Урок А. П. Чехов "О любви"
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме
Активизации познавательного уровня обучающихся на уроках литературы способствуют такие уроки, как урок – исследование. Исследовательское творчество в обучении предполагает введение общих и частных методов на всех его этапах – от восприятия до введения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и ее современного состояния, а также информации, которая знакомит обучающихся с методами научного познания литературы как науки. Создание компьютерной презентации самими обучающимися на таких уроках – хороший метод, стимулирующий мыслительную активность и поднимающий уровень творческой самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_a_p_chekhov_o_lyubvi.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Васютина Валентина Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 7 города Белгорода
Тема урока:
Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы ( по рассказу А. П. Чехова «О любви»).
Урок литературы в 10 классе
Цель урока:
1.Прослушать работу заранее подготовленных обучающихся
2.Продолжить формирование умения обучающихся работать в группах, сравнивать факты и детали, делать выводы
3.Воспитывать уважительное отношение к художественному слову, прививать любовь к литературе
Оборудование: текст произведения, компьютер, мультимедийный проектор
Тип урока – урок- исследование
Ход урока:
- Сообщение темы и целей урока
- Вступительное слово учителя
Рассказ А.П. Чехова « О любви» впервые был опубликован в августовском номере журнала «Русская мысль» в 1898 году. В образе главной героини Анны Алексеевны Луганович узнала себя писательница Лидия Алексеевна Авилова («Что « О любви» касалось меня, я не сомневалась…»1. По ее свидетельству, в рассказе нашла отражение история их взаимоотношений с Чеховым – «…роман, о котором никто никогда не знал, хотя он длился целых десять лет»2. Об этом Л. А. Авилова написала в своих воспоминаниях «А.П. Чехов в моей жизни»3.
Полагаясь на хорошее знание Буниным Чехова и Авиловой, можно изящно, лаконично, выразительно говорить о правомерности версии Авиловой. Писательница И. Гоф считает даже, что между Чеховым и Авиловой постоянно происходил творческий диалог и что рассказ Чехова «О любви» явился ответом на авиловские «Забытые письма». Это хорошая, умная, изящная вещь…в ней пропасть искусства и таланта….»5.
Сегодня на уроке наши творческие группы как раз и постараются предоставить исследоватаельский материал и доказать, что произведение. «О любви» изящно, выразительно, лаконично. Итак, слово ребятам.
1 группа. Тема рассказа – гибель любви под влиянием «футлярной жизни». Содержанием является и выбор языковых средств для воплощения авторской идеи. Целью работы нашей группы было – доказать, что в рассказе Чехов выступает как мастер речевого портрета (идет презентация).
В речи Алехина много элементов разговорно- бытовой, непринужденной лексики (холостяки, батраки, убыток, няня, без гроша и т. д.), просторечных слов: бабы, мужики, спанье в санях, шайка- группа людей, объединившихся для какой-либо «преступной деятельности»), просторечных грамматических форм (тосковал по черном сюртуке), фразеологических оборотов (верчусь как белка в колесе, говорил бог знает что, выпил в один присест, просторечно-вульгарные слова (мурло).
Речь Алехина по- народному метафорична. Так, рассказывая о возникших в семье Лугановичей сложностях, связанных с его появлением, он употребляет народную пословицу: не было у бабы хлопот, так купила порося. Верчусь как белка в колесе, так метко характеризует свой образ жизни в деревне Алехин говоря о деревенском труде, он употребляет сравнение, заимствованнное из простонародного лексикона: «Я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы». Вкладывая в уста героя множество просторечных слов и выражений, Чехов тем самым показывает, как обыденщина засасывает умного. культурного человека, приземляет его, меняет его склонности, привычки и даже речь. Когда же Алехин начинает говорить о любви в высоком значении этого слова, он меняется на наших глазах, меняется его строй речи: возвышенная лексика- питать пристрастие, церковно- славянское- тайна сия великая есть-( выражение из послания апостала Павла ефесянам, которое используется в обряде бракосочетания),книжное трактовать вместо судить (…о всем этом можно трактовать как угодно). Когда Алехин говорит о любимой женщине, речь его становится поэтичной:
Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную. обаятельную…; …воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни , я не думал о ней , но точно легкая тень ее лежала на моей душе…
Точные эпитеты характеризуют чувства героя (тихая и грустная любовь. жгучая боль, милые ласковые глаза, легкая тень и др.).
