Урок по литературе в 5 классе Антон Павлович Чехов "Каштанка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока в 5 классе ( по учебнику-хрестоматии « Шаг за горизонт» авторов Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята!!
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
А начну урок с загадки:
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать даёт. ( Собака).
Правильно, это собака. А у кого есть собака? Я надеюсь вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными.
Как образ собаки связан с нашим уроком? Ваши предположения.
Сегодня мы с вами посвящаем наш урок собаке по кличке Каштанка, героине рассказа А.П. Чехова.
Тема нашего урока «Славный народ собаки».
Так А.П. Чехова сказал о братьях наших меньших. А мы сегодня с вами, прочитав дома произведение, на какие вопросы будем искать ответ. Сформулируйте эти вопросы. Вам может помочь карта урока, к которой мы будем обращаться в течение всего урока.
- Целеполагание.
1. Понять идею рассказа А.П.Чехова «Каштанка» и определить средства её раскрытия.
2. Развивать способность анализировать прозаический текст.
3. Воспитывать чувство любви к животному миру и уважение к друг другу при работе в группах.
- Основная часть урока.
1.Знакомство с биографией автора.
Ребята, а для чего вы взяли в дом собаку?
Так и А.П. Чехов любил животных? В доме его семьи всегда много было домашних животных.
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра. Его отец Павел Егорович при своих очень скудных средствах всем детям дал образование в гимназии, учил музыке. Отец и мать вносили в жизнь детей много ласки и добра и воспитали любовь к природе. А.П. Чехов очень любил цветы, животных; его радовала близость с природой. У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди, это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов огорчаются, радуются, волнуются, грустят. А нам предлагается для изучения рассказ «Каштанка». Существует несколько историй создания этого рассказа. Вот одна из них.
В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для «Каштанки». Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником. И все думали, что Антон Павлович описал Разделите изученную информацию на группы и обозначьте символами:
2. Сравнительная характеристика.
Одну из историй жизни Каштанки мы прочитали дома.
Какой прием нам нужно выбрать, чтобы достичь следующей цели урока:
Развивать способность анализировать прозаический текс
Приёмы
сравнения описания повествования
Что мы должны сравнить?
- Составить проект. 1 группы - «Жизнь Каштанки у столяра», 2 группа – «Жизнь Каштанки у незнакомца». Распределить задания в команде.
Работа в группах.
Хозяин | Незнакомец | |
Квартира | ||
Место | ||
Пища | ||
Фокусы | ||
Друзья | ||
Отношение к собаке | ||
Поведение собаки | ||
Кличка или имя? |
Физкультминутка
Представьте, вы с Каштанкой пошли на прогулку в лес. Вдруг на вашем пути появилась маленькая речушка, и вы её запросто перепрыгнули. Потов вы увидели ежа, нагнулись к нему, чтобы его лучше рассмотреть. Посмотрели и пошли дальше. Тишину прервал звук пролетающего самолета, и вы подняли голову и проводили его своим взглядом. Вот вы заметили небольшой пенёк и присели на него.
Защита проектов.
Стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы… (богатая) | Квартира | Кресло, диван, лампа, ковры (бедная) |
Под верстаком | Место | Маленький матрасик |
Клестер, | Пища | Кусочки мяса, хорошая пища |
Каштанка | Имя | Тетка |
Сердито кричал | Отношение | Обращение по имени, беседа, гладили |
мучение | Фокусы | дрессировка |
Боязливость, страх | Поведение | Уверенность, страх |
нет | Друзья | Животные, названные человечьими именами |
Где лучше у незнакомца или у столяра? |
Словарная работа:
Писатель-анималист - пишет о животных.
Монолог – речь одного человека.
Третировать – обращаться с кем-то презрительно.
Без всякой церемонии – запросто.
Вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
Вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
Столяр - мастер по деревянной мебели.
Плотник – мастер по деревянным зданиям.
Итог.
Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность; они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска и славы. В свое истории о жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям наши меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу: «Славный народ собаки».
Ребята, как вы считаете, нужно ли помнить такие истории? Что нам может напоминать?
- Домашняя работа
Память о Каштанке увековечена. Поставлен памятник этой замечательной собаке и её новым друзьям. Как вы думаете, в каком городе? Конечно, в Таганроге, на родине
А.П. Чехова? И вы попробуете себя в роли деятеля искусств. Представьте, что объявлен конкурс на лучший эскиз памятника Каштанке как символу верности и преданности. А у кого не получится слепить, можете нарисовать, каким вы видите памятник собаке. А это моё представление о памятнике этой замечательной собачке.
А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами незаконченный рисунок цветка. Вы его можете завершить, прикрепив лепестки, но сначала прочитайте, что на них написано. И если вы с этим согласны, прикрепите лепесток к сердцевине.
1.Я понял(а), что приём сравнения помогает анализировать рассказ.
2.Я понял(а) работу приёма «Инсерт».
3.Я узнал, что такое кольцевая композиция.
4.Я принимал активное участие в создании проекта.
5.Я не буду обижать животных.
Почему я себе поставил «5»? Почему я себе поставил «4»?
Благодарю всех за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".
Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...
Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сказки»Задачи: 1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.2. Разв...