Урок по литературе в 5 классе Антон Павлович Чехов "Каштанка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Грищенко Инна Сергеевна

Конспект урока в 5 классе ( по учебнику-хрестоматии « Шаг за горизонт» авторов Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята!!

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

 И работать начинаем.

       А начну урок с загадки:

Лежит – молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать даёт.  ( Собака).

        Правильно, это собака. А у кого есть собака? Я надеюсь вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными.

Как образ собаки связан с нашим уроком? Ваши предположения.

        Сегодня мы с вами посвящаем наш урок собаке по кличке Каштанка, героине рассказа А.П. Чехова.

        Тема нашего урока «Славный народ собаки».

 Так А.П. Чехова сказал о братьях наших меньших. А мы сегодня с вами, прочитав дома произведение, на какие вопросы будем искать ответ. Сформулируйте эти  вопросы. Вам может помочь карта урока, к которой мы будем обращаться в течение всего урока.

  1. Целеполагание.

1. Понять идею рассказа А.П.Чехова «Каштанка» и определить средства её раскрытия.

2. Развивать способность анализировать   прозаический текст.

3. Воспитывать чувство любви к животному миру и уважение к друг другу при работе в группах.

  1. Основная часть урока.

1.Знакомство с биографией автора.

          Ребята, а для чего вы взяли в дом собаку?

Так и А.П. Чехов любил животных? В доме его семьи всегда много было домашних животных.

          Антон Павлович Чехов родился  в городе  Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра.  Его отец Павел Егорович  при своих очень скудных средствах всем детям дал образование в гимназии, учил музыке. Отец и мать вносили в жизнь детей много ласки и добра и воспитали любовь к природе. А.П. Чехов очень любил цветы, животных; его радовала близость с природой. У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах  деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди,  это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов  огорчаются, радуются, волнуются, грустят. А нам предлагается для изучения рассказ «Каштанка». Существует несколько историй создания этого рассказа. Вот одна из них.

В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для «Каштанки». Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником. И все думали, что Антон Павлович описал Разделите изученную информацию на группы и обозначьте символами:

2. Сравнительная характеристика.

        Одну из историй жизни Каштанки мы прочитали дома.

Какой прием нам нужно выбрать, чтобы достичь следующей цели урока:

Развивать способность анализировать   прозаический текс                           

                          Приёмы

сравнения         описания          повествования

Что мы должны сравнить?

  1. Составить проект. 1 группы - «Жизнь Каштанки у столяра», 2 группа – «Жизнь Каштанки у незнакомца». Распределить задания в команде.

Работа в группах.

Столяр

Хозяин

Незнакомец

Квартира

Место

Пища

Фокусы

Друзья

Отношение к собаке

Поведение собаки

Кличка  или имя?

 Физкультминутка

Представьте, вы с Каштанкой пошли на прогулку в лес. Вдруг на вашем пути появилась маленькая речушка, и вы её запросто перепрыгнули. Потов вы увидели ежа, нагнулись к нему, чтобы его лучше рассмотреть. Посмотрели и пошли дальше. Тишину прервал звук пролетающего самолета, и вы подняли голову и проводили его своим взглядом. Вот вы заметили небольшой пенёк и присели на него.

Защита проектов.

Жизнь Каштанки у столяра и незнакомца.

Стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы… (богатая)

Квартира

Кресло, диван, лампа, ковры (бедная)

Под верстаком

Место

Маленький матрасик

Клестер,

Пища

Кусочки мяса, хорошая пища

Каштанка

Имя

Тетка

Сердито кричал

Отношение

Обращение по имени, беседа, гладили

мучение

Фокусы

дрессировка

Боязливость, страх

Поведение

Уверенность, страх

нет

Друзья

Животные, названные человечьими именами

Где лучше у незнакомца или у столяра?

Словарная работа:

Писатель-анималист - пишет о животных.

Монолог – речь одного человека.

Третировать – обращаться с кем-то презрительно.

Без всякой церемонии – запросто.

Вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)

Вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.

Столяр -      мастер по деревянной мебели.

Плотник – мастер по деревянным зданиям.   

Итог.

Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность; они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска и славы. В свое истории о жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям наши меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу: «Славный народ собаки».

Ребята, как вы считаете, нужно ли помнить такие истории? Что нам может напоминать?

  1. Домашняя работа

Память о Каштанке  увековечена. Поставлен памятник этой замечательной собаке и её новым друзьям. Как вы думаете, в каком городе? Конечно, в Таганроге, на родине

А.П. Чехова? И вы попробуете себя в роли деятеля искусств. Представьте, что объявлен конкурс на лучший эскиз памятника Каштанке как символу верности и преданности. А у кого не получится слепить, можете нарисовать, каким вы видите памятник собаке. А это моё представление о памятнике этой замечательной собачке.

  1. Самооценка.

А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами незаконченный рисунок цветка. Вы его можете завершить, прикрепив лепестки, но сначала прочитайте, что на них написано. И если вы с этим согласны, прикрепите лепесток к сердцевине.

1.Я  понял(а), что приём сравнения помогает анализировать рассказ.

2.Я понял(а) работу приёма «Инсерт».

3.Я узнал, что такое кольцевая композиция.

4.Я принимал активное участие в создании проекта.

5.Я не буду обижать животных.

Почему я себе поставил «5»? Почему я себе поставил «4»?

Благодарю всех за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".

Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)

Цель: Обобщение и систематизация  знаний  учащихся по теме «Сказки»Задачи:  1. Активизировать мыслительную и  творческую  деятельность   учащихся.2. Разв...