Мелодичность, музыкальность речи достигается традиционными для Чехова двукратными, троекратными повторами, однородных членов:
И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой , красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека; Она думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила своего мужа, как сына; …Целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез…;…со жгучей любовью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить; Ей казалось, что она недостаточно молода для меня, недостаточно трудолюбива и энергична, чтобы начать новую жизнь, и она часто говорила с мужем об этом, что мне нужно жениться на умной девушке, которая была бы хорошей хозяйкой, помощницей…
В отдельных случаях троекратные повторы сопутствуют многократным в одном предложении:
Ее взгляд, изящная благородная, рука, которую она подавала мне, ее домашнее платье, прическа, голос, шаги всякий раз производили на меня все то же впечатление чего-то нового, необыкновенного в моей жизни и важного.
Таким образом, посредством изобразительно-выразительных средств (просторечная лексика, метафоры, эпитеты). А. П. Чехов достигает глубины психологического анализа в рассказе.
Учитель: Спасибо, ребята. А теперь мы предоставим слово 2–й творческой группе, которые понаблюдали за чеховским диалогом в рассказе.
Выступают ребята 2-й группы.
Цель нашего исследования - доказать, что диалог, встречающийся в рассказе, является также средством раскрытия характеров героев (идет презентация).
В рассказе диалог встречается не часто, но, так же, как и другие средства, имеет характерологическую функцию. Так, когда за обедом у Лугановичей Алехин рассказывает о деле поджигателей, Чехов приводит всего две реплики: Анны Алексеевны и Лугановича. Но в этих репликах писатель сумел выразить нравственную сущность героев:
Анна Алексеевна все покачивала головой и говорила мужу: «Дмитрий, как же это так?»
Мы видим, что она взволнована рассказом Алехина, солидарна с ним и так же возмущена фактом неправосудия.
Мы с вами не поджигали, - говорил он ( Луганович) мягко, - и вот нас же не судят, не сажают в тюрьму.
И здесь явственно виден характер человека: « Луганович - это добряк, один из тех простодушных людей, которые держатся мнения, что раз человек попал под суд, то, значит, он виноват»
Особенность диалога, происходящего между Анной Алексеевной и Алехиным в театре, состоит в том, что Алехин по воле автора остается как бы в тени (у него всего лишь одна малозначительная реплика), в то время как Анне Алексеевне принадлежит главная роль. Передает душевное состояние героини, ее борьбу с собой, с зарождающейся любовью к Алехину.
Последние реплики героини рассказа, которые звучат в конце повествования о « тихой, грустной любви», выдают ее плохое настроение, раздражение от «сознания неудовлетворенной, испорченной жизни»:
Когда я ронял что-нибудь. то она говорила холодно:
Поздравляю вас.
Если, идя с ней в театр. Я забывал взять бинокль, то потом она говорила:
Я так и знала, что вы забудете.
Таким образом, можно говорить о том, что посредством речевой характеристики при употреблении диалога Чехову удалось изобразить и нравственный мир, и целую гамму чувств и настроений своих героев.
Учитель: Спасибо, ребята. Слово предоставляем 3- й творческой группе
Цель нашего исследования - показать роль детали в рассказе (презентация).
