатов на руку С. Лиза Вот, например, полковник Скалозуб: Как относится С к Скалозубу? (считает его недалеким, поэтому не сможет с ним жить : «Что за него, что в воду») Здесь вспоминают и о Ч, с которым С была дружна в детстве. Л отзывается о нем как о веселом, остроумном и, главное, влюбленном в С человеке. Но С не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы понимаем, что она действительно по-настоящему влюблена в М. София Кого люблю я, не таков: Обратите внимание, С очень откровенна с Л, а ведь та всего лишь служанка. Как вы думаете, почему?(они ровесницы и, вероятно, Л уже давно в доме Фамусовых, поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные социальные положения) 6 явл состоит из одной только реплики: входит слуга и объявляет: «К вам Александр Андреич Чацкий». Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы – подготовленный ученик. Какими чувствами переполнен Чацкий? (восторг от встречи с С, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен) Исходя из слов Ч, как его встречает С? (довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями) Что заставляет С перейти на почти враждебный тон? (замечание Ч о М) Почему Ч пытается не придавать значения иронии и холодности С? (он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений) Как Ч отзывается о Москве и ее нравах? (что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два) Почему же тогда он вернулся? ( из этого явления можно сделать вывод, что любовь к С – причина приезда)
Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног Помилуйте, не вам, чему же удивляться? Гоненье на Москву! И дым отечества нам сладок и приятен! смешенье языков – французского с нижегородским Далее, в 9 явлении Ч встречается с Ф, они беседуют, Ч не перестает восхищаться Софьей. На этом заканчивается 1 действие комедии. Со всеми ли действующими лицами комедии мы познакомились? (нет, только с несколькими) Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с этими персонажами?(потому что дальнейшее действие будет развиваться вокруг них, остальные герои – второстепенные) Какие мотивы уже наметились в 1 действии? (мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду) Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты станут ведущими в пьесе?(конфликт Ч с московским обществом, его образом жизни и любовный конфликт, ведь Ч влюблен в С, а она – в М) Вывод: в 1 действии пьесы наметились некоторые основные мотивы и проблемы : мотив лжи и глухоты (Л обманывает С, С врет отцу, а тот легко поддается обману, не желая видеть правды); недовольство Ч московскими порядками, пока еще пассивное; влюбленность С в М и неопределенность его чувств к ней; желание Ч восстановить отношения с С. Наметился любовный конфликт. Прочитать 2 действие комедии, подготовить устный ответ на вопрос «За что хвалит Москву Фамусов и что в ней осуждает Чацкий?». Выписать в тетради крылатые фразы из первого действия, учить наизусть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"
Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...
Первые уроки в 5 классе. Урок №1.
Презентация создана для дистанционного обучения, но ее можно использовать и на обычном уроке....
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
"Первый урок в первом классе."
Очень важно вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется ма...
Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.
В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...