Урок по рассказу Чехова "Каштанка"
материал по литературе (6 класс) по теме

Представлен конспект урока по литературе в 6 классе. Чехов "Каштанка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_Chehov.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Астахова Л.А.

Урок литературного чтения по теме:

Чехов А.П. «Каштанка»

Познавательная цель урока: учить анализировать текст рассказа, продолжить формирование умения грамотно и выразительно читать текст.

Развивающая цель урока: расширять словарный запас учащихся.

Воспитательная цель урока: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, дети! Мы проводим урок литературного чтения. Кто готов к уроку, сядьте, пожалуйста.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Свои ответы на уроке вы можете начинать с этих слов. Прочитайте их.

        На доске: Я думаю, что…

                         Я считаю, что…

                         Мне кажется…

                          По-моему…

А начнём наш урок мы с загадки: Лежит – молчит,

                                                           Подойдёшь – заворчит.

Кто это? Правильно, это собака. Поднимите руки, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке, и наше занятие не оставит вас равнодушными. У Антона Павловича Чехова тоже было особое отношение к собакам. Из воспоминаний А.И.Куприна мы знаем, что в доме писателя постоянно жили эти животные, и клички им Чехов давал с присущим ему юмором – Каштан, Бром, Хина. Как вы думаете, почему писатель так называл своих питомцев?

        На свете множество собак, но мы сегодня на уроке поговорим лишь об одной – о героине рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Это последний урок по теме, поэтому мы проведём краткий анализ всего текста, продолжим учиться грамотно и выразительно читать текст, узнаем лексическое значение новых для вас слов, фразеологизмов, познакомимся с пословицами, будем подбирать слова для составления рассказа о Каштанке, будем учиться быть добрее по отношению к животным, внимательнее друг к другу.

  1. Задание : подберите однокоренные слова к слову собака

        На доске после ответов детей открывается запись:

Собачка

Собачонка

Собачий

Собачник

Собаковод.

Какой корень в этих словах? Прочитайте молча, следя за указкой. Прочитайте вслух целыми словами на одном дыхании.

  1. Словарная работа.

У некоторых из вас на партах лежат карточки. Возьмите их в руки. Поработаем с фразеологизмами - устойчивыми сочетаниями слов со словом «собака». Что обозначает выражение «собак гонять»? Прочитайте. Объясните фразеологизм «вешать всех собак»? Что обозначает выражение «собаку съел на чём-то, в чём-либо»? А кто себя считает знатоком собачьих пород? Назовите известные вам породы. А какой породы была Каштанка?

На доске после ответов учащихся открывается запись:

Помесь таксы с дворнягой, мордой похожа на лисицу.

 Ребята, а как вы объясните слова: В такую погоду хозяин собаку из дома не выпустит (не выгонит)? О какой погоде так говорят?

  1. Анализ произведения.

Вспомните, какая погода была в тот вечер, когда потерялась Каштанка. Прочитайте со слов «Каштанка бегала…»

Из-за чего Каштанка потерялась? Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

Да, Каштанка потерялась из-за того, что не любила громкую музыку. На незнакомой улице ей было одиноко и страшно. Прочитайте, как об этом пишет автор. Что усиливало несчастье собаки? Правильно, голод и холод. Давайте перечитаем последнее предложение 1 главы. Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?

На доске после ответов учеников открывается запись:

Несчастная

Одинокая

Озябшая

Голодная

Но дальше начинается новая жизнь Каштанки. Вспомните, в чей дом она попала? Как к ней отнёсся незнакомец? Докажите текстом. Несмотря на то, что Каштанке было так сыто, тепло, уютно в новом доме, кого она вспомнила, засыпая на своём матрасике? Прочитайте. Как к Каштанке относились прежние хозяева? Какая собака может тосковать о своих хозяевах, которые не любили её?

        На доске открывается запись:

Верная

Преданная

С кем познакомилась Каштанка в доме незнакомца? Что делали эти животные в квартире незнакомца? Давайте покажем, что умел делать гусь. Перечислите все движения. Объяснить смысл слов нам поможет Толковый словарь.

  1. Презентация «Цирк».

Кто из вас был в цирке? Цирк – это всегда праздник. Цирк – одно из самых древних искусств. Это любимое зрелище всех народов сохранилось до сих пор. Каким бы ни был цирк в любой стране мира – передвижным, маленьким или стационарным (постоянным) – арена в нём всегда одной и той же величины. Диаметр её равен 13 метрам. Это установлено навсегда. И навсегда установлена и круглая форма арены. Почему? А всё из-за того, что когда-то большую часть программы занимали выступления наездников и дрессированных лошадей – а им-то как раз нужна была круглая площадка такого размера. Сейчас в цирке выступают ловкие акробаты и эквилибристы, дрессировщики и наездники, фокусники и воздушные гимнасты и, конечно же, создатели особого, радостного настроения – клоуны. Ведь цирк – это праздник!

  1. Продолжение анализа произведения.

Какую новую кличку дал дрессировщик Каштанке? Сколько Тётка прожила в его доме? Давайте прочитаем, о чём по вечерам грустила собака? Кто ей виделся? Она уже забыла их имена, их облик, но помнила, что они ей симпатичны, помнила она и запах в столярной мастерской.

        Чему обучилась собака в доме дрессировщика? Какое качество не раз подчёркивал учитель?

        На доске после ответов учащихся открывается запись:

Способная

Талантливая

Умная

Животные способны не только учиться чему-либо, но и предчувствовать, предугадывать изменения погоды, природные катаклизмы, плохие события, происходящие в доме. Вспомните, чем были обеспокоены животные ночью? Кто был «этот чужой», которого не было видно, нельзя было укусить, так как он не имел формы? За кем пришла смерть? Из-за чего умер гусь?

Гусь умер, и Каштанке пришлось заменить его на представлении. Последняя глава называется «Неудачный дебют». Объясните значение слова «дебют».

Прочитайте, как в глазах Каштанки выглядел цирк. С чем собака сравнила купол цирка? Супник, супница – это специальная кастрюля, в которой подают суп к столу. Если её перевернуть, то по форме она будет напоминать купол цирка. Где собака могла видеть супник? Конечно, на столе хозяина.

А теперь я прочитаю вам отрывок, в котором описывается какое-то животное, попробуйте догадаться, о ком я прочла.(Учитель читает отрывок с описанием слона.)

На этом удивление и новые впечатления Каштанки не кончились. Каким необычным занятием был занят дрессировщик? С хозяином собаки случилась метаморфоза. Объяснит смысл этого слова Толковый словарь.

Какое чувство человека передалось животному? Где собака ещё раз испытала ужас? Как повела она себя, когда чемодан открылся? Как подействовал на собаку тот новый мир, в который она попала? Почему Тётка завыла?

  1. Выразительное чтение отрывка по ролям.

Чем закончилось выступление Каштанки, мы прочитаем по ролям.

Распределение ролей, определение тембра, темпа, интонации голоса автора, Федюшки, Луки Александрыча.

  1. Творческая работа.

Какие чувства вызвал у вас конец этой истории? Хотелось бы вам, чтобы рассказ закончился по-другому? Как? А почему?

 Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу?

На доске:

        Собака помнит, кто её кормит.

        В гостях хорошо, а дома лучше.

        От учителя наука.

        У голодного хлеб на уме.

Проверка творческого задания, обсуждение пословиц.

  1. Итог урока.

Выставление оценок, задание на дом по выбору – составить рассказ от имени Каштанки с помощью опорных слов (трудное), составить рассказ от имени дрессировщика (лёгкое).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...