В творчестве Чехова можно отметить такую характерную деталь. Если в ранних рассказах писатель часто занимал позицию стороннего наблюдателя, то в рассказе «О любви» за фигурой рассказчика, помещика Алехина, ясно виден автор, с его мыслями, взглядами, чувствами, и голос его все чаще сливается с голосом рассказчика. Это проявляется в рассуждениях Алехина о любви, о том, что нужно «объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщить», о возможности и невозможности счастья с любимой женщиной. И, наконец, в выводах, которые автор делает устами своего героя:
…я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то. Что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Исследователи Чехова справедливо отмечают такую существенную черту стиля Чехова, как обстоятельность авторского повествования, « достигаемую подробной детализацией описываемых фактов и явлений»6.
Перечисления различного рода деталей организуются в тексте в подробные сложные синтаксические целые:
Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа тут у меня кипела неистовая; я самтоже пахал, сеял, сеял и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы; тело мое болело, и я спал на ходу.
…Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что собственно в ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней; тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно : я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые умные глаза я видел уже когда – то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.
Таким образом, через детали автор показал , что размышления Алехина помешали ему решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина- не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли…Но нет в его жизни главного- ясной и глубокой, высокой жизненной цели. И это губит его.
Подведение итогов.
Учитель: Мы благодарны всем нашим участникам урока - исследования. Ребята провели большую исследовательскую работу, на что указывают приводимые ими цитаты из произведения, а также используемый ими материал из источников наших литературоведов.
А теперь давайте еще раз скажем, что придало рассказу «О любви» лаконичность, выразительность, изящность с точки зрения его художественной формы? (звучат ответы обучающихся).
Задание на дом:
Написать сочинение - миниатюру на одну из тем:
- Кто такие «футлярные люди»?
- Счастливые и несчастливые герои «маленькой трагедии»
Литература:
1.Чехов в воспоминаниях современников.-М.. 1986.-с.187.
2.Литературное наследство.-1960.-т.68.-с.260.
3.Авилова Л.А. Рассказы. Воспоминания. --М..1984.-с.116-192.
4.Бунин И.А. Собр. Соч...6В 9 т.-Т.9.-с.230
5.Чехов А.П. Полн. собр. Соч...В 30 т.-Письма.-Т.7.-С.9
6.Бельчиков Ю.А., Карпов Е.Л. Наблюдения над стилем авторского повествования в рассказах А.П. Чехова//РЯШ.,!986.-№1.-С.41
Перечень используемых на уроке ЭОР:
1.Презентации, созданные обучающимися (по указанной теме).
Аннотация
Активизации познавательного уровня обучающихся на уроках литературы способствуют такие уроки, как урок – исследование. Исследовательское творчество в обучении предполагает введение общих и частных методов на всех его этапах – от восприятия до введения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и ее современного состояния, а также информации, которая знакомит обучающихся с методами научного познания литературы как науки. Создание компьютерной презентации самими обучающимися на таких уроках – хороший метод, стимулирующий мыслительную активность и поднимающий уровень творческой самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу Чехова "Каштанка"
Представлен конспект урока по литературе в 6 классе. Чехов "Каштанка"...
Урок по произведению Чехова "Ионыч".
Урок по произведению Чехова "Ионыч". Урок построен в виде диспута...
Презентация урока Анализ рассказа Чехова "О любви"
Данный материал поможет учителю подготовить и провести урок по анализу рассказа "О любви"...
Открытый урок по рассказу Чехова "Ионыч"
Предлагаю технологическую карту урока для 10 класса по рассказу Чехова "Ионыч". Урок с использованием средств ИКТ, есть презентация....
Урок по рассказу Чехова "Толстый и тонкий".
Структура и содержание урока1. Тема Урок-мастерская. «По следам толстых и тонких»2. Цель. Цели урока:1) Познавательная:•...
Конспект урока литературы Мастерство Чехова-рассказчика. 10 класс
Конспект урока литературы на тему "Мастерство Чехова-рассказчика". 10 класс...
Анализ рассказа А.П.Чехова " любви"
В разработке представлен вариант анализа рассказа А.П.Чехова "О любви"....