Урок «А.П.Чехов. «Каштанка».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе по теме: «А.П.Чехов. «Каштанка». Любовь и привязанность в рассказе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnyy_urok.kashtanka.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «А.П.Чехов. «Каштанка».
Чувство любви и привязанности в рассказе.
Цели: 1.Раскрыть глубокий нравственный смысл рассказа «Каштанка»; расширить представление учащихся о комическом.
2.Развивать умение анализировать текст рассказа; продолжить формирование умения грамотно и выразительно читать текст; расширять словарный запас учащихся.
3. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным, способствовать развитию гуманистического мировоззрения учащихся.
Тип урока: урок изучения художественного произведения (восприятия художественного произведения и углублённой работы над текстом).
Форма урока: традиционная.
Методы и приёмы: метод творческого чтения (выразительное чтение, художественное рассказывание), эвристический метод (эвристическая беседа), репродуктивный метод (рассказ учителя).
Оборудование: текст произведения, портрет А.П. Чехова, иллюстрации к произведению.
Литература:
- В мире литературы. 5 класс: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.2 / Авт.-сост. Кутузов А.Г. - М.:Просвещение,2006.
- Донская Н.А., Жаринов Е.В.. Современная школьная энциклопедия. Русская литература. - М.:РОСМЭН,2008.
- Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. - М.:Просвещение,2002.
- Литература. 5 класс. Поурочные планы по программе Кутузова А.Г./сост. Серегина Л.М.-Волгоград: Учитель,2006.
- Материалы к уроку «Изучение творчества А.П. Чехова в школе»//www.1September.ru
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.:ЭЛПИС,2005.
План урока:
1.Оргмомент (≈1 мин)
2.Актуализация знаний (≈7-10мин)
2.Работа над содержанием рассказа (20-25 мин)
3.Инструктаж по домашнему заданию (≈2мин)
4.Выставление оценок (≈1 мин)
Ход Урока (40 мин)
Этап урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учеников |
1.Оргмомент(1 мин) 2.Актуализация знаний(7-10 мин) | - Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Как ваше настроение? Рабочее? На том занятии мы начали знакомиться с творчеством А.П.Чехова. - Что вы запомнили из его биографии? - Какими псевдонимами он подписывал свои работы? - Хорошо. Молодцы. А сейчас хочу загадать вам загадку: Проживает во дворе, В личном доме-конуре, И на всех, кого не знает, То рычит она, то лает. -Правильно! Сегодня мы рассмотрим ещё один замечательный рассказ А.П.Чехова, мимо которого, пожалуй, не проходит никто. Само имя героини этого произведения вызывает яркие впечатления. Я веду речь о «Каштанке». По рассказу поставлен спектакль и снят кинофильм. Он участвовал в 45 различных театральных фестивалях, в 2003 году получил премию «Золотая маска». Фильм снят в 1926 году. - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Вам было смешно, весело, грустно? - Давайте вспомним содержание рассказа и обратимся к тексту. | - Да! - Сначала он не собирался становиться писателем. Поступил на медицинский факультет Московского университета. Был врачом. - Брат моего брата, Гайка №9, Вспыльчивый человек, Крапива, Антоша Чехонте, Василий Спиридонов и т.д. - Собака. -Негодование, жалость, радость от того, что Каштанка вернулась к хозяину. |
3.Работа над содержанием рассказа (20-25 мин). | - Какой породы была Каштанка? - Из-за чего Каштанка потерялась? Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте. (с.73) - Что усиливало несчастье собаки? Давайте перечитаем последнее предложение 1 главы. Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?(с.72) На доске: Несчастная Одинокая Озябшая Голодная - Но дальше начинается новая жизнь Каштанки. Вспомните, в чей дом она попала? -Как к ней отнёсся незнакомец? Докажите текстом.(с.75) - Несмотря на то, что Каштанке было так сыто, тепло, уютно в новом доме, кого она вспомнила, засыпая на своём матрасике? Прочитайте.(с.76) - Как к Каштанке относились прежние хозяева? - Ребята, хорошо ли поступает Федюшка? - Надеюсь, вы сами так не делаете? - Какая собака может тосковать о своих хозяевах, которые не любили её? На доске Верная Преданная - С кем познакомилась Каштанка в доме незнакомца? - Что делали эти животные в квартире незнакомца? - Какую новую кличку дал дрессировщик Каштанке? - Чему обучилась собака в доме дрессировщика? Какое качество не раз подчёркивал учитель? На доске Способная Талантливая Умная -Животные способны не только учиться чему-либо, но и предчувствовать, предугадывать изменения погоды, природные катаклизмы, плохие события, происходящие в доме. Вспомните, чем были обеспокоены животные ночью? Кто был «этот чужой», которого не было видно, нельзя было укусить, так как он не имел формы? -За кем пришла смерть? Из-за чего умер гусь? - Гусь умер, и Каштанке пришлось заменить его на представлении. Последняя глава называется «Неудачный дебют». Объясните значение слова «дебют». - Чем закончилось выступление Каштанки, мы прочитаем по ролям. Распределение ролей, определение тембра, темпа, интонации голоса автора, Федюшки, Луки Александрыча.(с.93) - Какие чувства вызвал у вас конец этой истории? Хотелось бы вам, чтобы рассказ закончился по-другому? Как? А почему? -Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу? На доске: Собака помнит, кто её кормит. В гостях хорошо, а дома лучше. От учителя наука. У голодного хлеб на уме. - Есть ли в этом рассказе комическое? Я напомню вам, что комическое – это несоответствие, и оно не всегда вызывает смех. - Какие еще сочетания можете привести в качестве примера? - Что же хотел сказать Чехов этим рассказом? - Итак, ребята, А.П.Чехов «очеловечивает» животных, говорит о серьёзных проблемах человеческого общества: о «естественности бытия», о верности, преданности, о том, что смысл жизни определяется не славой, сытостью и благополучием, а внутренним чувством. Такой приём, когда образами животных решаются человеческие проблемы, называется зоологизацией. Давайте запишем новый термин в тетрадь. Зоологизация – худ. приём раскрытия проблемы человеческого общества, черт человеческого характера через образы животных. - Какие еще произведения А.П.Чехова вы знаете? - 29 января классику русской литературы исполнилось бы 150 лет. Его произведения остаются актуальными и сейчас, потому что в них говориться об общечеловеческих ценностях. Рекомендую вам прочитать и другие произведения А.П.Чехова. | - Такса, бульдог, овчарка немецкая, пудель и др. - Каштанка – помесь таксы с дворнягой, мордой похожа на лисицу. - Каштанка потерялась из-за того, что не любила громкую музыку и ей захотелось убежать с этой улицы. На незнакомой улице ей было одиноко и страшно. - Голод и холод. - Дрессировщика - Пожалел и приютил у себя. - Луку Александрыча, его сына Федюшку. -Федюшка заставлял ходить на задних лапах, давал ей понюхать табаку, вытаскивал из желудка проглоченный кусочек мяса. -Нет. Так поступать нельзя с животными. Мы в ответе за тех, кого приручили. - Нет. - Верная, преданная - Гусь – Иван Иваныч, кот – Федор Тимофеевич - Они жили у него, были его «артистами». - Тетка. - «Талант! Талант!» - Смерть. - Гусь умер из-за того, что ему на лапку наступила лошадь в цирке. - Дебют – это первое или пробное выступление на сцене. - Комическое в том, что у животных человеческие имена, а у хозяина имени нет; животные делают «пирамиду». Клоун он веселит публику этими несоответствиями, у него даже лицо не свое – грустное веселье! Такой худ. приём, когда сочетаются противоречивые понятия, называется оксюморон. - Живой труп, красноречивое молчание и др. - Нельзя в жизни «теряться». Надо иметь своё естественное место, где тебе хорошо. Главное в жизни – это душевное тепло. Эту мысль А.П.Чехов выразил прекрасным образом Каштанки, придав ей глубокие переживания и лучшие человеческие черты. - «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Крыжовник» и др. |
4. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин) | Задание на дом: составить короткий рассказ от имени дрессировщика с момента встречи его с Каштанкой. | |
5.Выставление оценок (1-2 мин) |
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу Чехова "Каштанка"
Представлен конспект урока по литературе в 6 классе. Чехов "Каштанка"...
Урок А. П. Чехов "О любви"
Активизации познавательного уровня обучающихся на уроках литературы способствуют такие уроки, как урок – исследование. Исследовательское творчество в обучении предполагает введение общих и частн...
Визуальное сопровождение к уроку "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".
Данная работа представлена в виде презентации с использованием программы PowerPoint 2010....
Урок по литературе в 5 классе Антон Павлович Чехов "Каштанка"
Конспект урока в 5 классе ( по учебнику-хрестоматии « Шаг за горизонт» авторов Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой)....
Конспект урока - Антон Павлович Чехов "Смерть чиновника"
Может использоваться учителями литературы при изучении творчества Чехова в 9 классах....
Тема урока: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»
Конспект урока в 8 классе.Цели: расширить знания учащихся о писателе, дать представление о «футлярной» жизни;выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысл...
Открытый урок по литературе Чехов Хамелеон 7 класс
Открытый урок по литературе Чехов Хамелеон 7 класс...